Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ПСИХОЛОГИЯ 21 № 18/24646/ 30 ЯНВАРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Чтобы не опоздать на всю жизнь Трудно ли стать дауншифтером или «адреналинщиком» ЕЛЕНА БРЕДИС Почему вполне успешный по нашим социальным меркамчеловеквдруг бро- сает свой бизнес и уезжает куда-нибудь на Гоа, где живет в хижине, ходит в драныхшортах и целыми днями валяется на песке? Почему другой, не менее успешный человек, начина- ет регулярно и сознательно подвергать себя смертельно- му риску, занимаясь экстре- мальными видами спорта или «выжимая» предель- ную скорость из своей ма- шины, когда, казалось бы, и спешить-то некуда? Что происходит с этими людьми, чья мера успеха и уровень благосостояния для большинства из нас являют- ся недостижимой мечтой? А главное, почему происхо- дит? Об этом мы беседуем с психологом, психоаналити- комЕкатеринойАнтоновой. — Приведенные вами примерыявляются, по сути, девиантным поведением, то есть отклонением от нормы. Причемпримеров такого по- ведения среди взрослых лю- дей становится все больше: одни становятся дауншиф- терами и бегут от цивилиза- ции, другие превращаются в «адреналинщиков»инужда- ются в постоянномсмертель- ном риске. Фактически это разные полюса решения од- ной проблемы — психоэмо- циональной. Только в одном случае это бегство от эмоций, а в другом— их искусствен- ное нагнетание. Лично мне «адреналинщики» кажутся более «живыми», поскольку у них остается их работа, социальная жизнь. А даун- шифтинг —это уже полный разрыв социальных связей. — Но ведь уходят же люди в монастыри… — Это совершенно дру- гое! Жизнь в монастыре — это очень напряженная работа, причем не только духовная, но и физическая, это не разрыв с социумом. А дауншифтинг — это же- лание снять с себя всякую ответственность: и за себя, и за других. Но больше всего меня возмущает то, что они берут с собой детей, лишая их возможности получить нормальное образование, социализироваться. Это уже предел безответственности. — «Адреналинщики» видятся мне не менее без- ответственными людьми: как можно сознательно под- вергать себя смертельной опасности, если у тебя есть близкиелюди?МихаэльШу- махер скатился на горных лыжах по закрытому скло- ну. Результат — кома и от- сутствие всяких перспектив на выздоровление. А ведь у него жена, дети… — Видимо, ему уже не стало хватать адреналина на гонках «Формула-1». Адреналиновая зависимость очень похожа на всякую другую: дозы постоянно требуется повышать. Чело- век привыкает к той дозе гормона, которую вызывает в крови привычный спор- тивный или экстремальный образ жизни, и, как в случае с наркотической зависимо- стью, хочется еще больше. Если образно выразиться, мы имеем дело с «адренали- новой иглой», на которую легко подсесть. — Но почему возникает такая потребность? — Я всегда говорю, что корни многих проблем ле- жат в детстве. Вот доста- лась ребенку мать, которая то орет на него, то кидает- ся целовать, то со злостью шлепает, то тут же поку- пает игрушку. И ребенок привыкает жить в таких «раскаченных» эмоциях. А потом во взрослой жизни нормальных эмоций емууже не хватает, и он начинает искусственно создавать их себе. Длянего это своего рода «укол жизни», которым он себя оживляет. Неуверен- ные в себе дети тоже могут потом попытаться компен- сировать такимобразом свой комплекс неполноценности. —Но что же нам делать с видами спорта, которые свя- заны с риском для жизни? С тем же альпинизмом или горными лыжами… — Спорт — это всегда се- рьезная подготовка, это про- думанные меры безопасно- сти. Я же говорю о дурости, когда без всякой подготовки человек съезжает с горы на мотоцикле, прыгает с вы- соченной скалы в воду или гоняет на машине на запре- дельной скорости. Спортсме- ныэмоционально насыщают себя и своими достижени- ями, и переживаниями, и воспоминаниями. «Адре- налинщик» эмоционально наполнить себя не может. Поступил гормон в кровь — наступило состояние воз- буждения, эйфории. Пони- зился уровень адреналина — резкий эмоциональный спад, потребность в новой дозе. Собственно, отличить хобби, щекочущее нервы, от зависимости можно и по глубине той «энергетиче- скойямы», в которуюпадает человек, когда возбуждение заканчивается. По тому, насколько эта «страсть» на- чинает вытеснять все осталь- ные жизненные ценности. —А не с этим ли синдро- мом связан тот факт, что многие мужчины, вернув- шиеся из «горячих точек», никак не могут найти себя в мирной жизни? — И с этим тоже. Ведь во время военных действий адреналин все время по- ступает в кровь, человек привыкает к его высокому уровню. А здесь размерен- наяжизнь, семья, быт, ника- ких запредельных эмоций. Они просто не могут жить теми простыми радостями, которыми живут обычные люди. Кто-то пытается за- глушить в себе потребность в этих эмоциях алкоголем. Кто-то начинает просто раз- рушать семью, потому что бурный скандал — это тоже адреналин. Уних все эмоции доведены до предела. Как быть? Конечно, необходима серьезная помощь психо- лога, для проработки вот этого посттравматического синдрома. —Вырассказали, почему в человеке может возник- нуть потребность в адрена- лине. А откуда появляется желание бросить все и вер- нуться к «дикому» образу жизни? — В первом случае мы говорим о том, что человеку не хватает зашкаливающих эмоций. А во втором случае человек даже с обычными эмоциями справиться не может. Если «заглянуть» к нему в детство, то можно увидеть такие ситуации. Например, мама никак не реагирует на успехиребенка. Ему ведь очень важно ее вос- хищение, когда он первый раз самостоятельно сходил на горшок, когда сам начал есть, когда сделал первый шаг. Если этого нет, ребенок, вырастая, продолжает до- казывать маме, что достоин ее похвалы. А когда он ее не находит, то оказывается, что все достигнутое не имеет ни- какого смысла. Или другая ситуация: мама одинаково неэмоционально реагирует как на успехи, так и на не- удачи. Ейпросто все равно.И ребенокрастет в этомцарстве «снежной королевы» таким же «замороженным». — Получается, что не- хватка эмоций в семье так же вредна, как и их чрезмер- ное зашкаливание. Ичтоже происходит с таким ребен- ком, когда он вырастает? — А во взрослой жизни в течение дня мы в любом случае переживаем разные эмоции: тревожимся, рас- страиваемся, радуемся, злимся. Это нормальные че- ловеческие чувства, но «за- мороженный малыш», даже став взрослым, не в силах их пережить. И вот тогда ему проще отказаться от всего, чего ондостиг, ипогрузиться вот в такоеполурастительное существование, в котором есть только очень ровный эмоциональный фон — бла- годушие и равнодушие. То самое равнодушие, которое он получил от мамы. Фак- тически это депрессия, в которой надо разбираться, которую надо лечить. К это- му нельзя относиться легко- мысленно, как к причуде или прихоти богатого чело- века, — слишком серьезны причины, толкающие на такое бегство от жизни. — Мы с вами общаемся уже очень долго, и я каждый раз убеждаюсь, что причина многих проблем кроется в том, что дети просто не полу- чали от родителей той люб- ви, в которой нуждались… — Все мы родом из дет- ства. Посмотрите, как много сейчас появилось молодых людей, которые издеваются над своим телом: они до бес- конечности покрывают его татуировками, прокалывают для пирсинга все, что только можно, растягивают кольца- мимочкиушей, покане обра- зуется огромная дыра. Такое ощущение, чтоимпостоянно нужно причинять себе боль, чтобы почувствовать себя живыми. Это ведь тоже сво- его рода адреналин, это тоже «оживляющий укол», это уже тоже зависимость. — А вам не кажется, что во всех случаях, которые мы с вами разбирали, кроется еще и своего рода протест против тех правил жизни, которые нам навязывают- ся? Что это вызов социуму, который не дает человеку возможности реализовать что-то очень важное для него? — Конечно, во всем этом есть очень мощная протест- ная энергия. Ипрежде всего против того культа потре- бления, который сегодня пытаются преподнести как главный смыслжизни. Пом- ните, мы с вами говорили, что материальные ценности располагаются по горизон- тали, духовные — по вер- тикали? Так вот это протест против навязываемых «го- ризонтальных» ценностей. Ну не может человек жить ради новой машины или особняка за городом — ему душно и тесно в этих узких рамках. И тогда он начина- ет искать «вертикальные» ценности такими вот извра- щенными способами. Но тут есть маленькая «засада»: по вертикали можно двигать- ся как вверх, так и вниз. И адреналиновая зависимость, и дауншифтинг — это неиз- бежный путь вниз. — Но, наверное, не каж- дый способен найти для себя отдушину в глубокой вере, подвижничестве, каких-то духовныхпрактиках. Согла- ситесь, это удел избранных. — Знаете, современный человек утратил одну очень важную способность: жить здесь и сейчас. Мы живем прошлым, вспоминая и но- стальгируя. Мы живем бу- дущим, строя планы, про- считывая свои действия, откладывая счастье «на по- том». А день сегодняшний мыприносимвжертвуипро- шлому, и будущему. Аведь в этомдне есть и первый зубик ребенка, и его первая улыб- ка, первое произнесенное им слово. В этом дне есть запах клейких распускающихся листочков или только что выпавшего снега. В этом дне есть много такого, что боль- ше никогда не повторится. И вот это и есть жизнь, ее глубинный, сущностный смысл. Его не надо искать, его надо просто научиться замечать, видеть. Был чу- десный советский мультик «Паровозикиз Ромашково». Он все время опаздывал на станцию, потому что не мог не остановиться, чтобы посмотреть на первые лан- дыши, послушать соловьев, полюбоваться закатом. А пассажирам, боявшимся опоздать на полчаса, он от- вечал: «Но тогда вы опозда- ете на всю жизнь». День сегодняшний мы приносим в жертву и прошлому, и будущему... Его надо просто научиться видеть.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz