Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ | В интересах региона и всех его жителей Глазами ученого Ирина Ракитина, кандидат экономических наук, доцент Липецкого филиала «Финансового университета при Правительстве Российской Федерации» Изучив Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» можно сделать вывод о том, что он разработан в полном соответствии с требованиями законодатель- ства. Документ основан на положениях Послания Президента страны Федеральному Собранию, приори- тетных направлениях бюджетной и налоговой полити- ки, прогнозе социально-экономического развития и государственных программах. Областной бюджет на 2015 год и плановый пери- од 2016 и 2017 годов был сформирован за счет феде- ральных и региональных налогов, сборов и нена- логовых платежей в соот- ветствии с нормативами, установленными Бюджет- ным кодексом за вычетом доходов, переданныхмест- ным бюджетам. В 215 году в региональ- ную казну планируется мо- билизовать 41,8 миллиарда рублей. Причем основными доходными источниками, как и прежде, останутся на- логи на прибыль организа- цийинадоходыфизических лиц.Доляпервогопрогнози- руетсяв объеме 10,6милли- ардарублей(25,3процента), второго — 15 миллиардов рублей (35,9 процента). Следующим по значи- мости можно назвать на- лог на имущество орга- низаций, поступления от которого в 2015 году про- гнозируются в объеме 5,6 миллиарда рублей (13,4 процента). Доля других налоговых поступлений, в том числе единого сель- скохозяйственного налога, налога на имуществофизи- ческих лиц, транспортного налога, налога на добычу полезныхископаемыхпро- гнозируется на уровне 14,6 процента. Расходы областного бюджета сформированы в целом в соответствии с основными приоритета- ми бюджетной политики Российской Федерации, а также майскими Указами главы государства. Они за- планированы в 2015 году в сумме 41,7 миллиарда рублей. Особо отметим, что бюд- жет Липецкой области разработан на основе дей- ствующих государствен- ных программ, которые реализуются на террито- рии региона. Такой подход позволяет сделать про- зрачными расходы и увя- зать параметры бюджета с достижением конкретных целей социально-экономи- ческого развития нашей области. Наибольшую долю в структуре затрат област- ного бюджета в 2015 году занимают расходы по та- ким разделам, как «Об- разование» — 25,9 про- цента, «Здравоохранение» — 18,94 процента, «Соци- альная политика»—18,94 процента; «Национальная экономика» — 16,31 про- цента. На основании этого можно говорить о том, что бюджет сохраняет свою со- циальнуюнаправленность. Немаловажно, что бюд- жет отражает активное участие администрации Липецкой области в госу- дарственных программах Российской Федерации. Так,на2015годбезвозмезд- ные поступления из феде- рального бюджета и Фонда реформирования ЖКХ за- планированы в объеме 5,3 миллиарда рублей (14,15 процента в сумме доходов бюджета). Большая часть этих средств будет направ- лена на финансирование приоритетных направле- ний, таких как образова- ние, социальная политика, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что бюджет 2015 года отвечает стратегическиминтересам региона и большинства липчан. Ф инансовый вестник 4 ЛИПЕЦКАЯ газета Выпуск подготовили Галина Чернышова и Сергей Кибальниченко Средняя зарплата воспитателей детских садов , музыкальных руководителей , логопедов в 2015 году составит около 21 тысячи рублей , учителей — 25 тысяч рублей . Зарплата педагогов музыкальных , художественных и спортивных школ , других учреждений дополнительного образования — почти 20 тысяч рублей . Оплата труда врачей в следующем году достигнет 35 тысяч рублей , медсестер — 19 тысяч рублей , младшего медперсонала — почти 13 тысяч рублей . С 1 января 2015 года все полномочия по организации водоснабжения и водоотведения на тер - ритории области будут осуществлять органы государственной власти региона . Централизация и комплексный подход позволят реализовать современные стандарты обеспечения граждан жилищно - коммунальными услугами . С 1 января 2015 года полномочия в сфере дорожной деятельности на территории сельских поселений будут осуществляться муниципальными районами . Консолидация средств по - зволит воплотить в жизнь крупные проекты , связанные со строительством и реконструкцией автодорог местного значения , а также обеспечить дорожной инфраструктурой земельные участки , предоставленные для комплексной жилищной застройки . ЦИФРЫ И ФАКТЫ СУББОТА , 27 ДЕКАБРЯ 2014 № 249 (24877) СТРАТЕГИЯ ВЛАСТИ | Каким будет бюджет следующего года Трудностям вопреки № Наименование мер социальной поддержки Бюджет 2015г. 1. Материальная поддержка семей, имеющих детей 1023 2. Ежемесячные денежные выплатыи услуги ЖКХ региональным льготникам (ветераны труда, труженики тыла, репрессированные и реабилитированные граждане —155 тыс. граждан) 1222 3. Бесплатное льготное обеспечение меди- каментами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, пенсионеров, получающих пенсию в размере базовой ча- сти трудовой пенсии, бесплатное зубо- и слу- хопротезирование пенсионеров по старости 324 4. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в 2014 г. субсидии получают более 24 тыс. семей ) 264 5. Адресная помощь населению области (со- циальное пособие), экстремальная мате- риальная помощь гражданам в трудной жизненной ситуации 89 6. Социальная поддержка и организация лет- него отдыха детей-сирот и детей, оставших- ся без попечения родителей 236 7. Компенсация на питание: учащихся школ, ПУ, средних специальных учебных заведе- ний (105 тыс. человек) 335 8. Объем предоставляемых льгот 4024 Меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам из областного бюджета в 2015 году млн. руб. Сергей Кибальниченко В конце прошлой недели областной Совет утвердил бюджет 2015 года. Но парла- ментская сессия явилась лишь вершиной айсберга, за которой скрывается титани- ческий труд, связанный с определением стратегических приоритетов, проведением сложнейших математических расчетов и согласованием тысяч цифр. Еще в летние месяцы было положено начало этой работе, достойным итогом которой стал Закон «Об областном бюджете на 2015 год». Об этом документе наше издание уже не раз рассказывало, публикуя отчеты с публичных слушаний и с сессии регионального парламента. Значение бюджета, тем не менее, настолько велико, что «Липецкая газета» решила посвятить ему отдельный выпуск «Финансового вестника». Основу этой тематической страницы составит наша беседа с заместителем главы администрации области Вячеславом Щеглеватых. Вице-губернатор расскажет об основных особенностях наступающего года. — Вячеслав Михай- лович, какие изменения претерпит налоговое зако- нодательство и как они по- влияют на наполняемость областной казны? — В ближайшей пер- спективе не ожидается сколько-нибудь серьезных изменений российского и регионального налогового законодательства. Такая стабильность является необходимым условием для создания благопри- ятного инвестиционного климата. Оставаясь неиз- менным в базовых своих принципах, действующее законодательство в то же время продолжает совер- шенствоваться. Все по- следние изменения, при- званные более справедливо распределить налоговую нагрузкумеждуразличны- ми отраслями экономики, а заодно повысить деловую активность в предприни- мательской среде, учтены в бюджете 2015 года. Изменения, в частно- сти, коснутся объектов коммерческой недвижи- мости. Речь пока что идет о торговых и деловых центрах, чья общая пло- щадь превышает 2 тысячи квадратных метров. Со следующего года при их налогообложении станет применяться кадастровая, а не остаточная стоимость, как это было до последнего времени. Одновременно налоговые ставки будут снижены с 2,2 до полутора процентов. Сделано это для того, чтобы избежать увеличения налоговой на- грузки. В следующем году естественные монополии увеличат свои платежи в бюджет. Дело в том, что еще несколько лет назад железнодорожные пути, линии энергопередачи и магистральные трубопро- водывообще не облагались налогом на имущество организаций. Теперь про- исходит поэтапная отмена федеральных налоговых льгот, предоставленных крупным российскимком- паниям. Если в этом году ставка для них состав- ляет 0,7 процента, то в следующем она возрастет до одного процента. В ре- зультате областная казна дополнительно получит 150 миллионов рублей. Еще одно нововведе- ние связано с тем, что со следующего года в реги- ональный бюджет станет зачисляться половина го- сударственной пошлины, взимаемой различными регистрирующими орга- нами через МФЦ. В на- стоящее время все деньги уходят на федеральный уровень. Теперь же реги- ону передается часть этих средств, которые будут использованы на развитие сети многофункциональ- ных центров. — В 2015 году в реги- ональную казну посту- пит почти 37 с половиной миллиардов рублей. Как администрация области планирует распорядиться полученнымифинансовы- ми ресурсами? — При распределе- нии финансовых ресурсов администрация области поставила во главу угла три важнейших приори- тета. Улучшение качества жизни наших земляков, обеспечение устойчиво- го экономического роста и создание условий для развития местного само- управления—вот главные направления, на которых будут сосредоточены ос- новные усилия. Одновременно необ- ходимо обеспечить безу- словное выполнение Ука- зов Президента России, предусматривающих по- этапное повышение зара- ботной платы тем, кто тру- дится в сфере образования, науки, здравоохранения, социального обслужива- ния икультуры. За послед- ние два с половиной года из областного бюджета на эти цели дополнительно направлено 5,3 миллиар- да рублей. Теперь пред- стоит сделать еще один шаг в этом направлении. Достаточно сказать, что в 2015 году в детских до- школьных учреждениях средняя заработная плата воспитателей и логопе- дов достигнет без малого 21 тысячу рублей. Не бу- дут обойдены вниманием и учителя. Их зарплата вплотную приблизится к 25 тысячам рублей. Стоит также сказать, что в следующем году объ- емфинансовойпомощиму- ниципалитетам составит 13,9 миллиарда рублей — это треть расходов област- ной казны. Выделенные деньги позволят местным властям эффективно ре- шать стоящие перед ними задачи. Немаловажно, что рас- ходная часть бюджета впервые сформирована на основе девятнадцати государственных целевых программ, затрагивающих все сферы региональной экономики. Такой под- ход позволит повысить от- ветственность областных ведомств за выполнение стоящихпередними задач. — Вячеслав Михайло- вич, нельзя ли подробнее рассказать о масштабных проектах, которые пред- стоит осуществить в 2015 году? — Россия переживает непростое время из-за об- вала мировых цен на энер- гоносители. Но трудно- стям вопреки наши особые экономические зоны про- должают динамично раз- виваться. В подтвержде- ние своих слов сошлюсь на высокую оценку, которую Минэкономразвития дало ОЭЗ «Липецк». Эта пло- щадка признана одной из самых динамично разви- вающихся на территории России. И не случайно с особыми экономическими зонами связаны масштаб- ные проекты, которые нам предстоит претворить в жизнь. Речь, в частности, идет о строительстве ав- тозавода китайской ком- панией «Лифан», завода по производству железно- дорожных вагонов. Одно- временно в Чаплыгинской зоне планируется создать производственно-инно- вационный кластер, где станут выпускать строи- тельную технику и элек- трооборудование. Конечно, все эти проек- ты возникли не на пустом месте. Администрация области целенаправленно работала с крупнейши- ми иностранными и рос- сийскими компаниями, предлагая им выгодные условия для размещения на нашей территории сво- их производств. Так что в ближайшее время следует ждать прихода новых ин- весторов. — Какую финансовую помощь регион получил в уходящем году?Какой она ожидается в 2015 году? — В 2014 году область получила из федерального бюджета рекордно боль- шойобъеммежбюджетных трансфертов — 11 милли- ардов рублей. К приме- ру, только на повышение оплаты труда бюджетни- ков, которые трудятся в образовании, здравоох- ранении, культуре и со- циальном обслуживании населения, выделено 1,2 миллиарда рублей. Полу- ченная дотация позволила нам своевременно выпол- нить все обязательства. Важно подчеркнуть, что все структуры адми- нистрации области в ухо- дящем году достаточно результативно взаимо- действовали с федераль- ными министерствами и ведомствами по привлече- нию помощи из бюджета страны. В частности, се- рьезную государственную поддержку получили агро- промышленныйкомплекс, малый и средний бизнес. Продолжилось создание условий для привлечения инвестиций в туристиче- ские кластеры «Елец» и «Задонщина». При под- держке федерального цен- тра удалось увеличить фи- нансирование жилищных программ, ускорить пере- селение граждан из вет- хого и аварийного жилья. Полным ходом идет стро- ительство перинатального центра, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов. Правительство России пересмотрело подходы к распределению межбюд- жетных трансфертов в 2015 году. Уже на стадии принятия закона о феде- ральном бюджете на 2015 год для Липецкой области предусмотрено 4,7 милли- арда рублей межбюджет- ных трансфертов. Учи- тывая довольно сложную ситуацию с исполнением региональных бюджетов, Правительство России в следующем году обещает усилить поддержку субъ- ектов федерации, увели- чив свою долю софинан- сирования не менее чем до 70 процентов. Особенно важно, что всю финансо- вую помощь предоставят регионам в первом полу- годии, что позволит мак- симально эффективно рас- порядиться полученными денежными средствами. Чтобы не упустить от- крывающиеся возможно- сти, структурные подраз- деления администрации области уже начали актив- ную работу с федеральным центром, вносят коррек- тивы в государственные программы, готовят необ- ходимую документацию. На социальную под- держку отдельных кате- горий граждан в рамках четырех региональных жилищных программ в 2015 году планируется привлечь из федерального бюджета 180 миллионов рублей, что в совокупности со средствами областного бюджета позволит спра- вить новоселье полуто- ра тысячам семей. Кроме ставших уже традицион- ными направлениями под- держки в следующем году мы будем претендовать на получение субсидии на создание и развитие инду- стриального парка. Впервые в рамках про- граммы «Устойчивое раз- витие сельских террито- рий Липецкой области на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» пре- дусмотренареконструкция грунтовых автомобиль- ных дорог в Данковском и Усманском районах. На софинансирование этих мероприятий планирует- ся привлечь 62 миллиона рублей из федерального бюджета. В результате бо- лее 400 сельских жителей будут обеспеченыустойчи- выми автотранспортными связями с районными цен- трами. В целом же мы надеем- ся, чтофинансоваяпомощь изфедерального бюджета в 2015 году будет не меньше, чем в текущем году. — Какие меры плани- руются для увеличения доходной базы бюджета? — Органы исполни- тельной власти проводят системную работу по обе- спечению стабильного ро- ста доходов региональной казны. Причем основная ставка делается на привле- чение инвестиций и созда- ние новых производств. Компании, вкладываю- щие деньги в экономику области и внедряющие инновационные техноло- гии, получают льготы по региональным налогам и налогу на прибыль. Втоже времяпроводят- сямероприятияпоулучше- нию администрирования доходов. Они включают в себя работу с убыточными и низкорентабельными организациями, легали- зацию прибыли и доходов физическихлиц, организа- цию встреч с крупнейши- ми налогоплательщиками области по уточнениюими налоговых обязательств. На постоянной основе работают муниципальные межведомственные комис- сии по легализации на- логовой базы по налогу на прибыль, осуществляется адресная работа с каждым убыточнымпредприятием. В результате только в 2014 году 234 хозяйствующих субъекта уточнили свои налоговые декларации, дополнительно заявив к уплате налог на прибыль. В рамках работы меж- ведомственных комиссий по легализации заработ- ной платы большинство работодателей, попавших в их поле зрения, повы- сили заработную плату до среднеотраслевого уровня. В результате в бюджет до- полнительно поступило свыше 360 миллионов ру- блей по налогу на доходы с физических лиц. Регулярно проводят- ся выездные заседания Совета по координации деятельности контролиру- ющих органов в вопросах обеспечения доходов бюд- жета областии внебюджет- ных фондов. В этом году детально изучалось поло- жение дел в Данковском, Лев-Толстовском, Добрин- ском, Измалковском и Липецком районах. Одно- временно организуются совещания с исполнитель- ными органами государ- ственной власти области с участием федеральной службы судебных приста- вов по Липецкой области и правоохранительных органов. Эта работа также приносит неплохие плоды. Достаточно сказать, что за 11 месяцев 2014 года обеспечен рост налоговых доходов консолидирован- ного бюджета области на 13 процентов к уровню прошлого года. — Вячеслав Михайло- вич, сохранит ли бюджет 2015 года свою социаль- ную направленность? —На поставленный во- прос лучше всего ответить языком цифр. Почти 70 процентов в структуре рас- ходов областного бюджета занимают меры социаль- ной поддержки населения и обеспечение граждан бюджетными услугами отраслей социальной сфе- ры. Вот только один факт. Если в 2012 году фонд оплаты труда работников бюджетной сферы состав- лял 37 процентов в консо- лидированномбюджете об- ласти, то в следующемгоду доля расходов на оплату труда достигнет 46 процен- тов. Как уже было сказано, важнейшим приоритетом региональной бюджетной политики остается повы- шение оплаты труда бюд- жетников. В бюджете на 2015 год увеличены также ассиг- нования на социальное обеспечение населения области. В среднем на 6,5 процента проиндексиро- ваны ежемесячные денеж- ные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным и ре- абилитированным граж- данам. Мало того, с янва- ря вводится новая мера социальной поддержки граждан, кому присвоено почетное звание «Вете- ран труда Липецкой обла- сти». Они станут получать ежемесячную доплату по 400 рублей, пользоваться 50-процентной льготой по оплате коммунальных ус- луг и правом на льготный проезд в общественном транспорте. Продолжится ежеме- сячная выплата субси- дий гражданам, имею- щим детей в возрасте от трех до семи лет, но не посещающих дошкольные учреждения. Увеличены ассигнования на отдых и оздоровление детей в заго- родных детских лагерях. В 2015 году на обеспе- чение жильем детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено более 200 миллионов рублей. Со- вет Федерации поручил Правительству России обеспечить в 2015 году софинансирование дан- ных мероприятий за счет средств федерального бюд- жета в размере не менее 50 процентов. Консолидация средств областного и феде- рального бюджетов позво- лит обеспечить жильем в 2015 году 210 детей-сирот. Увеличен объем бюд- жетных ассигнований для предоставления социаль- ной поддержки молодым семьям, проживающим в сельской местности. В рамкахпрограммы«Устой- чивое развитие сельских территорий Липецкой об- ластина2014—2017 годыи на период до 2020 года» на данные цели будет направ- лено 66миллионов рублей, что значительно больше, чем в 2014 году. И так по всем направ- лениям. И нет сомнений в том, что все социальные обязательства админи- страцией области будут выполнены. В заключение хочу особо подчеркнуть, что наш регион продолжа- ет динамично развивать- ся, какой бы сложной ни казалась экономическая ситуация в стране. Именно ради этой цели принимал- ся бюджет 2015 года. АКТУАЛЬНО | Дорожные фонды — локомотив развития транспортной инфраструктуры Внимание — муниципалитетам Галина Светлова Автомагистрали являются важнейшим звеном транс- портной инфраструктуры, оказывающим существен- ное влияние на комплексное развитие экономики, конкурентоспособность бизнеса, реализацию практи- чески всех социальных задач. О развитии сети муни- ципальных автодорог рассказывает заместитель начальника отдела финансирования отраслей эконо- мики управления финансов области Ольга ПАНОВА. — Президент страны ВладимирПутин в октябре на заседании президиума Государственного совета, на котором речь шла о со- вершенствовании сети ав- томагистралей, особое вни- мание уделил состоянию муниципальных дорог. Была поставлена задача их сохранить, а также соеди- нить сельские населенные пункты дорогами с твер- дым покрытием. Для этих целей феде- ральным законодатель- ством с января 2015 года вопросы в сфере дорожной деятельности в отношении автодорог местного значе- ния сельских поселений отнесены к полномочиям муниципальных районов. В то же время городские поселения и округа по- прежнему будут осущест- влять дорожную деятель- ность на находящихся в их ведении автодорогах. АдминистрацияЛипец- койобластипредвосхитила такое решение Правитель- ства России. Уже с начала 2014 года на территории Измалковского, Чаплы- гинского, Тербунского и Хлевенского районов ре- ализуются пилотные про- екты по осуществлению дорожной деятельности на автодорогах поселений структурными подразде- лениями муниципальных районов. Плюсы очевидны. До- рожные фонды создаются на уровне района, а не в каждом сельском поселе- нии, что позволяет в одних руках сконцентрировать финансовые ресурсы и на- править их на решение приоритетных задач по содержанию и развитию автодорожной сети на тер- ритории муниципалитета. Оптимизируется и при- водится к единообразию нормативнаяправоваябаза муниципальных образова- ний области по вопросам создания и использования муниципальных дорож- ных фондов. В админи- страциях районов созда- ются подразделения, где трудятся специалисты, умеющие грамотно подго- товить проектно-сметную документацию, провести аукционы, заключить кон- тракты на выполнение дорожно-строительных работ. Усиливается кон- троль за качеством работ, соблюдением сроков их ис- полнения, за целевым ис- пользованием бюджетных ассигнованиймуниципаль- ных дорожных фондов. И, самое главное, повышается эффективность использо- вания бюджетных средств. Основными источника- миформированиямуници- пальных дорожных фон- дов являются отчисления от акцизов на бензин и ди- зельное топливо, зачисля- емые в местные бюджеты по дифференцированным нормативам. Они уста- навливаются законом об областном бюджете исходя из протяженности авто- дорог местного значения, которая составляет 10,6 тысячи километров, или две трети от общей про- тяженности автодорог на территории региона. В рамках государствен- ной программы «Развитие транспортной системыЛи- пецкой области» из регио- нальной казны ежегодно предоставляются субсидии местным бюджетам на ре- ализациюмуниципальных программ, направленных на обеспечение дорожной деятельности. Основным условием оказания госу- дарственной поддержки является проведение на территории населенных пунктов мероприятий, на- правленных на развитие территорий муниципаль- ных образований с целью привлечения инвестиций, а также реализация про- ектов по комплексной жи- лищной застройке. В2014годуобщийобъем муниципальныхдорожных фондов составил более по- луторамиллиардоврублей, в том числе государствен- ная поддержка из област- ногобюджетасоставила779 миллионов. В результате будет введено в эксплуата- цию 15 километров новых автодорог, отремонтирова- но 970 тысяч квадратных метров местных автодорог и145тысячквадратныхме- тров дворовых территорий многоквартирных домов и подъездов к ним. По прогнозам, в 2015 году в муниципальные до- рожные фонды поступит 400 миллионов рублей акцизов, а также более 535 миллионов рублей субси- дий из областного бюдже- та. Кроме того, районами, городскими поселениями и округами в дорожные фонды будут привлечены средства из других доход- ных источников, опреде- ленных муниципальными нормативнымиправовыми актами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz