Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона Ведущие рубрики Александр Хаустов и Сергей Кибальниченко Д орога к Храму СУББОТА , 20 ДЕКАБРЯ 2014 № 244 (24872) 5 ЛИПЕЦКАЯ газета МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ | Владыка Никон о трапезной , животноводческой ферме , швейной мастерской и грибах Вешенки для мирян Александр Хаустов, Сергей Кибальниченко В свое время, когда Задонскую оби- тель возвратили Православной Церкви, никто и представить не мог, что она станет крупным центром хозяйственной жизни, как это было в дореволюционной России. Но с Бо- жьей помощью все потихоньку имен- но так и устроилось. Сегодня мона- стырские угодья включают в себя более семисот гектаров пашни. Име- ются у обители и животноводческая ферма, и пекарня, и овощехранили- ще, и швейная мастерская. Зачем же монахам, удалившимся от мирской суеты, потребовалось такое хлопотное хозяйство? С этого вопроса началась наша беседа с митрополитом Липец- ким и Задонским Никоном. – Когда по воле Господа стала воз- рождаться наша обитель, в Задонск со всех уголков России потянулись палом- ники. Вот и открыли для приезжающих трапезную, чтобы они могли бесплатно обедать. Это были девяностые годы, когда народ наш жил бедно. Пенсионе- ры, вынужденные считать каждую ко- пейку, просили благословения, чтобы хотя бы раз в день в монастыре поку- шать, многие бралихлеб себе домой.Мы никому не отказывали. В трапезной, где единовременно можно разместить триста человек, се- годня стало уже тесновато. Когда, к примеру, отмечаемпраздник святителя Тихона Задонского, в монастырь при- езжают люди, преодолевая сотни кило- метров. Чтобы накормить паломников, мы вынуждены использовать еще один зал, находящийся под трапезной. Хотя и это не выход, ведь однажды с крест- ным ходом к нам пришли около двух тысяч человек – из Липецка, Воронежа иЕльца. Авсех нужно было накормить, спать уложить, предоставить возмож- ность помыться, словом, сделать все, чтобы люди не испытывали никаких неудобств. В этом году, скажем, накры- ли столы для паломников в зимнем храме, который, правда, еще не до кон- ца отремонтирован. Но в обиде никто не остался. И обед, кстати, всем очень по- нравился. Это лишь один пример, наглядно по- казывающий, что без своего хозяйства монастырь обойтись не сможет. Сейчас же очень много приехало беженцев с Украины. И живут они у нас, и мы их кормим, выделяем им одежду и обувь. Монастырь по большей части содержит православные гимназии, помогает при- ходам епархии. Не остаются без внима- ния и другие нуждающиеся. Допустим, в связи с праздником Дня народного единства нам принесли целый список задонскихинвалидов, которымтребова- ласьпомощь.Имы, разумеется, отклик- нулись. Да и в будни к нам часто при- ходят пожилые люди, которых надо обеспечитьхотябысамымнеобходимым наборомпродуктов – сахаром, крупами, мукой. А как иначе? Мы обязаны под- держивать тех, кому сейчас тяжело... Не могу не сказать о людях, от чисто- го сердца занимающихся добрыми дела- ми. Есть женщина, которая у себя в Курской области регулярно посещает местные хозяйства и предприятия, про- сит помочь обители. Люди откликаются на ее просьбы, а она набирает обувь, одежду и привозит все в монастырь, где эти вещи затемраздаются нуждающим- ся, в том числе и беженцам с Украины. – Владыка, как вообще возрожда- лась хозяйственнаяжизнь монастыря? – Поначалу нам выделили неболь- шой участок земли. Но тут же возникла проблема, где взять технику. Пошли, как говорится, с протянутойрукой. Кто- то из руководителей хозяйств выделил трактор, кто-то пожертвовал сельхозин- вентарь, сенокосилку. Мы всему были рады.Помню, СергейНиколаевичУвар- кин подарил нам комбайн «Дон» и не- сколько тракторов. Эту технику, кстати, используем до сих пор. Она здорово об- легчила наш труд, но многое приходит- ся делать и вручную. Животноводческую ферму обустро- или в заброшенном здании, наполовину забитом слежавшимся цементом. Мно- гие нам тогда помогали разгрести эти завалы, даже старшеклассники из Ель- ца приезжали. И вот до сего времени содержим там коров, телят, свиней. В этом году заготовили много сена, не- сколько тонн кормовой свеклы, фураж- ного зерна. ОтецКирилл (Саренко) всем этим хозяйством управляет. Каждый занят своимделом. Аобщее руководство осуществляет отец Трифон (Голубых). Если вспоминать первые годы, то у всех наших насельников и матушек огромный был энтузиазм! Прополоть, посадить, полить – работа так и спори- лась у них в руках. В те времена все с радостью шли трудиться, невидимая сила Божья помогала нам возрождать Задонскую обитель. Разве это не чудо, чтомысмоглиподнять эту, казалось бы, неподъемную ношу. Ведь в наследство намдосталось страшное запустенье. По- началу обители передали один храм, да три комнаты в корпусе рядом с коло- кольней. Все остальное занимали про- изводственные помещения пищекомби- ната, где делали колбасу, кабачковую икру. В корпусах, где братья сейчас живут, располагались больница, обще- житие. И все-таки мы радовались тому, что зарождалась жизнь монастыр- ская. В первую очередь начали забо- титься о духовном окормлении людей, ездили по селам и деревням, соверша- ли требы. Люди в знак благодарности жертвовали нам картофель, капусту, лук и другие продукты. Затем потре- бовалось овощехранилище, и мы его соорудили собственными силами. Не все, конечно, шло гладко, было и откровенное противодействие со сторо- ны тех, кто не желал возрождения оби- тели. Но всегда находились люди, кото- рые брали на себя часть наших забот. Вот недавно, например, выделилимона- стырю 45 тонн первоклассных семян. Посмотрим теперь, какие всходыбудут, какой урожай получим. –Сбор грибов тоже является частью монастырской жизни? –Грибы–неотъемлемаячастьнашей кухни. Онипозволяют поддержать силы во время долгого поста. К сожалению, в этом году засуха перечеркнула многие наши планы. Заготовить удалось лишь тополиную рядовку и вешенку, когда в липецких краях прошли небольшие дожди. А опят и маслят в этом году практически не было. Побывали отцы наши в Костроме, оттуда привезли че- тыре коробочки белых сушеных грибов, а также клюкву и бруснику для морса. Ездили за грибами в Воронежскую об- ласть, там почему-то были хорошие ве- шенки. Авот еще факт. Нам разрешили набрать яблоки для монастыря в одном из садов в Данковском районе. А люди вернулись оттуда и говорят – грибы там есть. Поехали на то место, набрали то- полиных рядовок. В общей сложности где-то полтонны грибов в нынешнем году заготовили. Это, конечноже, очень мало. Но участников Свято-Тихонов- ских чтений мы в этом году грибками угостили. Самя увлекаюсь «тихой охотой» еще с детских лет. Иначе, наверное, и быть не могло, ведь отец у меня грибник был заядлый. Он часто ездил в Капитанщи- но, что в Добровском районе, за серуш- ками и зеленушками. Когда же у меня появился мопед, то садился на него и отправлялсянаПлехановскийкордон за белянками. Но больше всего люблю со- бирать белые грибы. Причем делаю это обязательно смолитвой. Аеще есть унас три монахини, так они даже меня пре- взошли. Про них говорят, что во время похода в лес ни один гриб не пропустят. – А кто управляет монастырским хозяйством? –Как я уже отмечал, заживотновод- ческийкомплекс отвечает отецКирилл, за полеводство и огородничество – иеро- диакон Илия. Пилорамы находятся в ведениимонахаКиприана. Общее руко- водство хозяйством осуществляет отец Трифон. Но наша хозяйственная жизнь не ограничивается только сельхозработа- ми. В швейной мастерской, например, изготавливаютцерковнуюутварь, одеж- ды. Есть у нас и своемедицинское обслу- живание. Ведь средимонахинь у нас два врача и один стоматолог. Есть прачеч- ная. Ее возглавляет тоже монахиня, работают там и наемные люди. Вы не представляете, сколько им приходится перестирать, перегладить всего. Наем- ных людейпривлекаеммыи для работы в трапезной. Стоит сказать и о монахине Вере, которая взяла благословение и теперь добросовестно занимается выпечкой хлеба. Часть продукции продается, а вырученные деньги идут на ремонт ке- лий. Много у нас интересного. А если под- вестиитог, то скажу –жизньмонастыря многогранна, и хозяйственная деятель- ность является её неотъемлемойчастью. ПОДВИЖНИКИ | Жители воловской деревни трепетно хранят память о своем батюшке Настоятель из Казанки Елена Болотских — Когда я их поминаю, то приговариваю: бабушка, где ты похоронена, я знаю, а где ты лежишь, дедушка, представить не могу. Много лет слёзы лью. А годков несколько назад он мне приснился и сказал: не плачь, внученька, есть у меня могилка, и крестик на ней, и ухаживают за ней, — рассказывает жительница села Ломигоры Воловского района Мария Овчаренко, держа в руках фотографию 1913 года, на которой запечатлёны супруги Колобашкины. —Может, есть надежда найти место, где он похоронен… Историю жизни своего деда, настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери села Ломигоры Ливенского уезда, собесед- ница рассказывает волну- ясь. Последняя служба в церкви состоялась в 1933 году. В память об этом былапостроенаиосвящена часовня, названная также в честь Казанской иконы БожиейМатери. По имени храма, который был по- строен ещё в середине ХIХ века, местность стала на- зываться Казанкой. На часовне надпись: «…соору- жена наместе разрушенно- го Казанского храма в па- мять о последнем настоя- теле протоиерее Констан- тине Колобашкине, убиен- ном за веру». Жизнь Константина Меркуловича Колобашки- на интересна и трагична. Родился в 1892 году в бога- той семье в деревне Ната- льевка Воловской волости Ливенского уезда, ныне она относится к Захаров- скому сельсовету Волов- ского района. Его отец был местным волостным стар- шиной и попечителем церкви Успения села За- харовка. КонстантинМер- кулович был человеком грамотным, эрудирован- ным, знал 12 языков, в том числе и эсперанто — меж- дународный искусствен- ный язык. За пару лет до ареста семью священника раску- лачили. А в 1935 году его осудили по статье 58-10 за якобы подрыв авторитета советской властии сослали в Сибирь на десять лет. Вместе с ним эту участь разделила 58-летняямона- хиня Анна Павлищева, дочь дворянина Николая Павлищева, проживавше- го в деревне Петровское, что рядом с деревней Тур- чаново. — Его жизнь могла быть наверняка долгой и счастливой, — рассказы- вает Мария Овчаренко. — Но другие были времена. А каквсё хорошо начиналось у них с матушкой, моей бабушкой, в честь которой меня и назвали. Мария Петровна родом из Малых Борок Тербунского райо- на. Познакомились они на балу у богатых господ. Её родные братья Феодор и Владимир тоже были свя- щенниками, иереями. Видно, взяли её с собой, молодую учительницу. Дедушка сразу к ней по- сватался, так она ему по- нравилась. В скором вре- мени Мария сменила свою девичью фамилию Остро- мысленская на Колобаш- кину. Бабушка часто вспо- минала, как будущий су- пруг пригласил её на вальс «Берёзка». Он так им по- любился в память об их знакомстве. Кстати, она умела играть на гитаре. Уже потом, когда они ста- ли супругами, он часто, приходя из церкви, просил её: «Манечка, сыграй и спой…» После ареста мужа Ма- рия Петровна видела его всего раз, когда поехала к нему в Сибирь. Он там вы- полнял обязанности писа- ря. Это было в томже 1935 году. Во второй раз сви- деться не удалось. Сказали ей, что, когда заключён- ных перевозили в другое место, мужумер. Но кто-то шепнул, что расстреляли. Где похоронен — не сказа- ли. Документов никаких не вернули. — Судьба пятерых де- тейпротоиереяКонстанти- на Колобашкина сложи- лась так, — продолжает наша собеседница. — Игорь и Николай погибли на Великой Отечественной войне. Владислав работал учителем немецкого язы- ка, жил в городе Электро- сталь. Галина, моя мама, умерла в Донецке в 1982 году. Еще одна дочь—Ма- рия — умерла в младенче- стве. Сама же Мария Пе- тровна много лет работала учительницей в Орловской области, в родных местах после ареста мужа устро- иться нигде не смогла. Только в годы войны она перебралась в Елецкий район. Выйдя на пенсию, некоторое время жила у сына, потом вернулась в Ломигоры. Умерла Мария Петровна в октябре 1973- го. Шли годы. Как-то одно- сельчанкаМарииОвчарен- ко, переехавшая жить в село Васильевка, попро- сила настоятеля местного Никольского храма отца Вячеслава отслужить па- нихиду на кладбище в Ка- занке. Пришли люди, ста- ли подавать записочки с именами.МарияИвановна попросила батюшку помя- нуть своего деда протоие- реяКонстантинаКолобаш- кина и рассказала историю егожизни, показаламесто, где стояла его усадьба. Отец Вячеслав приехал до- мой, всё обдумал и решил, что на этом месте должна быть часовня. Деньгижертвовали все, кому хотелось внести леп- ту в это дело. Стройка на- чалась в июле этого года, а уже 4 ноября, на праздник иконы Казанской Божией Матери, часовня была ос- вящена благочинным Во- ловского и Тербунского районов отцом Романом Максимчуком. Среди местных жите- лей есть те, кто помнит отца Константина. 92-лет- няя Екатерина Павловна Гуридова рассказывает: «Я вышла замуж в Казанку в 1952 году. От храма к тому времени ничего не оста- лось. Его стали подрывать ещё в 1946-м— разбирали на хозяйственные нужды. Мужмой, Дмитрий Степа- нович, это место, где храм стоял, всегда окашивал. Не хотел, чтобы зарастало травой. Батюшку я запом- нила худым и почему-то сильно постаревшим, хотя он и не был тогда старым. В 1932 году умер мой отец, мне было восемь лет. Отец Константин его отпевал. А с матушкой Марией мы общались. Её зять и мой муж были двоюродны- ми….» Память о протоиерее Константине Колобашки- не теперь будет всегда ря- дом с теми, кто его помнит. Есть ещё одно важное дело, которое должны сделать его односельчане: узнать место его гибели в далёкой Сибири. «Женщина и православный мир» По благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона в нашем регионе начал работу новый сайт под названием « Женщина и православный мир » — http:// zhenskyworld.ru/. Создан он группой верующих . На портале публикуются епархиальные новости Липецкой митрополии , беседы с духовными лицами , ответы свя - щеннослужителей на вопросы читателей , изречения святых , месяцеслов . Неподдельный интерес вызывают такие рубрики , как « Мир увлечений и творчество », « Домоводство ». Здесь можно прочитать и стихи на ду - ховные темы , и рассказы о людях , увлеченных вязаньем , вышиванием , цветоводством , и рецепты кулинарных шедевров … Словом , на новом сайте каждый найдет для себя что - то интересное и познавательное . Интернетовские публикации сразу же нашли своего читателя . Портал регулярно посещают жители не только нашего региона , но и ближнего и дальнего зарубежья . А группа с одноименным названием – « Женщина и православный мир », — созданная все теми же энтузиастами в соци - альной сети « Одноклассники », за несколько недель возросла с пятерых до полутора тысяч участников . Причем вступили в нее жители не только нашей области , но и многих регионов России . Участниками группы по - желали стать и представители Италии , Франции , Израиля , Германии , Греции , Молдовы , Беларуси , Эстонии , Украины , Грузии и других стран . Из сектантов — в священники В Подмосковье прошел пятый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров , на который прибыли десятки делегатов со всех уголков России . От Липецкой и Задонской епархии в форуме участвовал иерей Алек - сий Занин . Он отвечает за миссионерскую работу в Усманском церков - ном округе . Как отметил священник , форум оказался насыщенным и полезным для его участников . Во время съезда давались практические рекомендации по организации приходской , информационной миссии , подчеркивалось негативное влияние на молодежь всевозможных неоязыческих культов , адепты которых крайне агрессивно относятся к Православию . Интересно , что среди епархиальных миссионеров нередко сегодня можно встретить священников , которые раньше принадлежали к иным религиозным группам . Так , один из них почти два десятка лет был пастором у неопятидесятников , а другой , кстати , из соседней Курской области , — четыре года провел в секте харизматов . По итогам съезда его участники приняли ряд постановлений , в которых рекомендовано , в частности , создавать в епархиях на базе существу - ющих церковных учебных заведений центры обучения миссионеров , обращать особое внимание на их ответственность при работе со СМИ , в социальных сетях и блогах . Молодежные чтения Липецкая и Задонская епархия и областная общественная историко - патриотическая организация « Наследники Александра Невского » организовали в православной гимназии имени преподобного Амвросия Оптинского молодежные Чтения , посвященные памяти святого благоверного князя Александра Невского . Активными их участниками стали священнослужители , воспитанники гимназии и воскресных школ , кадетских классов , офицеры и ветераны Вооруженных сил . С трибуны звучали интересные и познавательные доклады и выступления как взрослых , так и юных знатоков православной тематики . Самых активных участников Чтений организаторы отметили грамотами и подарками . Детсадовский выбор В Лебедяни приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям начинается уже с детского сада . Очень интересный опыт в этом направлении наработан некоторыми образовательными учреждениями . Так , недавно в детском садике № 3 прошло необычное родительское собрание . На повестку дня здесь вы - несли тему , связанную с 1025- летием преставления равноапостольного князя Владимира . Педагоги образовательного учреждения подготовили сказание о крещении Руси . И на некоторое время участники собрания оказались в эпохе княгини Ольги и князя Владимира . Воспитатели читали стихи , играли роли послов из разных стран , ставили сценки из древней эпохи . Не остались в стороне и дети . Малыши подарили взрослым небольшой , но интересный и зажигательный концерт . В другом детском садике — № 7 — ребята представили на суд взрос - лых и сверстников сказку … о послушании . Малыши исполнили песни о красоте Божьего мира , о заповедях , которые дал человеку Господь . В своих инсценировках они помогали строптивой овечке стать послушной и полюбить ближних . А затем дети в одеждах ангелочков исполнили красивый танец . По материалам епархиальных сайтов Липецкой митрополии. ЕПАРХИАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz