Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 249/24877/ 27 ДЕКАБРЯ 2014 10 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ В адрес управления дорог и транспорта области с 2012 года по 2014 год поступило 23 обращения граждан по вопросам пере- мещения задержанных транспортных средств, их хранения, опла- ты расходов на перемещение и хранение. В ходе проверок были выявлены нарушения, связанные с нахождением на территории специализированных стоянок транспортных средств, задержанных не в соответствии с частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; отсутствие контейнеров для сбора мусора; заблокирование дополнительно- го въезда (выезда) специализированной стоянки задержанными транспортными средствами; нарушения в ведении внутренней документации специализированных стоянок (журнал учета за- держанных транспортных средств, журнал учета посещений специализированной стоянки, квитанции об оплате расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств); конструктивные места доступа в задержанные транспортные средства, находящиеся на территории специализированных стоя- нок, не опечатанные при помощи пломбировочной ленты. Управлением дорог и транспорта области предлагается за- крепить в Законе области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хра- нения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» такие понятия, как «специализированная техника», то есть транспортное средство, предназначенное для погрузки, разгрузки и перевозки задержанных транспортных средств, а также «допуск на осуществление перемещения за- держанных транспортных средств» — документ, выдаваемый на специализированную технику после подписания договора, за- ключенного между уполномоченным органом и юридическим ли- цом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перемещение задержанного транспортного средства на специ- ализированную стоянку. Кроме того, управление дорог и транспорта выступило с предложением дополнить положения Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализи- рованную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» новой статьей, уста- навливающей правовые основы контроля со стороны уполномочен- ного органа за соблюдением юридическими лицами или индивиду- альными предпринимателями, осуществляющими перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств на специ- ализированной стоянке, требований законодательства и условий договора, а также меры реагирования на выявленные нарушения. В информации прокуратуры области от 7 августа 2014 года № 22/2-14-2014 о результатах мониторинга Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» (далее — информация прокуратуры области) также отмечается, что нормы по проведению контрольных мероприятий в отноше- нии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, должны найти свое отражение и в Законе области «О порядке перемеще- ния задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хране- ние, возврата транспортных средств» и в Положении об управле- нии дорог и транспорта области. Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона области «О по- рядке перемещения задержанных транспортных средств на спе- циализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на пе- ремещение и хранение, возврата транспортных средств» размер оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках утверждается испол- нительным органом государственной власти Липецкой области в сфере потребительского рынка и ценовой политики. Распоряжением администрации Липецкой области от 20 декабря 2012 года № 586-р «О внесении изменений в распоря- жение администрации Липецкой области от 9 июля 2010 года № 239-р «Об утверждении Положения об управлении потреби- тельского рынка и ценовой политики Липецкой области» утверж- дение размера оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках вклю- чено в перечень функций управления потребительского рынка и ценовой политики области. В 2012 году приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 28 июня 2012 года № 14-ц «Об уста- новлении размера платы за перемещение задержанных транс- портных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области» размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на терри- тории Липецкой области был установлен в размере 85,0 рубля за 1 километр (без НДС). Приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 5 июля 2013 года № 34-ц «Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липец- кой области» был установлен размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области в размере 65,0 рубля за 1 километр (без НДС). Данным приказом было определено, что транспортировка за- держанного транспортного средства оплачивается суммарно за пробег эвакуатора до места задержания транспортного средства и обратно до специализированной стоянки, при этом пробег с прибытием до задержанного транспортного средства учитыва- ется в размере, не превышающим пробег от места задержания транспортного средства до места хранения. Такой подход в определении расходов на перемещение за- держанных транспортных средств признан Верховным судом Российской Федерации не соответствующим нормам федераль- ного законодательства. Так, постановлением Правительства Новосибирской об- ласти от 18 июня 2012 года № 297-п «Об установлении размера платы за перемещение задержанного транспортного средства на территории Новосибирской области» предусматривалось, что размер платы за перемещение задержанного транспортного средства определяется специализированной организацией ис- ходя из установленного настоящим постановлением размера платы за один км пробега и фактического пробега (километража) транспортного средства специализированной организации, учи- тывающего, в том числе, пробег с прибытием до задержанного транспортного средства. Решением Новосибирского областного суда от 9 января 2013 года данная норма в части слов «учитывающего, в том числе, пробег с прибытием до задержанного транспортного средства» признана недействующей. Определением Верховного суда Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 67-АПГ13-4 указанное решение Новосибир- ского областного суда было оставлено без изменения, а апелля- ционная жалоба Правительства Новосибирской области — без удовлетворения. В своем Определении Верховный суд Российской Федерации указал, что из правового анализа норм Кодекса Российской Фе- дерации об административных правонарушениях следует, что за- держание транспортного средства является мерой государствен- ного принуждения, которая должна быть определенной, т.е. лицо, нарушая установленные административные запреты, должно с очевидностью знать, какая ответственность за это будет на него возложена. Кроме того, федеральный законодатель, вводя такую меру обеспечения как задержание транспортного средства, пред- усмотрел, что исключенное транспортное средство из процесса перевозки людей и грузов, должно быть перемещено при помощи другого транспортного средства в ближайшее специально отве- денное охраняемое место (на специализированную стоянку), т.е. применил принцип минимизации расходов, связанных с примене- нием данной меры административного принуждения. Приложение к постановлению Правительства Новосибирской области от 18 июня 2012 года № 297-п в части слов в примечании «учитывающего, в том числе, пробег с прибытием до задержан- ного транспортного средства» противоречит федеральному зако- нодательству, имеющему большую юридическую силу. Оспарива- емая норма является неопределенной, т.к. не конкретизирует от какого отправного пункта должен исчисляться пробег транспорт- ного средства (эвакуатора) специализированной организации, кем и в каком порядке этот отправной пункт должен быть опре- делен в момент получения специализированной организацией информации от сотрудников органов ГИБДД о необходимости перемещения задержанного транспортного средства на специ- ализированную стоянку, маршрут следования транспортного средства (эвакуатора) до места задержания транспортного сред- ства (по кратчайшему или по любому) и другое. Подобная неопределенность правовой нормы лишает вла- дельца задержанного транспортного средства возможности убе- диться в достоверности представленного специализированной организацией расчета пробега эвакуатора до места задержания. Указанное положение позволяет специализированной орга- низации произвольно, по собственному усмотрению, устанав- ливать размер платы за эвакуацию транспортного средства, что может привести к завышению ее размера и нарушению прав вла- дельцев транспортных средств. Верховный суд Российской Федерации также отметил, что оспариваемая норма не содержит положений о необходимости минимизации затрат при осуществлении задержания транспорт- ного средства (следование специального транспортного средства (эвакуатора) от ближайшего из возможных пунктов для прибытия до задержанного транспортного средства), как это предусмо- трено в федеральном законодательстве при определении места хранения задержанного транспортного средства (ближайшее), что существенным образом снижает гарантии при применении норм федерального законодательства (статья 27.13 Кодекса Рос- сийской Федерации об административных правонарушениях) на территории Новосибирской области, что недопустимо. В Волгоградской области на основании постановления Ми- нистерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (после переименования — комитет та- рифного регулирования Волгоградской области) от 16 октября 2012 года № 18/7 «Об установлении тарифов по транспортировке (перемещению) задержанных транспортных средств на специ- ализированную стоянку и их хранению на территории Волгоград- ской области» установленные тарифы применялись в отношении суммарного пробега (в километрах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку (перемещение) задержанных транспортных средств (эвакуаторов), в т.ч. с учетом пробега с прибытием до задержанного транспортного средства, в размере, не превышающем пробег от места задержания транспортного средства до места хранения. Решением Волгоградского областного суда от 25 февраля 2014 года указанные положения признаны недействующими. Определением Верховного суда РФ от 18 июня 2014 № 16-АПГ14-7 решение Волгоградского областного суда остав- лено без изменения. В своем Определении Верховный суд Российской Федерации указал, что данная норма регионального правового акта принята с нарушением компетенции, противоречит требованиям феде- рального законодательства и по своему содержанию является неопределенной. Законом Волгоградской области от 24 июля 2012 года № 90-ОД «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» предусмотрено, что орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги), в соответствии с действующим за- конодательством Российской Федерации устанавливает цены (тарифы) на услуги по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, то есть исключительно денежное выражение расходов в рублях за километр, из расчета которого лицо, виновное в совершении административного право- нарушения, обязано возместить расходы на перемещение задер- жанного транспортного средства (часть 11 статьи 27.13 КоАП РФ). Из Положения о Комитете тарифного регулирования Волго- градской области (до 16 декабря 2013 г. — Министерство топли- ва, энергетики и тарифного регулирования), утвержденного по- становлением Правительства Волгоградской области от 19 июня 2012 г. №125-п, к полномочиям Комитета относилось исключи- тельно установление тарифов на транспортировку и задержание транспортных средств. Из сравнительного анализа положений федерального и реги- онального законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — Министерство топли- ва, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской обла- сти не наделен полномочиями по установлению порядка оплаты расходов на перемещение задержанных транспортных средств. Между тем Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области в Постановлении № 18/7, установив в приложении 1 тариф на транспортировку (перемеще- ние) задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, в пункте 2 предусмотрело определение расстояния, из которого исчисляется оплата, то есть определило механизм при- менения тарифа, что является элементом порядка оплаты расхо- дов, связанных с перемещением задержанного транспорта. Кроме того, Верховный суд Российской Федерации указал на то, что и по содержанию оспариваемое правовое регулирование противоречит предписаниям статьи 27.13 КоАП РФ, из анализа содержания которой следует, что совершившее административ- ное правонарушение лицо обязано возместить расходы исключи- тельно на перемещение задержанного транспортного средства, то есть затраты, понесенные с момента исключения транспорт- ного средства из процесса перевозки людей и грузов (админи- стративное задержание транспортного средства) до помещения его на специализированную стоянку путем перемещения при по- мощи другого транспортного средства. Постановление Министерства топлива, энергетики и тариф- ного регулирования Волгоградской области предусматривает включение в оплату перемещения задержанного транспорта до- полнительных, не предусмотренных федеральным законодатель- ством, расходов, связанных с пробегом эвакуатора от места его нахождения до задержанного транспортного средства. Утверждение о том, что федеральным законодателем на лицо, совершившее административное правонарушение, возложена обязанность по возмещению всех связанных с административ- ным задержанием транспортного средства расходов, в том числе и расходов на пробег эвакуатора до места административного задержания транспортного средства, является ошибочным, по- скольку основано на неверном толковании норм материального права — таков вывод Верховного суда Российской Федерации. Кроме того, при установлении размера оплаты за перемеще- ние и хранение задержанных транспортных средств управление потребительского рынка и ценовой политики области руковод- ствуется утвержденными приказом Федеральной службы по та- рифам Российской Федерации от 7 апреля 2006 года № 37-а Ме- тодическими указаниями по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, в соответствии с которыми при расчете тарифов на перемещение задержанных транспортных средств учитывается суммарный пробег (в киломе- трах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку задержанных транспортных средств (эвакуаторов) за определен- ный период, в том числе пробег с прибытием до задержанного транспортного средства. Административным регламентом исполнения государствен- ной функции по установлению размера оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализи- рованных стоянках, утвержденным приказом управления потре- бительского рынка и ценовой политики области от 21 июня 2012 года № 107 определено, что при установлении размера оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках учитываются: — основные показатели финансово-хозяйственной деятель- ности хозяйствующего субъекта, осуществляющего перемеще- ние и хранение задержанных транспортных средств, с выделе- нием доходов и расходов по регулируемым видам деятельности; — данные о численности работающих и уровне средне- месячной заработной платы за последний год, предшеству- ющий установлению размера оплаты; — расчет фонда оплаты труда с приложением штатного рас- писания; — сведения о фактической (за предшествующий период) и расчетной себестоимости в разрезе статей затрат с экономиче- ским обоснованием (документально подтвержденные расходы) каждой статьи расчетной калькуляции; — документы, подтверждающие фактический пробег (кило- метраж) транспортных средств за отчетный период; — расчет и распределение суммы планируемой прибыли. Таким образом, расходы, связанные с пробегом эвакуатора до места задержания транспортного средства, учитываются при уста- новлении размера оплаты за перемещение задержанного транс- портного средства и не должны оплачиваться дополнительно. О необходимости приведения в соответствие с федеральным законодательством приказа управления потребительского рынка и ценовой политики области от 5 июля 2013 года №34-ц «Об установ- лении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области» отмечалось и в информации прокуратуры области. В результате приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 9 октября 2014 года № 26-ц «О вне- сении изменений в приказ управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 05 июля 2013 г. № 34-ц «Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на терри- тории Липецкой области» положения об оплате за пробег эвакуа- тора до места задержания транспортного средства из приказа от 05 июля 2013 г. № 34-ц были исключены. Приказом управления потребительского рынка и ценовой политики области от 18 ноября 2014 года № 30-ц «Об установле- нии размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области» размер платы за перемещение задержанных транспорт- ных средств установлен 130,0 рубля за 1 километр (без НДС). С момента вступления в силу Закона области «О порядке пере- мещения задержанных транспортных средств на специализиро- ванную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» за хранение задер- жанных транспортных средств на специализированных стоянках применялись тарифы, установленные приказом управления потре- бительского рынка и ценовой политики области от 9 февраля 2010 года № 4 «Об установлении предельного размера платы за хране- ние задержанных транспортных средств на территории Липецкой области», для следующих категорий транспортных средств: — мотоциклы 5,0 руб./час. — легковые автомобили 10,0 руб./час. — грузовые автомобили и автобусы 12,0 руб./час. — грузовые автомобили в составе автопоезда 14,0 руб./час. Приказом управления потребительского рынка и ценовой по- литики области от 15 апреля 2013 года № 25-ц «Об установлении тарифов на хранение задержанных транспортных средств на спе- циализированных стоянках Липецкой области» установлены сле- дующие тарифы на хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках области: Категория транспортного средства Тариф, руб./час (с НДС) Категория А 5,50 Категория В и D массой до 3,5 тонны 11,00 Категория D массой более 3,5 тонны, С и Е 22,00 Негабаритное транспортное средство 33,00 Следует отметить, что в Липецкой области установлены более низкие тарифы на хранение задержанных транспортных средств по сравнению с близлежащими областями: Категория транспортного средства Тариф, руб./час (с НДС) Липец- кая область Воро- нежская область Тамбов- ская область Белго- родская область Орлов- ская область Категория А 5,50 10,00 22,00 26,00 16,00 Категория В и D массой до 3,5 тонны 11,00 20,00 44,00 52,00 32,00 Категория D массой более 3,5 тонны, С и Е 22,00 40,00 88,00 104,00 64,00 Негабаритное транспортное средство 33,00 60,00 132,00 156,00 96,00 По информации управления потребительского рынка и цено- вой политики области поступающие в управление жалобы граж- дан в основном связаны с необоснованно высокой стоимостью услуг по эвакуации, требованиями оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств наличными денеж- ными средствами, отказ в выдаче кассового чека. В целях минимизации расходов по перемещению задер- жанных транспортных средств представляется необходимым дополнить статью 8 Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную сто- янку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» положением о том, что задер- жанное транспортное средство перемещается на специализиро- ванную стоянку по наиболее короткому маршруту. 3. Обжалование положений Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на спе- циализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» в судебном порядке В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализи- рованную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» возврат транспортно- го средства владельцу (представителю владельца) производится на основании решения должностного лица о прекращении задер- жания транспортного средства после оплаты расходов, связанных с его перемещением и хранением на специализированной стоянке, в соответствии со статьей 10 настоящего Закона. Данная норма в части, касающейся возврата транспортного средства владельцу после оплаты расходов, связанных с его перемещением и хранением на специализированной стоянке, обжаловалась в Липецком областном суде. В обоснование своих доводов заявитель ссылался на пункт 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об администра- тивных правонарушениях, в соответствии с которым расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правона- рушение, повлекшее применение задержания транспортного сред- ства. По мнению заявителя, данная норма носит императивный характер, указывая на то, кто должен возмещать расходы на пере- мещение и хранение задержанного транспортного средства. В том случае, если собственник транспортного средства не является на- рушителем, у него нет правовых оснований производить платежи. Таким образом, часть 1 статьи 11 Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специали- зированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на переме- щение и хранение, возврата транспортных средств» препятствует реализации собственником права пользования, владения и рас- поряжения своей вещью. Решением Липецкого областного суда от 13 мая 2013 года в удовлетворении требований о признании недействующей и не под- лежащей применению статьи 11 Закона Липецкой области «О по- рядке перемещения задержанных транспортных средств на специ- ализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на переме- щение и хранение, возврата транспортных средств» было отказано. В своем решении областной суд указал, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хра- нение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владель- цев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляют- ся в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Расходы на перемещение и хранение задержанного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспорт- ного средства (части 10, 11 статьи 27.13 КоАП РФ). В случае прекращения производства по делу об админи- стративном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных дей- ствий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности), пунктами 3, 7 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его вла- дельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (часть 12 статьи 27.13 КоАП РФ). Таким образом, по мнению федерального законодателя, за- держанное средство может быть возвращено при условии устра- нения причины задержания и оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства. Как следует из текста Закона Липецкой области, отдельное положение которого оспаривается заявителем, законодатель Ли- пецкой области, устанавливая порядок перемещения транспорт- ных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств, действовал правомерно, компетенции в сфере законо- дательства об административных правонарушениях не превысил. Само по себе предусмотренное законодателем Липецкой об- ласти условие возврата задержанного транспортного средства не может рассматриваться как снижающее уровень правовой за- щиты заявителя в сфере законодательства об административных правонарушениях, так как возмещение расходов на перемеще- ние и хранение задержанного транспортного средства лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, федеральным законодателем не исключается. Суд отметил, что довод заявителя о нарушении Законом Ли- пецкой области «О порядке перемещения задержанных транспорт- ных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» прав собственника, гарантированных ему статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, несостоятелен. Анализ оспариваемого Закона позволяет сделать вывод, что данный Закон принят во исполнение пункта 10 статьи 27.13 Ко- декса Российской Федерации об административных правонару- шениях, то есть по административному законодательству, и раз- решает только вопросы административного права, а потому на гражданско-правовые отношения собственника с иными лицами, использующими его автомобиль на законных либо незаконных основаниях, он не распространяется, предметом регулирования Законом Липецкой области «О порядке перемещения задержан- ных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возвра- та транспортных средств» эти отношения не являются. Само по себе несогласие заявителя с положениями оспари- ваемого нормативного акта не свидетельствует о несоответствии этого акта федеральному законодательству. Целесообразность тех или иных положений нормативного акта субъекта Российской Федерации предметом судебного разбирательства быть не может. Учитывая, что Закон Липецкой области «О порядке перемеще- ния задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хране- ние, возврата транспортных средств» принят в пределах компетен- ции субъекта Российской Федерации, соответствует федерально- му законодательству, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, — констатировал Липецкий областной суд. 4. Информация прокуратуры Липецкой области о реали- зации положений Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализирован- ную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» и принятых ме- рах прокурорского реагирования Прокуратурой области проведен анализ правоприменитель- ной практики Закона области «О порядке перемещения задер- жанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, воз- врата транспортных средств», который показал следующее. В ходе проверок деятельности лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства, выявлены систематические нарушения требований как федерального, так и регионального законодательства при перемещении и хранении на специализи- рованных стоянках задержанных транспортных средств. В частности, не единичны случаи завышения стоимости услуг за перемещение и хранение задержанного автотранспорта либо необоснованного взимания платы за выполнение этих процедур. Так, 13 января 2013 года автомобиль марки «Фольксваген Пассат», принадлежащий гражданину С., в рамках производ- ства по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ был помещен на специализированную стоянку в г.Липецке. За перемещение и хранение транспортного средства с владельца взыскано 3500 руб. Вместе с тем, как установлено прокурором Левобережного района г. Липецка, документы, подтверждающие правильность и обоснованность начисления этой суммы, у хозяйствующего субъ- екта отсутствовали. Ни в квитанции, ни в журнале учета задер- жанных транспортных средств, помещенных на специализиро- ванную стоянку, пройденное эвакуатором расстояние не отража- лось, расчет по определенному управлением потребительского рынка и ценовой политики области тарифу надлежащим образом не производился. Аналогичные факты выявлены органами прокуратуры при разрешении обращений и других лиц. В связи с совершением административного правонарушения по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ 16 апреля 2014 года от дома № 6 по пл. Победы в г. Липецке был эвакуирован и перемещен на специализи- рованную стоянку автомобиль марки «ВАЗ 2107», принадлежащий гражданину К. Как показала проверка, протяженность маршрута автомобиля-эвакуатора от места его стоянки до места задержания транспортного средства и обратно составила 36 км. В то же время к оплате было предъявлено 3000 руб., исходя из 40 км пути. На специализированной стоянке в г. Лебедяни за перемеще- ние транспортных средств в текущем году взималась фиксиро- ванная сумма, а именно: при перемещении по территории Лебе- дянского района — 3100 руб., Данковского, Лев-Толстовского и Краснинского районов — 5500 руб. Реальный пробег автомоби- ля-эвакуатора не учитывался и документально не фиксировался. На этой же стоянке установлены случаи необоснованного за- вышения платы за хранение транспортных средств. На основании части 2 статьи 3 Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специали- зированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемеще- ние и хранение, возврата транспортных средств» до начала пере- мещения задержанного транспортного средства на специализи- рованную стоянку представитель лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство при помощи пломбировочной ленты. Как свидетельствует информация горрайпрокуроров, подоб- ная процедура не осуществляется. Так, на момент проверки специализированной стоянки в г. Лебедяни прокуратурой Лебедянского района выявлено, что ни одно из 24 находившихся на охраняемой территории задержан- ных транспортных средств не было опломбировано. Вопреки статьям 5 и 7 Закона области «О порядке перемеще- ния задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хра- нение, возврата транспортных средств» на специализированной стоянке, расположенной в г. Липецке, отсутствовал журнал учета посещений; в г. Лебедяни не отвечал предъявляемым требовани- ям журнал учета задержанных транспортных средств. Не всегда заполнялись и передавались владельцам автомоби- лей акт приема-передачи транспортного средства для хранения на специализированной стоянке, а также листок выдачи к акту приема-передачи транспортного средства для хранения на специ- ализированной стоянке, что прямо предусмотрено статьями 3, 8 и 11 Закона области «О порядке перемещения задержанных транс- портных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транс- портных средств». Вместе с тем сложившаяся в этой сфере прак- тика ведет к невозможности предъявления собственниками авто- транспорта претензий по поводу его сохранности на основании ст. 401, 901—902 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нарушение положений части 4 статьи 11 Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» не направлялась в письменной форме информация в ГИБДДД УМВД России по области о выдаче задержанных транспортных средств. Помимо этого, на специализированной стоянке в г. Ельце не соблюдались нормы Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с ис- пользованием платежных карт» и Закона области «О порядке пере- мещения задержанных транспортных средств на специализирован- ную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хране- ние, возврата транспортных средств» в части обеспечения наличия контрольно-кассовой техники, оформления квитанций на оплату услуг, связанных с эвакуацией и хранением транспортных средств. Здесь же в нарушение требований Кодекса Российской Феде- рации об административных правонарушениях, Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» и до- говора на осуществление перемещения и (или) хранения задер- жанных транспортных средств на специализированной стоянке осуществлялось хранение транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам. На специализированной стоянке в г. Лебедяни выявлены многочисленные нарушения Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил противопо- жарного режима в Российской Федерации, утвержденных по- становлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, а именно: отсутствие в наличии плана расстановки транспортных средств и порядка их эвакуации при пожаре, неисправность ог- нетушителей, неукомплектованность пожарного щита и т.д. По всем фактам неисполнения Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специали- зированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на переме- щение и хранение, возврата транспортных средств» прокурорами приняты соответствующие меры реагирования. По мнению прокуратуры области, анализ правопримени- тельной практики показал, что многочисленные нарушения положений Закона области «О порядке перемещения задержан- ных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, воз- врата транспортных средств» стали возможны в результате как ненадлежащей организации работы по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств на специализиро- ванных стоянках общества, так и отсутствия должного контроля в обозначенном направлении, в том числе со стороны исполни- тельных органов области. Прокуратурой области высказаны предложения о внесении изменений в Закон области «О порядке перемещения задер- жанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, воз- врата транспортных средств» в целях усиления ответственности за несоблюдение его норм и об установлении в соответствии с Кодексом Липецкой области об административных правона- рушениях административной ответственности за нарушение по- ложений Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хра- нения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств». 5. Предложения по совершенствованию правового ре- гулирования перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, опла- ты расходов на перемещение и хранение, возврата транс- портных средств Мониторинг Закона области «О порядке перемещения задер- жанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, воз- врата транспортных средств» показал необходимость внесения целого ряда изменений в действующее правовое регулирование в указанной сфере. Условно эти изменения можно разделить на четыре группы: 1) изменения положений Закона области «О порядке пере- мещения задержанных транспортных средств на специализиро- ванную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств», обусловленные изменениями действующего федерального законодательства; 2) изменения Закона области «О порядке перемещения задер- жанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств», обусловленные практикой его применения; 3) внесение изменений в Кодекс Липецкой области об адми- нистративных правонарушениях и установление административ- ной ответственности за нарушение требований Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств»; 4) приведение в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательства нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти области. Первая группа изменений связана с приведением Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» в соответствие с федеральными законами: — от 2 апреля 2012 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правона- рушениях и статью 11 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выпол- нения», дополнившим перечень нарушений, являющихся осно- ванием для задержания транспортного средства, статьей 11.26 КоАП РФ (использование автотранспортных средств, принадле- жащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации) и статьей 11.29 КоАП РФ (осуществле- ние международных автомобильных перевозок без разрешений); — от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Фе- деральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнившим перечень нарушений, яв- ляющихся основанием для задержания транспортного средства, частью 2 статьи 14.38 КоАП РФ (использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве пере- движной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в ре- зультате которого транспортное средство полностью или частич- но утратило функции, для выполнения которых оно было пред- назначено, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара); — от 2 ноября 2013 года № 285-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонару- шениях и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правона- рушениях», внесшим изменения в часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ, связанные с указанием на нарушение не только правил эксплу- атации и управления транспортным средством, но и правил ис- пользования транспортного средства; — от 25 декабря 2012 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правона- рушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законо- дательные акты Российской Федерации», установившим возмож- ность возврата задержанных транспортных средств представите- лям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необхо- димые для управления данными транспортными средствами. Кроме того, из части 1 статьи 3 Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специали- зированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемеще- ние и хранение, возврата транспортных средств» в качестве осно- ваний применения задержания транспортного средства подлежат исключению часть 5 статьи 12.16 и часть 6 статьи 12.19 КоАП РФ, поскольку указанные нормы касаются нарушений, совершенных в городах федерального значения —Москве и Санкт-Петербурге. Во второй группе изменений Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специали- зированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемеще- ние и хранение, возврата транспортных средств», направленных на совершенствования правового регулирования в указанной сфере, должно найти свое отражение следующее: — определено понятие «специализированная техника»; — закреплены правовые основы процедуры допуска специ- ализированной техники к осуществлению перемещения задер- жанных транспортных средств на специализированную стоянку, установлена форма документа, подтверждающего такой допуск; — перечислены документы, необходимые для управления за- держанным транспортным средством, при предъявлении которых задержанное транспортное средство может быть возвращено лицу, не являющемуся владельцем данного транспортного средства; — предусмотрена возможность доступа владельца к находя- щемуся на специализированной стоянке транспортному сред- ству не только с целью получения имущества, принадлежащего владельцу, но и с целью получения находящихся там документов, в том числе подтверждающих право управления данным транс- портным средством; — определен момент начала перемещения задержанного транспортного средства; — установлено требование об осуществлении перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку по наиболее короткому маршруту с учетом складываю- щейся дорожной обстановки; — определен порядок оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках; — установлены требования к составлению, оформлению и хранению актов приема-передачи транспортного средства для хранения на специализированной стоянке, листков выдачи к актам приема-передачи транспортного средства для хранения на специализированной стоянке, журналов учета задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную сто- янку, и журналов учета посещений специализированной стоянки; — установлены правовые основы контроля со стороны упол- номоченного органа за соблюдением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пе- ремещение и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке требований законодательства и условий договора, а также меры реагирования на выявленные нарушения. Третья группа изменений связана с внесением соответству- ющих изменений в Кодекс Липецкой области об администра- тивных правонарушениях и установлением административной ответственности за нарушение требований Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств», а также определением органов и должностных лиц, уполномочен- ных составлять протоколы и рассматривать дела об администра- тивных правонарушениях данной категории. Четвертая группа изменений должна затронуть нормативные правовые акты управления дорог и транспорта области в части регламентации допуска специализированной техники к осущест- влению перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и контроля за соблюдением тре- бований законодательства и условий договора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляю- щими перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке. В зависимости от того, какие органы и должностные лица будут наделены полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, свя- занных с нарушением Закона области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хране- ние, возврата транспортных средств», положения об этих органах должны будут дополнены соответствующими полномочиями. Таковы основные моменты, которые в том или ином виде должны найти свое отражение в процессе подготовки изменений в Закон области «О порядке перемещения задержанных транс- портных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транс- портных средств», Кодекс Липецкой области об административ- ных правонарушениях и связанные с ними нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти области. Окончание. Начало на 9-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz