Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
МОТОР № 18/24646/ 30 ЯНВАРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 30 1 . 4 . 5. 6. 8. 7. 3. 2. Неизвестный автопром Об истории самых необычных модификаций советских машин АНТОН ШИРЯЕВ, ЛЕНТА, РУ Можно сколько угодно ругать советский автопром за то, что одни и те же машины выпускались десятиле- тиями, но вот только вины конструкторов в этом нет. Они постоянно фонтанировали идеями и не боялись внутренней конкуренции. Вспомним необычные моди- фикации хорошо известных моделей, которым так и не дали «зеленый свет». 1. ГАЗ-21, 1936 г. Создать автомобиль не- вероятной проходимости, успешно пройти с ним все государственные испыта- ния, дождаться принятия модели на вооружение, а по- том… добиться отмены всех этих решений. Это безумие? Это ГАЗ! Всю свою жизнь один из величайших автомобиль- ных конструкторов Виталий Андреевич Грачев посвятил созданию автомобиля аб- солютной проходимости. Сначала на ГАЗе, потом на ЗИЛе. Одним из этапов этого пути и стал экспери- ментальный ГАЗ-21. Шесть колес, четыре из которых были ведущими, дополни- тельные колесикина днище, помогавшие перекатываться через неровности, запасные колеса, позволявшие съез- жать с вертикальных стен, — нужно ли говорить, что «двадцатьпервая»поражала воображение своей проходи- мостью? Военные ликовали, ведь им был нужен именно такойавтомобиль.НоГрачев уже создал полноприводную четырехколесную «Эмку», проходимость которой была еще выше: именно она и по- шла в армию. 2. ГАЗ-12А Фаэтон, 1949 г. ВсемылюбимЗИМ.Пото- мучто онбольшой, красивый иинновационный.Нодокон- вейера, увы, не дошла самая красивая версия ГАЗ-12 — фаэтон.Пусть егомассивный верх нужно было поднимать вручную, пусть лишенный крыши несущий кузов тре- щал по швам, а мощности 90-сильногомотора отчаянно не хватало потяжелевшей машине. Зато фаэтон был чертовски привлекателен! Открытые машины де- монстрировались Сталину наряду с закрытыми и полу- чили одобрение вождя. Но испытания, которые прохо- дили и в Москве, и в Крыму, оказались куда беспощаднее Иосифа Виссарионовича — автомобиль в серию не по- шел. 3. ГАЗ-12В и ГАЗ-12Г «Чайка», 1956 г. Нет,мыне ошиблисьциф- рой, когдапечаталиназвание модели. Просто в 1950-е в Горьком создавали новые модели так же быстро, как и вДетройте. Всоветской авто- промышленностинепринято было распылять ресурсы: ты или занят улучшениемсуще- ствующей модели, или рабо- таешьнадперспективной.Но неутомимые«газовцы»будто об этом не знали. Неважно, что в 1956-м вовсю кипела работа над ГАЗ-13, а уже в 1957-м были построены первые ез- довые прототипы. Инже- неры разработали еще и вариант рестайлинга ЗИМа! Обновленный седан получил форсированный до 110 сил двигатель, иное оформление передней и задней части, но- вые задние крылья, АКПП от перспективной в то время «Волги» и новое имя «Чай- ка». Однако в министер- стве не поняли, зачем одной стране на одном заводе два автомобиля одного класса. В итоге в серию пошло толь- ко новое имя, но к проекту шестицилиндрового седана на ступень ниже ГАЗ-13 в Горьком еще вернутся. Имя «Чайка» автомобиль получил за характерную накладку на решетке радиа- тора. Это единственный эле- мент дизайна прототипа, до- шедшийдо серийнойГАЗ-13. 4. ГАЗ-22А, 1958 г. На загнивающем капита- листическом Западе вслед за седаном гамму автомобиля бизнес-класса пополнили бы купе и кабриолет, но у совет- ских заводов, как известно, собственная гордость.Поэто- му очередноймодификацией «Волги» стал фургон. Впрочем, «21-ю» слож- но было чем-то испортить, поэтому выглядел фургон великолепно. Двухцветная окраска, хром, олень на капоте, — такой и в каче- стве личного транспорта не грех использовать! Как это часто бывает, интересный автомобиль так и остался лишь проектом. Во многом потому, что построен он был не на самом ГАЗе, а на Горьковском автобусном заводе. Между тем, спрос на подобные автомобили был. Недаром многие авто- транспортные предприятия в ходе капремонта переде- лывали ГАЗ-21 и ГАЗ-22 в фургоныидаже пикапы.По- лучалось это у них, правда, не так элегантно. 5. ИЖ ЗИМА, 1965 г. Такого 408-го «Москви- ча» вы точно не видели! Впрочем, это не совсем «Мо- сквич». В 1965 году при активном лоббировании со стороны будущего министра обороныДмитрияУстинова, вначале 60-хкурировавшего все народное хозяйство, в Ижевске началось строи- тельство автомобильного завода. Причем оригиналь- ного автомобиля у нового завода не было: вместо этого планировалось наладить производство новейшего «Москвича-408». Однако коллектив кон- структоров молодого пред- приятия такое развитие со- бытий не совсем устраивало. В Удмуртии разработали собственный автомобиль, получивший имя ЗИМА-1. Компактное купе получило рамную конструкцию и ку- зовные панели, изготовлен- ные методом гибки и прока- та. От 408-го остались лишь двигатель, двери, капот и стекла. Вскоре за первым прото- типомпоследоваливторой— четырехдверный седанполу- чилинуюрешеткурадиатора и имя ЗИМА-2. Но никакие доводыне смоглиперевесить устаревшую конструкцию, поэтому руководство отрас- лью приказало ижевчанам работать над развитием мо- сковского седана. Создатели машины ут- верждали, что ЗИМА — это аббревиатура, которая рас- шифровывается как «Завод ижевских малолитражных автомобилей». 6. ГАЗ-3101, 1973 г. «Директорская Волга» ГАЗ-3102 долгие 26лет была самым крутым советским автомобилем, который мог купить обычный человек. Между тем, до конвейера дошла лишь малая часть конструкторских задумок. Двигатели V6, автоматиче- ская трансмиссия, пружин- ная задняя и бесшкворневая передняя подвески, новая передняя панель — всего этого на серийной 3102 по- купатели не увидели. Топливный кризис 1970- х, застой в советской эконо- мике, отказ от производства «Москвичей» серии 3-5, с которыми новая «Волга» должна была разделить АКПП, и, главное, приори- тетноефинансированиеВАЗа в ущерб другим заводам вы- нудили горьковских инже- неров заметно упростить изначальныйпроект. Витоге ГАЗ-3102получиллишьфор- сированную версию старого мотора, дисковые тормоза спереди и новый дизайн ин- терьераиэкстерьера.Иснова вовсемвиноват«АвтоВАЗ»… В 1967 году в Горьком планировали создание 3101 в совершенно новом кузове, но начинающееся замедле- ние экономики заставило их работатьнадмашинойнового поколения в кузове ГАЗ-24. 7. ВАЗ-2104, 1976 г. Изначально флагманом ВАЗа должна была стать копия FIAT-125, но в про- цессе переговоров о покупке лицензии советская сторона потребовала от итальянцев создать люксовую модифи- кацию на основе FIAT-124, чтобы унификация двух версий «Жигулей» была максимальной. Итальянцам пришлось создавать более до- рогую версию 124-го с нуля. В ходе работы советской стороне были предложены и седан, ставшийвпоследствии ВАЗ-2103, и универсал с аналогичным оформлением передка. Тогда руководство Тольяттинского завода от- казалось, но идею запомни- ли. И в 1976 году в Тольятти построили три универсала с четырехфарной системой ос- вещения, которые получили индекс 2104. Один автомобиль пере- дали на Дмитровский поли- гон, второй — подразделе- нию «АвтоВАЗтехобслужи- вание», а третий оставили заводскому Центру стиля (подразделению, занимавше- муся обликом автомобилей «Лада»).Но дальше прототи- пов дело не пошло, а индекс витогеполучилуниверсална базе «пятерки». 8. Москвич-2142, 1990 г. В начале 1980-х, когда базовая модель четвертого поколения «Москвичей» хэтчбек 2141 уже была гото- ва к производству, на АЗЛК занялись разработкой сле- дующего автомобиля семей- ства — седана 2142. Причем отличия от хэтчбека своди- лись не только в появлении отдельногобагажника.Седан получил новые крылья, бам- перы, решетку радиатора, задниефонари, улучшенный интерьер, ходовую часть и двигательперспективного се- мейства АЗЛК-21414 — сло- вом, речьшла ополноценном рестайлинге. Планировалось, что седан встанет на конвейер уже в 1992 году, но развал СССР, невозможность завершить строительство нового заво- да двигателей и ухудшение экономического положения АЗЛК сделало эти планы не- сбыточными.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz