Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

В КУРСЕ ДЕЛА № 23/24651/ 6 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 СОФЬЯ ВОБЛИКОВА «Пришло время узнать, кто самое слабое звено» — вслед за ведущей на- шумевшей в начале 2000-х телевизионной игры по- добный вопрос сегодня ставит Министерство об- разования и науки России перед многочисленными учреждениями высшей школы. Для поиска ответа два года подряд проводится монито- ринг эффективности деятель- ности вузов. По результатам последнего из них, за 2013 год, «слабым звеном» в числе прочих, были названы два ин- ститута и один филиал, рабо- тающие в Липецкой области. Всем им рекомендовано прой- ти процедуру реорганизации. Как оценивать такие ре- зультаты? К каким решениям они приведут и как повлияют они на облик высшего образо- вания в целом и в нашем реги- оне в частности? Обсудить эти и другие вопросы мы попыта- лись вместе с представителями сферы высшей школы. Критерии и судьбы Мониторинг эффективно- сти деятельности вузов про- водится лишь два года, но уже стал предметом горячих споров в профессиональной среде. Точнее, бурное обсуж- дение вызвали критерии и ме- тодика этого аналитического исследования. Ведь в2012 году признаки неэффективности были выявлены даже у весьма солидных творческих высших учебных заведений, а также у большинства педагогических. Поэтому уже в 2013 году ряд вузов — творческие, спортив- ные, медицинские, сельскохо- зяйственные, транспортные, а также вузы силовой и военной направленности — был вы- делен в особые группы, где эффективность оцениваласьпо особым показателям. Общих же критериев для анализа деятельности учреж- дений высшей школы пять: средний балл ЕГЭ студентов, поступивших на очную форму обучения, объем средств, кото- рые вуз получает от собствен- ных научных и конструктор- ских работ, доля обучающих- ся иностранных студентов, доходы учебного заведения из всех источников в расчете на одного преподавателя и обеспеченность вуза площа- дями. В 2013 году добавился шестой критерий — трудо- устройство выпускников. По каждому из них установлены минимальные пороговые зна- чения. Деятельность высшего учебного заведения считается эффективной, если минимум был превышен хотя быпо трем критериям. Однако представители ву- зов убеждены: система мони- торинга должна совершен- ствоваться — так, чтобы она реально учитывала отрасле- вую специфику того или иного заведения. И Минобрнауки, судя по всему, готово при- слушаться к этому мнению: в процедуру мониторинга вновь будут внесены изменения. Признаки неэффективности Что показывает мониторинг высшей школы Одно из возможных — выде- ление педагогических вузов в отдельную группу. Если в 2012 году участие в мониторинге было обязатель- но лишь для государственных вузов и их филиалов, то в 2013 в нем уже должны были участвовать все учреждения высшей школы, независимо от форм собственности. Среди вузов нашей области два года назад признаки неэффектив- ности были обнаружены лишь у двух филиалов: Елецкого филиалаМосковского государ- ственного университета путей сообщения иЛипецкого фили- ала Нижегородского государ- ственного лингвистического университета имени Н.А. До- бролюбова. Сразу отметим: данные учебные заведения работают и сегодня. Более того — они благопо- лучно «вписались» в критерии мониторинга 2013 года. Какие же образовательные учреж- дения региона не смогли это сделать? Черная метка ? Неэффективной, согласно критерияммониторинга, была признана деятельность трех вузов. Это Липецкий эколо- го-гуманитарный институт, Институт права и экономики и филиал Регионального откры- того социального института. Первый и последний вузы — негосударственные, Институт права и экономики—муници- пальный. Кстати, филиал оказался весьма загадочным учреж- дением: по крайней мере, в областном управлении об- разования и науки сказали, что никакой информацией о нем не располагают. На сайте головного учебного заведения можно узнать адрес — вплоть до кабинета — и телефоны филиала в Липецке, а так- же направления подготовки: юриспруденция, психолого- педагогическое образование, экономика, менеджмент, сер- вис, прикладная информати- ка. Сайт самого филиала на момент подготовки материала не работал, но по сохраненной копии его главной страницы от 21 января этого года можно понять, что обучение здесь ведется как минимум с 2011 года. Возглавляет филиал Марина Солодкова, кандидат педагогических наук, доцент, работающая, кроме того, еще и в филиале Московского гос- университета технологий и управления имени К.Г. Ра- зумовского. — Никаких комментариев давать вам не будем! — не- сколько эмоционально заяви- ла в беседе с корреспондентом «Липецкой газеты» Марина Викторовна.—И о наших сту- дентах волноваться не нужно. Мы в Санкт-Петербург ездим изучать культурологию, мно- гие ли вузы могут то же о себе сказать?! Ректоры других вузов, у которых мы пытались взять комментарий по поводу ре- зультатов мониторинга, были также не сильно расположены к общению. Причем вне за- висимости от того, получили ли их учреждения «черную метку» или нет. Самым до- ступнымв этомплане оказался ректор ЛЭГИ Виктор Фило- ненко, кандидат технических наук, депутат областного Со- вета депутатов. — Решения, принятые по результатаммониторинга, обя- зательны только для государ- максимальнымили близкимк такому. Так, средний балл по ЕГЭ поступавших в 2012 году в Липецкий государственный технический университет был 63, 8, а в 2013-м — 59.98. Но это твердо стоящий на ногах вуз, с запасом «перешагиваю- щий» пороги других критери- ев мониторинга. А вот у абиту- риентовЛЭГИсредний балл по ЕГЭ в этом году составил 50.5. Темнеменее пока липецкие вузы в зеркале мониторинга выглядят неплохо, считает председатель Совета ректоров Липецкой области, ректор ЛГТУАнатолийПогодаев. Что не отменяет необходимости внимательным образом отне- стись к тем информационно- аналитическим материалам, которыми сопровождаются результаты мониторинга 2013 года, и сделать соответствую- щие выводы. Например, более активно принимать участие в развитии предметных олимпи- адшкольников всероссийского уровня и привлекать ребят, по- казавшиххорошиерезультаты, в свои вузы; увеличить число публикаций липецких ученых в научных журналах для по- вышения количества цитиро- ваний в Российском индексе научного цитирования, Web of Science/Scopus; развивать сетевое взаимодействие с за- рубежными вузами для обмена студентами и преподавателя- ми; работать над увеличением консолидированного бюджета высшего учебного заведения. — Не секрет, что сегодня в нашей стране есть довольно много вузов — разных форм собственности, их филиалов, в которых качество подготов- ки специалистов не отвечает никаким разумным требова- ниям. Необходимо исключить в высшей школе возможность выдачи «дипломов о фиктив- ном высшем образовании». Но задача мониторинга не должна фокусироваться на формальном сокращении об- разовательных организаций, — подчеркивает Анатолий Погодаев. — Оптимизация системывысшего образования не может произойти очень бы- стро и только по результатам мониторинга. Нужно дать вузам возможность перерас- пределить свои ресурсы, а для этого необходимо время. В целом же при объектив- ном проведении мониторинга выиграют все: и вузы, кото- рые при планировании своей деятельности будут ориенти- роваться на приоритетные на- правления, и абитуриенты, ко- торыемогут припоступлениив тот илииной вуз учитывать его потенциал, и работодатели вы- пускников, заинтересованные вквалифицированныхкадрах. Цифры „ Сегодня в Липецкой области 20 учреждений высшего профессионального образования. „ Из них три государственных, три негосударственных и 14 филиалов. „ Более 70 процентов от общего количества студентов учатся в государственных вузах. „ Около 80 процентов студентов негосударственных вузов обучаются заочно. Наша справка Липецкий эколого-гуманитарныйинститут основан в 1994 году. Готовит специалистов по следующим направ- лениям подготовки: государственное и муниципальное управление, экономика, филология, менеджмент, бизнес- информатика, лингвистика. Внастоящее времянаочноми заочных отделениях здесь обучается около 600 студентов. Муниципальный институт права и экономики ос- нован в 2001 году. Осуществляет обучение по следующим направлениям высшего профессионального образования: юриспруденция, экономика, менеджмент, туризм, при- кладная информатика. Ведется преподавание и по на- правлениям среднего профессионального образования. В 2013 годунапервыйкурс очного отделения были зачислены 70 студентов и 212 слушателей. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ственныхвузов. Этово-первых. Во-вторых, мы все-таки учли те моменты, которые не по- зволили нам вписаться в кри- терии мониторинга 2013 года, утвердили план оптимизации своей деятельности, провели определенные мероприятия. Так что уверен: в нынешнем году наш институт в список неэффективных не попадет, — отметил Виктор Юрьевич. Почти так же ответил на вопрос корреспондента «ЛГ» и ректор института права и экономики, кандидат юриди- ческих наукАлексейКуранов. Не ради « корочки » Мониторинг деятельности вузов — лишь средство, с по- мощьюкоторогоМинобрнауки пытается навести порядок в сфере высшей школы, от- делив, так сказать, зерна от плевел. Внеобходимости этого мало кто сомневается. Очевид- но и то, что наиболее уязвимы в данном случае негосудар- ственные вузы. «Ихжалеть не надо. К коммерческим вузам понятие «качественное образо- вание» вообще неприменимо», —категорично отрезалодиниз собеседников корреспондента «Липецкой газеты», препо- даватель одного из ведущих вузов области, попросивший, однако, не называть его име- ни. Но проблемы с качеством подготовки специалистов есть, увы, и у госвузов. Правда, именно этот показатель на- прямую в мониторинге не учи- тывается. Зато есть средний балл по ЕГЭ студентов-очни- ков, который не должен быть ниже 60. Для вузов нашей об- ласти — всех без исключения — этот минимальный показа- тель является одновременно и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz