Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 № 234/24862/ 5 ДЕКАБРЯ 2014 Слово обозревателю Нечего на зеркало пенять Александр Косякин Если официант публично плюнет клиенту в тарелку — ни к чему хорошему это не приведет. Ему либо выпи- шет «волчий билет» администратор, либо набьет физиономию сам клиент. А вот если продвинутый писатель нахамит читателю, то ему ничего за это не будет. Ему даже поаплодируют в Сетях почитатели. Вот цитата: «Сегодня печальный юбилей. Ровно 120 лет назад правителем России стал человек, который уронил страну в черную дыру. Вон он стоит слева в уголочке, незаметный такой — маленький офицерик, определивший судьбу наших прадедов, дедов, родите- лей, да, собственно, и нашу с вами». Это писатель Борис Акунин (по паспорту — Григорий Чхартишви- ли) о русском государе императоре Николае II . Н ашел фотографию, где наследник пре- стола стоит у посте- ли умирающего родите- ля, и давай комментиро- вать. «Взошел на престол — первым делом объявил, чтобы общество не теши- лось «бессмысленными мечтаниями»: всё оста- нется, как при незабвен- ном родителе. Но как при незабвенном родителе в новом столетии не получа- лось. Всё скрипело, шата- лось и сыпалось. Это было страшно». Писателю давно страш- но, поэтому он бойко стро- чит свою историю — уже столько томов навалял! Серьезныеученые заголову хватаются от его «откры- тий», сам писатель — за кошелек, ведь пока «лите- ратурныйчес» «катит», го- норарыбьютрекорды.Аку- нинпрепарируетИсторию, какначинающийпатолого- анатом лягушку: с любо- пытствоми одновременно с брезгливостью. Но зарезав парудесятков, онвозомнил себя вторым Ключевским и теперь действует по пого- ворке: «тормозапридумали трусы». Между тем факты никто не отменял. Перед Первой мировой войной в России ничего не скрипело и не сыпалось. Итак, начало ХХ века, начало царствования Ни- колая II. Темпы экономи- ческого развития страны самые высокие в мире. Демографический рост — тоже. Количество ми- грантов — второе после США, шведские и фин- ские гастарбайтеры охот- но приезжали на наши стройки. Валовой продукт увеличивался примерно на 10—20 процентов в год — выше, чем в нынешнем Китае. Морис Бэринг, ан- глийский журналист, пи- сал весной 1914 года: «Не было, пожалуй, еще никог- да такого периода, когда Россия более процветала бы материально, чем в на- стоящий момент, или ког- да огромное большинство народа имело, казалось бы, меньше оснований для недовольства». В 1914 году начиналось строительство метрополи- тенов в Питере и в Москве. Зарплата русских рабочих —вторая в мире после аме- риканцев. Земская меди- цина—бесплатная. Всеоб- щее бесплатное начальное образование вводилось с 1908 года. Доля России в мировом агроэкспорте — 40 процентов, сбор урожая зерновых — выше, чем в США, Канаде и Аргентине вместе взятых. У либералов всех ма- стей была и остается одна «серьезная пре- тензия» к русскому царю: он-де и развязал Первую мировую войну или, по крайней мере, способство- вал ее началу. Это совсем не так. После выстрелов в Са- раево, когда все только начиналось, Николай II предлагал Европе разре- шить все спорные вопросы на мирной конференции в Гааге путем Международ- ного арбитража. Но сна- чала отправил телеграмму Вильгельму. Вот текст: «Благодарю за твою теле- грамму, примирительную и дружескую. Между тем, официальное сообщение, переданное сегодня твоим послом моему министру, было совершенно в другом тоне. Прошу объяснить это разногласие. Было бы правильным передать ав- стро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию. Рассчитываю на твою му- дрость и дружбу». Европа тогда заткнула уши. Разве не то же самое происходит сегодня, когда даже в ООН Россию пред- почитают не слышать? А тогда, сто лет назад, после объявления Австро- Венгрией войны Сербии, Россия делает заявление, что не допустит оккупации дружественной страны. Но и тогдаНиколай II обраща- ется к Вильгельму, кстати своему кузену, не дать Ав- стрии «зайти слишком да- леко в неблагородной вой- не, объявленной слабому врагу». Но Вильгельм уже закусил удила: он отвеча- ет, что организаторы«под- лого убийства» должны понести наказание и что в случае войны ответствен- ность падет на Россию. Это уже не дипломатические политесы, а угроза… В эти безумные дни российский государь со- ветовал сербам вести себя сдержанно — что они, как умели, и делали. Но Герма- ния все-таки напала и объ- явила войну России, после чего последовал адекват- ный ответ: мобилизация. Удивительно, но кайзер, развязавший войну, не ожидал такого оборота от кузена. В ноябре мне довелось побывать в Сербии. Мы прилетели в Бел- град как раз в тот самый день, когда там открывали памятник последнему рус- скому царю. (Для справ- ки: вместе с постаментом он весит более 40 тонн, его высота — 7,5 метра, самой скульптуры — 3,5 метра). Для него нашлось место в самом центре сто- лицы. Благодарные сербы помнят, кому они обя- заны заступничеством в Первую мировую. Сто лет прошло, а они помнят. На гранитном постаменте на сербскомирусскомязыках выбиты слова из телеграм- мы Николая II сербскому королю Александру. Их смысл все тот же и звучит сегодня, как и сто лет на- зад, очень длянас понятно: мы, русские, своих не бро- саем. А сербыбыли своими по многовековой истории, вере православной, по вер- ности братской России, что и доказали, приняв и обогрев русских после гражданской войны. Весь вечер все белград- ские телеканалы пока- зывали репортажи с от- крытия памятника рус- скому царю. Наутро мы побывали на кладбище русским белоэмигрантам и там, среди ухоженных могил, на стенах часовни нашли слова благодарно- сти в адрес Николая II и… ВладимираПутина. Сербы в отличие даже от нас, русских, видят массу ана- логий между событиями в Европе столетней давности и сегодняшним днем. П очему мы начали эти заметки с хама- официанта? А вы прочтите вот эти открове- ния того же Акунина: «С путинской Россией у меня нет точек соприкоснове- ния, мне чуждо в ней всё.И находиться здесь в период всеобщегопомутнениярас- судка мне стало тяжело. Поэтому эмигрировать я, конечно, не намерен, но основную часть времени, пожалуй, начну проводить за пределами. Трезвому с пьяными в одном доме не- уютно. Буду периодически навещать — смотреть, не заканчивается ли запой». В «пьяной» стране трез- вому Акунину можно все: уничижительно говорить о человеке, причисленном к лику святых и оскорблять тем самым чувства верую- щих, и о президенте этой страны, имеющем, кста- ти, самый высокий среди политиков мира рейтинг. Высказавшись таким об- разом, Акунин предложил себя в качестве… зеркала русского либерализма. В него теперь может гля- деться любой демократ, «радеющий» за Россию в фейсбуке: и всеядный публицист—мастер на все руки, и бывший чиновник, и шахматист, и прочие — все «сбитые летчики». Сложность только в том, что каждый сам желает быть «зеркалом». Акунин, похоже, Рос- сию рассматривает только как базар, где гармонь, петухи, матрешкии водка. Трезвому его последние книги читать и в самом деле трудновато. ПРОБА ПЕРА | В Липецке одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение Путь к ЕГЭ стал длиннее Ольга Васильева В минувшую среду более 4800 липецких одиннадцатикласс- ников писали итоговое сочине- ние, которое будет являться допуском к ЕГЭ. Выпускники проходили испытания в своих школах в течение отведенных 3 часов 55 минут. Экзаменационный комплект включал пять тем сочинений из закрытого перечня, по одной от каждого общего тематического направления: «Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читате- лю?» (по одному или нескольким произведениямМ.Ю. Лермонто- ва); «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина); «При- рода и внутренниймир человека: созвучие и диссонанс»; «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»; «Что важнее: любить или быть любимым?». Они были переданы по закрытым каналам связи из Федерального института педа- гогических измерений и опу- бликованы на сайте управления образования и науки Липецкой области в 9 часов 45 минут. Ре- зультатом работы выпускников будет «зачет» или «незачет». В первую среду февраля и мая 2015 года каждому, получив- шему «неуд», и тому, кто по уважительной причине не смог написать сочинение в основной срок, предлагается пройти ис- пытание снова. Дети с ограниченными воз- можностями здоровья писали изложение. Время письменного экзамена длянихбыло увеличено до 5 часов 25 минут. При этом ре- бятамоглипользоватьсяорфогра- фическимитолковымсловарями. А накануне в региональном управлении образования и нау- ки на совещании по проведению государственной итоговой атте- стации вЛипецкой области были озвучены первые результаты пробных сочинений, написан- ных20ноября.На сегодняпрове- рено 2212 работ, что составляет 50 процентов от общего числа выпускников. 89 процентов со- чинений признаны удовлетво- рительными. На совещании говорилось также о том, что в этом году благодаря слаженной работе ведомств, принимавших уча- стие в организации и освещении ЕГЭ, единый экзамен прошел без серьезных замечаний. Во время экзаменационной кампа- нии с управлением образования работали 4 федеральных ин- спектора, 270 общественных на- блюдателей, велась масштабная информационная пропаганда. В результате в пять раз в срав- нении с 2012 годом снизилось число нарушителейиз категории выпускников и в четыре раза — из числа организаторов. Это говорит о том, что родители и пе- дагоги осознают необходимость объективной оценки знаний школьников. В итоге на фоне общего сни- жения числа высокобалльников и стобалльников качественный состав выпускников-лидеров за- метно улучшился. Среди тех, кто показал наилучшие результаты, более 80 процентов отличников и 20 процентов участников пред- метных олимпиад. ПОВЕСТКА ДНЯ | В региональной системе образования развивается государственно - общественное управление И директору помощники нужны Ольга Шкатова Что такое государственно-общественное управление? Насколько оно легитимно? На какие нормативно-пра- вовые акты можно опереться, внедряя его в школе? Есть ли подобный опыт за рубежом? За ответами на эти вопросы на семинар, посвященный развитию государственно-общественного управления в системе образования, в Липецкий институт развития образова- ния съехались руководители учебных заведений не только из городов и районов региона, но и Тульской области. В разговоре на эту важную тему в режиме видеоконференции приняли участие и их коллеги из Советского района Республики Крым. По итогам конкурсного отбора Министерства об- разования Липецкая об- ласть вошла в число субъ- ектов РФ, которые сегодня реализуют мероприятия федеральной целевой про- граммы развития образо- вания на 2011—2015 годы, направленные на развитие государственно-обществен- ного управления образова- нием. В связи с этим в ИРО появилась стажировочная площадка по теме «Созда- ние условийдляразвитияи распространения моделей государственно-обществен- ного управления образо- ванием», выбор которой определил успешный опыт его применения в детских садах и школах региона. По словам директора Московского института развития государственно- общественного управления образованием, кандидата педагогических наук Еле- ныШимутиной, проводив- шей семинар в Липецке, сегодня почти две трети государственных образова- тельных организаций Рос- сии имеют коллегиальные органы управления в виде управляющих советов. Эти органыважны, потому как работают они на выполне- ние как государственно- го, так и общественного заказов. В одном случае дело касается выполнения требований федеральных государственных стандар- тов, в другом—удовлетво- рения запросов родителей, работодателей, бизнеса. Речь в первуюочередь идет об уровне компетенций обучающихся при выходе из учебного заведения. Управляющий совет—это площадка, где встречаются представители государства и общества и договарива- ются о том, чтобы вместе реализовать единый обра- зовательный заказ. Надо сказать, что госу- дарственно-общественное управление образованием в России — исторически сложившаяся практика. Еще в конце XIX—начале XX века у нас создавались школьные попечительские советы. Этот процесс возоб- новился в конце 90-х го- дов прошлого века. Тогда наряду с попечительски- ми начали появляться и школьные советы. В 2004 году, когда были разрабо- таны первые концепции модернизации образова- ния, была предложена и модель управляющего совета как коллегиаль- ного внутришкольного органа государственно-об- щественного управления школой. Сегодня в большинстве российских учебных заве- денийвместе с администра- цией активно работают ро- дительские и ученические комитеты. Их представи- тели входят в состав управ- ляющих советов, властные полномочия которых по решению ряда важных вопросов функциониро- вания и развития школ, зафиксированы в уставах учебных заведений. Это и обеспечивает их легитим- ность. За все, происхо- дящее в школе, отвечает директор, но ему нужны помощники, профессио- нальные люди из бизнеса и других сообществ, когда речь заходит о социальной ответственности за буду- щее наших детей. — Когда готовились материалы для участия в конкурсе, были проанали- зированы формы управле- ния, реализуемые в образо- вательных организациях Липецкой области, — рас- сказывает ректор Липец- кого института развития образования, кандидат педагогических наук, за- служенный учитель РФ Любовь Черных. — Мы выявили девять моделей, которые могут быть вос- требованы, и в рамках стажировочных площадок должны транслироваться не только в нашем регио- не, но и за его пределами. Таковы условия конкурса. Перед нашим институ- том стоит задача добиться того, чтобы в течение двух лет в муниципалитетах выбрали свою модель го- сударственно-обществен- ного управления и каждая школа и детский сад стали привлекать к управлению образовательным учреж- дением не только родите- лей, но и представителей других сообществ.Школы и детские сады должны быть открытыми сегодня, потому что они оказыва- ют определенную услугу. Есть заказчики, родители, общество, которые прини- мают участие в оценке ка- чества образования. Если они будут иметь отноше- ние к разработке программ развития учреждений, к решению общих проблем, они определят и их пер- спективы внутри социума. Базовые площадки для обмена опытом созданы не только в школах, но и в детских садах. Темысамые разные. Липецкий лицей № 44, например, предлага- ет модель взаимодействия органов государственно- общественного управле- ния в условиях открытой системы образования. В средней общеобразователь- нойшколе селаПреображе- новка Добровского района отработалисхемусистемно- целевого управления раз- витием образовательного пространствашколывусло- виях взаимодействия с со- циокультурным простран- ством села. В детском саду комбинированного вида № 119 города Липецка го- товыподелитьсяопытомпо созданию интерактивных формвзаимодействияобра- зовательного учреждения и семьи. По словам Любови Чер- ных, стажировки на базо- вых площадках органи- зуются в очном и дистан- ционном режимах, через интернет-конференции и вебинарыподесятимодуль- ным программам повыше- ния квалификации. В рам- ках реализации проекта до конца этого года обучение пройдут более трех тысяч педагогическихработников системы дошкольного и общегообразованияЛипец- кой области и 700 предста- вителей образовательных организаций Брянской, Тверской, Ивановской, Во- ронежской, Орловской, Тульской, Тамбовской об- ластейиСоветского района Республики Крым. Елена Панкрушина Мода на западные веяния так полонит умы россиян, что сегодня порой трудно отличить, что наше, а что заимствованное. А между тем родная славянская культура по глубине, нравственности, разно- образию образов прекрас- на и без зарубежных «аксессуаров». Бороться с засильем иностранщины молодые липчане решили с помощью музыки. — К воплощению этой идеи мы шли несколько лет,—рассказывает лидер группы «Дружина Прав- ды» Анатолий Емельянов. Первая музыкальная группа, созданная Анато- лием одиннадцать лет на- зад, объединила обычных мальчишек — друзей по двору. Вместо уличных посиделок тогда еще стар- шеклассники собирались у кого-нибудь дома и со- чиняли музыку и слова, а после выступали «для своих». Но со временем интерес к этому делу у музыкантов стал угасать — приходи- лось совмещать творчество с учебой и работой. Если и собирались вместе, то уже МИР УВЛЕЧЕННЫХ | Взяв в союзники исконные народные традиции Оружием дружины стала… музыка «Липецкая газета» — 670 рублей 26 копеек «ЛГ» для льготных категорий граждан — 534 рубля «ЛГ» с документами — 853 рубля 38 копеек «Липецкая газета: ИТОГИ НЕДЕЛИ» — 910 рублей 92 копейки «Липецкая спортивная газета» — 316 рублей 74 копейки «Молодежный вестник» — 153 рубля «Золотой ключик» — 176 рублей 82 копейки По всем вопросами, связанным с организацией подписки, обращаться в Издательский дом по телефонам: 50-17-70, 50-17-81. Десять дней экономной подписки ФОТО ГРУППЫ «ДРУЖИНА ПРАВДЫ» не ради усердных репети- ций, а чтобы расслабиться и «побренчать» на музы- кальных инструментах. Но Анатолий Емелья- нов, в отличие от прияте- лей, не прекращал зани- маться музыкой. После вуза он устроился работать не по специальности, а по призванию—звукорежис- сером. Кмысли о создании коллектива вернулся не- сколько лет назад. — Я осознал, что в лю- бом деле должен быть не только энтузиазм, но и смысл, — говорит Анато- лийЕмельянов.—Без него любая деятельность — это пустая трата времени, здо- ровья и денег. В 2012 году появился первый состав новой груп- пы. Ребята познакоми- лись во время городских спортивных и культурно- развлекательных акций. Все они вели здоровый образ жизни без алкоголя и табака и придержива- лись единых взглядов на жизнь, мироустройство и творчество. Название себе придумали «Дружина Правды». Дружина — как объединение сил, правда — как истина, сокрытая под множеством стереоти- пов и навязанных образов. — Сейчас идет инфор- мационная война, прежде всего по пропаганде запад- ных традиций и взглядов, — рассуждает Емельянов. — Наши песни призваны напомнить слушателям о красоте славянской куль- туры, силе наших истоков. Слова к композици- ям написал также об- щественный активист Юрий Жупин — человек, влюбленный в русский фольклор, через стихи высказывающий свое от- ношение кмиру и сохране- нию народных традиций. — Он не профессио- нальный поэт, но, если разобраться, среди нас все самоучки, взявшие в руки инструменты, чтоб играть для души, — откровенни- чает Емельянов. То, что творчество «дру- жинников» не вписыва- лось в рамки традицион- ных направлений, не раз играло ребятам плохую службу. Часто они слы- шали, что для рейтингов и востребованности им лучше придерживаться определенных стандартов. —Посмотрите на нашу эстраду—сплошнаяштам- повка и клонирование, — убежден Анатолий. —Мы же не хотим никого копи- ровать, поэтому наш стиль не имеет названия. Мы просто играеммузыку, ко- торая близка нам по духу. С 5 по 15 декабря, в период Всероссийской декады подписки, Издательский дом «Липецкая газета» снижает подписные цены на все издания: Темне менее «Дружине Правды» удалось пробить- ся к слушателю, не по- ступившись принципами. Поначалу — в Интернете, а потом ребята нашли свое место и на концертных площадках. Эту группу легко отли- чить среди других моло- дежных групп не только по музыкальной стилистике, но и по внешнему виду: на сцену они выходят в стилизованных русских рубахах. — Мы не преследуем цель перенести нашего слушателя в прошлое, а лишь хотим напомнить о национальных традици- ях, — поясняет Анатолий Емельянов. В этом году группа от- метила два года своего существования. А в сентя- бре ребята выпустили свой дебютный альбом «Над Россией солнце встает». С его выходом, музы- канты уверены, перед кол- лективомоткроютсяновые горизонты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz