Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 237/24865/ 11 ДЕКАБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 ДИАЛОГ ЗА КУЛИСАМИ Главный режиссер академического театра драмы имени Л. Н. Толстого Сергей Бобровский: «Я еще больше влюбляюсь в жизнь» СЕРГЕЙ МАЛЮКОВ Чеховский гуманизм, его искренняя любовь к человечеству сегодня актуальны, как никогда, убежден главный режис- сер Липецкого государ- ственногоакадемического театра драмы имени Льва Толстого Сергей Бобров- ский. Не так давно со- стоялась премьера его спектакля «Дуэль» по од- ноименной повести клас- сика. Оприроде человека, о том, почему многие со- временные театры идут на «сделку с дьяволом», и путешествии в поисках мистической Шамбалы постановщик рассказал в беседе с журналистом «Липецкой газеты». —Сергей Александрович, критики ругали Чехова за финал «Дуэли». Насколько, на ваш взгляд, уместен та- кой неожиданно чудесный «хеппи-энд»? — За финал «Дуэли» Че- хова действительно ругали. Он кое-кому из критиков казался «неестественно оп- тимистичным». Может, он и выглядит таковым, но толь- ко на фоне других чехов- ских финалов. У меня лично финал «Дуэли» оставляет горечь. «В поисках за прав- дой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страда- ния, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...» Не- способность людей видеть настоящую правду, познать истину – разве это оптимизм? Крик дьякона спасает Лаев- ского от гибели и Фон Корена от убийства. Но Фон Корен не меняет своего взгляда. К чему приведет «фон коре- нов» позиция превосходства одного человека над другим, вскоре покажут ХХ век и идеи националистического реваншизма и нацизма. Ка- кой тут оптимизм? — Чьи взгляды на приро- ду человека вам ближе? — Из героев «Дуэли» мне ближе смешливый дьякон, находящийся в состоянии благодати. Наш спектакль заканчивается на его словах: «Боже мой, какие люди! Во- истину десница божия на- садила виноград сей!». Для меня очевидно, что состояние мира в душе – это и есть ис- тинная возможность созерца- ния благодати. Это состояние подлинной любви — в ней и пребывает дьякон. Ее нет у остальных героев. —Работая над «Дуэлью», вы сделали ставку на моло- дежь. Оправдались ли ожи- дания? — «Дуэль» – это история молодых людей. Возраст ге- роев «Дуэли» совпадает с воз- растом исполнителей ролей. Артистам надо расти, а ра- сти драматическому артисту можно лишь на качественном материале. На комедиях по- ложений душа не возвысится, может, только мышцы станут крепче. Михаил Леонидович Янко, посмотрев репетицию «Дуэли», сказал: «Да! Вы устроили им серьезное ис- пытание». И это так и есть, но у меня нет другой воз- можности, кроме реальных испытаний для артистов. Я должен им доверять, ведь молодежь – это будущее. А будущее всегда в настоящем. Что касается «ожиданий», то мне бы хотелось пожелать молодым артистам больше- го движения в глубину той правды, которая движет их героями. — Будут ли внесены из- менения в спектакль перед фестивалем в Мелихово? — Возможно. Но тут то- ропиться нельзя – артистам надо разместиться на сцене, освоиться, домыслить и на- жить биографию и судьбу. Это быстро не бывает, и не все это умеют. Уплотнять время, жить в паузе, держать партнера и подлинно с ним сцепляться, наполнять под- текст и материализовывать дух – вот чего я жду от ар- тистов. Если эти тенденции будут развиваться – я буду рад внести изменения. Но эти изменения не есть прибавле- ние текста. Изменения – это работа в глубину. —Скоро Новый год, какие сюрпризы готовите к празд- никам для юных зрителей? — Для детишек готовим сказку «Серебряное копыт- це» и игровую программу во- круг ёлки. Ставит спектакль режиссер из Астрахани Ан- дрей Радочинский. Он при- езжал два года назад к нам на «Липецкие театральные встречи» со своим спектаклем «Академия смеха», который был отмечен наградой за лучший актерский дуэт. Это его первый опыт работы на нашей сцене, очень интерес- но увидеть, какой будет по- становка. Сказка начнется с 25-го декабря. —Ачто предстоит увидеть взрослым театралам, какие премьеры готовятся сейчас в академическом театре? — После Нового года мы приступим к совместному проекту с сербами. Начнем его с постановки спектакля по пьесе сербского драма- турга Синиши Ковачевича «Сербская драма». Это дей- ствительно серьезная драма о человеке на войне, о боли и страданиях народа, фило- софски переосмысливающая трагические события на Бал- канах. Премьеру планируем на начало марта. Если все получится, то, возможно, нас пригласят на фестиваль в Белград. Что касается дальнейших планов, то они еще в стадии обсуждения. В марте мы пла- нируем начать работу над «Островом сокровищ» по Сти- венсону. Это спектакль для подростков. К концу сезона планируем комедиюМольера «Тартюф». Неделю назад мы приготовилидляшкольников литературно-музыкальную композицию по произведе- ниям Лермонтова. Первый показ состоялся в библиотеке имени Сергея Есенина 25-го ноября. Сейчас на малой сце- не идет работа над комедией «Шикарная свадьба» по пьесе Хоудона. Ее выпуск планиру- ем на 11 декабря. — Вас часто приглашают на театральные фестивали, в свою очередь, в Липецке не так давно состоялись два крупных форума—«Золотая маска» и юбилейные «Ли- пецкие театральные встре- чи». В каком направлении, на ваш взгляд, движется современный театр, форми- руются ли сейчас какие-то устойчивые тенденцииразви- тия театрального процесса, которые будут определя- ющими на сцене в течение ближайших лет? — Да, мы часто ездим на фестивали. Это здорово. Далеко не все театры на них приглашают. Многим труп- пам просто не с чем ездить. Ставятся кассовые спектак- ли, которые не представляют художественного интереса. Коммерциализация — сегод- ня это главное направление развития. У многих театров одинаковые афиши. Это при- скорбно и унизительно. Па- дает профессиональная и личностная планка людей, занимающихся подобным «творчеством». Я это назы- ваю – сделка с дьяволом. Па- дает театр, а с ним и публика. Но, слава Богу, начинает- ся переосмысление и возни- кает альтернатива пошлости. Именно эту альтернативу мы и видим на фестивалях. Хотя и на них часто можно встретить низкопробную про- дукцию. Тем более радостно, когда встречаешь спектакли с яркой авторской позицией и индивидуальной интона- цией, отражающие «важное и вечное», как говорил Дорн в «Чайке». — Сейчас вас пригласили поставить «Чайку» в Рязани. Чем интересна для вас эта работа, почему постановщи- ку иногда полезно поработать с новыми актерами? — Полезно хотя бы тем, что это помогает понять: «в го- стях хорошо, а дома лучше». Я сейчас в Рязани так скучаю по своим артистам. Мне их не хватает. А если бы я не отъ- ехал, то этого бы не ощутил. С другой стороны, интересно вернуться в новом качестве в театр, в котороммного лет на- зад начинал монтировщиком сцены, снова вдохнуть его ат- мосферу. Каждый спектакль не похож на другие. И какой будет рязанская «Чайка», я пока еще не знаю. —Выкак-то говорили, что определенные яркие впечат- ления из жизни потом, рано или поздно, находят отраже- ние в спектаклях. В отпуске вы с друзьями побывали в Монголии. Чем запомнилась поездка, какой духовный опыт вы приобрели, отпра- вившись путешествовать по этим загадочным местам? — Что может быть пре- красней долгого путешествия в приятной компании? Горы, степи, реки, ночной костер, земляничный лес, туманы, звезды, встречи, дорога в Шамбалу – как это расска- зать словами? Я ещё больше влюбляюсь в жизнь и с этим чувством благодати живу. — Завершается Год куль- туры. Как вы оцениваете его итоги, произошли ли какие- то серьезные изменения в отрасли? — Прекрасная инициати- ва правительства, которую поддержал президент, дала всем нам возможность почув- ствовать внимание и реаль- ную поддержку со стороны властей. Выделены значи- тельные финансовые средства на развитие культуры… Кон- кретно в нашем театре в этом году сделали ремонт сцены, заменили звуковую и свето- вую аппаратуру. Это славно. Не хочется даже думать, что всего этого не было бы. Очень жаль, что Год культуры уле- тает от нас, как олимпийский Мишка. Но как славно, что он у нас был! ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz