Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 233/24861/ 4 ДЕКАБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ПСИХОЛОГИЯ 21 Как научить родину любить О воспитании патриотизма ЕЛЕНА БРЕДИС Сегоднямного говорит- ся о том, что детей надо воспитывать патриотами. Что они должныне просто абстрактно любить свою родину, но и хотеть что- то реально сделать для ее блага и процветания, должны быть готовы за- щищать ее в случае опас- ности. Но все эти краси- вые сентенции очень бы- стро разбиваются о сугубо индивидуальные и даже индивидуалистические интересы. Когда речь заходит о соб- ственном благосостоянии и «положении в обществе», все благие намерения становятся камушками, которыми вымо- щена дорога в ад. Правда, это очень комфортный и благопо- лучный ад, в котором вкусно естся и сладко спится. Так как же убедить подростка в том, что «Бентли» и трех- этажный особняк — не глав- ное в жизни? И вообще, а сто- ит ли его настраивать на это? Не окажем ли мы тем самым любимому чаду медвежью ус- лугу? На эту непростую тему беседа с нашим постоянным консультантом-психологом, психоаналитиком Екатери- ной Антоновой. — Прежде чем говорить о воспитании патриотизма, я бы сначала поговорила о душе и о том, в каком со- стоянии она находится у со- временного человека. Потому что понятие патриотизма относится не к области раци- онального и не к инстинктам, а именно к душе. Начнем с того, что среднестатистиче- ский современный человек не историчен. Чаще всего он практически не ощущает сво- ей сопричастности ни к пред- кам, ни к истории страны. Он погружен в заботы и задачи дня сегодняшнего. Тогда что же такое вообще современ- ный человек? Тот, который умеет пользоваться компью- тером и всевозможными гад- жетами, одет в соответствии с современной модой? Но в таком случае мы видим очень ущербную и просто слабораз- витую личность. Личность, которая отказалась от своей духовности. — А эта личность, сидя в своем «Бентли» и пользуясь всеми своими гаджетами, ответит вам милым стишком Бориса Заходера: «Да вы же бандиты! — Не спорим — бандиты. Зато мы обуты, одеты и сыты. Вон мальчик на нас как печально гля- дит. Жалеет, бедняжка, что он – не бандит»… Сейчас не девяностые и не о бандитах речь у нас, но подставьте вместо слово «бандит» слово «потребитель» и получите то же самое. — В нашем бессознатель- ном есть место, принадлежа- щее сакральному, духовному, и Карл Юнг это доказал. И если это место занимает что-то другое, то происходит расчеловечивание. Это про- звучит банально, но без Бога в душе человек перестает быть человеком. Считает- ся, что глаза — это зеркало души. Вспомните, как у нас принято говорить о запад- ном человеке-потребителе: у него вместо глаз по доллару. К сожалению, у многих на- ших соотечественников глаза тоже начинают напоминать американскую валюту. Им кажется, что они «одеты, обуты и сыты», но при этом происходит колоссальное внутреннее обнищание, с которым они неминуемо стол- кнутся, и это может стать для них настоящей катастрофой. — А нельзя ли как-то по- конкретнее, к чему именно может привести вот это вну- треннее обнищание? — Как правило, у таких людей не бывает счастливых браков. Счастье—это вообще понятие нематериальное, к благосостоянию не имеющее никакого отношения. Мож- но испытать счастье, играя в снежки с ребенком, слушая любимую музыку, просто сидя рядом с мужем на ди- ване. Но потребитель лишен душевного наполнения, он заменяет его чисто внешними удовольствиями. Но удоволь- ствия, в отличие от душевной близости, надоедают и при- едаются, оттого и начинается безудержная гонка за новы- ми, более яркими и острыми ощущениями. Втаких семьях очень часто у каждого есть своя функция. Глава семьи должен обеспечивать день- гами, жена — создавать ему достойную «вывеску», дети должны отлично учиться. Но при этом всем очень оди- ноко и холодно, потому что душевного энергообмена не происходит. — По-моему, сама психо- логия потребительства ведет к разводам. Молодые люди женятся, а потом вдруг вы- ясняется, что муж не может обеспечить жене ту жизнь, о которой она мечтала до свадьбы. Причем ее даже не волновало, сколько он зара- батывает, просто в ее созна- нии при помощи фильмов и рекламысложился стереотип того, какой именно должна быть жизнь… — Тут еще вопрос: а по- чему эта девушка выходила замуж? Не потому ли, что «все подруги замужем» или просто «пора уже»? Опять это своего рода функция, про- диктованная социумом, а на- стоящих чувств, настоящей душевной близости и в поми- не не было. У нас сегодня ока- зались выхолощены самые важные, сакральные события жизни. Я как-то была на кре- стинах и пришла в ужас от того, что сразу после таинства мужчины стали рассказывать скабрезные анекдоты, а мама ребенка так и не выучила ни одной молитвы. Это было даже не данью традициям, даже не просто ритуалом. Это было совершенно механиче- ской функцией: ребенка надо окрестить, так все делают. Мы теряем самое главное, что наполняет нашу жизнь: человеческие отношения, общение с близкими, с деть- ми. Но если это утрачивается и перестает быть ценностью, то о каком воспитании па- триотизма может идти речь? Человек укореняется не в родине, не в истории пред- ков, не в культуре, даже не в семье, — он укореняется в вещах, которым начинает служить. —В таком случае родиной становится то место, где этих вещей больше и качество их выше… — Я бы даже сказала, что для них просто родины не существует. Поймите пра- вильно, я же не говорю, что переезд в другую страну это обязательно предательство. У меня родственник уже двад- цать лет живет в Австралии, у него там две внучкиродились, причем отец их — итальянец. Так вот девочки говорят на трех языках: английском, итальянском и русском. Они никогда не были в России, но много знают о ней от близких. Знают культуру, традиции, в их семье отмечается и ка- толическое, и православное Рождество. Так могу ли я счи- тать, что мой родственник от- казалсяотродины?Оностался русским до мозга костей. Ну, так сложилась жизнь, что ему пришлось уехать далеко от России. А наши великие писатели и поэты, вынуж- денные эмигрировать? Они же и на чужбине продолжали искренне любить родину, а творчество их вошло в нашу культурную сокровищницу. Укорененность в родной куль- туре и родной истории можно ощущать где угодно. Можно, как Вертинский, отправить в СоветскийСоюзцелыйэшелон медикаментов, когда началась ВеликаяОтечественнаявойна. Можно, как Деникин, умо- лятьразрешить ему сражаться в рядахКрасной армиипротив фашистов хоть рядовым. А ведь иВертинский, иДеникин на тот момент жили за рубе- жом, в эмиграции… — …да, и можно, как На- боков, будучи нобелевским лауреатом, принципиально жить в эмиграции только в отелях, объясняя это тем, что дома у него за границей по определению быть не может. И кто посмеет сказать, что они не были патриотами? — Детям, особенно под- росткам, историю надо рас- сказывать честно. Да, надо объяснить, почему тот же Деникин или Набоков ока- зались за границей. Потому что именно честный истори- ческий контекст позволит в полной мере прочувствовать и оценить их патриотический порыв. Потому что на приме- ре того же Деникина можно показать, что истинный па- триот никогда не смешивает понятия власти и родины. И если Родина в опасности, то надо забыть все свои пре- тензии к власти и встать на защиту родной страны. Очень важно, чтобыистория обрета- ла конкретные живые лица, чтобы она не была формали- зована. Почему у нас принято поздравлять ветеранов только девятого мая? Разве в этой войне нет других великих дат, великих побед? Страшно, когда искренний порыв души подменяется механической функцией. —Вот один недавний при- мер. Девушка пытается разы- скать подругу детства, кото- рая сейчас живет в Америке. Находит ее маму, говорит, как мечтает пообщаться с подругой, и слышит в ответ: «Она тоже с тобой с удоволь- ствиемпообщается, но только на английском». Такое вот условие. Это что, желание стать американистей самих американцев? — Прежде всего, это ко- лоссальный комплекс не- полноценности. Внутренне зрелый и самодостаточный человек никогда не станет комплексовать по поводу сво- ей национальности или своего благосостояния. Само по себе желание «стать, как все» на- водит на печальные мысли. Но тут ведь еще какая-то патологическая готовность отказаться от родных кор- ней, от предков, от культуры. Эта девушка убеждена, что если будет говорить только по-английски, одеваться и вести себя, как американка, то станет «своей». Но это утопия! Она так всю жизнь и будет «делать вид», изо всех сил стараться соответствовать американским стандартам. Самое смешное, что в любой стране мира будут ценить и уважать человека, который ценит и уважает себя, свою историю, свою культуру. — А чем все-таки грозит отказ от своей истории и сво- ей культуры? — А вы представьте себе большое раскидистое дерево с мощными корнями, которые уходят глубоко в землю. Эти корни питают его, достав- ляют влагу и необходимые питательные вещества. Что будет, если перерубить их? Оно просто засохнет. Отказы- ваясь от своей родины и свое- го рода, мы отказываемся от огромного пласта коллектив- ного бессознательного. Мы, в сущности, обнуляем себя. И еще: объясните ребенку, что инфантильный человек всег- да найдет виноватых в своих бедах: родину, государство, соседей. Вместо того, чтобы взглянуть на себя. Иногда мы теряем самое главное , что наполняет нашу жизнь : человеческие отношения , общение с близкими , с детьми . Но если это утрачивается и перестает быть ценностью , то о каком воспитании патриотизма может идти речь . ФОТО ПАВЛА БЕЛЯКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz