Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 247/24875/ 25 ДЕКАБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ Повелитель застывшей жизни Данковский таксидермист стремится увековечить охотничьи трофеи НИНА ВОСТРИКОВА Барсук, готовый к прыжку, ястреб, кружа- щий в полете, ворон-дол- гожитель в черно-синем оперении и степной орел с огромным размахом кры- льев, готовый поразить жертву острым клювом… Весь этот «зоопарк» раз- местился на стене в сель- ском доме. Смотрится не- обычно. Асоздатель чучел трудится над очередной работой — куропаткой. За этим занятием кор- респонденты «Липецкой газеты» и застали Вла- димира Овчинникова — 23-летнего таксидермиста из села ТеплоеДанковско- го района. Таксидермистов-профес- сионалов, изготавливающих чучела, выпускает единствен- ноеучебное заведение вРоссии — Кировский институт охо- товедения. Но и там основы таксидермии проходят фа- культативно в течение одного семестра. А потому всем пре- мудростям штучной профес- сии Владимир Овчинников, по образованию автомеханик, обучался с помощью книг и журналов. Ходил на консуль- тациюк заслуженному учите- люРоссии, своемушкольному преподавателю химии Алек- сею Овчинникову. Многое дали мастер-классы в частной студии московского такси- дермиста Николая Еремина. Но каждый профессионал неохотно делится секретами мастерства. Словом, собирал знания в буквальном смысле по крупицам. Прерванный полет Как правило, чучельни- ками становятся охотники или охотоведы. К первым от- носятся и отец Владимира, и шестеро братьев. Дома живут гончая и фокстерьер. В здеш- них местах водятся зайцы, лисы, бобры, куницы, а из крупных животных — лоси и олени. Сам Владимир стал хо- дить на охоту с 16 лет. Только парень не брал ружья в руки, а все больше наблюдал за по- вадками животных и птиц, подмечая характерные позы. Потом стал снимать видеока- мерой бегущих и летящих. — Дома просматривал ви- деоматериал, чтобы лучше узнать анатомические особен- ности животных, их повадки в естественных условиях, — рассказывает Владимир. — Так нарабатывал приемы укладки меха и оперения, ме- тоды передачи особого взгля- да, точного образа. В освоении новой профес- сии помог природный худо- жественный вкус. Володя хорошо рисует, освоил резьбу по дереву. Ощутив красоту дикой природы, начинающий таксидермист понял, что да- вать вкаком-то смысле вторую жизнь убитому зверю или птице гуманно. Первое чучело птицыВладимир Овчинников сделал в армии четыре года назад. Поводом для работы стала находка ястреба, смер- тельно плененного колючей проволокойподнапряжением. Большая птица, остановлен- ная преградой, так и застыла в полете на металлических шипах. — Конечно, этот опыт не- характерен, потому что об- рабатывать тушку пришлось подручным материалом, — вспоминает Владимир. — Я снял мерки с птицы, изгото- вил по ним каркас из прово- локи, обмотал его бинтами. Потом промездрил шкуру с оперением, хорошо промыл ее. Для обработки от бактерий использовал обычную пова- ренную соль из столовой. Ястреба рядовой «увеко- вечил» в последнем полете и подарил чучело командиру. А потом больше не мог ни о чем другом думать, как только о создании таких «скульптур». Секреты мастера Даже в общих чертах зна- комые с изготовлением тро- феев охотники знают, что раны лучше засыпать солью, помыть оперение от крови, постараться его не смять, а тушку заморозить или как можно быстрее доставить к таксидермисту. У Владимира собственная техника набивки чучел и, как улюбогомастера, своипредпо- чтения. Он больше любит ра- ботать с птицами, потому что изготовление чучел пернатых — работа более трудоемкая и интересная. В ней больше тонкостей как в самом про- цессе обработки тушки, так и вдостовернойпередаче образа. — Дома я стал делать кар- кас чучела из стальной про- волоки по меркам оригинала и набивать его синтепоном, — рассказывает Владимир. — Преимущества этого мате- риала в том, что он принима- ет форму тушки. Им можно заполнить мелкие пустоты. Кстати, очень важно грамотно разделать тушу. Общие пра- вила таковы: разрез шкуры у животных делается со спины, а уптицвертикальнопо груди. Очень уязвимое место — пах. У птиц он покрыт пухом, и, если над тушкой успели «по- работать» собаки, почти на- верняка придетсяреконструи- ровать эту часть, выщипывая материал в других местах. В первое время, когда Вла- димир работал на прохладной закрытой террасе дома, за- менившей ему мастерскую, к нему приходили друзья и знакомые, чтобыпонаблюдать за процессом превращения мертвой птицы в ее почти живую копию. Но зрителей становилось все меньше и меньше, потому что подроб- ности дела, что и говорить, не из приятных. Мастер острым резцом надрезает тушкуи, ак- куратно отгибая краяшкуры, вкладывает внутрь кусочки ткани, чтобыкровьилимфане попадали на оперение. Так по- степенно, надрезая все глубже и глубже, таксидермист отде- ляет шкурку, педантично вы- скабливая ее от жира, мяса и пленки острымножом. А если необходимо, подключает элек- троинструмент—«болгарку». Очисткаособенноважна, пото- му что как толькошкура будет натянута на манекен, в ней, если она плохо обработана, моментально начнут размно- жаться микробы. И срок год- ности такого изделия недолог. Вообще, чемкачественнее сра- ботано чучело, темоно дольше сохранит первозданный вид. Хорошие чучела «живут» до 50 лет. Некоторые, снимаяшкуру, делают надрезы в тех местах, где крылья. Но Владимир обходился без них ради со- хранения целостности изде- лия. После освобождения от тушки начинается процесс мездрения, дубленияи сушки: обработанную шкуру такси- дермистнатягиваетнафанеру. — Пока шкура подсыха- ет, ее нужно подтягивать и мять, — поясняет Владимир. — Также важно обработать перьевойпокров дезраствором от кожной и перьевой моли и клещей. В домашних услови- ях применяется, как правило, медныйкупоросилиспреидля обработкимехов, которыепро- даются в магазине. Не менее трудоемкий про- цесс выварки черепа. — Как правило, голову отрезают и варят в обычной кастрюле, иначе трудно уда- лить содержимоедоидеальной чистоты. Еще одна деталь: клюв не должен опускаться в кипяток, иначе он просто развалится. Поэтому голову подвешиваю за клюв на про- волоке, — рассказывает так- сидермист. — Вообще здесь важно знать меру. Допустим, если долго варить голову ка- бана, то выполучите беззубый охотничий трофей. Орел степной, лиса и воробей Таксидермистаможно счи- тать в своемроде художником, когда в его коллекции образы, наделенные особым смыслом. Одна из таких работ — «Лиса и воробей». Это была камин- ная композиция на медальо- не — подставке из дерева. По задумке, лиса приготовилась к прыжку, а нахохлившийся воробей добавлял сюжету на- строения. —Дляпередачипозыохот- ницы, создания эффекта на- пряжения подчеркнули выде- лилплечевые суставы,—вспо- минает Владимир. — Очень многое в образе животного зависит от глаз. Представьте, вот лиса увидела добычу и пристально смотрит на нее. Нужно достоверно передать этот взгляд. Сначала я делал глаза сам, теперь достаточно качественные покупаю в ате- лье мягких игрушек. При изготовлении этой композиции Владимир также получил опыт разделывания маленькой тушки воробья. Работа эта менее трудоемкая, но возни хватает. Пришлось и пофантазировать с воссозда- нием природного ландшафта. Лиса бежала вдоль заросшего камышом пенного речного берега. Засохший титановый клей имитировал побережье, а с помощьюмонтажной пены и краскиВладимир изготовил камыш. Один из крупных и ярких образов, созданных Влади- миром Овчинниковым, — степной желтоглазый кра- савец-орел с почти двухме- тровым размахом крыльев. Он украшает прихожую. Его доставили из подмосковного питомника, где содержатся собаки породы сибирская хаски. Они-то и потрепали каким-то чудом залетевшего на их территорию орла. Под- мороженная тушка была в крови и показалась напрочь испорченной. Но сейчас ника- ких повреждений и не видно. Полураскрытый клюв и раз- махмощныхкрыльев создают ощущение полета. Владимир Овчинников не ставит свои работы на поток и стремится достичь совер- шенства в передаче образа, предельно точных подробно- стях. Он верит, что у его ред- кой профессии есть будущее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz