Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
КУЛЬТУРНЫЙ КОД № 28/24656/ 13 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 СОФЬЯ ВОБЛИКОВА На последней сессии Липецкого городского Со- вета депутатов народные избранники не одобрили планы строительства го- стиницывблизиобластной универсальной библио- теки — это, безусловно, повредило быкнигохрани- лищу. А в ноябре прошло- го года депутатами была учреждена премия имени Алексея Липецкого. Ею будут награждаться писа- тели и поэты областного центра. С января же в библиоте- ках города идет проект «12 месяцев для чтения», направ- ленный на повышение инфор- мационной культуры липчан. Все эти события объединяет причастность к ним нашей сегодняшней собеседницы. Виктория Якимович держит, так сказать, оборону на куль- турном фронте сразу на двух позициях — как заместитель председателя Липецкого го- родского Совета депутатов и как директорЦентральной би- блиотечной системыЛипецка. И держит, как видно по при- веденнымпримерам, успешно. Наш же с ней разговор был посвящен чтению, его роли в жизни человека. — Культура чтения — это привычка к вдумчивому, глубокому чтению хорошей, качественной литературы, — начала беседу Виктория Викторовна. — Это не просто получение информации, а постижение мысли автора, ее анализ, интерпретация. Хо- роший читатель — в какой-то мере соавтор писателя. —Мне кажется, не все спо- собны на такое сотворчество или, точнее, готовы к нему. Иногда вообще слышишь от вполне успешных, состояв- шихся людей: прикладная литература — это хорошо, но зачем тратить время на чьи-то пустые вымыслы? — Такое встречается. Но, какпоказываетистория,впого- не завластью, залидерством, за внешними атрибутами успеш- ностилюдитеряютчто-тоочень важное для себя. Как у Ильфа: «В фантастических романах главным было радио. При нем ожидалось счастье человече- ства.Ивотрадио есть, а счастья нет».Именнокультура, чтение позволяют человекунайтисебя как личность, сделать себя лучше, жить в гармонии с со- бой. Но для этого читать надо регулярно, не менее двадцати минут в день. — Звучит как рецепт, в котором все прописано до грамма. —Объясню, почемуименно двадцать минут. Это время, которое тратится в час на про- смотррекламы.Часто говорят: мыустаем, на книгу нет време- ни совершенно. Но его можно найти, если вместо бездумного Директор Центральной библиотечной системы Липецка, заместитель председателя Липецкого городского Совета депутатов Виктория Якимович: «Читающие люди — элита общества» переключения каналов в ре- кламную паузу брать в руки книгу. Так постепенно вы втя- нетесь в процесс чтения. Речь, конечно, идет об элементарной выработке привычки. — Что вы сами читаете в последнее время? — Я стараюсь не говорить о своих литературных пред- почтениях — это слишком личное. Кстати, формуляр читателя, как и медицинская карточка пациента, — это за- крытая информация. Потому что по книгам, которые берет человек, можно многое о нем сказать: чем он живет, что его беспокоит. — Но может быть, вы как профессионал все-таки по- советуете, на что ориентиро- ваться в море современной литературы? —Умногих из нас есть, на- пример, любимыйпарикмахер или стоматолог, к которым мы непременно стараемся по- пасть. В идеале надо бы найти и «своего» библиотекаря — человека, который будет бли- зок к вам по духу и к мнению которого выприслушаетесь. А так в качестве ориентира по- советую использовать книги, вошедшие в так называемые лонг- и шорт-листы, то есть предварительные списки раз- личных литературных пре- мий. Думаю, многие разделят мою радость от книги Евгения Водолазкина «Лавр», которая заняла в прошлом году первое место в литературной премии «Большая книга». —Высчитаете, человек чи- тающий не уйдет в прошлое? —Нет, конечно. Хотя само качество чтения, его, так ска- зать структура, сейчас ме- няются. Информационный поток в последнее время воз- рос небывало. Человеку его трудно усваивать. И потому возникают процессы, которые хорошо видны по средствам массовой информации: тексты становятся меньше, буквы крупнее, предложения коро- че, а на первый план выходят картинки. Клиповая подача информации. —Считается, что это очень актуально, это то, что нужно массовому читателю. — Это так, если идти по пути удовлетворения потреб- ностей. У библиотек как бюд- жетных организаций в госза- дании тоже прописано—надо удовлетворять потребности населения. Но по сути это путь к деградации. Сегодня востребованы предложения из четырех слов, завтра — из трех, послезавтра — из двух. А потом мы вернемся к на- скальной живописи. Поэтому потребности надо не удовлет- ворять, а формировать. Читающие люди будут всегда. И именно они станут элитой общества. Ученые сви- детельствуют: если человек перестает читать — причем не прикладную литературу, а художественную, то у него постепенно атрофируются функции правого полушария, отвечающего за творчество, фантазию. Следовательно, читающий всегда будет иметь преимущество перед нечита- ющим. Поэтому радует, что все больше молодежи увлека- ется чтением. А в последние года два наметилась очень интересная тенденция: ребята самостоятельно организуются в небольшие группы именно для того, чтобы обсудить про- читанное. Несколько таких мини-клубов собирается на площадке нашей библиотеки. — Значит, читать стано- вится модно? — Думаю, дело немного в другом. Люди устали от одино- чества, имхочется нормально- го живого общения. — Но Интернет также предоставляет возможность общения, причемпрактически безграничного. — Да, благодаря ему зем- ной шар стал меньше. Это здорово! И все-таки Интернет — это просто способ, средство связи. К тому же он позволя- ет человеку оставаться при желании анонимным. А это провоцирует выплеск всего темного, что есть в наших душах. Ведь мало кто пишет анонимно что-то хорошее. На- верное, в виде психотерапии нам порой и нужно вот так выпускать пар. Но эта грязь никуда не исчезает, она только накапливается, засасывает че- ловека. Замечали, насколько зачастую агрессивны дискус- сии на форумах, в социальных сетях? Вот люди и чувствуют потребность именно в живом общении — оно раскрывает в человеке лучшие качества. — Следовательно, библи- отеки меняются, становясь, так сказать, центрамиживого общения? — Несмотря на определен- ный консерватизм, библио- теки более восприимчивы к переменам, которые происхо- дят в обществе. Когда я только начала руководить Центра- лизованной библиотечной системой Липецка, в воздухе витало ощущение того, что библиотеки умирают. Потом началась бурная информати- зация, и библиотеки стали позиционировать себя как информационные центры. Мы компьютеризировались, под- ключились кИнтернету, стали проводить курсы компьютер- ной грамотности — и народ к нампотянулся. Но этот период тянулся недолго. И вот при- шло время новой концепции: библиотека как третье место. — Звучит как Третий Рим. — Это придумали не мы — американский социолог Рей Ольденбург. Смысл та- ков: у каждого человека есть два места, где он постоянно бывает, — дом и работа. Так вот, третьим таким«нейтраль- ным» местом социального взаимодействия должна стать библиотека. Не все пока полу- чается, но мы к этому идем. А в мире это уже очень развито: библиотека — место, где тебя ждут, куда можно зайти по- сидеть на диване с кофе и газетой, где можно назначить встречу, посмотреть фильм, провести заседание клуба или день рождения ребенка. И все бесплатно, то есть доступно каждому. — Идея эта очень привле- кательная, но приживется ли она среди липчан? — Одна из главных задач библиотек — создание куль- турной среды. Это особенно важно для таких городов, как Липецк, где культурный слой несравненно тоньше, чем в городах с более богатой исто- рией. Липецку, разумеется, есть чем гордиться, у него есть свое наследие. Но все-таки культурная атмосфера здесь достаточно разреженная. При этом не сказать, чтобы люди, в большинстве своем, от этого страдали — многие привык- ли, другие иного и не видели. Но эту атмосферу необходимо насыщать. Иначе город не бу- дет развиваться. Вот почему одаренные ребята, лучшие выпускники нашихшкол, как правило, уезжают в другие го- рода? Не из-за того, что здесь, у нас, они не могут реализо- вать свой потенциал, нет — из-за ощущения культурной недостаточности. Не хватает пространства, которое помо- гало бы человеку осмыслить свои какие-то вопросы, найти отклик своим эмоциям. Поэто- му надо создавать своего рода точки роста, вкладываться в культуру, не жалея средств. И самое главное: не просто ла- тать дыры, но определиться— кудамыдвижемся, что длянас приоритет. Год культуры — самое время для этого. Кстати, на уровне государства сейчас формулируется концепция развитиякультуры.Думаю, на местном уровне нам тоже надо подумать над аналогичнымдо- кументом. Формула культурного кода Виктории Якимович: Социальная ответственность личности. Следование нормам цивилизованного общежития. Гуманизация всех сторон общественной деятельности. “ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz