Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЛЮДИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ № 229/24857/ 27 НОЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 НИНА ВОСТРИКОВА Платье из креп-жор- жета лилового цвета даже приснилось мне: струя- щаяся фалдами от талии легкая ткань, кокетливая отделка на груди… Сшито оно было в середине пяти- десятых годов прошлого столетия. А сегодня его можно увидеть в Липец- ком музее народного и декоративно-прикладного искусства, в экспозиции «Привет из Липецка XX века». Среди тех, кто пополнил музейный фонд редкими по сегодняшним дням экспона- тами, — липчанка Галина Ор- лова. Помимо одежды это —и салфетки, и скатерти, и другие изделия ручной работы. Я встретилась с Галиной Вик- торовной, чтобы поговорить о моде прошлых лет, но в итоге беседа вышла из берегов этой темы. Старые вещи напомни- ли о разных моментах в жиз- ни их хозяйки, оказавшейся личностью во всех смыслах незаурядной. Бархат на шифоне Галина Орлова (в девиче- стве Пастухович) родилась в 1932 году в семье летчика морской авиации, прошед- шего Гражданскую войну. Ее мама была из рода Туровских, державших до революции в Липецке ликероводочный завод. Но до начала Великой Отечественной войны Галя с родителями жила во Владиво- стоке.Наисторическуюмалую родину девочка вернулась с мамой, когда отца забрали на фронт. Здесь, в Липецке, Галина окончилашколу, здесь же встретила своего будущего мужа — Виктора Орлова. В 1956 году молодые пожени- лись. — На второй день свадьбы я надела лиловое платье из модного тогда жоржета, сши- тое руками мамы. То самое, что теперь находится в музее, — вспоминает она. — В день торжества оно было украшено бархатными бордовымицвета- ми и поясом в тон. В первый же день свадьбы я была одета в платье из бледно-розового шифона, отделанное цветами из бархата. Толькоженская памятьмо- жет сохранить и такуюдеталь: в каком наряде ты встретила мужа после длительной раз- луки. — В 1958 году, когда доче- риисполнился год, я поехала к мужу вМогилев, где он учился в школе КГБ, — рассказывает Галина Викторовна.—На мне было темно-лиловое платье с золоченый поясом-змейкой. А сверхумеховая накидка и «ме- нингитка» с вуалью — такая миниатюрная шляпка сбоку в волосах. —Конечно, мужценилмой вкус и умение выглядеть хоро- шо,—продолжает она.—Как- то, пытаясь меня порадовать, подарил розовую кофточку с цветамиипуговкамина спине. Нетленная красота История моды и рукоделья липецкого судмедэксперта Ивышел с нейконфуз. Собира- ясь в гости, супруг попросил, чтобы я надела ее. Рисунок из цветов и пуговицы, по его мне- нию, должны были украсить грудь. Как попросил, так и на- дела. (Правда, мама не могла понять, с какой стати выточки оказались на спине). Всех своих красивых пла- тьев и нарядов Галина Вик- торовна уже и не перечислит, потому что их было сотни: одеться со вкусом наша герои- ня не только любила и умела, но и могла себе позволить. И о близких не забывала: с первой зарплаты мужа Галина, сама еще студентка, сделала цар- ский подарок любимой под- руге Кларе Шевчук — купила ей шубу из крота. Кларино пальто, перешитое изшинели, «ушло в отставку». Вообще, из тканей в по- чете в те годы были кашемир и штапель, крепдешин, тон- кие шерстяные ткани, сукно, драп. Носили легкие платья с вырезом каре или уголочком. Нравился модницам фасон «татьянка», подходящий к любой фигуре, подчеркиваю- щий талию. Пуговицы были из натурального перламутра. А вот брюки женщины той порыне носили.Из обувипред- почитали туфли, а в непогоду — галоши на каблуках. Такие вот модные тренды. Кстати, училась Галина в Воронежском медицинском институте. Утонченной мод- нице, чем-то похожей на тезку по фамилии — знаменитую актрису Любовь Орлову, при- шлась по душе профессия… танатолога. (Танатология изу- чает все, что связанно с процес- сом умирания, прекращением жизнедеятельности организ- ма). Позже решительной, гра- циозной, с тонкими пальцами, выпускнице мединститута предложили работу в Липец- ком областном бюро судебно- медицинской экспертизы. Криминальные тела За плечами Гали- ныОрловой54 (!) года стажа в качестве вра- ча-судмедэксперта, 30 лет из них — в качестве эксперта танатологического отделения в Ново- липецком морге . Последние годы она работала в отделе ос- видетельствования граждан, потерпев- ших и обвиняемых. Перебирая образцы старинной вышив- ки, переданной ею в дар музею, Гали- на Викторовна меж- ду делом, к слову, вспоминает, как ей приходилось вскры- вать трупы — порой «несвежие», иногда искореженные ав- томобилями или по- ездами, освидетель- ствовать избитых, изнасилованных. Были и выезды на место ДТП, убийства или не- счастного случая. Со временем Галина Викторовна стала вы- сококлассным специалистом в своей области. Ей поручали и уникальную работу: Орлова участвовала в эксгумации тела отца Михаила Лермонтова, ЮрияПетровича, когда в 1974 году его решили перенести из разрушившегося прицерков- ного кладбища села Шипово Становлянского района в Тар- ханы. Признаться, на фоне ажур- ных салфеточек, вышитых зимнего пейзажа и портре- та девушки с кувшином эти воспоминания приобретают особый колорит. В глазах обывателей работа нашей ге- роини малопривлекатель- на и жутковата: приходишь на службу, а там — трупы. Но со свойственными ей логикой и рассудительностью Галина Викторовна говорит о пользе своей профессии. —Моиколлеги тоже ставят диагноз, как хирурги и рент- генологи, и уж точно видят клинику заболевания лучше терапевтов, — отмечает она. — Для чего вскрывают по- гибшего насильственной или естественной смертью чело- века? Чтобы узнать причину смерти и уровень смертности от разных видов патологий. От заключения судмедэкспер- та зависели судьбы многих людей, в том числе и врачей. Мы могли установить ошиб- ки диагностики, и на наших заключениях учились врачи- практики. Ручная работа Сегодня в свои 82 года Га- лина Орлова без слов доказы- вает: женщина может быть интересной в любом возрасте. Аккуратная прическа, тонкие изогнутые ниточки бровей, чуть насмешливый взгляд, маникюр, изысканная бижу- терия и массивные серебря- ные кольца на пальцах… Для полноты образа не хватает шляпки с вуалью. Она по- прежнему любит наряды, хотя из модной одежды прошлого столетия может позволить на- деть себе далеко не все. Дело, впрочем, не в возрасте, а в том, что не хочется выглядеть «белой вороной». Недавно, на- пример, в поликлинике Гали- на Викторовна, переодеваясь за ширмой, услышала, как молодые медсестры диву да- вались, какая на их пациентке интересная нижняя рубашка. «Да это ж комбинация, де- вочки», — сказала она и сама рассмеялась. Но кто сейчас из юных красоток знает об этом предмете дамского туалета? Вкус к красивой стильной одежде — наследственная черта Галины Орловой. Ее бабушка носила в волосах костяной гребешок, который сегодня, кстати, хранится в областном краеведческом музее. Ее мама в свое время не ленилась ездить за одеждой из Таганрога в Ростов. И даже папа умел вышивать. Но в этом искусстве больше всех преуспела бабушка Мария Ту- ровская. Вышитые ее руками изящные вещи сохранились в домашней коллекции Галины Орловой. Одна из них — ска- терть, которой больше 100 лет. Бабушка Галины любила вышивать одним из самых красивых, на ее взгляд, видов ажурной вышивки — мереж- кой. Ею украшали детскую, женскую и мужскую одежду, постельное белье, салфетки, скатерти. Некоторые работы вешали в рамках на стены. Маме же Галины Викторовны особенно удавалась вышивка гладью. Один из любимых сюжетов — анютины глазки. Цветы разных оттенков — от голубых и синих до розовых и лиловых—и поныне сохрани- ли сочность красок, а изделия — великолепный вид. — В детстве я любила хо- дить к старушкам-белошвей- кам. Их небольшие частные дома стояли на площадиПетра Великого напротив Нижнего парка. В нашейже семье были две швейные машинки рас- пространеннойв те годымарки «Подольск» — одна для ши- тья, другая—для вышивания, — рассказывает Галина Вик- торовна. — А вот у тети была немецкая — «Зингер». Мне нравилось, когда мама шила. Так, любуясь ее работой, на- училась этому мастерству и я. Наша собеседница и вы- шивала крестиком. Готовыми схемами она пользоваться не любила, создавала работы по маминому методу: понравив- шуюся картинку перерисовы- вала, подбирая нужные цвета, а затем переносила сюжет на канву. Но увлечение изящным рукодельем для Галины Орло- вой — это не только прошлое. До сих пор она вручную шьет лоскутные одеяла, которые пользуются неизменным успе- хом на выставках. Причем соответствующий кружок она начала посещать уже в весьма зрелом возрасте. Кружок, кстати, уже распался, а созда- вать красоту из разноцветных лоскутков Галина Викторовна не перестала. Иголку ее паль- цы держат так же крепко, как когда-то скальпель. И она искренне радуется тому, что ручная работа сегодня снова в моде у молодого поколения. С удовольствием заходит в мага- зины, дивясь новым техноло- гиям, тканям и сравнивая тот век и нынешнее время. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz