Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 33/24661/ 20 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ЕЛЕНА БРЕДИС Мывсе очень озабочены тем, что уровень образо- вания в стране неуклонно снижается. Вот только что мы под этим имеем в виду? В конце концов наши ребята первые в мире на олимпиадах по информатике, вторые по- сле Малайзии — по мате- матике. Если есть деньги на хороших репетиторов, то при желании ребенка можно подтянуть по лю- бому предмету. Тогда что же нас так волнует? Может, то, что огромный объем информации, которым шпигуют наших детей, не переходит в совершенно иное, духовное качество? Можно ли назвать образованным челове- ка, который «усвоил» школь- ную программу, сдал прилич- но ЕГЭ, но при этом безграмот- но пишет и не читает книг? А если он так и не определился, «что такое хорошо, а что такое плохо» с точки зрения наших культурных традиций? А если он вообще из этих традиций «выламывается»? Уже второй год подряд в липецкой сорок третьейшколе одиннадцатого февраля про- ходит День памяти Пушкина. Причемтотально, во всехклас- сах, с первого по последний. В этот день Пушкина не «изуча- ют», а пытаются понять, осоз- нать то послание, которое он отправил потомкам — и ныне живущим, и тем, кто придет нам на смену. Проводят этот День памяти студентыфилфа- ка ЛГПУ и их преподаватель, кандидат филологических наук, доцент Александр Кон- дратьев. — Александр Степанович, мне, конечно, интереснее всего то, что вы делали в старших классах… —Японимаю, но начинать- то все равно надо с малышей, если мы хотим чего-то добить- ся. Так что в первых трех клас- сах разговоршел, естественно, о сказках. А вот у старше- классников был организован «круглый стол» на тему «Со- временен ли Пушкин?» Для этого они подготовили докла- ды «Духовный опыт Петруши Гринева и подростки 1814 года» и «Итоги нравственных исканий Онегина и современ- ная культура». Но доклады были совсем небольшие, как говорится, для затравочки. Мыстарались какможно боль- ше времени оставить на разго- вор с ребятами. Так случилось, что эта наша встреча проходи- ла вскоре после трагических событий в московской школе. Вот вам лишнее доказатель- ство тому, что происходит, если за рамки образовательно- го процесса выводится вопрос «Ради чего?» Неужели только ради того, чтобы прилично сдать ЕГЭ? Или все-таки есть более высокие цели? Я бы тут привел строчки из стихотво- рения нашей поэтессы Ната- лии Ушаковой: «У помойки бабушка. Скверные дела… В баке вместо хлебушка Пуш- кина нашла». Дела скверные Кандидат филологических наук, доцент филфака ЛГПУ Александр Кондратьев: «Вперед, к Пушкину!» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ может быть интересен только в случае какого-то скандала вокруг его имени. — Да, тому доказательство — кошмарный фильм, кото- рый показало Рен-ТВ. Под- тасовка фактов, элементарное незнание жизни поэта, наглая ложь — и эту гремучую смесь нам сегодня предлагают на фоне того, что дети перестали читать, им нечего противопо- ставить этой фальсификации. Да и вшколах их не учат пони- матьподлинныйсмысллитера- турных произведений. Вспом- ните, как Толстой натурально издевается над Наполеоном и как он пишет о Кутузове, который буквально затерялся и был незаметен среди опол- ченцев во время молебна. Вот он, наш культурный код: ты становишься кем-то, только растворившись в остальных. А сейчас у нас нравственная, духовная состоятельность че- ловека подменяется идеей исключительности. Но если нет нравственного и духовного наполнения, то свою исклю- чительность можно проявить только античеловеческим, антиобщественным способом. — Но ведь у подростков в головах такая солянка, не- ужели туда еще можно что-то вложить? — И в головы, и в души, — им ведь всего четырнадцать- пятнадцать лет. Конечно, их пытаются оболванить, но я уже говорил, что человеческая природа этому сопротивляется. И если мы вовремя окажемся рядом и укажем верное на- правление, то все еще можно изменить. Во время «круглого стола» ребята задавали много вопросов, сами же пытались на них отвечать. И что самое важное: они сказали, чтоимза- хотелосьперечитатьПушкина. Они вдруг почувствовали, как онимблизокисовременен.Они поняли, чтоунегоможнонайти ответы на многие волнующие ихвопросы.Аглавное, они ста- ли себе эти вопросы задавать. —Вы планируете и впредь проводить такие Дни памяти Пушкина? — Конечно, и не только Пушкина. Я очень благодарен директору этойшколыГалине Николаевне Астаховой, ко- торая уже второй год идет на то, чтобы ломать расписание во всей школе ради таких вот встреч, таких разговоров. А когда вся школа вовлече- на — это уже общность. Она очень чутко замечает лакуны в сознании детей и использует любую возможность, чтобы эти пробелы заполнить. — Но ведь это «точечная бомбардировка» и редкая. Вы ушли—и они снова оказались в той же среде… Имеет ли это смысл? —Даже еслидесять человек из всей школы что-то поняли и пересмотрели в себе, они потом расскажут это другим, они нач- нутсоздаватьвокругсебядругое пространство.Нояубежден,что их не десять, а гораздо больше, значит, и пространство будет больше. Я не сомневаюсь, что у нас еще естьшанс восстановить тот самый культурный код в душе человека. Просто надо этимшансом пользоваться. Формула культурного кода Александра Кондратьева: „ Человек всё и часть всего. „ Приоритет долга над самоутверждением. „ Способность к самосовершенствованию. “ не только у бабушки, но и у нашего общества. —Инад какимже главным вопросом выхотели заставить задуматься ребят? —Стоитлиимсегодняогра- ничиватьсебятакимипонятия- ми, как долг, ответственность, совесть, честь. Ведь им посто- янно со всех сторон внушают, что они все — уникальные, особенные, неповторимые. Это чисто западная установка, которая нам никогда не была свойственна. Но ведь в школе с ними говорят не об этом, а о том, чем метафора от сравне- ния отличается. В итоге там, где должны уже были бы быть мировоззренческие представ- ления, оказывается вакуум, который таким может запол- ниться, чтомалоне покажется. —Но не слишком ли далек от них Петруша Гринев? — А суть духовного роста человека не меняется. Когда импоказываешь, какПетруша из балаганногоперсонажа пре- вратился в Петра Андреевича через осознание чувства долга, они начинают понимать, что это повесть не о Пугачевском восстании, а совсем о другом. Гринев ведь отвечает на три вопроса Пугачева так же, как Иисус отвечал на искушения Злого духа. И если вначале Пугачев спасает Петрушу от разбушевавшейся стихии, то потом уже повзрослевший Петруша пытается вывести Пугачева из неуправляемой духовной стихии. Ребенок, подросток за несколько меся- цев становится взрослым че- ловеком за счет осознания, что он не сам по себе, а часть этого мира, что он ответственен за этот мир и судьбы других людей. И вот когда ребятам об этом говоришь, они начинают по-другому смотреть и на ге- роев повести, и на самих себя. Они вдруг понимают, что это повесть про них, и начинают сопоставлять себя с главным героем. —Но выже сами говорите, что им сегодня со всех сторон внушают: «выделись любым способом». Как же они могут «примерить»Петрушунасебя? — Да потому что в при- роде человеческой заложено стремление к гармонии со всем миром, к благодати. Просто их к этой человеческой природе никто лицом не поворачивал, с ними никто не говорил вот об этойдуховнойвертикали.Дай- те им к этому прикоснуться, и они мгновенно отреагируют. Так же повернулся и разговор о «Евгении Онегине». Для ребят было полным открыти- ем, что это разговор не о той жизни, которая закончилась, а о нынешней, которая про- должается. Ведь в центре ли- тературы девятнадцатого века был человек с его духовными исканиями, метаниями, по- исками смысла жизни. А это все то, что остается в человеке неизменным. Если, конечно, он остается человеком. Ведь прежде чем требовать для себя каких-то прав, неплохо бы понять, являешься ли ты в полной мере человеком. — Для этого у того же под- ростка должно быть представ- ление о том, чтоже такое homo sapiens и чем он отличается от человека потребляющего… — Так ведь все это есть в нашей великой литературе! Просто ее надо в школе не «изучать», не «проходить». Покажите детямпуть Онегина от праздной жизни, от «пу- стого действия» к осознанию себя как части этого мира. По- кажите, что модель жизни, в которой нет ответственности, а есть только удовольствия и развлечения, — это всего лишь дешевый суррогат, к подлиннойжизнинеимеющий никакого отношения. Мы же сталкиваемся сейчас с жутки- ми случаями, когда молодые люди на вопрос «Почему ты убил?», «Почему издевался?» отвечают: «Прикольно!» А для Онегина смерть Ленского переворачивает все. При том что это убийство совершено по всем законамдуэльного кодек- са того времени. В том-то все и дело, что понятия совести, чести, достоинства, долга ни- чуть не изменились со времен Пушкина. Антураж жизни поменялся, но не ее суть. — Не соглашусь — уже меняется и суть. Точнее, она вытесняется, подменяется антуражем… —Беда в другом: если герой Пушкина ждал на перепутье шестикрылого серафима, то где этот серафимдля современ- ного молодого человека? Мы теперь сами по себе, для нас важнее всего личный успех. Но это не наш исконный путь! Православие — это ощущение себя частью всех и всего, обо- собление себя — путь запад- ный. Почему у нас сегодня в вузах проводятся конкурсы красоты, всевозможные ме- роприятия ко Дню святого Валентина, но не проводится День памяти Пушкина? Что же мы так позволяем ломать наш культурный код? —В нынешнем «формате» того же телевидения Пушкин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz