Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Елена Бредис Говорят, мы ностальгиру- ем по прошлому не потому, что тогда все было хорошо, а потому, что были молоды и вся жизнь была впереди. Не знаю, согласитесь вы с этим утверждением или нет, но четыре года в Липецком музыкальном училище вспоминаются мне как очень счастли- вые. Крохотное двухэтажное здание на улице Интер- национальной областного центра сразу стало вторым родным домом. Да, тесно, да, классов не хватает, но все равно тепло и радост- но. Идешь в несусветную рань, чтобы «захватить» пустой класс и разыграть- ся, заранее зная: из-под лестницы будет раздавать- ся мощное органное звуча- ние баяна, потому что там занимается либо Алек- сандр Ролдугин, либо Олег Федянин, ныне известные за пределами области ис- полнители, заслуженные артисты России. Но все звания и почести—потом, а пока сплошная «пахо- та». Из конца коридора на первом этаже донесутся звуки кларнета или трубы, ведь левое крыло—вотчи- на духовиков. Ина душе от этого знания становилось светло и спокойно: наша семья музыкантов в сборе. Еще несколько минут — и ты станешь ее частью. В том же крыле нахо- дился и кабинет директора училища Василия Михай- ловича Лутова. Не знаю, было ли это случайностью или Василию Михайлови- «Креаклы» против «совков» И. Неверов Отними у художника кисти, он все равно останется художником. Репин, когда у него не оказалось под рукой карандаша, рисовал портреты, макая в черни- ла папиросный окурок. Учитель может учить детей без Интернета и даже без школьной доски, глобуса и одобренных Министерством образова- ния учебников. Инженеру для его расчетов доста- точно клочка бумаги. А вот что произой- дет с представите- лем новоявленной знати, лишенным офиса, всех особняков и замков, автомобиля, гаджетов, секретарши, телохраните- лей и золотой пластиковой карты? Он по-прежнему будет элитнойфигуройили превратится в заурядного человека, возможно, про- сто бомжа? Ответ я получил, нат- кнувшись на высказыва- ние некоего, какутвержда- ют, популярного блогера, объяснившего, чемкреакл (так сокращенно именуют тех, кто принадлежит к «креативному классу») от- личается от совка. «Перед совком закрыт чудесный мир айфонов и айпадов, он ни разу не прочел книгу iCon про Стива Джобса, не знает, что такое твиттер, фейсбук, инстаграмм. По- тому что не может позво- лить покупку продукции элитной компании Эппл, дающей право чувствовать себя хозяином мира. Но и для хипстера тут кроются подводные камни. Ведь вовремя не обновленный гаджет грозит навсегда вычеркнуть его из рядов креаклов и отправить на самое днище». Я так до конца и не уверен, что это не при- кол, не утонченное изде- вательство, не ироничное разоблачение этих самых «хозяев жизни». Но, по- хоже, элитарная публика и вправду больше всего ценит внешние атрибу- ты своей избранности и признает, что вся избран- ность к ним, собственно, и сводится. Ты есть то, что покупаешь. Без высокого уровня потребления твоя особость, исключитель- ность растаят, как снеж- ная баба по весне. Когда-то «вещизм» не считался делом чести, до- блести и геройства. Ма- шина или норковая шуба на жене не были крупным творческим достижением. Ине стоит винить за это со- ветский аскетизм. Корни антипотребительства древ- ние. Платон на торговой площади Афин при виде лавок, забитых товарами, говорил: «Сколько же на свете вещей, которые мне не нужны». В Одессе гид показывал туристам из России особняк графа Во- ронцова. «Снаружиничего особенного, — рассказы- вал он,—а внутри красное дерево, золотая отделка, мрамор. Но граф не желал выставлять их напоказ». Он жил в роскоши, как подобает аристократу, но гордился не ею, а своими трудами на воинском и государственномпоприще. Эдисон, зарабатывая не- маленькие деньги изобре- тательством, ставил себе в заслугу все-таки сами изобретения, а не банков- ские счета. Н о у нас теперь не то. Вся реклама строится на одном: приобрети автомобиль такой-то марки и сразу почувствуешь уверенность в себе, получишь вес в обществе. Кто пользует- ся таким-то шампунем, такой-то косметикой, тот уже выделился из толпы, поднялся на вершину, он будет неотразим и в посте- ли, и в бизнесе. И мы гото- вы принимать это всерьез. Нас почему-то страшно интересует, что думает о выборах, гомосексуализ- ме, культуре и воспитании детей владелец десяти или пятнадцати миллиардов долларов, а не водитель автобуса, сельский учи- тель и прочие лекари, то- кари, пекари. Мало того. Близкие к болотным бело- ленточникам социологи, политики, публицисты во- обще истолковывают лю- бые значимые перемены в стране с точки зрения фи- лософии (да-да, господа, философии, и никак ина- че!) потребительства. Вы полагаете, будто людьми движут идеология, вера, свободолюбие, всякие там романтические убежде- ния и идеалы? Бросьте. «Что если революция 90-х в России была вовсе не буржуазной и вовсе не демократической? — за- дает риторический, по его мнению, вопрос довольно- таки известный в узких кругах сочинитель. —Что если на баррикадах Белого дома мы сражались не за плюрализм и народовла- стие, а за джинсы и шам- пунь с кондиционером в одном флаконе? Что если революция 90-х — это потребительская револю- ция?» Так вот прямо и в лоб. Уже не боясь, что обзовут циником и обывателем. А что тут такого? Ну обы- ватели, ну потребители. И нормально. Хватит ил- люзий. Хомо отныне, в первую очередь, не сапи- енс, то есть разумный, а потребляющий. Ему шо- пинг желаннее посещения музея, церкви и стариков- родителей. А Марксы и Ленины провалились как раз потому, что их пред- ставления о людях были ошибкой. Они перепутали приоритеты, поверив, что хомо нуждается в духовно- сти, творчестве, справед- ливости, взаимопомощи, самореализации через слу- жение — стране, народу, добру. Кумир креаклов ныне — американская писа- тельница Айн Рэнд. Она эмигрировалаизСоветской России, ненавидя коллек- тивизм, солидарность и презирая альтруизм. Се- годня ее нет вживых, но со- чиненное ею, добравшись до нас, заменило креаклам Новый Завет. «Цивилиза- ция развивается в сторону приватного общества, — азартно внушала читате- ляммиссис илимисс Рэнд. — Это процесс создания человека, свободного от другихлюдей». То естьмне сытно, комфортно, деньги в банке, парк автомобилей в гараже, а остальное и остальные меня не касают- ся. Кто там беден, болен, не устроен, что творится в стране — плевать. От- ветственность, совесть, сострадание? Да никому я не обязан сострадать. В сущности, так и слу- чиласьнезадачливая российская «потре- бительская революция». Гори синим пламенем дер- жава, пусть развалива- ется, если это — плата за сто сортов колбасы на при- лавках, наряды от Версаче и уик-энд на Мальдивах. Такая мораль отнюдь не осталась в девяностых годах прошлого века. Она жива, она с нами и при нас. Да, одни говорят о патриотизме, духовных скрепах, долге, прогнози- сты настаивают на поиске своего, не навязанного извне, не взятого у Запа- да, смысла и образа буду- щего. Но другие видят в этом покушение на святое, родное, кровное. Хотя бы потому, что тогда им при- дется поступиться при- вычным уровнем комфор- та, чем-то пожертвовать ради ближних и дальних. Что еще за ближние? Мы свободны от них. Канику- лы на Мальдивах важнее «этой страны». Последователи Айн Рэнд не только участники колбасно-джинсовой ре- волюции девяностых. Ви- русом потребительства и эгоизма они успели инфи- цировать немало молодых. Социологи, выясняя, что думают нынешние студен- ты о будущем, свидетель- ствуют: лишь двенадцать процентов опрошенных говорят, что их судьба не- разрывно связана с судь- бой России, судьбой наро- да. Зато почти семьдесят пять процентов об этом просто не ломают голову. Все их думы — о себе, лю- бимых: карьере, доходе, удовольствиях и т.д. Дети «колбасной революции» собираются влиться в эли- ту и, разумеется, ни в коем случае не станут забывать своевременно, а то и до- срочно менять устаревшие айпадыи айфонына новые и новейшие. Окажутся ли они у руля завтра? Может быть, это самая большая опасность, которая грозит нашей стране. ВЫСТАВКА Все краски «Липецких узоров» Сергей Малюков Более 200 предметов декоративно-прикладно- го искусства и народных промыслов — воздушное елецкое кружево, разно- цветная вышивка «там- бурным» швом, завора- живающие глаз орнамен- ты — можно увидеть в Липецком музее народно- го и декоративно-при- кладного искусства на выставке «Липецкие узоры в вышивке, круже- ве и росписи по дереву». Кружевоплетение и на- ряднаявышивкадавноуже стали визитной карточ- кой народных промыслов липецкого края. В Ельце кружевницы выработали особую технику плетения кружева, главной отличи- тельной чертой которого стали природные мотивыи растительные орнаменты. В елецком кружеве встре- чаются узоры, типичные только для этой местности — «гречишка», «жемчуж- ка», «паучки», «вороний глаз», «навлинка», «ре- ченка».Свои особые черты имеет и вышивка «там- бурным» швом, распро- страненная в окрестностях Липецка. В 1970 годы в Липецк приехали мастера тра- диционной хохломской росписи, призванные ор- ганизовать предприятие художественной росписи по дереву. Осознавая, что народныйпромыселтрудно приживаетсяначужойзем- ле, они изучили местные народные промыслы, мо- тивы, композицию рисун- ка в кружеве и вышивке. Большой талант и любовь к липецкимнародным тра- дициям позволили создать такое уникальное явление, как «Липецкий узор». Познакомиться с ори- гинальными экспонатами в музее можно до 12 мая. Слово обозревателю ТОЧКА НА КАРТЕ РОССИИ | 60 лет Липецкой области : годы , события , люди Дом, который построил Лутов № 22/24650/ 5 ФЕВРАЛЯ 2014 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА чу так было удобнее, по- скольку сам он тоже был духовиком и продолжал преподавать. Даже трудно представить, что, пройдя через страшную войну «от звонка до звонка», полу- чив боевые награды, не- давний фронтовик выбрал стезю музыканта. Сперва окончил Воронежское му- зыкальное училище, потом в московском театральном вузе получил профессию театроведа. И никакого, как сейчас бы сказали, посттравматического син- дрома, надлома души. Вой- на закончилась, и наконец ты можешь всего себя от- дать делу, к которому ты предназначен. Нынче модно ругать со- ветскую интеллигенцию, предъявлять ей претензии, винить во всех грехах. Но я вам так скажу: вот Лутов был подлинным русским интеллигентом. Его вы- сокая, худощавая, чуть сутулая фигура излуча- ла доброжелательность и мягкость. Не помню, чтобы он на кого-то повы- сил голос — на студента ли, на педагога. Не помню, чтобыне сумел разобраться в сложном конфликте, и этот конфликт не погас бы под воздействием его искренней доброты. Не помню, чтобы он когда- нибудь пожертвовал ради бюрократического форма- лизма пользой училища и его питомцев. Собственно, атмосферу той дружной и родноймузыкальной семьи именно Василий Михай- лович и создал. Создал и бережно хранил. Не знаю, какой была бы культура в нашем регионе, если бы не он. Потому что как раз Лутову спустя всего четыре года после образования области до- велось организовывать, открывать, строить музы- кальное училище, ныне ставшее колледжем имени К.Игумнова. Катастрофи- чески не хватало профес- сиональных кадров для новых музыкальныхшкол в районах, домов куль- туры, для рождавшихся творческих коллективов. И Василий Михайлович не пожалел сил, чтобы будущие педагоги, музы- канты, культпросветчики действительно были вы- сокопрофессиональными. Он приглашал препода- вать лучших выпускников лучших консерваторий страны. Они приезжали и оставались, поддавшись обаяниюдиректора, почув- ствовав себя своими среди своих. В числе первых на работу были приглашены заслуженный артист РФ Андрей Мистюков и заслу- женный работник культу- рыРФВиктор Загвоздкин. Нынешние артисты об- ластной филармонии, му- зыканты симфонического, духового и оркестра народ- ных инструментов по боль- шей части заканчивали лу- товское училище, а потом ужепоступаливразличные вузы и возвращались до- мой. Благодаря им мы по праву можем называться не только промышлен- ным, металлургическим, но и культурным центром Черноземья. А сколько выпускников ЛОМУ про- славили регион не только в России, но и за рубежом! Это и руководитель Ли- пецкого академического хора Игорь Цилин, и уже упомянутые мною глав- ный дирижер Липецкого государственного оркестра народных инструментов Олег Федянин, и художе- ственный руководитель ансамбля «Мозаика»Алек- сандр Ролдугин, и худо- жественный руководитель муниципального духового оркестра Александр Кал- мыков, и многие другие. Даже соседний Воронеж, пожалуй, уступает нам по части музыкальных коллективов высочайшего уровня. Большие исполнители — это не только врожден- ный талант и трудолюбие. Не будь той удивительной ауры, возникшей с первого дня существования муз- училища стараниямиВаси- лия Михайловича, не будь тех педагогов, которых он сумел собрать, судьба многих одаренных наших земляков могла бы и не сложиться. Вфеврале ВасилиюМи- хайловичу Лутову испол- нилось бы девяносто. В этом же году ровно десять лет, как его нет с нами. Нет интеллигентного, об- разованного и тонкого человека. Его имя носит областная премия «За пе- дагогические заслуги в области культуры и искус- ства». Его именем названа одна из улиц вЛипецке. На новом здании его детища — училища — установле- на мемориальная доска, увековечившая память о нем. Для самого Лутова это было бы вряд ли важно. Ведь вот мы, студенты, по- нятияне имелини о боевых наградах директора, ни о его ордене Трудового Крас- ного Знамени. Как русский интеллигент, он был неве- роятно скромен. Главнымв жизни для него было дело: музыка и музыканты. Нынче модно ругать советскую интеллигенцию, предъявлять ей претензии, винить во всех грехах. Но я вам так скажу: вот Лутов был подлинным русским интеллигентом. ” НАШИ ИСТОКИ | Общество исследователей старины отметило 25- летие Незабытая история Роман Ромашин Люди, изучающие исто- рию родного края, проси- живающие в архивах и библиотеках, на закате советской эпохи слыли этакими чудаками, которые вместо актуаль- ного обогащения занима- ются сущей ерундой. Энтузиасты не обращали на это внимания и шли своей колеей. В 1989 году они создали Липецкое областное краеведческое общество, провозгласив себя наследниками дореволюционного Петровского общества распространения науч- ных и практических знаний. Впрочем, у членов од- ной из самых авторитет- ных и многочисленных общественных организа- ций региона есть корни и поближе. Если русские писатели вышли из го- голевской «Шинели», то ведомые энергичнымпред- седателем Александром Клоковым липецкие кра- еведы совершенно точно «выросли» из клуба добро- вольных реставраторов «Русь». Его участники способствовали сохране- нию десятков памятников прошлого, которыми чрез- вычайно богат наш край. В порушенных храмах и заброшенных усадьбах они брались за самую грязную работу: выносили горы мусора, заколачивали пустые окна добытым по случаю в местном совхозе «горбылем», избавляли парковые аллеи от диких джунглей, месили рас- твор, а случалось, ходили в подмастерьях у професси- ональных реставраторов. Бесплатные работники по- путно проводилипросвети- тельскую работу. Будили высокое патриотическое чувство, рассказывали местным жителям об ис- тинных ценностях и вы- дающихся предках. Об этом и другом гово- рили участники юбилей- ной краеведческой кон- ференции, прошедшей в зале областной научной библиотеки. По ходу тор- жества Александр Клоков и две сотни его единомыш- ленников констатирова- ли: зачастую становле- ние краеведения шло не «сверху»«вниз», изцентра в глубинку, а наоборот. Некоторые отделения кра- еведческого общества, что необычно, значительно старше липецкого. Напри- мер, созданное 56 (!) лет на- зад Данковское общество ревнителей стариныдо сей поры задает тон. Под его эгидой открываются сель- ские музеи и памятные доски, издаются книги, регулярно совершаются поездки по достопримеча- тельным местам. Главный смысл подобных путеше- ствий далеко не праздный. Вояжеры фотографируют исчезающие памятники, узнают от старожилов пре- данья старины глубокой, чтобы написать впослед- ствии на основе собранных по крупицам сведений но- вые труды. Есть, однако, чем ко- зырнуть и соседям-лебе- дянцам. Они организовали первыймеждународный (!) съезд землячества с сотня- ми российских и зарубеж- ных делегатов, создали собственный фонд куль- туры со штаб-квартирой в старинном особняке. Про бесчисленные заслуги де- ятельных ельчан в двух словах вообще сказать сложно. Темнеменее внед- рах архивов и библиотек историки из древнего го- рода ежегодно совершают массу важных открытий, обогащающих копилку знаний современников лю- бопытнейшими фактами. Главные из них обна- родуются в «Записках Ли- пецкого областного крае- ведческого общества», из- даваемых в рамках област- ной целевой программы. На заседании, кстати, был презентован уже десятый по счету сборник. Отдель- но следует упомянуть об ином заботливо опекаемом региональнойвластьюпро- екте — уникальной серии «Монастыри и храмы». Очередной томв добротном кожаном переплете посвя- щен церковной истории Чаплыгинского и Лев- Толстовского районов. При этом на конферен- ции многократно отмеча- лось: образованная 60 лет назад из объединенных воедино «лоскутов» черно- земных территорий Цен- тральной России область до сей поры является ис- тинным Клондайком для исследователей. Впереди пытливых энтузиастов ждут новые открытия, касающиеся архитектуры, этнографии, генеалогии и археологии. Не обошлась юбилей- ная встреча без обращен- ных к власти инициатив, касающихся облика Ли- пецка. По единодушному мнению ревнителей про- шлого, обелиск землякам — героям забытой Первой мировой — следует уста- новить не на оживленном пересечении улиц Водо- пьянова и проспекта По- беды, а в тихом сквере у здания бывшего реального училища на улице Зеге- ля, служившего в войну госпиталем для раненых. Также город нуждается в достойном памятнике нобелевскому лауреату Ивану Бунину, судьба ко- торого тесно переплетена с нашим краем. Для сведе- ния: в упомянутом Ельце таких памятников три. Но все-таки в библиоте- ке на Кузнечной происхо- дило торжество. Как поло- жено, оно не обошлось без здравиц, наград, оваций. Лидеры исследователь- ской работы удостоились почетных грамот. Про- звучали поздравительные адреса от коллег из сосед- них регионов, связанных с Липецкой областью общей «пуповиной». Начальник областного управления внутренней политики Алексей Грушихин заве- рил: власть и далее намере- на всячески поддерживать издание исследователь- ской литературы. Игорь Безбородов, заместитель директора Издательско- го дома «Липецкая газе- та», с которым краеведы плодотворно сотруднича- ют, вручил виновникам торжества стопку свежих экземпляров литературно- го журнала «Петровский мост». Атаман местного казачьего общества Алек- сандр Данилов преподнес Александру Клокову под- кову. На счастье. И все желали краеведам плодот- ворной работы. В порушенных храмах и заброшенных усадьбах они брались за самую грязную работу: выносили горы мусора, избавляли парковые аллеи от диких джунглей, месили раствор, а случалось, ходили в подмастерьях у профессиональных реставраторов. ” ФОТО ИЗ АЛЬБОМА СЕМЬИ ЛУТОВЫХ КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz