Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 1-2/24629-24630/ 1 ЯНВАРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 годы , события , люди Михаил Покровский Осенью ушедшего года в добровском селе Волчье отремон- тировали мост. С одной стороны, событие не Бог весть какое, чтоб вспоминать о нем несколько месяцев спустя. А с другой... Отремонтирован-то редкостный, уникальный объект — один из старейших в России железобетонных мостов постройки 1905 года. Когда я прочитал заметку об этом в районной газете «Знамя Октября», то, естественно, загорелся желанием побывать на месте и увидеть почтенное сооружение своими глазами. Спасибо , барин Но кто же больше дру- гих знает о нем? Оказалось — Мария Кремнева, заве- дующая сельской библиоте- кой, а по совместительству краевед и летописец села. Она, кстати, недавно была отмечена на областномуров- не как хранитель традиций, что справедливо и по заслу- гам. Девиз ее подвижниче- ства, пожалуй, в строках поэта Вадима Шефнера: Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим... МарияПетровналюбезно согласилась побыть гидом и препроводить к мосту. В машине она рассказывала о том, как прекрасно по- левое село Волчье, одно из самых овражистых в об- ласти, о традициях, здесь сохранившихся, о проис- хождении названия села. Версийнесколько, икаждая правдоподобна. Вполне воз- можно, имя селу «дали» водившиеся тут в старину волки. Убедительно и дру- гое предположение: Волчье произошло от диалектного слова «волчик», то есть ов- раг, полукруглый в истоке, расширяющийся к устью. Через один из многочис- ленных оврагов и построил мост графБехтеев более века назад. — В Волчьем из поко- ления в поколение пере- дается предание о том, как это было, — рассказывает краевед. — Барин Бехтеев из соседнего села Хомя- ки любил ездить в нашу церковь преподобного Сер- гия Радонежского. Доби- раться ему приходилось по объездной дороге. В одно из воскресений случилось так, что он опаздывал на службу, а посему повелел кучеру ехать прямиком, через овраг. День выдался дождливым. Спустились по крутому склону вниз, а наверх выбраться не могут — все раскисло от дождя. Рвут лошади коляску, а она ни с места. Так и опоздал барин на службу, — а нашу церковь он любил за ее звон- кие переливчатые колокола. Чтоб впредь опозданий не было, повелел он построить мост через овраг. Да такой, чтоб не дрогнул под любой тяжестью и в любую погоду был проезжим. Славный, крепкий получился мост — 108 лет служит людям. По нему даже тракторы К-700 проезжали — и ничего, вы- держивал. Барина Бехтеева — дворянина из знатного рода, статского советника, бывшего, кстати, почетным мировымсудьей, в селе вспо- минают с благодарностью. Он, я читала, много сделал и для родного края, и для России. Мост на нынешние со- оружения подобного рода не похож. Его особенность и от- личие—монолитно-рамные опоры. Бетонные конструк- циипрекрасно сохранились. На балке хорошо видна и рельефная надпись: «1905». Ну как не покачать головой и не воскликнуть: «Умели же строить наши предки!». Без нынешних машин и механизмов, в глухомани... Ремонт, что был сделан рабочими местного агро- предприятия «Кировское», не затрагивал «устоев» соо- ружения: подлили жидкого бетона на подъезде к мосту, укрепили столбики ограж- дения, отсыпали щебенкой проезжую часть. Получи- лось, как тут говорят, деше- во и сердито, то есть нена- кладно для «Кировского», где директором уважаемый в районе человек — Сергей Копылов. А сердито — в значении «надежно». Барин Бехтеев, надо ду- мать, всего-навсего нашел подрядчика ифинансировал строительство. Но кто же автор проекта? В Волчьем ответа на этот вопрос не знали. Выручил начальник отдела мостов областного управления дорог и транс- порта Анатолий Савельев: — Имя этого человека — Иван Грингоф, саратов- ский инженер. В России он построил немало мостов, в том числе и в нашем крае. Некоторые из них сохрани- лись до наших дней. КРАЙ РОДНОЙ Соединяя берега и судьбы Сами себе Грингофы Но если из века прошло- го перебросить «мостик» в век нынешний, то окажет- ся: традицию мостострои- тельства своими силами на добровской земле за прошед- шее столетие не утратили, она живуча. В последние пять-семь лет тут построено с десятокмостов без участия федерального или регио- нального бюджетов. Глава района Анатолий Глазунов не видит в том ничего не- обычного, примечательного, из ряда вон выходящего. —У нас политика такая: если мост нужен людям, селу, значит, он долен быть возведен. Мы эти сооруже- ния называем скромнее: переправа. Требуются они через овраги, речки и озера. Построить такой объект с привлечением проектных и специализированных ор- ганизаций чрезвычайно дорого. А деньги где? Денег нет. Вот и приходится за- ниматься самим: искать и находить бывшие в упо- треблении конструкции и материалы, технику. Проще с энтузиастами, умельцами и патриотами родного края. Они есть и всегда готовы от- кликнуться и поучаствовать в добром деле совершенно бескорыстно. Беззатратным для бюджета способомвозве- деныпереправычерез речку Делеховка в селе Путятино, через Зотовку и озеро Зарай- ское в райцентре, Становую Рясу в Ратчино и другие. На некоторых из них автор побывал. Необяза- тельно было иметь диплом инженера-мостостроителя, чтобы убедиться, насколько простыи вместе с темнадеж- ны переправы. Строили их, судя по опорам и несущим балкам, с большим запасом прочности. По ним с берега на берег перебираются не только пешеходы, велоси- педисты, мотоциклисты, а также коровы. Через пере- правы без опаски ездят на легковых авто, что и запе- чатлел фотокорреспондент «Липецкой газеты» в Путя- тино, где, по словам специа- листа сельской администра- ции Татьяны Быковских, жителиразделенныхречкой улиц вздохнули облегченно. Да разве только они? В са- момДобромпереправу через озеро Зарайское, соединя- ющееся с рекой Воронеж, с полным на то основанием можно назвать жизненно важным объектом. — Люди довольны, — высказал свое мнение жи- тель улицы Калинина Вик- тор Чиляев. —Посмотрите, какая основательная пере- права, легковушки по ней проезжают. И в половодье ее не снесет, не то что старый деревянный мосток. В восхитительных тонах говорил о бетонной пере- праве через СтановуюРясу и житель села Ратчино Нико- лай Щиров. Он же показал полузатонувшую деревян- ную мостушку, наполовину скрытую рекой. Переби- раться по ней было небе- зопасно, вешними водами ее смывало или корежило и приходилось с регулярно- стью раз в год восстанавли- вать временное сооружение. — Теперь мы, то есть ратчинцы, в покое. Такая махина любой напор воды и Славный, крепкий получился мост — 108 лет служит людям. Барина Бехтеева в селе вспоминают с благо- дарностью. ” В липецком крае 94 моста федерального значения, 228 — реги- онального плюс 30 так называемых муници- пальных мостов. ” Ольга Шкатова Актерскую династию Коноваловых, обосновавшихся в наших краях около двадцати лет назад, хорошо знают зрители сразу трех липецких театров. В юбилейный для области год в этой семье состоятся два важных события: чета Коноваловых-старших отметит 45-летие супруже- ской жизни, а их шестилетняя внучка Аня, ставшая в 2013 году победительницей Кубка России по современ- ным танцам в Москве, пойдет в первый класс. П онимая, как важно развиваться в разных направлениях, роди- тели дали дочери возмож- ность попробовать всего по- немногу. Так Аня выбрала английский язык, бассейн и занятия хореографией в школе танца «Тандем». Ког- да пришла пора готовитьсяк школе, на семейном совете решили из детского сада де- вочку забрать, чтобы умень- шить ее нагрузку. К томуже и график работывсех членов семьи вполне позволяет оставаться Ане дома. У ее мамы, актрисы Липецкого государственного театра кукол Валентины Бабки- ной, репетиции и спектакли обычно в первой половине дня, когда бабушка, актриса Липецкого государственно- го академического театра драмы им. Л.Н. Толсто- го Людмила Коновалова, чаще всего бывает дома. Но если и она занята на работе, выручает дедушка, заслу- женный артист Дагестана и России, актер Липецкого драматического театраПетр Коновалов. Рассчитывать Ане не приходится толькона папу, Романа Коновалова, который трудится в том же театре, что и дедушка. Он выходит на сцену не только в качестве актера, но и за- ведует художественно-по- становочной частью. Талант совмещать твор- ческую работу с техниче- ской, закулисной у сына от отца. Еще в Махачкале Петр Васильевич несколь- ко лет работал директором Русского драматического театра, а после заведовал по- становочной частью созда- вавшегося оперного театра, оставаясь при этом актером. Коновалов-старшийине мог представить, что будет так востребован в выбранной случайно профессии. Его растила мама, едва сводя концы с концами. Поэтому уже после восьмого класса парень твердо решил начинать взрослую жизнь, но недобрал баллы для по- ступления в механический техникум. Вот тут-то ему и попалось на глаза объ- явление о том, что Русский драматический театр при- глашает молодежь в свою студию. Петр также узнал, что в период обучения в студии платят стипендию, а после первого спектакля —зарплату. Мама одобрила выбор сына, увлекавшегося художественной самодея- РЯДОМ С НАМИ Актерская династия тельностью в школе, и Петя пошел учиться актерскому мастерству. Через три меся- ца онужеигралвновогодней сказке и получал зарплату в сорок пять рублей. Это были хорошие деньги. Парня приняли в студию с темусловием, что оннепре- менно получит среднее об- разование в вечернейшколе. Это позволило ему через три года поступить по респу- бликанскому направлению в Государственный инсти- тут театрального искусства (ГИТИС). На параллельных кур- сах с Петром Коноваловым учились Игорь Старыгин, Ольга Остроумова, Тамара Синявская. На его же соб- ственном собралась моло- дежь из разных республик, что придавало особый коло- рит. Вскоре сюда перевелась и Людмила, которая из-за проблем со здоровьем не могла продолжать обучение на отделении музыкальной комедии. Они поженились на четвертомкурсе. Вначале жили в общежитии, потом сняли комнату. Средства позволяли, потому что оба подрабатывали в костюмер- ном цехе института. Республиканское на- правление предписывало дипломированному специ- алисту вернуться в Даге- стан, но Петру Коновалову предстояла служба в армии. Компромиссом в этой ситу- ации стала работа в театре Дальневосточного военного округ в Уссурийске, где вы- пускник ГИТИСа и принял присягу. — Оказалось, что в этом театре когда-то работали родители Людмилы Пав- ловны, переехавшие потом в Орел, — вспоминает Петр Васильевич. — Когда мы приехали, там еще служили актеры, которые помни- ли, как она появилась на свет, и встречали ее маму из роддома. Это был сильный театр, часто выезжавший за границу и много гастро- лировавший по стране. Мы проработали там почти де- сять лет и чувствовали себя, как в хорошей семье. С емейственность — ос- новная черта Конова- ловых, выработанная в процессе непростой актер- ской жизни. — Мы старались друг друга не обижать, — де- лится секретом счастливой семейной жизни Петр Ва- сильевич. — Театр — та- кая штука, что не каждому везет. Когда все хорошо складывалось у Людмилы, я старался перетерпеть что ли, не завидовать, не винить никого в том, что у меня «затишье» на сцене. Таким же образом поступала и она. Мы всегда подстраивались под ситуацию, поддержива- ли друг друга. Чисто быто- вые вопросырешали вместе. Так складывалось, что нас всегда активно занимали в репертуаре. Роли доста- вались весомые и довольно интересные. В заработной плате тоже не были обиже- ны. Ктомуже театрыдавали жилье, нам не приходилось долго думать об устройстве быта. Он не мешал работать. — Петр Васильевич — настоящий хозяин. Я за ним, как за каменной сте- ной,—признаетсяЛюдмила Павловна.—Вмолодости он меня даже готовить учил. Я выросла в дружной семье, старалась и в своей созда- вать доброжелательную ат- мосферу. Это очень важно — климат в доме. Даже профессия, кажется, цемен- тироваланашбрак.Не знаю, о чем быя говорила с другим человеком. Артист — это ведь образ жизни. И все же погруженность в искусство и творческая удовлетворенность не зат- мили здравый смысл, когда в эпоху перемен, наступив- ших в многонациональном государстве, на первое место вышла безопасность семьи. Переезд из Махачкалы в Россию был возможен толь- ко при сохранении жилья и гарантированной работы на сцене. Подходящих ва- риантов не находилось не- сколько лет. Но в Липецке оба условия все же удалось выполнить. К тому времени старший сын Коноваловых, Андрей, осваивал актерскуюпрофес- сию в Ярославле, младший, Роман, учился в Махач- калинском музыкальном училище по классу флейты. В связи с переездом он пере- велся вЛипецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова, но, всерьез ув- лекшись театром, забыл о карьере музыканта. О чень органичный, с хорошей пластикой, Роман Коновалов сы- грал немало интересных ролей на сцене Липецкого государственного академи- ческого театра драмы им. Л.Н. Толстого, в труппу которого поступили его ро- дители. Он остается очень востребованным и в Липец- ком драматическом театре, куда перешел вслед за от- цом, от которого унаследо- вал упорство и педантизм в работе. Из-за большой занятости в репертуаре мо- лодому человеку пришлось совмещать работу с учебой вМосковском государствен- ном университете культуры и искусств. Избавившись от этой нагрузки, он согласился на новую — принял дела у Коновалова-старшего, мно- го лет и в липецких двух театрах занимавшегося ор- ганизацией художественно- постановочного процесса. Кстати, в Липецком драма- тическом Петр Васильевич попробовал себя и в роли режиссера-постановщика. Возможно, и у Романа все еще впереди. Удачно складывается судьба и Андрея Коновало- ва, живущего в Твери. Он работает в театреипреподает вместноммузыкальномкол- леджеим.М.П.Мусоргского. Если и сомневались когда-то Петр Васильевич и Людмила Павловна в пра- вильности выбора своих сыновей, то сегодня очень за них рады, потому что их счастье по-прежнему в де- тях и работе. Дочерью для них стала и жена Романа, Валентина. — И в жизни, и на сцене нас окружает множество посторонних людей, поэто- му мы ценим возможность уединиться и любим наш дом, — делится Валя. —Се- мейное тепло, уют — вот то, что нас по-настоящему объ- единяет. Атеатр—это образ мышления, а значит, наша общая суть, одна на всех. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА льда выдержит. Опрочности что сказать? Для грузового транспорта переправа не предназначена, но в момент строительства по ней даже многотонный экскаватор туда-сюда ходил. Выдержа- ла вес и стоит как ни в чем не бывало. От нас «спасибо» скажите через газету район- ному главе Глазунову, на- шему сельскому главе Олегу Николаевичу Кожевникову и фермеру Баурину. Юрий Петрович и с техникой, и с материалами помогал. У переправ есть нечто общее: опорами служат вбуренные в дно водоемов трубы, залитые бетоном. Настил сделан из железо- бетонных балок, что снима- ются с реконструируемых мостов федерального или регионального значения. Для серьезных сооружений они устарели, для переправ — в самый раз. Бывают, правда, и иные технические решения. Методом надвига Года три назад мне до- велось видеть собственными глазами процесс наведения переправы через речку Зо- товку в райцентре. На левом ее берегу уже лежал готовый мостовой настил из тол- стостенных стальных труб метрового диаметра. Трубы же, бывшие в употреблении, отыскал и, можно сказать, подарил району один из его уроженцев, занимавший некогда высокуюдолжность в области, а после выхода на пенсию он как-то был связан с «Вторчерметом». Решение соорудить через Зотовку надежнуюперепра- ву приняла муниципальная власть, ответив тем самым на многочисленные прось- бы трудящихся, а точнее — жителей округи. Роль генерального подрядчика досталась областному госу- дарственному унитарному предприятию «Доброедор- стройремонт». Тогдашний его директор Виктор Золо- тарев прямо-таки горел же- ланием претворить замысел вжизнь. Он, насколько могу судить, был и генеральным конструктором переправы, что-то чертил, набрасывал эскизы, делал какие-то рас- четы. Профессиональные мостостроители, возмож- но, нашли бы недочеты в том проекте, но что с того? Переправа — и это главное! — была исполнена с огром- ными запасами прочности. Внутри труб сварили ребра жесткости, а снаружи со- единили их в одно целое мощными швеллерами. Блеснули мастерством при изготовлении переправы инженерно-технические работники предприятия и рядовые. Особых слов бла- годарности заслужил тогда электросварщик Николай Макин. Именно ему доста- лось самое трудное—варить ребражесткости внутри тру- бы на тридцатиградусной жаре. И он не испугался ни замкнутого задымленного пространства, ни пекла, в которое не каждый бы сунулся. «Редкий человек, — сказал тогда о нем ди- ректор. — В аду, наверное, прохладнее, чем в трубе, где он вел сварку. Но выдюжил, не сдался…». После всех приготовле- ний, уточнений, распоря- жений, многотонныйнастил зацепили тросом, второй конец которого накинули на крюк тяжелого само- свала (КрАЗа, кажется). Водителю поставили задачу —рвануть изо всех сил, чтоб настил пулей «перелетел» через речку и не ткнулся в берег. Удалось. Аплодис- менты, всеобщий вздох об- легчения. Ну а оформить въезд и съезд с переправы было делом техники. Информация к размышлению За 60 лет существова- ния области много было построено или реконструи- ровано мостов на ее терри- тории. Они соединяли не только берега рек, ручьев, проток, озер, но и людей, на ней живущих. Сегодня, по информации упомянутого вышеАнатолияСавельева, в липецком крае 94 моста фе- дерального значения, 228— регионального плюс 30 так называемых муниципаль- ных мостов. Еще служат людям несколько мостов от Грингофа, но, к сожале- нию, как и в Волчьем, они особыми знаками не помече- ны. Хотя, на взгляд автора, следовало бы возле каждого старинного сооружения вы- ставить табличкиилиплака- ты с короткой информацией о дате постройки, авторе проекта, организации, воз- водившей объект. В области, отметим, есть не только «классические» мосты с опорами или пере- брошенные с берега на берег без опор. Имеются и экзо- тические для наших мест конструкции. Например, подвеснойпешеходныймост в Лебедянском районе, со- единяющий два села — Че- репянь и Волотово. Одной из характеристик мостов является их длина. Где на- ходится самый короткий мост —неизвестно, а самый протяженный — Петров- ский — в Липецке. Его пол- ная длина составляет 525 метров. Мосты, большие и ма- лые, обладают удивитель- ным свойством: их не за- мечаешь, когда они есть и отвечают своему предназна- чению. Когда же какого-ни- будь «старичка» начинают лечить и закрывают (или су- живают) проезд, то тысячи людей вдруг обнаруживают, как плохо без моста, какие неудобства возникают. В полноймере это прочувство- вали и испытали жители ряда сел Задонского района в прошлом году, когда вме- сто разрушенной понтонной переправы через Дон у села Замятино наводили новую. В области каждый год ведется обновление дей- ствующих мостовых пере- ходов. В 2012-м отремон- тирован, к примеру, мост через суходольную балку на автодороге Липецк — Дан- ков, в минувшем возобнови- лось прежнее движение по 310-метровому мосту через Дон в Хлевенском районе. Стоимость работ только на этом объекте составила 170 миллионов рублей. В бли- жайшие восемь-десять лет планируется обновить все мосты, в том нуждающиеся, на автодорогах области. На это будут потрачены многие сотни миллионов рублей. Своими силами сложные, стратегической важности объекты, конечно, не отре- монтируешь, не восстано- вишь, не построишь. Чтоже касается маленьких мостов, мостушек и переправ, то опыт Добровского района в этом деле пригодится, воз- можно, и в других муници- палитетах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz