Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
КУЛЬТУРНЫЙ КОД № 247/24875/ 25 ДЕКАБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Подходит к концу 2014-й, объявленный Го- дом культуры в нашей стране. А вместе с ним завершается и рубрика «Культурный код», ко- торая регулярно выходи- ла в четверговом номере «Липецкой газеты». За это время нашими собеседни- ками стали двадцать три человека, представляю- щие самые разные сферы деятельности. Предста- вители творческих про- фессий, чиновники, врач, предприниматели-мецена- ты, преподаватели вузов, в том числе и точных наук, школьный учитель. Мыс самого начала стреми- лисьотойтиотрасхожегопони- мания культуры как явления, ограниченного пространством сцены, выставочного зала, музея, библиотеки. Искусство — лишь часть ее, так же, как и образование, наука, эконо- мика, политика. В широком смысле каждый из нас — че- ловек культуры, вопрос лишь в том, какой именно, какого уровня. Ответ на него важен, ведь от этого зависит и каче- ство всего того, что создается руками человека, его умом и сердцем. Повышение уровня культуры — это повышение уровня жизни в целом. И оно невозможно без кропотливого ежедневного возделыванияпо- чвы своей души. Как раз об этом и шла, по сути, речь во всех выпусках данной рубрики. Сегодня мы подводим ее итоги, вспоминая наиболее интересные, яркие высказывания ее героев, а также приводим ту общую формулу культурного кода, которую мы искали в течение двенадцати месяцев. В нее вошло то, что наиболее часто упоминалось в ответах наших собеседников. На абсолютную истину она не претендует, но какие-то объединяющие нас черты, безусловно, учитывает. Людмила Кура- кова, уполномо- ченный по пра- вам ребенка в Липецкой обла- сти: — Каждый из нас имеет свой талант, способности, у каждого есть потребность про- явить себя в чем-то таком, что так или иначе приподнимает его над повседневностью. У од- ного эта потребность выраже- на больше, у другого меньше, но она есть у всех… Вероятно, все-таки это в природе челове- ка заложено. Это то, чтоподни- мает его над миром природы. Поднимает, но не отрывает, подчеркиваю. Потому что под- линная культура проявляет себя и в бережном отношении к окружающему миру. Роман Хацкеле- вич, заслужен- ный работник культуры, дирек- тор липецкой школы искусств № 4: — Культурный, духовный рост — это всегда труд. Воз- можно, поначалу к нему надо принуждать. А сегодня чело- век ищет только развлечений, которые не требуют никаких внутренних усилий. ВикторияЯкимо- вич, заместитель пр е д с е д а т е ля Липецкого го- родского Совета депутатов, ди- ректор Центра- лизованной библиотечной системы Липецка: — Читающие люди будут всегда. И именно они станут элитой общества. Ученые сви- детельствуют: если человек перестает читать — причем не прикладную литературу, а ху- дожественную, то у него посте- пенно атрофируются функции правого полушария, отвечаю- щего за творчество, фантазию. Следовательно, читающий всегда будет иметь преимуще- ство перед нечитающим. Александр Кон- дратьев, канди- дат филологиче- ских наук, до- цент кафедры л и т е р а т у р ы ЛГПУ: — Вот он, наш культурный код: ты становишься кем-то, толькорастворившисьвосталь- ных. А сейчас у нас нравствен- ная, духовная состоятельность человека подменяется идеей исключительности. Но если нет нравственного и духовного наполнения, то свою исклю- чительность можно проявить только античеловеческим, ан- тиобщественным способом. АлександрНаза- ров, липецкий предпринима- тель, меценат: — Ко г д а я стою перед кар- тиной, я остаюсь наедине с ней. Когда беру кни- гу—остаюсьнаедине скнигой. Это очень важно в наше время, когда у человека почтине оста- ется времени побыть с самим собой.Аэтонеобходимо, чтобы понять самое сложное вжизни: кто ты есть. Многие прожива- ют до старости, а такине знают о себе ничего. Елена Фролова, кандидатфизико- математических наук, доцент ка- федры матема- тики ЛГПУ и ка- федры гумани- тарных и естественно-науч- ных дисциплин Липецкого филиала РАНХиГС: — К сожалению, в наш прагматичный век, когда все основывается на высоких тех- нологиях, когда мы заявляем, что именно за ними наше бу- дущее, на культуру начинают посматривать свысока и чуть пренебрежительно. Но ведь именно она закладывает осно- вы нравственности и морали. Ачто такое физик илиматема- тик без этих основ? Он может оказаться просто опасным для общества. Причем чем гени- альнее, тем опаснее. Алла Линева, поэт и прозаик, членСоюзаписа- телей России: — По-моему, корень наших проблем не толь- Возделывая почву души Подводим итоги рубрики ко в экономической или по- литической сфере, но и в духовной, морально-нрав- ственной. Многие ни во что не верят, не видят перед собой иных целей, кроме как обре- сти материальный достаток. Но этого для настоящего сча- стья мало. Леонид Милова- н о в , х у д оже - ственный руко- водитель театра танца «Казаки России», народ- ный артист РФ: — У нас есть такая тради- ция нехорошая — относиться к культуре по «остаточному» принципу. Это в корне невер- но. Экономику мы тем самым не поднимем, а вот ущерб — стране, государству, обществу —нанесем значительный. Да, люди искусства, культуры не собирают машины и не произ- водят колбасу. Но у нас другая продукция — духовная. Мы лечим души. И это не пустые слова. Можно ли ждать от человека какого-либо успеха, если у него дух угас? А вот без колбасы прожить можно. Татьяна Нечае- ва, искусствовед, заслуженныйра- ботник культу- ры, член-кор- респондент Рос- сийской акаде- мии художеств: — Но если мы сегодня сде- лаем срез нашей культуры, то он, конечно, не будет одно- родным. Потому что степень приобщенности человека к подлинным культурным цен- ностям зависит от места его проживания, его материаль- ного положения, уровня об- разования и еще от многого другого. И тут я должна на- помнить, что в советское вре- мя у людей из самых разных слоев общества были равные возможности доступа к насто- ящему искусству. ВиталийДиеспе- ров, настоятель Ни к о л ь с к о г о храма в Липец- ке, председатель отдела религиоз- ного образова- ния и катехизации Липецкой епархии, протоиерей: — Современная массовая культура поставила себя в оппозицию традиционным ценностям, и не только право- славным, кстати, но и ка- толическим, и в какой-то степени исламским. Потому что любой духовный труд направлен на то, чтобы чело- век избавился от страстей и таким образом обрел свобо- ду. Массовая же культура, наоборот, потворствует стра- стям и старается сделать так, чтобы у человека их было как можно больше. Ведь так им легче управлять, легче подталкивать его к каким-то поступкам, навязывать ему какие-то идеи. Самый явный пример—культ потребления, которым пронизано современ- ное общество. АлександрБогда- нов, заведующий музеем-усадьбой Петра Семенова- Тян-Шанского, Чаплыгинский район: — Человека, не обраща- ющего внимания на свою историю, трудно назвать культурным. История — это наше богатство, мы не долж- ны отказываться от него… С другой стороны, и события на Украине это подтвержда- ют, стоит помнить: история в нас самих, мы, сегодняш- ние, ежедневно создаем ее — каждый на своем месте. И ответственность за результат — тоже на нас. Вера Живано- вич, заведующая отделом тради- ционной народ- ной культурыоб- ластного Центра культуры и на- родного творчества: — Традиционная русская культура, на мой взгляд, пострадала от того, что наш многочисленный народ был своеобразной соединитель- ной тканью между другими. Вроде нас, русских, и много, и преград каких-то для нас нет, но мы так растворены среди других, что ощуще- ние своей культуры, своей особости у нас очень слабое. Поэтому так все и ушло из нашей жизни — и танцы, и обычаи, и костюмы тради- ционные… ОльгаДавыдова, акушер-гинеко- лог, член Обще- с т ва «Право - славные врачи», главный врач центра «Азбука здоровья»: — Почему в мусульман- ских семьях практически не бывает проблем с бесплодием? Потому что вековыми тради- циями заложено, что главное предназначение женщины — быть матерью. Это культура, в которойвоспитывают девочку. И юноша знает, что у него будет семья и много детей. И он к этому готов. С этой точки зрения мы не можем разде- лить культуру человека и его физиологию. Елена Мистюко- ва-Севостьянова, худрук творче- ской мастерской «Как пойдет…» Липецкогофили- ала РАНХиГС: — Да как может не понра- виться то, что уходит корнями в твою культуру? На самом деле тему патриотизма не надо навязывать, она в этом не нуждается. Потому что души ребят откликаются на нее мгновенно. Вы только дайте им этот материал! Покажите серьезные, сильные фильмы о войне, а не какой-нибудь ново- дел с ряжеными фашистами. Покажитеимкрасотурусского народного танца ирусскойпес- ни, и ониперестанут заучивать американские шлягеры, где половину текста не понимают. Не надо плохо думать о моло- дежи, давайте сначала плохо подумаем о себе. Ведь это мы их зачастую обделяем. Михаил Рязан- цев, заместитель начальника об- ластного управ- ления культуры и искусства: — Как эф - фективнее всего разрушить государство? Не военными, экономическими или полити- ческимидействиями, аименно через культуру. Это цемент, который скрепляет фундамент государства… Любить Родину насильно не заставишь и при- казать уважать своюкультуру нельзя. Но поддерживать эти чувства, развивать их в обще- стве необходимо. НаталияБорисо- ва, доктор фило- логическихнаук, профессор, зав- кафедрой исто- рико-культурно- го наследияЕГУ: — Девальвация слова при- водит к очень серьезным куль- турным провалам. Человека воспитывает все, что он слы- шит, видит, осязает, обоняет. И дети, которые еще не знают, что такое хорошо и что такое плохо, вынуждены впитывать в себя ту грязь, которая льется через телевидение, через Сеть. Они дышат воздухом анти- культуры и отравляются им. СергейТашинов, директор Город- ского Дворца культуры: — Переход на качественно новый уровень жизниначинаетсяне в банках, не на биржахи даже не в завод- ских цехах или научных лабо- раториях, а в головах, душах людей. Если каждый человек будет — скажем просто — по- настоящему культурным, то мы все будемжить иначе, луч- ше. Потому что такой человек сам себе не позволит плохо ра- ботать, небрежно вести себя по отношению к окружающим, засорять природу и т.д. Куль- тура формирует внутренний стержень человека. Приоб- щать к ней нужно как можно больше людей. Формула культурного кода липчан: Верность традициям. Любовь к Отечеству, вера в него. Народность, соборность. Стремление к высоким моральным, нравственным принципам. Приоритет дела, долга, профессионализма. “
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz