Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ТЕНДЕНЦИИ № 242/24870/ 18 ДЕКАБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Безвозмездный миллион на становление Кирилл Петров, генераль- ный директор Липецкого станкостроительного пред- приятия: — 2004 год — дата второго рождения станкостроительно- го завода. Оно было трудным, и нас было мало. Всего во- семь человек. Мы занимались ремонтом оборудования и станков, даже не помышляя о развитии. Денег на него про- сто не было. Но логика любого производства предполагает движение, и мы делали все возможное, чтобы не стоять на месте. Получалось с пере- менным успехом. Однако в 2010 году ситуа- ция радикально изменилась. Тогда мы впервые обратились в фонд поддержки малого и среднего бизнеса и получили миллион рублей на органи- зацию участка изготовления резинопластмассовых изде- лий. Это стало прекрасным толчком для разработки более смелых проектов. Икогда нам потребовался новый кредит в банке уже на 20 миллионов, мы вновь отправились в фонд, который выступил гарантом 10-миллионного займа. Ускорение стало набирать обороты, и в 2011 году на за- воде был разработан бизнес- план, предполагающий орга- низацию производства свер- лильных станков. Тогда же предприятие опять обратилось в управление по развитию малого и среднего бизнеса Ли- пецкой области. Бюджет, как и прежде, поддержал иници- ативу. С тех пор новое произ- водство стабильно работает. В прошломгоду был выпущен21 станок, в нынешнем—уже 30. Таким образом, сбыт рас- тет. Во многом потому, что областная администрация частично финансирует наше участие во всевозможных вы- ставках. Чтобы продукт по- купали, его надо показывать. Видимо, на одной из таких экспозиций станки завода за- метили и отметили эксперты корпорации «Станкопром», созданной специально для поддержки отечественного станкостроительного произ- водства. Они побывали в Ли- пецке. Конечно же, поняли, что по многим параметрам наше производство недотяги- вает до предъявляемых требо- ваний. Но, несмотря на это, в нас поверили, и 26 октября в Липецке было создано первое публичное акционерное обще- ство «СТП-Липецкое станко- строительное предприятие». При этом доля государства в проекте составила 50,05 про- цента, наша—соответственно 49,95 процента. Должен сказать, что мно- гих соискателей государствен- ной поддержки, а в их числе было около 70 заводов, неми- нуемая утрата контрольного пакета акций удержала от дальнейших шагов к сотруд- ничеству с бюджетом. С чего вдруг, размышляли они, ста- новиться младшим партнером «Станкопрома»? О том, что те- ряем, думалиимы, нонедолго. Арифметика здесь простая. Липецкий станкостроитель- ный завод был оценен экспер- тами в 126,8миллиона рублей. Поскольку доля государства на пять сотых процента боль- ше, «Станкопром» должен добавить к существующему капиталу еще 127,7 миллиона рублей. И это, подчеркну, не- возвратные средства. Кроме того, на развитие производства выделяется кредит — те же 127,7 миллиона — на очень выгодных условиях. В итоге капитализация предприятия увеличивается втрое — до 381 миллиона рублей, и наша доля в нем достигает практически половины — 190 миллионов. Сомнений у нас нет. Впро- чем, и эйфории тоже: много- миллионные финансовые инъ- екции — это аванс. Его еще предстоит отработать. Прежде всего реализовать проект, под который были выделены день- ги: предложить потребителю новую гамму современных высокоточных металлообра- батывающих станков. Есть ли сложности? Скорее, во- просы. И в частности, такой: насколько точно мы выбрали оборудование для нового про- изводства. Откуда вдруг сомнения? Беседовал недавно по этому поводу с коллегой. Тот счел нерациональным наш заказ на один из выбранных станков и предложил заменить его более универсальной и совер- шенной плазменной резкой. Предложение было принято и заставило задуматься: а по- чему, собственно, у нас нет недостатка в финансовом и юридическом консалтинге, а вот технический—пока дефи- цит. Кто решит эту проблему? Инжиниринг вам в помощь Промышленный рывок: когда нет альтернативы… ВИКТОР СТРАХОВ Радикальное техническое перевооружение отечественной экономики, о котором долгие годы говорили и коммунисты, и капиталисты, — тема номер один для всех российских регио- нов. Причем некогда теоретическая проблема для липецких властей и бизнес-сообщества стала целью практической. Уже выпускаются многие виды продукции, а также продолжают строиться современные предприятия в федеральной особой экономической зоне «Липецк». И не случайно в Липецке уже действует центр кластерного развития, а недавно появился и региональный центр инжи- ниринга. Чего ожидает от них бизнес? Смогут ли новые структуры изменить вектор и качество развития малого и среднего пред- принимательства? Есть ли у нас деловые люди, способные раскручивать не только традиционные коммерческие системы на уровне «купи-продай», но и поднимать с нуля серьезные инновационные проекты? Об этом сегодня размышляют сами бизнесмены. Быть может, создаваемый сегодня региональный центр инжиниринга? Русский инженер на рандеву АлександрБабанов, дирек- торнаучно-производственного предприятия «Валок-Чугун»: — Создание региональ- ного центра инжиниринга (РЦИ) — позитивный сигнал для бизнеса. Главное — пред- принимателям дают понять: сегодня востребовано прежде всего реальное производство. Новое, высокотехнологичное, рентабельное. Более того, госу- дарство готово содействовать появлению таких предпри- ятий. Но мне хотелось бы, чтобы РЦИ стал, помимо всего про- чего, и площадкой для поиска возможностейвзаимодействия крупных липецких компаний с субъектами малого бизнеса. В необходимости такой пло- щадки убеждает и история предприятий «Валок» и «Ва- лок-Чугун». Их появление стало реакцией специалистов и исследователей кафедры сварки политеха на запросы крупной промышленности. НЛМК был заинтересован в продлении сроков службы валков, импортируемых для прокатных станов, «Свобод- ный Сокол»—в изготовлении сложных чугунных фасонных деталей для вечных чугунных труб с шаровым графитом. Ну, а на кафедре сварки были необходимые технологии, за- щищенные патентами. Тогда организация взаи- модействия не представляла сложностей. Контакты науки и производства были постоян- ными и даже обязательными. Технические проблемы пред- приятий не были коммерче- ской тайной. Сегодня ситуа- ция принципиально иная, и информация в большинстве случаев стала закрытой. А это не всегда в интересах дела. Вот почему я убежден, что РЦИ должен создавать базыданных о потребностях предприятий и возможностях научно-про- изводственных коллективов, вузовских исследовательских групп. Особенно важно это еще и потому, что в липецких особых зонах появляются все новые компании, заинтере- сованные и в локализации, и в снижении издержек произ- водства, и в знании местного рынка, возможных партнеров, их квалификации и компе- тенции. Кроме того, мне кажется перспективным появление в регионе еще одного кластера. На рынке водоснабжения. Сегодня это одна из самых проблемных сфер. Расходы на содержание и ремонт водопро- водовфантастические. Об этом говорят везде. Но ничего не меняется.Между темв области есть все необходимое, чтобы предложить потребителям на- дежные трубопроводы. НЛМК выпускает в том числе и чу- гунные чушки — это первый передел. «Свободный Сокол» льет упомянутые уже чугун- ные трубы — второй передел, «Валок-Чугун» выпускает фасонину — третий передел. Наконец, австрийский завод «Хавле» в Чаплыгине произ- водит вечные не требующие ни колодцев, ни ремонта задвиж- ки. А если собрать все вместе, получится уникальная трубо- проводная система из чугуна со сроком службы более 100 лет. Надежнывсе звенья цепи. Композиты вне закона Алексей Пикалов, гене- ральный директор научно- производственной компании «Армастек-Липецк»: — Поддержка бюджета, инновации, опора на науку сыграли существенную роль и в развитии нашей компании. Но поскольку об этом уже не- мало сказано, сделаю акцент на другом. На сотрудничестве с центром кластерного раз- вития Липецкой области. Год назад, когда мы пытались понять, что такое кластеры, кто будет в них входить и для чего они нам нужны, ясности практически не было. Мы не понимали даже, как будем взаимодействовать. Однако сегодня могу ска- зать, что оргпроблем нет. Выездные сессии в Казани позволили ликвидировать те- оретические пробелы. Более того, постигая опыт взаимо- действия кластерных компа- ний за рубежом, мынаучились не только делать композитные материалы, но и производить оборудование для их выпуска, организовывать новые произ- водства. Зарубежные теория и практика свидетельствова- ли, что все это востребовано. Везде. В промышленности, машиностроении, в других отраслях. Казалось, не будет проблем с реализацией новых техноло- гий и у нас. И для начала мы предложили композиты для дорожного строительства, по- скольку хорошо знали, что в Европе этиматериалышироко используются для сооружения автобанов. Стучались в са- мые разные кабинеты, писали письма, но результат былнеиз- менно отрицательным. Выяснилось, что компози- ты для производственников нечто непонятное, недоступ- ное, необъяснимое, а зна- чит, вредное. Лишь недавно удалось реализовать один из проектов в дорожном строи- тельстве. А в целом ощущение такое, что мы сели в автобус, посадили пассажиров, завели мотор и не можем сдвинуться с места ни на метр. Отчаянно давим на клаксон, но никто не реагирует. Почему? А потому, что ис- пользование композитов не прописано ни в одном норма- тивно-техническом докумен- те. То есть базы для исполь- зования новых материалов в принципе нет. И появится ли она, одному богу известно. Эксперты, правда, прогно- зируют появление «свежих» СНиПов в 2015 году. Но, как известно, обещанного у нас три года ждут. И это в лучшем случае. ГОСТы, насколько знаю, разрабатывались 50 лет. Понятно, что в XXI веке — такие темпы губительны для бизнеса. Вот здесь и требуется инжиниринг в помощь. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz