Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 242/24870/ 18 ДЕКАБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ПСИХОЛОГИЯ 21 ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Рабы не мы На кого «охотятся» секты и сетевые маркетологи ЕЛЕНА БРЕДИС Криминальные ново- сти в последнее время пестрят разоблачениями очередных «мессий», кол- дунов, экстрасенсов-шар- латанов. Всевозможные секты нынче растут как на дрожжах. Нам показывают залы, полные людей, которые, как по команде, ритмично рас- качиваются, воздевают вверх руки, что-то выкликают. Можно было бы заподозрить, что они делают производ- ственную гимнастику, если бы не странный фанатичный блеск в глазах и полное отсут- ствие в них мысли. А то вдруг появляется сообщение, что в каком-то небольшом городке новый «спаситель» во время бдений организует сексуаль- ные оргии. Ладно, можно было бы сказать, что всяк по-своему с ума сходит, а воль- ному, как говорится, воля. Но ведь люди выносят из дома последнее, дарят своим«гуру» квартиры и машины. А тот, кому удается вынырнуть из долгого морока, вдруг обна- руживает, что оказался бом- жом. Что же толкает людей на такие, кажущиеся со сто- роны безумными, поступки? Какими тайными приемами пользуются «уловители душ» ради самой банальной цели – самообогащения? Об этом мы сегодня беседуем с нашим постоянным консультантом, психологом, психоаналити- ком Екатериной Антоновой. —Вынаверняка заметили, что всплески таких странных «увлечений» приходятся на вполне конкретные эпохи, которые характеризуются определенным состоянием общества, царящих в нем настроений, ситуацией в эко- номике. Если обобщить, то главным объединяющимкри- териемтут окажетсяочень вы- сокая степень тревожности, неуверенности, страха. — Но, согласитесь, после войны, в разрушенной и голо- дающей стране были все осно- вания, чтобы подобные эмо- цииовладелилюдьми. Однако вместо этого был подъем эн- тузиазма, огромный всплеск созидательной энергии. —Не забывайте, что тогда люди ощущали себя частью великого народа-победителя, тогда была объединяющая идея, цель. А чувство расте- рянности и тревоги появля- ется тогда, когда ты одинок, когда у тебя полное ощуще- ние: ты никому не нужен и никто тебе не поможет. В таком положении наши люди оказались в начале девяно- стых, когда им сказали, что они должны сами решать свои проблемы. Произошла атомизация общества, когда каждый человек оказался предоставлен сам себе. А тут вдруг появляется некто, кто говорит: не волнуйся, я укажу тебе путь, который приведет тебя к светлому будущему, не- важно, на этомили на том све- те. Тыбудешь четко знать, что и как для этого надо делать, тыне будешь один. Иу челове- ка появляется не только свет в конце тоннеля, но и опора в жизни. Более того, он теперь вроде как слагает с себя от- ветственность за то, что в этой жизни будет происходить, за это теперь отвечает «учи- тель». Становится ему легче? Да, безусловно! Сегодня же и в стране, и в мире ситуация очень нестабильная, так что причин для невротических расстройств хоть отбавляй. —Вамне кажется, чтопер- вопричина этих сектантских всплесков—в разобщенности народа, в отсутствии объеди- няющей идеи? —Конечно, особенно, ког- да речь идет о всевозможных «мессиях». Понимаете, мы ведь говорим о людях сла- бых, которые нуждаются в жестком лидере. И когда та- кой «поводырь» появляется, они с радостью вручают ему свою судьбу, лишь бы обрести призрачный душевный по- кой. Естественно, подобные лидеры используют и НЛП, и другие техники убеждения. Априходят туда люди, у кото- рых отсутствует критическое мышление, которые заранее готовы поверить во все, что им скажут. — У меня порой созда- ется ощущение, что сетевой маркетинг нередко тоже пре- вращается в секту. Моя при- ятельница, став членом такой сети, может теперь говорить исключительно об этой про- дукции. Иных интересов у нее просто не осталось. Она с горящими глазами расска- зывает о каких-то тренингах, семинарах. Причем говорит не просто о возможности за- работать, а о каком-то лич- ностном росте. — Да, так оно и есть. Бо- лее того, многие, забыв обо всех приличиях, пытаются не только навязать свою про- дукцию, но и «обратить в свою веру». Надо не только мыть голову этим шампунем и мазать лицо этим кремом, но еще и купить именно такие таблеточки, коктейли и сред- ство для туалета. А еще необ- ходимо съездить на ближай- ший семинар. Икак только ты говоришь, что не нуждаешься в этом, так сразу становишься злейшим врагом. Что же ка- сается личностного роста, то ведь им внушают: чем боль- ше они сумеют продать, тем более коммуникабельными и уверенными в себе станут. У них повысится самооценка и они станут хозяевами своей судьбы. Самодостаточный и трезвомыслящий человек на все это не клюнет, а вот за- комплексованныйинеуверен- ный отдаст последние деньги, чтобы только изменить свою жизнь. —Но почему люди не чув- ствуют, что на них банально делают бабки? — Не забывайте , что технологии-то отработаны. Могу на своем примере рас- сказать, как я пошла на «бес- платную презентацию» од- ной популярной в Липецке косметической фирмы. Меня посадилиперед зеркаломина- правили на лицо прямой свет, после чего стали рассказывать об ужасных перспективах: вот тут у меня в будущем все повиснет, вот тут – съежится, вот здесь признаки возмож- ной сосудистой сеточки, а уж мешки под глазами непремен- но будут. Я сумела отбиться от чемоданчика с продукцией за пятьдесят тысяч, но пару дней ходила в трансе от такой жуткой перспективы, пока не пошла к другому космето- логу. Та только посмеялась. Так вот первый пункт этих стратегий – запугивание. Вас могут пугать быстрой утратой молодости, непременными болезнями или же приближа- ющимся концом света. И если у вас отсутствует критическое мышление, то вы во все это мгновенно поверите. Ну, а дальше вам непременно пред- ложат единственно верный путь, как избежать всех этих ужасов. Понятно, за ваши деньги. — У меня был опыт теле- фонного общения с девушкой из этой фирмы, которая уси- ленно меня приглашала. Я довела ее до истерики, повто- ряя, что меня устраивает моя внешность, что мне плевать на мнение окружающих, что главное в человеке – душа. Признаюсь, получилаискрен- нее удовольствие от собствен- ного «прикола». — Но человек с повышен- ной тревожностью не сможет так «приколоться», он при- мет все на веру. Это люди, у которых отсутствует ощуще- ние безопасности, которые не смогли его в себе взрастить. Ведь можно просто подпи- саться на каталог той или иной косметической сети, и, если нужно, со скидкой за- казывать себе продукцию. Но невротики становятся именно фанатами этой компании. — Почему же люди идут в секты, ане вхрамы, почемуне обращаются в православную веру? — Секты предлагают куда более простой и быстрый путь, в них нет свободы вы- бора, свободы решений. Для человека слабого и неуверен- ного в себе это намного легче. Вот вы упомянули секты, в которых устраивают сексу- альные оргии. Я уверена, что там будут дамочки климакте- рического периода с неустро- енной личной жизнью или закомплексованные невзрач- ные девушки, воспитание ко- торых вообще запрещает секс. А тут какой-нибудь «гуру» говорит, что это не свальный грех, а акт всеобщей любви, который приближает их к Богу. Все, есть индульгенция, есть удовлетворенная есте- ственная потребность, есть еще и некая «высшая цель». Психологически и эмоцио- нально здоровый человек ни- когда не купится на подобные россказни. Понимаете, любая секта – это душевное рабство. Нормальный человек никогда не согласится добровольно отдать себя в рабство. А кто- то только и мечтает о том, чтобы снять с себя всякую от- ветственность за своюжизнь, за принятие собственных решений. Он подсознатель- но хочет, чтобы его сначала напугали, а потом повели за собой. Тогда у него есть оправдание своего безволия. Одни объясняют его тем, что спасутся, другие – тем, что заработают огромные деньги и станут успешными людьми. —Какой совет вы бы дали людям, попавшим в такую за- висимость? — Знаете, если человек уже стал адептом секты, то ему уже трудно чем-либо по- мочь. В таком случае надо либо запирать его дома, либо срочно увозить в дальнее пу- тешествие, чтобы как-то вы- рвать из этой среды. Одним словом, нужны какие-то кар- динальные, даже насиль- ственные меры. Но лучше разглядеть первые признаки зависимости заранее. Ведь у нас самих такие люди часто вызывают раздражение, мы стараемся дистанцироваться от них. А надо, напротив, по- стараться разговорить такого человека, докопаться до сути его проблемы. Ведь, по боль- шому счету, это люди, рядом с которыми в труднуюминуту не оказалось ни одного близ- кого человека, вот они и стали искать спасение на стороне. Выходит, мы сами загнали их в этот угол. Ведь что-то такое происходило с человеком, что поселило в нем состояние тревоги, вызвало страх. Тут еще надо понимать, что раз он мог попасть в такие сети, то в нем изначально не было собственного ресурса, кото- рый он мог бы задействовать, на который мог бы опереть- ся. Согнулся такой человек под ворохом своих проблем, не видит выхода, окружаю- щие от него отмахиваются, а тут приходит какой-нибудь Виссарион и говорит: «Иди ко мне, я тебе помогу, я тебя люблютакого, какойтыесть». И он действительно туда идет и отдает последнее, что у него есть, потому что там ему пред- лагают тепло и поддержку. А он должен был бы получить это от нас. Любая секта — это душевное рабство . Но кто - то только и мечтает о том , чтобы снять с себя всякую ответственность за свою жизнь , за принятие собственных решений .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz