Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 33/24661/ 20 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ЕЛЕНА БРЕДИС Мывсе очень озабочены тем, что уровень образо- вания в стране неуклонно снижается. Вот только что мы под этим имеем в виду? В конце концов наши ребята первые в мире на олимпиадах по информатике, вторые по- сле Малайзии — по мате- матике. Если есть деньги на хороших репетиторов, то при желании ребенка можно подтянуть по лю- бому предмету. Тогда что же нас так волнует? Может, то, что огромный объем информации, которым шпигуют наших детей, не переходит в совершенно иное, духовное качество? Можно ли назвать образованным челове- ка, который «усвоил» школь- ную программу, сдал прилич- но ЕГЭ, но при этом безграмот- но пишет и не читает книг? А если он так и не определился, «что такое хорошо, а что такое плохо» с точки зрения наших культурных традиций? А если он вообще из этих традиций «выламывается»? Уже второй год подряд в липецкой сорок третьейшколе одиннадцатого февраля про- ходит День памяти Пушкина. Причемтотально, во всехклас- сах, с первого по последний. В этот день Пушкина не «изуча- ют», а пытаются понять, осоз- нать то послание, которое он отправил потомкам — и ныне живущим, и тем, кто придет нам на смену. Проводят этот День памяти студентыфилфа- ка ЛГПУ и их преподаватель, кандидат филологических наук, доцент Александр Кон- дратьев. — Александр Степанович, мне, конечно, интереснее всего то, что вы делали в старших классах… —Японимаю, но начинать- то все равно надо с малышей, если мы хотим чего-то добить- ся. Так что в первых трех клас- сах разговоршел, естественно, о сказках. А вот у старше- классников был организован «круглый стол» на тему «Со- временен ли Пушкин?» Для этого они подготовили докла- ды «Духовный опыт Петруши Гринева и подростки 1814 года» и «Итоги нравственных исканий Онегина и современ- ная культура». Но доклады были совсем небольшие, как говорится, для затравочки. Мыстарались какможно боль- ше времени оставить на разго- вор с ребятами. Так случилось, что эта наша встреча проходи- ла вскоре после трагических событий в московской школе. Вот вам лишнее доказатель- ство тому, что происходит, если за рамки образовательно- го процесса выводится вопрос «Ради чего?» Неужели только ради того, чтобы прилично сдать ЕГЭ? Или все-таки есть более высокие цели? Я бы тут привел строчки из стихотво- рения нашей поэтессы Ната- лии Ушаковой: «У помойки бабушка. Скверные дела… В баке вместо хлебушка Пуш- кина нашла». Дела скверные Кандидат филологических наук, доцент филфака ЛГПУ Александр Кондратьев: «Вперед, к Пушкину!» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ может быть интересен только в случае какого-то скандала вокруг его имени. — Да, тому доказательство — кошмарный фильм, кото- рый показало Рен-ТВ. Под- тасовка фактов, элементарное незнание жизни поэта, наглая ложь — и эту гремучую смесь нам сегодня предлагают на фоне того, что дети перестали читать, им нечего противопо- ставить этой фальсификации. Да и вшколах их не учат пони- матьподлинныйсмысллитера- турных произведений. Вспом- ните, как Толстой натурально издевается над Наполеоном и как он пишет о Кутузове, который буквально затерялся и был незаметен среди опол- ченцев во время молебна. Вот он, наш культурный код: ты становишься кем-то, только растворившись в остальных. А сейчас у нас нравственная, духовная состоятельность че- ловека подменяется идеей исключительности. Но если нет нравственного и духовного наполнения, то свою исклю- чительность можно проявить только античеловеческим, антиобщественным способом. — Но ведь у подростков в головах такая солянка, не- ужели туда еще можно что-то вложить? — И в головы, и в души, — им ведь всего четырнадцать- пятнадцать лет. Конечно, их пытаются оболванить, но я уже говорил, что человеческая природа этому сопротивляется. И если мы вовремя окажемся рядом и укажем верное на- правление, то все еще можно изменить. Во время «круглого стола» ребята задавали много вопросов, сами же пытались на них отвечать. И что самое важное: они сказали, чтоимза- хотелосьперечитатьПушкина. Они вдруг почувствовали, как онимблизокисовременен.Они поняли, чтоунегоможнонайти ответы на многие волнующие ихвопросы.Аглавное, они ста- ли себе эти вопросы задавать. —Вы планируете и впредь проводить такие Дни памяти Пушкина? — Конечно, и не только Пушкина. Я очень благодарен директору этойшколыГалине Николаевне Астаховой, ко- торая уже второй год идет на то, чтобы ломать расписание во всей школе ради таких вот встреч, таких разговоров. А когда вся школа вовлече- на — это уже общность. Она очень чутко замечает лакуны в сознании детей и использует любую возможность, чтобы эти пробелы заполнить. — Но ведь это «точечная бомбардировка» и редкая. Вы ушли—и они снова оказались в той же среде… Имеет ли это смысл? —Даже еслидесять человек из всей школы что-то поняли и пересмотрели в себе, они потом расскажут это другим, они нач- нутсоздаватьвокругсебядругое пространство.Нояубежден,что их не десять, а гораздо больше, значит, и пространство будет больше. Я не сомневаюсь, что у нас еще естьшанс восстановить тот самый культурный код в душе человека. Просто надо этимшансом пользоваться. Формула культурного кода Александра Кондратьева: Человек всё и часть всего. Приоритет долга над самоутверждением. Способность к самосовершенствованию. “ не только у бабушки, но и у нашего общества. —Инад какимже главным вопросом выхотели заставить задуматься ребят? —Стоитлиимсегодняогра- ничиватьсебятакимипонятия- ми, как долг, ответственность, совесть, честь. Ведь им посто- янно со всех сторон внушают, что они все — уникальные, особенные, неповторимые. Это чисто западная установка, которая нам никогда не была свойственна. Но ведь в школе с ними говорят не об этом, а о том, чем метафора от сравне- ния отличается. В итоге там, где должны уже были бы быть мировоззренческие представ- ления, оказывается вакуум, который таким может запол- ниться, чтомалоне покажется. —Но не слишком ли далек от них Петруша Гринев? — А суть духовного роста человека не меняется. Когда импоказываешь, какПетруша из балаганногоперсонажа пре- вратился в Петра Андреевича через осознание чувства долга, они начинают понимать, что это повесть не о Пугачевском восстании, а совсем о другом. Гринев ведь отвечает на три вопроса Пугачева так же, как Иисус отвечал на искушения Злого духа. И если вначале Пугачев спасает Петрушу от разбушевавшейся стихии, то потом уже повзрослевший Петруша пытается вывести Пугачева из неуправляемой духовной стихии. Ребенок, подросток за несколько меся- цев становится взрослым че- ловеком за счет осознания, что он не сам по себе, а часть этого мира, что он ответственен за этот мир и судьбы других людей. И вот когда ребятам об этом говоришь, они начинают по-другому смотреть и на ге- роев повести, и на самих себя. Они вдруг понимают, что это повесть про них, и начинают сопоставлять себя с главным героем. —Но выже сами говорите, что им сегодня со всех сторон внушают: «выделись любым способом». Как же они могут «примерить»Петрушунасебя? — Да потому что в при- роде человеческой заложено стремление к гармонии со всем миром, к благодати. Просто их к этой человеческой природе никто лицом не поворачивал, с ними никто не говорил вот об этойдуховнойвертикали.Дай- те им к этому прикоснуться, и они мгновенно отреагируют. Так же повернулся и разговор о «Евгении Онегине». Для ребят было полным открыти- ем, что это разговор не о той жизни, которая закончилась, а о нынешней, которая про- должается. Ведь в центре ли- тературы девятнадцатого века был человек с его духовными исканиями, метаниями, по- исками смысла жизни. А это все то, что остается в человеке неизменным. Если, конечно, он остается человеком. Ведь прежде чем требовать для себя каких-то прав, неплохо бы понять, являешься ли ты в полной мере человеком. — Для этого у того же под- ростка должно быть представ- ление о том, чтоже такое homo sapiens и чем он отличается от человека потребляющего… — Так ведь все это есть в нашей великой литературе! Просто ее надо в школе не «изучать», не «проходить». Покажите детямпуть Онегина от праздной жизни, от «пу- стого действия» к осознанию себя как части этого мира. По- кажите, что модель жизни, в которой нет ответственности, а есть только удовольствия и развлечения, — это всего лишь дешевый суррогат, к подлиннойжизнинеимеющий никакого отношения. Мы же сталкиваемся сейчас с жутки- ми случаями, когда молодые люди на вопрос «Почему ты убил?», «Почему издевался?» отвечают: «Прикольно!» А для Онегина смерть Ленского переворачивает все. При том что это убийство совершено по всем законамдуэльного кодек- са того времени. В том-то все и дело, что понятия совести, чести, достоинства, долга ни- чуть не изменились со времен Пушкина. Антураж жизни поменялся, но не ее суть. — Не соглашусь — уже меняется и суть. Точнее, она вытесняется, подменяется антуражем… —Беда в другом: если герой Пушкина ждал на перепутье шестикрылого серафима, то где этот серафимдля современ- ного молодого человека? Мы теперь сами по себе, для нас важнее всего личный успех. Но это не наш исконный путь! Православие — это ощущение себя частью всех и всего, обо- собление себя — путь запад- ный. Почему у нас сегодня в вузах проводятся конкурсы красоты, всевозможные ме- роприятия ко Дню святого Валентина, но не проводится День памяти Пушкина? Что же мы так позволяем ломать наш культурный код? —В нынешнем «формате» того же телевидения Пушкин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz