Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 233/24861/ 4 ДЕКАБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 ТЕНДЕНЦИИ Инвестиции: прогноз стабильный Международное рейтинговое агентство «Фитч» рекомендует бизнесменам вкладывать деньги в экономику нашего региона ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА — Игорь Григорьевич, к западным санкциям в России на первых порах отнеслись до- вольно индифферентно. Мол, чепуха, ничего серьезного. Однако со временем в ряде регионов отмечено снижение инвестиций. Ачто вЛипецкой области? И в частности, что с нашими контактами с запад- ными фирмами? — Ничего экстраординар- ного. Бизнес — не политика. Он рационален и прагматичен. Унего иные приоритеты. Иэто не конфронтация, а прежде всего прибыль и развитие. А развитие — новые страны и новые партнеры. Конечно, предпринимателям приходит- ся реагировать и на политиче- ские виражи национальных правительств. А вот как реа- гировать? Здесь многое зави- сит от того, насколько бизнес ориентирован на собственное государство. Ведь часто быва- ет так, что основные деловые интересыкомпаниинаходятся далеко за пределами страны пребывания. — Но в любом случае при- ходится выбирать из двух зол? — Если коротко, то да. Од- нако экономические интересы не меняются так быстро, как политические симпатии. Вот почему за те полгода, в тече- ние которых ситуация про- должала накаляться, Липецк посетили 19 иностранных делегаций. И в большинстве своем делегаций европейских. То есть тренд на продолжение сотрудничества сохранился. О том же самом говорит и рост инвестиций в экономику реги- она. За минувшие 9месяцев он составил 5 процентов. Общая сумма вложений—без малого 62 миллиарда рублей. Иными словами, несмотря на падение инвестиций в целом по стране, мы сохранили позитивную динамику. — А стало быть, санкции в отдельно взятом регионе успеха не имели? — Не совсем так. Были и компании, которые, просчитав политические риски, заявили: да, мы будем делать этот про- ект, но чуть позже, когда ситу- ация изменится. То есть никто из бизнесменов не говорит: прощай, Липецк! Прощай, Россия! Естественно, и мы с ними не прощаемся. Не повли- ялиполитические осложнения и на инвестиционную привле- кательность региона. В октя- бре международное агентство «Фитч» подтвердило высокий рейтинг нашей территории, и ВИКТОР СТРАХОВ Прошло уже несколько месяцев с тех пор, как «холодный мир» между Россией и Западом, устано- вившийся в последние годы, вновь начал сползать к «холодной войне». Растет недоверие, высказываются многочисленные претензии, принимаются санкции. Извлеченный из нафталина «джентльменский набор» обвинений в адрес России — вот уровень наших по- литических оппонентов сегодня. Ну а что происходит с диалогом экономическим? Как неблагоприятные за- падные ветры отразились на российском бизнесе? Об этом корреспондент «Липецкой газеты» беседует с на- чальником управления инвестиций и международных связей региона Игорем Маленко. прогноз остается стабильным. Вот почему ограничения ино- гда серьезно стимулируют деловые переговоры. Скажем, в то самое время, как правительство США ини- циирует все новые санкции против России, с нами начи- нают контактировать многие американские фирмы. Более того, недавно было принято решение о строительстве в особой экономической зоне «Липецк» крупного завода по производству лаков и красок. Проект, оцениваемый почти в два миллиарда рублей, реали- зует компания PPG Industries Group — мировой производи- тель красок номер один и одно- временно второй в мире про- изводитель автомобильных красок. И у будущего завода уже есть потребитель в реги- оне. Создаваемый в Красном технопарк, где работает цех покраски автомобилей Great Wall Hover. А в перспективе, вероятно, появятся и другие партнеры, включая автозавод «Лифан» в ОЭЗ «Липецк». — Несмотря на наш высо- кий инвестиционный рейтинг, НЛМК, тем не менее, предпо- чел построить электрометал- лургический завод в калуж- ском селе Ворсино… — Здесь, как говорится, ничего личного. А точный и абсолютно оправданный с точки зрения логистики рас- чет. Завод построен в Ворсино потому, что там расположен потребитель металла. По той же самой причине, кстати, обосновалась в Липецке ря- дом с «Йокохамой» немецкая компания «Ланксесс». И«Ли- фан», выбирая площадку для завода, исходил в том числе и из того, что в Липецке рас- положен крупный производи- тель автолиста НЛМК. — В липецких экономи- ческих зонах уже работают многие европейские компа- нии. Но все они пришли к нам до санкций, когда никаких политических ограничений не существовало. Сегодня они появились. Этомешает нашим партнерам из Германии, Ита- лии, Японии? — Напротив, компания «Йокохама» увеличила вы- пуск продукции. Вот если бы она ввозила шины из Японии, тогда потери из-за курса ва- лют были бы неизбежными. А так, да, она продает колеса за рубли, но рублями за все и расплачивается. Стабильно развиваются и итальянские заводы. Словом, все, кто ло- кализовал производство до кризиса, сегодня в выигрыше. Появились возможности и у других, скажем так, неев- ропейских производителей, потому что рынок не терпит пустоты. И если уходят или не приходят одни компании, те, чье появление казалось наиболее логичным, приходят другие. Характерный пример. Буквально на днях вМоскве на площадке «Деловой России» прошла презентация Липец- кой области для делегации производителей автокомпо- нентов из Турции. Чем был продиктован наш интерес к турецким компаниям? А тем, что ежегодно фирмыизМалой Азии поставляют в Россию на 4,5 миллиарда долларов раз- личных автодеталей. Почему именно они? А потому, что в бизнесе есть такое понятие, как окно возможностей. И еслисвоимишансамине умеют воспользоваться компании- фавориты, а для нас таковыми до недавнего времени были североамериканские и евро- пейские корпорации, их место занимают конкуренты. — Видимо, именно так в Липецке появился и один из ведущих производителей ав- томобилей в Китае компания «Лифан»? — Вообще-то этот автомо- биль называется «Лифан», а компанияпо-китайски—«Ли- фань». И появилась она у нас не на волне западных санкций, хотя решение о строительстве в Липецке завода и совпало с ними по времени. Но здесь надо учитывать, что подпи- сание контракта — парадный итог переговоров. Продолжа- лась работа три года.Мывстре- чались с партнерамии вКитае, и в Москве, и в Липецке. И присматривались они не толь- ко к нашей площадке. Но тем значимее результат. Потому что «Лифан» — это не просто новая машина. Это стратеги- ческий проект. С большими перспективами. Да, на первых порах в особой зоне появится завод, рассчитанный на вы- пуск 60 тысяч автомобилей в год. Но у нас в отличие от других автозаводов, освоив- ших сборку, будет вестись полноценное производство машин, а также изготовление моторов. А это иной уровень локализации. —Насколько я знаю, «Ли- фан» — это не только легко- вые автомобили, но и авто- бусы, специальная техника, мотоциклы, мотокультива- торы… — Полагаю, компания бу- дет развивать свой липецкий сегмент. И, возможно, по- явятся новые производства и виды продукции. Но главным мне сейчас кажется даже не это. А то, что новое автопро- изводство, и особенно мото- ростроение, предъявляет и качественно иные требования к знаниям, компетенциям персонала. Открывает новые перспективы перед уже состо- явшимися инженерами и вы- пускниками вузов.Формирует запрос на продвинутых, высо- коквалифицированных специ- алистов.Ина такой запрос уже реагирует высшая школа, и в частности Липецкий техниче- ский университет. Промзона «Липецк» превращается в площадку, где можно расти творчески, осваивать новые должностные ступени. Она становится своеобразным про- изводственным и социальным лифтом для талантливых и инициативных специалистов. И в этом заинтересованы не только работники, но и сам бизнес. Не случайно компа- ния «Йокохама» в течение нескольких месяцев готовила часть своего персонала в Япо- нии. А такая стажировка—не только новые компетенции, но и новая техническая, тех- нологическая, корпоративная культура, носители которой способны работать в самых разных уголках планеты. — Как вы относитесь к утверждению, что санкции для России не столько минус, сколько плюс, потому как они стимулируют отечественное производство? — Да, это так. К нам при- ходят многие российские ин- весторы, вынашивающие про- екты импортозамещения. И некоторые идеи реализуются. ВУсмани, например, в скором временипоявится завод, выпу- скающий электродвигатели, способные работать во взры- воопасных средах. Компания, которая прежде покупала их в Европе и поставляла потреби- телям, решила сама заняться производством. В Воловском районе российские инвесторы, за плечами которых хорошая европейская практика, за- кладывают сады. Проект не быстрый, но очень перспек- тивный. — В последнее время сво- рачивается наше техноло- гическое сотрудничество со странами ЕС. Чем это грозит России и есть ли у проблемы решение? — В свое время в подобной ситуации оказался Китай. После событий на площади Тяньаньмэнь, где китайские силовики жестко противо- стояли диссидентам, тоже были введены санкции. Но это ничуть не помешало стране еще в 90-х годах совершить гигантский экономический и технологический рывок. Сегодня развитие продолжа- ется. Китай планирует в бли- жайшие годы инвестировать десятки миллиардов долларов в альтернативную энергети- ку, био- и информационные технологии, производство наукоемкого оборудования, современные материалы, в экономичные, работающие на альтернативном топливе автомобили, а также в энер- госбережение и экологию. Уже сейчас многие китайские высокотехнологичные компа- нии успешно конкурируют с американскими концернами. Тот же самый сценарий может быть реализован и в России. Все необходимое унас есть.На- помню, что во многом именно российские эмигранты пре- вратилиИзраиль в мощное ин- новационное государство. Ни у специалистов, ни у страны просто не было другого выбо- ра. Мы тоже умеем работать в жесткихусловиях.Достаточно вспомнить пятидесятые-ше- стидесятые годы и нашу бес- спорную победу в космосе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz