Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 23/24651/ 6 ФЕВРАЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ЕЛЕНА БРЕДИС В свое время государ- ство отказалось от идеоло- гии, посчитав, что именно она — главная виновница ущемления наших прав и свобод. Правда, спустя пару десятилетий обна- ружилось, что в спешке вместе с грязной водой выплеснули и ребенка, — идеология оказалась куда более глубоким и обшир- нымпонятием, чемпросто шестая статья Конститу- ции СССР. Нашсегодняшнийразговор —о связи идеологии и культу- ры, об их взаимовлиянии.Мой собеседник — заслуженный работник культуры, педагог со стажем более полувека, удостоенныймедали «Во славу Липецкой области», директор липецкойшколыискусств№4 Роман Хацкелевич. —РоманНаумович, кнача- луперестройкимыначаливос- принимать идеологию исклю- чительно какцензуру, которая мешает самовыражениючело- века и ущемляет его свободу слова. Она стала казаться нам крепкимицепями, инструмен- том принуждения. Но сегодня видно, к чему привело полное освобождение от этихцепей, от этого инструмента. — И это лишний раз до- казывает, что очень часто радикальные решения оказы- ваются не самыми умными и правильными. Но прежде все- го надо определиться, что мы с вами считаем идеологией в областикультурыиискусства. Да, в советское время были худсоветы, которые могли «за- рубить» постановку талантли- вой пьесы. Но в то же время они не пропускали откровен- ную халтуру. Да, по непонят- ным причинам много лет на полке пролежал прекрасный фильм Германа «Проверка на дорогах». Но ведь и такого вала откровенного «отстоя», который сейчас идет по ТВ и в кино, тоже не было. — Для меня идеология в сфере культуры и искусства — это прежде всего упор на профессионализм и качество. — Я хорошо помню, как ждал концертов ко Дню ми- лиции. В этих концертах не- пременно принимал участие Игорь Ойстрах — у него укра- ли очень дорогую скрипку, а милиция ее нашла. Выступали выдающиеся пианисты, во- калисты, были прекрасные хореографические номера. А во что превратились подобные концерты сейчас? В калейдо- скоп пошлости и непрофесси- онализма. — В то время была четкая установка на то, что у чело- века должны превалировать духовныеценности. «Вещизм» и мещанство откровенно вы- смеивались… — А еще была установка на самообразование. Точнее Директор школы искусств № 4 г. Липецка Роман Хацкелевич: «Духовный рост — это всегда труд» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ сказать, образованность была престижна, причем отнюдь не только профессиональная. Мои родители не заканчивали гимназий и университетов, но я хорошо помню, что у нас в доме была очень большая библиотека. Маму буквально оторвать нельзя было от книж- ки. Помню, как, вернувшись из гостей, она сказала: «Ты только подумай, у них дома совсем нет книг!» И ведь эта любовь к чтениюпередавалась из поколения в поколение. — Это тоже было частью идеологии, частью «облика строителя коммунизма». — Но не будем забывать, что сам по себе этот «облик» был, по сути, утопичным и идеалистическим… — А может, человеку надо ставить недостижимые цели? По крайней мере, тогда он все время будет тянуться вверх, а не скатываться вниз. — Недавно министр куль- туры Мединский сказал, что без идеологии человек пре- вращается в животное. И если рассматривать идеологию как систему духовных ценностей, то это совершенно справед- ливо. — Вот тут мы с вами при- ходим к парадоксу. Система этих ценностей может быть сформулирована, но она будет существовать… отдельно от общества, от человека. Если не будет в той или иной форме системы принуждения. Я по- нимаю, что этой своей фразой замахиваюсь на либеральные ценности, и все же. —Но ведь эта форма может быть разной. Когда в советское время по радио звучала в ос- новном классическая музыка, оперные арии, это тоже было частью идеологии, некой фор- мой принуждения. Но это име- ло огромный воспитательный и образовательный эффект! Когда на новогодних «огонь- ках» и эстрадных концертах выступали такие выдающиеся артисты, какМуслимМагома- ев, Тамара Синявская, Иосиф Кобзон, Юрий Гуляев, то это тоже воспитывало, и не только ухо слушателя, но и его душу. Сравнитеперечисленныхмною артистов с нынешними героя- ми и властителями душ: Ста- сом Михайловым, Григорием Лепсом, Наташей Королевой, другими. Сравните стихи Иса- ковского, Френкеля, Ошани- на, Рождественского, на кото- рые были написаны советские песни, и нынешние «рюмка водки на столе» или «юбочка из плюша». По-моему, дегра- дацияналицо: падение вкусов, падение культуры и, как след- ствие, падение нравов. —У замечательного барда Тимура Шаова есть отличные строчки: «Я поставлю детям Баха, я имМоцарта поставлю. Я с ремнем в руке к искусству приобщиться их заставлю». И чуть дальше: «Бить по поп- ке тоже важно, чтоб растить нормальных граждан». Вам не кажется, что автор песни «По классике тоскуя» исклю- чительно прав? — Прав-то он прав, вопрос в том, как сейчас это сделать. Что сегодня предпочтет слу- шать большинство людей — «РадиоОрфей»или«Шансон»? На чей концерт скорее пой- дут — Владимира Спивакова или Ванессы Мей? Человеку свойственно идти по линии наименьшего сопротивления, а всенашенынешнеепсевдому- зыкальноепространствоиграет как раз на понижение. Несомненно. Но я до сих пор встречаюлюдей, которыеменя узнают и говорят: «Знаете, а я до сих пор помню, что вы нам рассказывали». Так можно ли сказать, что всякое принужде- ние идет во зло? А можно ли ребенка хорошо воспитать без принуждения? Тем более что играть в те же компьютерные игры проще, чем читать се- рьезные книгиили заниматься на музыкальноминструменте. Культурный, духовный рост — это всегда труд. Возможно, поначалу к нему надо принуж- дать. А сегодня человек ищет только развлечений, которые не требуют никаких внутрен- них усилий. — Как вы относитесь ко всякого рода экспериментам в классическом искусстве? — Спокойно. Я не верю, что изуродованные постанов- ки «Евгения Онегина» или «ДонЖуана»могут повредить Чайковскому или Моцарту. И это никакой не заговор про- тив нашего народа, это просто паскудство и выпендреж на пару раз. Поверьте, серьезное искусство это переживет. —Мы уже говорили о том, что предоставленная людям свобода выбора в плане куль- туры сыграла злуюшутку. Но попробуйте теперь отобрать у них «Шансон», «ВИА Гру», Михайлова или Лепса. Все, поезд ушел. —Не надо ничего ни у кого отбирать. Да это и не полу- чится, поскольку шоу-бизнес завязан на огромные деньги. Надо действовать тактично, беря пример с того же Запада. На площади перед Метропо- литен-опера висят огромные экраны, на которые транс- лируется все, что происходит на сцене. На той же площади перед началом спектакля рас- ставляют стулья. И эта пло- щадь всегда заполнена! Люди пришли один раз, второй, по- нравилось, стало интересно и начали ходить регулярно. Это требует минимальных капита- ловложений, но дает огромный эффект.Авспомнитеконцерты выдающихся исполнителей, которые в Германии проводят на открытом воздухе, в парке. Наверное, чтобысидеть в удоб- номкресле, надо купить билет. Но ведь масса людей усажива- ется прямо на траве, на при- несенных с собою скамеечках. —Ачто стоит сегодня орга- низовать негромкую трансля- циюклассическоймузыки?Не надо сразу нагружать людей Бетховеном или Вагнером. Пусть звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта, вальсы Штрауса и Шопена, романс Шостаковича или «Грезы любви» Листа. Увере- на, после этого большинство поп-звезд нашей эстрады с их репертуаром покажутся людямморковным кофе. А уж благотворное воздействие на психоэмоциональное состоя- ние можно гарантировать. —Кто хочет делать—ищет возможности, кто не хочет — причины. Конечно, все это реально. Я бы хотел всем на- помнить фразу Флоренского: «Культура есть среда, порож- дающая личность». — Так где же выход? — В этом смысле школы искусств — это своего рода оазисы, где дети соприкаса- ются с серьезным искусством, с классическоймузыкой. При- чем мне кажется, что гораздо важнее научить ребенка слу- шать эту музыку, любить ее, получать от нее необходимые эмоции, нежели обучить его профессиональной игре на том или ином инструменте. Чтобы не получилось, как в том анекдоте: «Вот окончу музыкальнуюшколу,женюсь, куплю винтовку, пойду на концерт и убью пианиста». Натаскать ребенка, чтобы он сыграл нужные пьесы, при желании можно, а вот при- общить его к музыкальной сокровищнице так, чтобы это стало его жизненной потреб- ностью, очень нелегко. Тут все зависит от учителя: насколько его влияние будет сильнее, чем воздействие окружающей зву- ковой среды. — Недавно повторяли фильм «Неоконченная по- весть», так там главная геро- иня с замиранием сердца слу- шает симфонию Чайковского на концерте, а отрицательный герой на этом же концерте за- сыпает. Да, ход примитивный, но это тоже работало: хороший человек должен быть всесто- ронне развитым. — В свое время я много лекций по эстетике прочел в липецком университете марк- сизма-ленинизма. Да, слуша- телей туда направляли по ука- занию сверху. Принуждение? “ Стремление к гармонии духовного и материального Вовлеченность человека в художественное пространство Высокая мораль и нравственность Формула культурного кода Романа Хацкелевича
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz