Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ № 233/24861/ 4 ДЕКАБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 ЛАРИСА ПУСТОВАЛОВА Антиалкогольная борь- ба — одна из тем, которые особенно волнуют депу- татов всех уровней. И не- безосновательно: почти 100 тысяч человек в год умирает в нашей стране от отравления спиртосодер- жащей продукцией и от болезней, связанных с ее чрезмерным употреблени- ем. Россия по-прежнему остается одной из самых пьющих стран в мире. И хотя в последние годы ситуация стала меняться к лучшему, народные из- бранники уверены: про- цесс надо ускорить. Потому в недрах Государ- ственной Думы периодически вызревают соответствующие законопроекты. Так, пред- ставители ЛДПР с начала осени озвучили уже не одно предложение на данную тему. Это и идея продавать алкоголь так, чтобы исключить его из общего обзора покупателей: в отдельном помещении или огороженном месте торгового зала. И мысль о том, что про- давать спиртное только тем, кто старше 21 года. Но самый большой резонанс вызвала инициатива депутата Андрея Свинцова «украшать»каждую бутылку большими устрашаю- щими картинками, наподобие тех, что можно встретить на пачках сигарет. Стакимподхо- дом не согласны даже некото- рые однопартийцы Свинцова. Мол, страшилки будут нелепы на бутылке легкого хорошего вина или элитного крепкого напитка. Мы же решили разо- браться, что думают о подоб- ных предложениях липчане. Чугунная медаль и молитва — Качественная винная продукция всегда была гор- достью государства. И раз- мещать страшные картинки на таком алкоголе как-то не- логично, — считает директор Липецкого музея декоратив- но-прикладного искусства ИринаЖирова. —Во-вторых, подобные этикетки неэтичны. Представьте шампанское с таким «украшением» на столе юбиляра или на свадьбе. Кто же такое купит? Разумеется, людибудутискать альтернати- ву, и как бы от этого не полу- чилось еще хуже. Да и вообще, нормальному человеку напо- минать о вреде алкоголизма незачем: он и так все знает, пьет редко. А на алкоголиков такое не подействует: им не важно, какая упаковка, глав- ное—до содержимого дорвать- ся. Поэтому смысла в этой задумке я не вижу. Вот Петр Первый пьяницам чугунную медаль на шею вешал, этот способ надежнее. В бесполезности устраша- ющих картинок уверены боль- шинство опрошенных нами липчан. А вот повышение воз- растного ценза на продажу ал- коголя и перемещение послед- Картинки на бутылках Спасут ли от алкоголизма устрашающие изображения него в специализированные магазиныодобрилибымногие. Единственный, пожалуй, кто поддерживает все предложен- ные меры, — главный врач областного наркодиспансера, заслуженный врач России Михаил Коростин. Пугающие этикетки, уверен он, сформи- руют представление о вреде алкоголя у подрастающего по- коления. Это скажется не сра- зу, лет через 10—15, но эффект будет стойкий. Михаил Ива- нович вообще предпочел бы, чтобы спиртные и табачные изделия были бы обезличены. Например, была бы просто водка № 1, № 2, № 3 и так да- лее. Никаких соблазняющих названий и «завлекалок». Очевидно, что это пока утопия. А вот повысить воз- раст покупателей до 21 года— вполне реально и, по мнению врача, оправдано физиологией человека. Ведь наш мозг со- зревает как раз только к этому возрасту. Алкоголь же вредит формированию нервных кле- ток. И те, кто начинает пить смолоду, многое теряют в плане развития заложенных природой возможностей. — И вообще, давайте из- бавимся от дикой традиции расслабляться с помощью ал- коголя, — призывает Михаил Коростин. — Это сильнейший психотропный препарат, вы- зывающий быстрое привы- кание. Мой отец на фронте не пил, а там-то поводов было побольше, чем у нас с вами сегодня. Есть множество нор- мальных способов успокоить- ся: физкультура, йога, чтение, прогулки, общение с близкими по духу людьми, с любимы- ми. Не можете сами решить психологические проблемы— обращайтесь к квалифициро- ванным специалистам. А еще хорошо помогает молитва. Это я как доктор говорю: ученые доказали, что молитва благо- творно воздействует на мозг. Главный нарколог области привел еще один факт в поль- зу трезвости. Часто говорят: в Европе пьют вино с детства и — никакого ущерба здоро- вью. Но мало кто знает, что большинство мужчин старше 70-ти лет во Франции больны циррозом печени. Пьянство русских — миф Оказывается, устрашаю- щие этикетки на бутылках — это то самое хорошо забытое прошлое, которое кажется но- вым. В дореволюционной Рос- сии депутаты Госдумы тоже предлагали пугать выпивох картинками с черепомикостя- ми. Меру так и не ввели — ее, каки сегодня, раскритиковала общественность. Но в тракти- рах одного из уездов на стака- нах нарисовали-таки зеленых чертей, чтобы напомнить лю- бителям горячительного о по- следствиях злоупотребления. Результат был неожиданный: завсегдатаи полюбили такую посуду и требовали, чтобы им подавали именно стопки с «зелененькими». Об этом нам рассказал ассистент ка- федры отечественной истории Липецкого государственного педагогического университета Иван Шевченко. Молодой че- ловек пишет диссертацию на тему «Употребление алкоголя и борьба за трезвость в дорево- люционной России». — То, что русские всегда страдали алкоголизмом, — историческиймиф,—утверж- дает Иван. — Его придумали журналисты на рубеже девят- надцатого—двадцатого столе- тий. 70 процентов населения тогда были крестьянами. Им некогда было пить, да и денег на это не водилось. Однако после сбора урожая по осени играли свадьбы, тогдаже отме- чали престольные праздники. И журналисты, которые по- падали в тотмомент в деревню, видели хмельных мужиков. Да, нормы сельчане не знали, Хождение по кругу Непредсказуемые резуль- таты борьбы за здоровье граж- дан с помощью запретов уже проявились. Так, запрет про- дажи пива в киосках породил волну парфюмерно-фармацев- тического алкоголизма. Об этой проблеме уже заявили и наркологи, ипростыелипчане. — Я любитель и знаток пива. И мне неприятно, что, задержавшись на работе, не смогукупить пенное. При этом в киосках легко можно приоб- рести лосьон или настойку на спирту. Так что для маргина- лов, которым все равно, что пить, ничего не изменилось, — сожалеет известный в Ли- пецке коллекционер пивных этикеток Павел Иванников. Михаил Коростин и во- все бьет тревогу: в последнее время резко увеличилось ко- личество смертей, спровоциро- ванных подобным алкоголем. А если выпивохи и остаются живы, то сходят с ума. —Качество спирта в лосьо- нах самое низкое, различные добавки не предназначены для употребления в пищу. Ле- карства не менее опасны: если выпить сразу весь пузырек на- стойки боярышника—остано- витсясердце,—предупреждает доктор.—Единственныйвыход в этомслучае—повыситьцены на лосьоны и настойки. Как «шарахание из сторо- ны в сторону» охарактеризо- вал национальную политику по отношению к алкоголю один из наших собеседников. И попал в точку. На днях в Госдуму поступило предло- жениеМинистерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуни- каций: разрешить рекламу табака и алкоголя в печатных СМИ. Объясняют чиновники эту инициативу желанием СМИ выжить во время про- гнозируемого экономического спада. Они подсчитали, что производители дурмана при- несут изданиям прибыль в два миллиарда рублей, чет- верть от которых пойдет в государственную казну. Уже озвучивались также предло- жения вернуть пиво и сигаре- ты в киоски. Таким образом, в Госдуме будут обсуждать противоположные, по сути, за- конодательные инициативы. Борцы за здоровый образ жиз- ни будут спорить с радетелями пополнения казны. Вот только не замечено предложений об альтернативе досугу с рюмкой в руке. И о том, как вывести частьнаселенияиз социальной депрессии, зовущей запить по- черному, депутаты, похоже, не придумали. Гораздо инте- реснее фантазировать, какими будут этикетки. Часто говорят: в Европе пьют вино с детства и — никакого ущерба здоровью. Но мало кто знает, что большинство мужчин старше 70-ти лет во Франции больны циррозом печени. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА но по-настоящему злоупотре- бляли спиртнымтогда горожа- не: рабочие и интеллигенция. Тем не менее проблема ра- стущего алкоголизма уже тог- да беспокоила государствен- ных мужей. Но единственный действенный способ борьбы с пьянством, по мнению Шев- ченко, существовал, когдажи- тели сел имели право решать судьбу кабака, работающего в их местности. Однако с введе- нием государственной моно- полии на продажу алкоголя в 1895 году такая возможность исчезла. В 1914-м ввели «су- хой закон», чтобы исключить массовое пьянство во время всеобщеймобилизации. Казна тогда потеряла четверть дохо- дов, а население переключи- лось на самогоноварение. — Запретительные меры в борьбе с алкоголизмом имеют непредсказуемый эффект. Го- раздодейственнее—пропаганда здорового образа жизни. Пред- ложитечеловекуреальнуюаль- тернативу тому, как проводить свободное время, не бросайте егоодиннаодинс трудностями, разработайте механизмы реше- ния семейных и социальных проблем, тогда и желающих приложиться к бутылке будет меньше,—считает историк. Кстати За 10 месяцев 2014 года в Липецкой области полиция пресекла 1951 случай реализации некачественной ал- когольной продукции, сообщает пресс-служба УМВД по Липецкой области. Поймали за руку 429 продавцов, реали- зовавших спиртное несовершеннолетним (за аналогичный период прошлого года — 418 нарушений). В том числе благодаря антиалкогольной политике в регионе удалось снизить подростковую преступность. Показатели здесь сократились на четверть. В среде несо- вершеннолетнихне допущено убийств, фактов причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным ис- ходом, случаев вымогательства и хулиганства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz