Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
СУББОТА , 13 ДЕКАБРЯ 2014 № 239 (24867) 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона Ведущие рубрики Александр Хаустов и Сергей Кибальниченко Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». @ Электронный адрес : alekhaus_58@mail.ru с пометкой « Дорога к Храму » ЕПАРХИАЛЬНЫЕ НОВОСТИ Под защитой крестов На территории сел Красногорка и Синявка Грязинского района недавно были освящены Поклонные кресты , изготовленные и установленные силами местного казачества . Событие само по себе необычное , а потому привлекло внимание многих . На чин освящения , который совершили иереи Константин Савельев и Петр Жуков , прибыли представители светской власти , прихожане . Поклонные кресты издревле устанавливались на Руси на въезде в города и другие населенные пункты с молитвенным прошением к Богу о защите той или иной местности силою Животворящего Креста Господня . Лауреаты конкурса Вокальный ансамбль духовной музыки « Воскресение » из села Конь - Колодезь Хлевенского района стал лауреатом четвертого областного конкурса академических хоров и вокальных ансам - блей « Поющая Россия » в категории « Однородные и смешанные ансамбли », проходившего в Становом . И жюри , и зрители остались довольны выступлением . А коллектив получил диплом лауреата первой степени . Несколько слов об этом необычном творческом объединении . Ансамбль возглавляет супруга священника , матушка Инна Силантьева . Она же является регентом Иоанно - Богословско - го храма села Конь - Колодезь и директором местной воскресной школы . В состав ансамбля помимо нее входят талантливые со - листки Анна Бессонова и Ксения Лемак . Молодежный православ - ный коллектив не впервые выступает на сценах разного уровня с духовными песнопениями , завоевывая симпатии зрителей . В гостях у детсадовцев — батюшка Необычное мероприятие состоялось в усманском детском саду « Сказка ». В гости к малышам пришел настоятель Михайло - Архан - гельского храма села Октябрьское иерей Димитрий Малахов . Он рассказал ребятам о Пресвятой Богородице , которая всех любит , как своих детей , о святых женщинах , являвшихся примером само - отверженной любви и веры , побеседовал с ребятами на тему их взаимоотношений с родителями . Затем был совершен молебен с освящением помещений детского сада . Варежки от прихожан ИгорьДавыдов (слева) иАлександрИшутинсосвоимиединомышленникамивосстанавливают сельский храминадеются на помощь неравнодушных людей. Теплые взаимоотношения сложились между прихожанами Воз - движенского храма города Грязи и учащимися местной школы - интерната . Дети бывают в церкви на богослужениях . Взрослые приходят к ним на праздники в гости , приносят гостинцы . А не - давно прихожане преподнесли ребятишкам теплые варежки из кроличьего пуха собственной работы , которым не страшен любой мороз . Теперь воспитанники школы - интерната готовят ответный сюрприз . Им станет Рождественский концерт , на который дети пригласят своих взрослых покровителей . (По материалам сайта Липецкой и Задонской епархии). Дети оценили подарки. БЛАГОЕ ДЕЛО | В Липецке продолжается строительство Покровского храма Непростое решение Алексей Шишкин Липчане наверняка заметили, как заметно в послед- нее время подросли стены строящегося Покровского храма. С площади Франценюка и прилегающих улиц это особенно бросается в глаза. Дело в том, что весной на стройплощадку завезли около четырехсот кубометров силикатного кирпича, после чего здесь закипела работа. Но из-за финансовых трудностей пришлось внести изменения в проект. Это было трудное решение для настоятеля Покровского храма протоиерея Всеволода Бойко. Работу по перепроектированию выполнил «Промгражданпроект». В результате храм окажется начетыре с половинойметраниже, чемпредполагалось ранее, и над цоколем будет один этаж, а не два. Однако здание от перепланировки только выиграло. Радующим глаз украшением фасадов стали арочные входы с трех сторон храма. По внутреннему периметру вместо перекрытия смонтирован балкон шириной в пять метров. На это ушло двенадцать тонн металличе- скихбалок. Завершеныотделочные работыв обширном подвальном помещении. Церковные службы, до не- давнего времени проходившие в специально оборудо- ванном вагончике, переместились теперь сюда. Несмотря на финансовые трудности, стройплощад- ка выглядит оживленно. Рабочие сваривают детали для монтажа металлических балок, подготавливают цементный раствор. ООО «Стальконструкция» предо- ставило гусеничный кран. Места для его установки отсыпаныщебнем и раскатаны. Недавно были завезе- ны трубы для системы отопления храма. Жаль, кир- пича осталась совсем небольшая россыпь. Новый привезут только тогда, когда у прихода появятся средства на его покупку. Также нужны балки, арма- тура. Ведь до верхнего карниза здание храма должно вырасти еще на четыре с половиной метра. Когда это произойдет, говорит настоятель, будет ясно по мере поступления стройматериалов… Очень хочется, чтобы кирпич, арматура, балки и опалубка поступали быстрее, ведь так приятно будет войти в готовый к службе храм. Несомненно, Покров- ская церковь станет главным архитектурным украше- нием Левобережного района. Для всехжелающих помочь в строительстве храма сообщаем реквизиты: МПРО Приход Покровского храма г. Липецка Ли- пецкой и Елецкой епархии РПЦ (Московский Патри- архат) ИНН 4823027076 КПП 482301001 Р/с 40703810635000100491 П/с 30101810800000000604 БИП 044206604 Липецкое отделение № 8593 ОАО «Сбербанк Рос- сии» г. Липецк. Роман Ромашин Нобелевский лауреат Александр Солженицын поначалу озаглавил один из своих рассказов пословицей «Не стоит село без праведника». Однако чистые помысла- ми люди требуются не только населенным пунктам. Храмам, иско- верканным в богоборче- скую эпоху, подвижники тоже необходимы. Благо- даря Игорю Давыдову у церкви Сошествия Свято- го Духа села Головинщи- но появилась робкая надежда на возрождение. Ежедневно житель со- седней деревеньки Хру- щевки наведывается к свя- тыне по петляющей среди холмов грунтовке. Когда тепло, энтузиаст отмеряет три километра пешком. А в холода едет к церкви на «Жигулях», заранее уло- жив в багажник доски. За восстановление хра- ма в селении с двумя оби- таемыми домами труже- ник решился взяться в одиночку. Выгреб тонны мусора, местами подлатал кладку, вырубил березки на кровле. У руин приход- ской школы старатель установил Поклонный крест. Дел впереди еще много, при виде обихажи- ваемой церкви радость с горечью смешивается. Ма- ковка с деревянным кре- стом сбита из обычной оцинковки. Алтарный ку- пол вместожелеза закутан рубероидом. А виднеюща- яся в дырявых стенах жи- вопись на библейские сю- жеты обрывается голыми кирпичами. —Сводынадо дополни- тельным слоем рубероида обмотать, — делится за- думками самоотвержен- ный труженик. — Одному здесь не справиться. На каникулах внуки наведа- ются. Ребятишки обвяжут рулоны бечевкой, а я их наверх потяну. Затеплить свечу в не- обычном храме может лю- бой желающий. У двери под колокольней — таб- личка с надписью«Заходи- те» и номером опекунского мобильника. Воспользо- ПОДВИЖНИКИ | Энтузиаст из данковской глубинки верит , что обретет помощников «Уехать от церквушки мне нельзя» вавшись советом, открыва- ем щеколду, минуем раз- рушенную трапезную. В алтаре, на положенном месте — сбитый Игорем Давыдовымпо интернетов- ским лекалам да по наи- тию иконостас. Под ста- ринным рушником — по- жертвованный заезжим иконописцем образ Трои- цы, написанный в визан- тийском стиле. На табуре- те — наполненная святой водицей кастрюля с при- зывом на альбомном листе «Наливайте». Вшкатулку для воздаяний опускаем пригоршню монет. Меце- ната у нищего прихода нет. Но есть, оказывается, гор- стка добровольныхпомощ- ников, энтузиастов. — Глава Спешнево- Ивановского сельсовета Владимир Волотов брусом обеспечил. Знакомый ин- валид-чернобылец Алек- сандр Ишутин десять ты- сяч рублей из пенсии вы- кроил. Нижегородец Анд- рей Павлов, предок кото- рого здесь священником служил, тоже иногда день- гами помогает, — расска- зывает Игорь Давыдов. — Благодаря соратникам я купол покрыл. Кирпич теперь осыпаться пере- стал, молиться без опаски можно. АсамИгорьЕвгеньевич — потомственный мо- сквич. На закате горбачев- скойперестройки он здоро- во развернулся на коопера- тивном поприще. Был в столице руководителем зооклуба, аквариумных рыбок да птичек на про- дажу разводил. Все вроде ладилось, но в один пре- красный день наш герой навсегда охладел к бизне- су. — Надоела суета хуже горькойредьки,—вспоми- нает он.—Захотелось при- пасть к истокам. Сдали с женой внаем квартиру. Перебрались в «медвежий угол», чтобы дом купить. Но подходящего жилья не нашлось. Тогда обратились в сельсовет. Председатель достала карту местности, ткнула в обезлюдевшую Хрущевку карандашом, справку о предоставлении земли дала. В чистом поле стройку начали. Ближайшие соседи да- выдовской усадьбы живут в нескольких километрах. Пересечься землякам, по- толковать о Духовской церкви изредка получает- ся. — Зимой за десять ки- лометров в Ярославы по льду Вязовенки ходим, — подключается к разговору жена энтузиаста Марина. — Лучшим ориентиром русло речки является. Идешь по нему — не за- плутаешь. На обратном пути родным храмом лю- буемся. — Раньше хозяйство большое держали, — про- должает Игорь. — Как церковью занялись, жив- ность бросили. Разрывать- ся на два фронта неразум- но. — А живете-то на что? — интересуемся. — Однажды подверну- лась под руку книжка по бондарному ремеслу. Про- штудировал содержание от корки до корки, стал ма- стерить заказчикам ут- варь: аналои, подсвечни- ки, оклады для икон. Те- перь супруга на пенсию ушла, с деньгами свобод- нее стало. Для полного счастья в ярославской церкви Псалтирь читаю. Когда твержу псалмы на церковно-славянском, словно в машину времени попадаю. Чудится мне Го- ловинщинский храм в пер- возданном благолепии. А вот окрестности села по-прежнему способны даже искушенных пейза- жистов восхитить. О циви- лизации здесь лишь вере- ница электрических стол- бов напоминает. Редкие хуторки картинно разбро- саны по холмам девствен- ной красоты. С ближней горыпочитаемаясцарских времен родниковая водица льется. Отведавшие ее от разных напастей исцеля- ются. Воздух особенно вкусный, которым нады- шаться невозможно. —Церковь не случайно Духовской называется, придел освящен в честь святого Нила Столбенско- го, дремавшего стоя, — размышляет в завершение беседы Игорь Давыдов. — Крепкие духом люди здесь обязательноприживаются. По куполу даже в ветер бес- страшно лазаю. Господь меня оберегает, хочет, что- бы я дело продолжал. Уез- жать от церквушки мне противопоказано. Сердце щемит, даже когда в Дан- ков отлучаюсь. Пока сил хватает, буду восстанавли- вать святыню. В таком краю, как Александр Иса- евич Солженицын напи- сал, жить и умереть не обидно… ФОТО АЛЕКСАНДРА ХАУСТОВА За восстановление храма в селении с двумя обитаемыми домами труженик решился взяться в одиночку. ” ПРИГЛАШАЕМ К РАЗГОВОРУ | Православный педагог предлагает тему для дискуссий Малодушие — грех или слабость? Валентина Наливайко, воспитатель православной гимназии имени преподобного Амвросия Оптинского Минувшим летом вокруг единого государственного экзамена по русскому языку разгорелись жаркие деба- ты, не утихающие и по сей день. Спор возник по поводу эссе «Жидкие люди» Галины Туз, отрывок из этого произведения предложили старшеклассникам для выполнения творческой части задания. Но даже силь- ным ученикам оказалось трудно справиться с заданием. Явнимательно изучила в Интернете отзывы стар- шеклассников, которым достались на экзамене «Жидкие люди». Прочи- танное заставило сильно удивиться тому, что моло- дым людям, вступающим во взрослую жизнь, оказа- лось нечего сказать о «веч- ной» проблеме, затронутой современным писателем. Они почему-то забыли, что еще Н.В. Гоголь, Ф.М. До- стоевский, А.П. Чехов и другие русские классики метко описали в своих про- изведениях людей «жид- кого» склада. Правда, в те времена такие персонажи были редкостью, поэтому они всегда вызывали бур- нуюдискуссиюв обществе. Зато сегодня об этой проблемемало кто задумы- вается. Бешеный ритм жизни, помноженный на огромный поток информа- ции, лишает людей способ- ности анализировать. В XXI веке на это просто нет времени и сил. Сегодня уже не важно, «жидкий» тыили «твердый», главное — вовремя оплатить кре- диты, отбиться от комму- нальщиков, а молодежи нужно еще успеть вечером «потусить». Где уж тут размышлять о вечных фи- лософских проблемах?! Да и сами нравственные кри- терии за последние 150 лет сильно размылись. Рус- ская классическая литера- тура высмеивала и осужда- ла приспособленцев, кото- рые своиинтересыставили выше нравственных зако- нов. Зато в XXI веке совер- шенно безобидным счита- ется определение «человек со слабым характером». Нередко оно даже служит «железобетонным» аргу- ментом, чтобы оправдать себя и своих близких, по- ступающихвопрекиголосу совести. Но в том-то все и дело, что быть слабохарактер- ным — не просто скверно, оказывается, это еще и греховно. Ведь в Библии сказано, чтоГосподь создал нас «по образу и подобию Своему». Для верующего человека очевидно, что Бог естьВсемогуществоиСила. Тогда, если мы — подобие Божие, какое мы имеем право на слабость?! Изачем тогда святым подвижни- кам, которые даны нам от Господа, надо было побеж- дать эту самую слабость, немощь и грех в целом? Сонмы преподобных, свя- тителей, праведных, бла- женных… Все они — при- мер силы и борьбы с гре- хом. А мученики? Они ве- ликие страдания за веру Христову терпели, и нам даже представить трудно, какие пытки им пришлось пережить, прежде чем ока- заться в Царствии Небес- ном. Великомученик и це- лительПантелеймон, вели- комученицы Параскева и Екатерина, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София—они стра- дали за веру в первые века христианства; святыеЦар- ственные Страстотерпцы Император Николай II с семьейпрославилиГоспода в Соборе новомучеников и исповедниковРоссийских, то есть во времена гонений на христиан после Ок- тябрьской революции. Сонм святыхмногочислен- ный. Это говорит о том, что одолеть свои пороки впол- не по силам человеку, если он, конечно, не мыслит своей жизни без Бога и Церкви Христовой. Святые рождалис ь обычными людьми, неся тяготы первородного гре- ха. Но одни из них побеж- дали пороки отречением от всего земного, уходом в монашество, другие —му- чениями искупали свой грех, чтобы достичь Цар- ствия Небесного. В каче- стве подтверждения при- веду слова старца Паисия Святогорца: «Если у чело- века нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли соб- ственной. Одно крыло — Свою волю—Бог навсегда приклеил к одному из на- ших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое соб- ственное крыло — волю человеческую. Если чело- век имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит». Вот святые ле- тят. А мы, грешные, на хороший поступок ре- шиться не можем, посту- пить по совести — зачем, мыже в убытке останемся, это нам не на руку. Вот и ползаем по земле. «Отсутствие твердости духа, решительности, му- жества» — так в толковом словаре С.И. Ожегова трактуется МАЛОДУ- ШИЕ. А об этом человече- ском пороке в православ- ной литературе сказано столько, что не знать о нем в век информации и техни- ческого прогресса просто стыдно. Даже в самой про- стенькой брошюрке, по- священной подготовке к исповеди православного христианина, обязательно упоминается этот грех. При желании же можно подобрать много книг, на страницах которых святые отцы, богословы, приход- ские священники расска- жут о том, как бороться с такой немощью, как сла- бость духа. Однажды я спросила у священника, как посту- пить в сложной ситуации. Он не стал расставлять все по полочкам, говорить языком проповеди, давать советы… Произнёс лишь одну фразу: «Поступи по совести». Как сразу стало все ясно. Я точно знала, что нужно делать и что мое колебание было только от малодушия. Выходит, что нет смыс- ла себя оправдывать, ис- кать аргументы… Доста- точно только понять, что слабость характера, мало- душие — это грех, а с гре- хами надо бороться. Как? Господь намдал свободную волю. Мы сами выбираем себе жизненный путь, зна- чит, путь к спасению тоже у каждого свой. ОТ РЕДАКЦИИ. Автор предложил свой взгляд на проблему, с которой стал- кивается человек. Понят- но, что в небольшой публи- кации невозможно полно- стью исчерпать затрону- туютему. Еслиу читателей возникнет желание про- должить разговор, то свои отзывы можно присылать по электронной почте: alekhaus_58@mail.ru . Сочинение на трудную тему. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz