Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ № 242/24870/ 18 ДЕКАБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 ЕЛЕНА БРЕДИС Год русского языка, Год учителя, Год куль- туры… Следующий, две тысячи пятнадцатый, будет Годом литературы. В сущности, все их мож- но было бы объединить и назвать Годами русской духовности. Ну а если быть честными, то точнее —Годами попыток возро- дить русскуюдуховность. Да, мы уже многое успели утратить, многое — сломать в те лихие девяностые. Но такое бывало с Россией не раз, однакожиз любых страшных потрясений она выходила, отыскивая свой собствен- ный путь. Не стоит и сегодня впадать в апокалипсические настроения. Страна начинает стряхивать с себя тот морок, в котором она находилась долгие годы. Наши люди на- конец осознали себя как ос- нову русского мира, осознали свою ответственность за его существование и процвета- ние. Но можно ли быть рус- ским, россиянином, не зная великой русской литературы, вообще не читая? Об этом в преддверии Года литературы мы беседуем с филологом, учителем литературы шесть- десят второйлипецкойшколы Татьяной Федотовой. —Татьяна Вячеславовна, на ваш взгляд, сегодня еще реально вернуть детей и мо- лодежь к чтению, к книгам? — Я вообще оптимист, да к тому же общение с детьми добавляет мне уверенности в том, что не все так безнадеж- но. Ежегодно в олимпиадах по литературе участвует не- мало ребят, а ведь их никто не заставляет. Это их личный выбор, их личный интерес. Если же в целом говорить об этой проблеме, то начинать надо не с детей, а с родите- лей. Потому что когда ребята только приходят в начальную школу, они уже полностью погружены в компьютер. Ка- кое же тут чтение? Сегодня компьютер для родителей — это своеобразная соска: сунул чаду, и можешь о нем забыть, заняться своими делами. О чем можно говорить, если ребенок не видит, чтобымама с папой читали? Ведь с этого все и начинается. — Западные ученые об- наружили, что если в доме много книг, то новорожден- ный младенец интеллекту- ально развивается намного быстрее. Может, аура от книг особая идет или какое-то поле информационное соз- дается? — Я думаю, все проще: большая домашняя библи- отека свидетельствует о ду- ховном и интеллектуальном развитии родителей, отсюда и успехи малыша. — Но ведь ребенок все равно окунется во внешнюю среду, где ровесники не рас- стаются с планшетами. Не окажется ли эта среда силь- нее? —Не думаю. Может, ради общения с ровесниками этот ребенок тоже будет пользо- ваться гаджетами, но для себя-то останется тот интерес, который с первых лет жизни был заложен родителями. Это ведь будет свой личный интерес, а с личным мы всег- да расстаемся очень тяжело. — Введение сочинения по литературе может способ- ствовать возвращению куль- туры чтения в жизнь ребят? — Во-первых, я бы сказа- ла, что очень вовремя спохва- тились. Сейчас, когда мы уже написали экзаменационное сочинение, выяснилось, что не так это страшно, хотя сначала ажиотаж был боль- шой. Да, мы столкнулись с тем, что дети разучились излагать свои мысли, и этот навык надо возвращать. В этом смысле новый экзамен сыграет огромную роль. Ко- нечно, мы и раньше задава- ли домашние сочинения, но практика показывала, что процентов семьдесят просто скачано из Интернета. А те- перь они знают, что в итоге все равно придется писать самостоятельно. Им в любом случае придется заново от- крывать для себя литературу. — А не подставят ли всем нам подножку «краткие из- ложения» сочинений клас- сиков, которые сейчас можно купить в любом книжном магазине? — Я всегда проверяю зна- ние текстов на уроках. И если ученик начинает путаться в именах героев или сюжет- ных линиях, то понятно, что он не брал в руки книгу. Без такой проверки просто нельзя. Ведь, отменив эк- заменационное сочинение, им фактически сказали, что литература не нужна. Плюс наше прагматичное время диктует свои правила, наце- ливая лишь на то, что в даль- нейшем может дать выгоду. Где уж тут о душе думать? Да, пока требования к сочи- нению, мягко говоря, весьма лояльные, но с чего-то же надо начинать. Уже одно то, что они возьмут в руки кни- гу, великое дело. А то у меня был случай, когда мальчик не мог выполнить задание по литературе, потому что у него Интернет отключился. Спра- шиваю: почему же ты просто книжку не взял? «А у меня дома книжек вообще нет». Но ведь ему купили компью- тер, подключили и оплатили Интернет, а вот книги никто не покупал. Опять мы к роли родителей возвращаемся. —Как вы оцениваете уро- вень, на котором нынешние старшеклассники написали сочинение? —Ярада, что никто из них даже не пытался списывать и вообще все были настроены очень спокойно. Конечно, уровень пока несопоставим с тем, который был в прежние времена, но со временем он должен повыситься. Посте- пенно ребята и их родители поймут, что читать надо на- чинать не за четыре месяца до экзамена, а уже с началь- ной школы. Сейчас они под- считывают количество слов, чтобы вписаться в нижние границы объема сочинения. А в наше время мы не заду- мывались над этим, нам хо- телось высказать своимысли, найти интересный поворот, написать художественно. Очень хочется, чтобы и они ушли от формализма. — Скажите, а хороший, увлеченный педагог способен развернуть класс в сторону книжных полок? — Полностью весь класс вряд ли, но большинство увлечь можно. Мы уже не- сколько лет проводим лите- ратурно-музыкальные гости- ные, и еще ни один ребенок не сказал: «Я не буду». Хотя для этого им ведь надо читать, что-то учить наизусть. Но вы- ясняется, что современным детям это интересно, они сра- зу забывают о своих компью- терах и планшетах. А когда мы участвуем в городских конкурсах, они знакомятся с другими коллективами, у них налаживается общение. Возникает уже свой круг дру- зей, объединенных любовью к литературе. — Кажется, Эйнштейн говорил, что Достоевский дал ему больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс… —Я проводила как-то экс- перимент: чередовала цитаты Пушкина, Бунина, Толстого и Эйнштейна. Так вот ребята не угадали высказываний великого физика, потому что он писал, как литера- тор. Я пытаюсь показать им, что литература учит само- стоятельному мышлению, анализу. Ведь сколько раз будешь перечитывать вели- кие произведения, столько раз будешь открывать в них новый смысл. Мы недавно читали и анализировали с ними «Легенду о Великом инквизиторе» из «Братьев Карамазовых». Знаете, как они были поражены? А потом сами сделали вывод, что эта история могла бы произойти и в наше время. И это уже результат их личных раз- мышлений, это уже пропу- щено ими и через ум, и через сердце. Самое главное, чтобы дети сами поняли, что это нужно в первую очередь им, что без этого их жизнь будет скудна и ущербна. — Что, на ваш взгляд, могло бы помочь такому осознанию? — Духовная атмосфера, которую надо создать в горо- де. Интересно, что духовная жизнь есть, а атмосферы нет. Потому что нет никакой рекламы. Где вы в городе можете увидеть календарь мероприятий, которые прово- дят библиотеки? А они ведут очень интересную и нужную работу. Все узнаем только «по звонку», через знакомых. А ведь само по себе посещение библиотеки стимулирует интерес к книге. Да и афиш нашего симфонического ор- кестра или академического хора в городе очень мало. Мне кажется, именно городские власти должны озаботиться этим и сделать все, чтобы дети, глядя на рекламу това- ров, не росли потребителями. Я стараюсь приучать ребят к тому, что на дни рождения и праздники надо дарить кни- ги. Но когда речь заходит о цене, очень часто слышишь фразу: «А за что? Это же книга…» Отдать тысячи за какой-нибудь гаджет можно, а заплатить триста рублей за книгу жалко. Меня по- ражают родители, которые охают и вздыхают: «Как же он, бедный, будет писать со- чинение?!» Вместо того, что- бы просто сказать ребенку: «Ты должен это прочесть». Иными словами, решать эту проблему надо комплексно, экзаменационное сочинение само по себе ее не решит. —Как выотнеслись к идее списка из ста книг? —Он нужен как ориентир для тех, кто вообще не знает, с чего начать. Главное—про- будить интерес к чтению. Вполне вероятно, что после первых книг человек нач- нет уже сам выбирать, что ему читать, ведь у каждого своя книжная полка. Но он должен чувствовать разницу между качественной фан- тастикой и фэнтези, между художественной литературой и беллетристикой. Не надо уводить ребенка от реаль- ной жизни, от подлинных переживаний. Только так может происходить внутрен- нее взросление. Но, поверьте, ребята сами очень иронично относятся к тому же «Гарри Поттеру» и прекрасно по- нимают, чем это произведе- ние отличается от «Войны и мира» Толстого. Но ведь им Гарри Поттера навязывают и бесконечными фильмами, и компьютерными играми, и всякими сопутствующими товарами. Детям навязывают «жвачку». А у них должно быть представление о том, чего культурный человек просто не имеет права не читать, не знать. Когда-то мы четко это знали, а потом забыли. Пора вспоминать. Книга для интернет-поколения Как снова стать читающей страной ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Главное — пробудить интерес к чтению. Вполне вероятно, что после первых книг человек начнет уже сам выбирать, что ему читать, ведь у каждого своя книжная полка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz