Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 19/24647/ 31 ЯНВАРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Слово обозревателю Статисты и режиссеры «евромайдана» Виктор Грибачев Социологи 30 января безжалостно расстроили россий- ских либералов. Согласно опросам общественного мнения, подавляющее большинство сограждан, 84 процента, считает акции «евромайданутых» на Украи- не попыткой насильственного государственного переворота. Наша же «прогрессивная обществен- ность» продолжает уверять: в соседнем государстве идет борьба за установление «подлинной демократии». С обытий на Украине чересчур много, по- стоянный поток ин- формации оставляет мало времени для ее анализа и осмысления. Не знаю, кого читатели считают истиной в последнейинстанции, че- ловеком, который донесет до них выверенные оценки происходящего в Киеве и в регионах страны. По- пробую предложить свои, какими бы жесткими они не казались. На Западе (читай: в США и странах Европы) президенты и премьеры убедили сограждан в том, что демократически на- строенные украинцы по собственной инициативе мирно вышли в центр Ки- ева, чтобы потребовать, опять же, установления подлинной демократии в стране. Жестокая власть бросила против них спец- наз. Остается пока непро- ясненным вопрос: а пред- усматривал ли Запад отказ Виктора Януковича от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом? Ведь украинский лидер сделал это в последний момент, когда на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе уже были за- готовлены поздравления, здравицы и тосты в адрес Киева, решившего «всту- пить в семью демократи- ческих европейских на- родов». Думаю, да. Свидетель- ство тому — мгновенная реакция в виде органи- зации «евромайдана». То была месть Запада за- конно избранной власти независимого государ- ства за отказ от полити- ческого, экономического и военно-стратегического подчинения Евросоюзу и Вашингтону. Выступая 28 января с посланием «О по- ложении страны», Барак Обама дал оценку ситуа- ции на Украине, заявив: Вашингтон поддерживает принцип, «что все люди имеют право выражать свое мнение свободно и мирно». Заодно подтвер- дил готовность — точнее, угрозу — «развивать де- мократию» в других ре- гионах мира: «Мы делаем эти шаги потому, что они помогают обеспечивать нашу безопасность в дол- госрочной перспективе». Все прозрачно и понятно без комментариев. С реди наших сограж- дан мало людей, которые верят в ле- генду, будто на Украине развернулась борьба луч- шего с хорошим. Или про- исходит некая революция «обездоленных низов», восставшихпротив «деспо- тичных верхов». Сейчас, по сценарию, разворачива- ется борьба за власть. Сло- во «революция» по слогам могут выговаривать только люмпены, которыхкормят и обогревают на «евромай- дане», позже заставляя отрабатывать полученные благашвырянием бутылок с зажигательной смесью в милиционеров. Либералы, что укра- инские, что российские, всегда придерживались тактики, которую считали заведомо выигрышной: давить на власть, чтобы за- ставить принять ее необхо- димые им, либералам, ре- шения. Атребования взять власть в свои руки пусть выкрикивает фашиству- ющее отребье, постоянно пытающееся захватить местные органы власти в регионах Украины. Но поскольку «евроинтегра- ционные» националисты в последние дни практи- чески полностью вышли из-под контроля лидеров оппозиции — да и раньше он был весьма условным… —сегодня Европа и Соеди- ненныеШтатырешили на- значить виновного за кри- зис на Украине. Раньше им был один лишь Виктор Янукович. Теперь — Мо- сква. Состоявшийся 28 ян- варя саммит Россия—Ев- росоюз подтвердил: на фоне крайней радикали- зации «евромайдана» и попыток захвата власти на местах Запад откровенно пытается переложить от- ветственность за события на Россию. В Брюсселе уверяют, что причиной эскалации массовых бес- порядков наУкраине стало вмешательство Москвы перед вильнюсским сам- митом. При этом руковод- ство ЕС объявляет визиты своих эмиссаров в Киев и «разогрев» оппозицио- неров не прессингом вла- сти, не вмешательством во внутренние дела страны, а горячим желанием раз- решить кризис. Владимир Путин на саммите жестко ответил: «По поводу советов Укра- ине, как и что делать. Я думаю, что украинский народ сам в состоянии разобраться. Во всяком случае, Россия никогда не будет в это вмешивать- ся». И развил свою мысль — подразумевая посто- янные вояжи западных эмиссаров на «евромай- дан», — сказав, что не может «себе представить, как наши европейские партнеры отреагировали, если бы в разгар кризиса, скажем, в Греции или на Кипре на одном из анти- европейских митингов появился бы нашминистр иностранных дел и начал бы обращаться с какими- то призывами». Этих слов президента России ни в Евросоюзе, ни в Вашинг- тоне не услышали—пото- му что заведомо слышать не желали. О сталось лишь попро- бовать спрогнозиро- вать развитие собы- тий. В ночь на 30 января депутаты Верховной Рады приняли законопроект об амнистии для подозрева- емых или обвиняемых в совершении преступлений в ходе митингов. С одним условием: сначала «евро- майдановцы» сворачивают свои таборы и уходят с площадей и улиц страны, лишь потом закон вступа- ет в силу. Оппозиционеры же требовали принятия индульгенции без всяких условий. Когда не вышло, тутже пообещали закон не выполнять, «борьбу про- должать». «Евромайданутым» никакой компромисс , могущий спасти страну от полного погружения в хаос и анархию, не нужен, уступки Виктора Януко- вича радикалам вряд ли прекратят силовое про- тивостояние на улицах. Поэтому политическое будущее Украины, судя по всему, может выглядеть так: главу государства все- таки не сегодня завтра «до- жмут» и заставят провести внеочередные выборыпре- зидента. Каким образом? Януковича оппозиционе- ры буквально толкают к введению чрезвычайного положения в стране, со- гласно задумкам режиссе- ров «евромайдана», нужна «большая кровь», а по- том… Сейчас главным реаль- ным кандидатом оппо- зиции в президенты уже назвали Виталия Кличко: он — мужественный, сде- лавший себя сам человек, на котором нет корруп- ционных ярлыков. Но — еще не вечер, если на свободу выпустят Юлию Тимошенко, то чемпион мира по боксу в супертя- желом весе сможет рас- считывать максимум на должность министра по делам семьи молодежи и спорта. Именующая себя «тя- желобольной» и «поли- тической заключенной», известная, как «газовая принцесса», Юлия Вла- димировна мгновенно вы- здоровеет, когда встанет вопрос о дележе власти. И. Неверов Зеркало в искусстве чаще всего что-нибудь симво- лизирует. Но для худож- ника Александра Сороч- кина интересно его прямое, несимволическое предназначение. Ему важно всмотреться в себя. Он хочет понять, как вписывается человек в окружающую реаль- ность, как взаимодей- ствует с миром вещей, стен, окон и заоконных пейзажей. Сорочкин пользуется любой воз- можностью для этого. У него есть не только автопортрет в зеркале, но даже автопортрет — от- ражение в до блеска начищенном чайнике. В сущности, сложные отношения духа, души с материей, первозданной или рукотворной, — одна из сквозных тем живопис- ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ | Александр Сорочкин : канун юбилея Отражения без печали и пафоса зрения, меняя структуры, ритмы, интонации внеш- него мира. Скрытый дра- матизму Сорочкина соеди- нен с эпической свободой и силой. Его произведения дышат глубоко и вольно при всей их жесткости, остроте, даже колючести. А еще они перекликаются, аукаются с творческими традициями минувших лет и веков. Вот сплошь ломаные, а не мягкие, не округлые линии—так ри- совали, например, складки одежды средневековые авторы. Вот рациональная геометрия Сезанна. Вот скупая эмоциональность «сурового стиля». Пожалуй, ВикторСоро- киниАлександрСорочкин — два мастера, чье сход- ство исчерпывается схо- жестью фамилий, оказали самое большое влияние на липецких художни- ков. Они сосуществуют в творческом поле не только региона, но и России как две суверенных и уважаю- щих друг друга державы. Не случайно значительно более старший по возрасту Виктор Семенович всег- да говорил о Сорочкине: этот среди нас номер один. И хотя заслуженный ху- дожник России Сорочкин много лет практически не выставляется, он остается учителем и камертоном для живописцев разных поколений. Тем значительнее само по себе недавнее событие — первая за долгое время персональная выставка замечательного нашего земляка. Она открылась в преддверии юбилея Алек- сандра Михайловича в Га- лерее Назарова. В феврале Сорочкин отметит свое се- мидесятипятилетие. Но, по словам инициатора экс- позиции арт-директора галереиТатьяныНечаевой, показ полутора десятков его картин решено было начать заранее. Это как бы своеобразный пролог при- ближающегося события, особая дань любви к боль- шомурусскомуживописцу. ца. Отношения эти напря- женные, драматичные. Ка- жется, о каком драматиз- ме речь, если перед нами всего-навсего натюрморт с килькой или раками, обычные граненые ста- каны, железный поднос, пачка сигарет или окно с видом на мост и вереницу машин?.. А вот поди ж ты, фрагменты бесхитростной жизни на холсте обретают напряжение, передают тре- вожное состояние мастера. Впрочем, у Сорочкина оно лишено печали и пафо- са. Выне найдете у него ни- чего похожего, допустим, на черное солнце в небе, как это придумал и напи- сал один из его коллег. В картинах Сорочкина ни- каких легко читающихся, легко переводимых в слово намеков, подсказок. Ему в равной степени чужды и заигрывание с публикой (ну вы же понимаете, что я имел в виду), и надрыв. Он может быть многознач- ным, но не многозначи- тельным. Эта живопись очень мужская и мужественная, очень волевая, когда тво- рец строго и решительно отбирает и преображает то, что оказалось в поле ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Эмма Меньшикова Борису Лапину из Алек- сандровского психонев- рологического интерната — 23 года, и с первого дня своей жизни, кроме социального, он не знает иного дома. Воспитатели, сотрудники, такие же, как он, клиенты социаль- ных учреждений — вот его семья, близкие, друзья. Кем были род- ственники, чем они занимались — тайна навсегда. Однако же откуда-то берет начало его страсть к музыке, пению… Сколько Борис помнит себя, столько и поет. В Елецком детском доме за- метили его способности, и он стал непременным участником всех творче- ских кружков, занятий, утренников и концертов. Чувствующий музыку, ритм, онхорошои танцует. Но по-настоящему любит и умеет петь. И кто знает, как сло- жилась бы его жизнь, не окажись он в стенах госу- дарственного приюта для обделенных здоровьем и родственным участием людей. Причем парень активно проявляет себя не только на артистическом поприще: он занимает- ся спортом, не чурается никакого труда по благо- устройству территории, организации общих для интерната мероприятий. А еще у Бориса есть ЖИЗНЬ БЕЗ ПРЕГРАД | Фестиваль , который демонстрирует сплав мужества и таланта Улыбаться людям ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА мечта — поучаствовать в Международном фести- вале творчества в Москве для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ине только поучаствовать, но быть в числе лучших, чтобы побывать в странах Европы с дальнейшими конкурснымивыступлени- ями и посмотреть, как там живут люди—и здоровые, и не очень… Он действительно до- стоин, чтобы выступить на социальной сцене всерос- сийского масштаба, счи- тает младшая медсестра Александровского интер- ната Елена Левыкина, ко- торая нередко поет в дуэте с Борисом. Хотя выступать и на заключительном кон- церте областного фестива- ля — тоже большая честь. Казалось бы рядовое мероприятие социальной направленности уже не первый год становится общественно значимым событием регионального масштаба. И прежде всего потому, что демонстрирует неиссякаемые творческие способности людей, кото- рымдаже обычное физиче- ское существование дается стоическим преодолением болезней и драматических жизненных обстоятельств. И то — с помощью госу- дарства. В современных, хоро- шо оснащенных и уютно обустроенных домах-ин- тернатах и реабилитаци- онных центрах области так называемые клиенты не только адаптируются к жизни вообще, но и на- чинают осознавать свои творческие устремления и способности, развивать таланты и умения. К чему и призваны, собственно, мероприятия такого рода, как всевоз- можные спартакиады, конкурсы, фестивали. В том числе и фестиваль на- родного творчества среди стационарных учрежде- ний социальной сферы, который на этот раз был посвящен 60-летию Ли- пецкой области. В нем принимали уча- стие 14 учреждений со- циального обслуживания населения. Причем свои таланты представляют на суд публике не только вос- питанникидомов-интерна- тов, но и сотрудники. Всего же в четырех от- борочных турах фести- валя было задействовано около 180 проживающих и 250 работников учрежде- ний. На заключительном концерте под названием «Танцуй и пой, мой край родной!», который состо- ялся в Ельце, было про- демонстрировано около 30 ярких номеров. Каждый год заключи- тельныйконцерт проходит в разных учреждениях по особому, специально разработанному для этого мероприятия сценарию. Елецкий интернат для престарелых и инвалидов, где в этом году проходил гала-концерт, использо- вал в своей программе образ поезда. Пассажиры которого — и участники этой своеобразной творче- ской переклички разных эпох и разных поколений — мчатся по пути раз- вития области от станции к станции, иллюстрируя времена и нравы худо- жественными номерами соответствующих стилей и манер. Даже сама программка концерта была исполнена в виде железнодорожно- го билета с обозначением маршрута от станции «На- родной» до станции «Мой край родной» с перегонами под названием «По волнам памяти», «Лирическая», «Танцуй и пой». Кроме музыкальных произведений, звучали и стихи в исполнении ав- тора — Марии Шумских, младшеймедсестрыТурча- новского дома-интерната в Воловском районе. Как всегда, впечатли- ли своей необыкновен- ной раскованностью, эле- гантностью костюмов и движений, музыкальной одаренностью исполните- ли вокального ансамбля Александровского интер- ната. С красочными вее- рами эффектно исполнила свою композицию «Цве- ты весны» танцевальная группа Задонского интер- ната. Трогательно прозву- чала композиция «Будь, пожалуйста, послабее» на стихи Роберта Рожде- ственского в исполнении самодеятельных артистов Введенского геронтологи- ческого центра. Аеще один солист Александровского интерната доверительно спел песню «Я привык улыбаться людям». И эту строчку можно считать лейтмотивом не только самого фестиваля, но и жизни этих людей, кото- рые, несмотря на трагич- ность судеб, не перестают улыбаться людям. Завершение фестиваля ознаменовалось вручени- ем юбилейных наград «Во славу Липецкой области». А все участники заключи- тельного концерта стали и егопобедителями, получив грамоты и подарки. ТОЧКА НА КАРТЕ РОССИИ | Уроки краеведения в выставочном зале «Горжусь своими земляками» Ольга Шкатова — Знаете ли вы, какие заводы были главными в нашей области шестьде- сят лет назад? — с таким вопросом экскурсовод обратился к восьмикласс- никам, приехавшим из Грязей на выставку, посвященную юбилею области, развернутую в фойе Липецкого государ- ственного академическо- го театра им. Л. Н.Тол- стого. После небольшой паузы ребята один за другим стали называть ныне действующие предприятия региона. От заведующей отделом экскурсионной работы и туризма Липецкого кра- еведческого музея Ольги Красниковой гости узнали о том, что половину труб, которые производились в то время в нашей стра- не, выпускали на заводе «Свободный сокол». Про- дукция Липецкого стан- костроительного завода экспортировалась вшесть- десят четыре странымира. Как жили липчане в годы, когда область еще только формировалась и намеча- ла путь своего развития? Рабочие тракторного заво- да, например, принимали самое активное участие в строительстве трамвайных путей до своего поселка. — Все города области мы показать не можем, но самые крупные пред- ставляем, — рассказала нам Ольга Красникова. — Часть выставки, распо- ложенная в фойе первого этажа, посвящена раз- витию региона в период с 1954 года до середины80-х прошлого века. Экспози- ция на втором этаже — о том, какживет нашрегион сегодня. Представлены здесь экономика, культу- ра, здравоохранение, физ- культура и спорт, медици- на и сельское хозяйство. Наибольший интерес у молодежи, например, вы- зывает история развития предприятий и прошлое областного центра, ведь облик Липецка сильно из- менился зашестьдесят лет. Об этом рассказывают панорамы дорог и улиц Липецка, макеты совре- менной техники, стенды, посвященные сферамжиз- ни общества и отдельным значительным событиям, каким, к примеру, стала эстафета олимпийского огня, которую приняли Липецк и Елец в январе этого года. — Даже по первому впечатлению от выставки можно понять, что здесь много интересной инфор- мации краеведческого ха- рактера, которая нужна будет в дальнейшем для уроков истории и геогра- фии, — поделилась Елена Колыхалова, заместитель директора по воспитатель- ной работе 9-й грязинской школы. — Оказалось, что мно- гое из того, что рассказали экскурсоводы, мы уже когда-то слышали,—гово- рит Кристина Таробахина. — Но сегодня мы смогли увидеть своими глазами вещи, которыми пользова- лись в прошлом наши де- душкии бабушки, узнать о том, что составляло основу их жизни. Знать как мож- но больше о родныхместах очень полезно. Я хочу в будущем путешествовать, поездить по России, побы- вать в других странах. Но лучше начать знакомство с миром с изучения истории своей малой родины, тех мест, где я живу. Важно знать, откуда ты начина- ешь свой путь в большую жизнь. —Эта выставка хорошо дополнилашкольныеуроки краеведения, — полагает СтаниславЗверев.—Сегод- ня я снова убедился в том, чтомогугордитьсясвоейоб- ластью, вкоторойтакмного делается для всей России. Вместе со школьника- ми в экскурсии приняли участие и супруги Боевы из села Хлевное. — Не могли упустить такой возможности. Очень интересно проследить путь развития области зашесть- десят лет, обратиться к началу ее становления, — рассказала работник отдела образования Хле- венского района Елена Боева. — За небольшой для истории период вре- мени люди-труженики смогли вывести регион, созданный из окраинных земель соседних областей, на уровень одного из луч- ших в России. Я горжусь своими земляками. Эта выставка имеет большое воспитательное значение. В начале февраля из фойе театра выставка пере- едет в одиниз заловЛипец- когокраеведческогомузея. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz