Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 229/24857/ 27 НОЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 4 ТЕНДЕНЦИИ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА СОФЬЯ ВОБЛИКОВА «Готовь сани летом, а телегу зимой» — видимо, в Министерстве культуры России эту народную муд- рость хорошо помнят и даже руководствуются ею в деле. Поэтому накануне насту- пления сезона холодов чинов- ники задумались о развитии в стране велотуризма: раз- работали соответствующий проект и объявили конкурс веломаршрутов, победители которого получат дополни- тельное финансирование на заявленные цели. Участвовать в нем выразилижелание более 75 процентов от общего числа субъектов России. В их числе и Липецкая область. Как сообщили «Липецкой газете» в отделе по развитию туризма регионального управ- ления культуры и искусства, бороться за победу будет вело- маршрут, проходящий по эко- тропе села Преображеновка Добровского района. Он явно отвечает одному из важных условий конкурса — располо- жен в стороне от скоростной трассы. Но вот сможет ли он составить конкуренцию дру- гим проектам по, например, насыщенности достоприме- чательными местами, станет ясно после голосования. В лю- бом случае, это только начало организованного велотуризма в области. Ведь работа будет продолжена в других тури- стических кластерах, а их на сегодня в регионе пять. Однако ограничивать «ве- лосипедизацию всей страны» только рамками туризма было бы неправильно. Важно раз- виватьвелосипедное движение и в городах. Двухколесные «кони» по сравнению с авто- мобилями экономичны, эко- логичны, и никакие пробки на дорогах им не страшны. Для их владельцев это очевидно. А вот понимают ли это городские власти? «Липецкая газета» решила разобраться в этом во- просе иузнать, чтоже делается в областном центре в данном направлении. Проба руля Конечно, первое, что вспо- минается на эту тему, — ве- лодорожка, появившаяся на улице Плеханова после ее комплексной реконструкции в прошлом году. Все вроде бы здесь как надо: дорожка идет отдельно и от проезжей части, и от пешеходной, знаки соот- ветствующие стоят, пандусы есть — через бордюры пере- прыгиватьненадо.Другоедело — насколько часты эти спу- ски-подъемы и насколько они сами по себе удобны. В общем, спокойной поездкой здесь не насладишься. К тому же, по- хоже, никто из горожан и не думает обращать внимание на «специализацию» этого пути, поэтому поездка по нему мало чем отличается от поездки по обычному тротуару: объезжать пешеходов приходится также. Огорчает и тот факт, что до- рожка на Плеханова не имеет хоть какого-нибудь продолже- ния. Но, с другой стороны, она Крути педали Что тормозит развитие велосипедного движения в Липецке все-таки есть, что уже неплохо. Как и появившиеся совсем не- давно велопарковки —это сви- детельство того, что о развитии велосипедного движения го- родские власти задумываются. Отмеряем и отмеряем Мыслей действительно много. Тут и реконструкция Каменного лога, с обустрой- ством 8-километровой велодо- рожки от 19-го микрорайона до центра города, и планы во- обще сделать центр города пе- шеходно-велосипедным, о чем было заявлено на презентации проекта «Город будущего» в январе прошлого года. Правда, разговоров на эту тему на сегодняшний день накопилось больше, чем ре- альных дел. Может, это и правильно: сначала надо ведь все хорошенько обдумать, как говорится, семь раз отмерить. Яркий момент такого «заме- ра»—проезд на велосипеде по городским дорогам вице-мэра Антона Курочкина с целью понять, где лучше всего делать велодорожки. Было это в сен- тябре 2012-го. Уже феврале следующего года на одном из брифингов в городской администрации объявили: составлена карта велодвижения по Липецку. Велодорожки предполагалось проложить на проспекте Побе- ды, улицахМосковской, Гага- —Организация велосипед- ных дорожек — один из мо- ментов технического задания на разработку комплексной схемы развития транспортной инфраструктуры, которую планируется выполнить при сотрудничестве со Всемирным банком,—заметил в разговоре с корреспондентом«Липецкой газеты» заместитель депар- тамента транспорта, дорог и благоустройства Алексей Вос- триков. — Сказать, где и как пройдут эти дорожки, какой протяженности они будут, пока нельзя — все будет ре- шать проект. Неопределенны пока и сроки начала этой ра- боты: город все необходимые шаги сделал, теперь вопрос решается на федеральном уровне. Говоря проще, ситуация такова: когда все «утрясется», выделят деньги и объявят конкурс на разработку про- екта, когда этот проект будет готов и найдутся средства на его воплощение — тогда и начнет Липецк покрываться велосипедной «сетью». Не хочется тут цитировать слова Некрасова о жизни в прекрас- ную пору, но… Город ждет «Обстановка в мире на- пряженная, а ты с какими-то велодорожками носишься. Ба- ловство все это», — пошутила коллега, узнав, о чем пишет автор этих строк. И повтори- ла распространенный, увы, стереотип: велосипед — это для отдыха или спорта. «В парадигме нашего мышления велосипед отсутствует как транспорт», — говорит по это- муповодуорганизаторпроекта «Let’s bike it», направленного на популяризациювелодвиже- ния, ВладимирКумов. Вконце октября он посетил Липецк с соответствующей лекцией. Одна из главных задач таких мероприятий — изменить со- знание людей, приучить их к мысли, что на двухколесном можно, образно говоря, не только «кататься», но и «ез- дить». «Кататься на работу нельзя… Когда велоактивист приходит к мэру и просит сде- лать велодорожку, чтобы «мы катались», мэр не будет ничего делать или сделает велодорож- ку в парке», — подмечает он в одном из интервью. К счастью, глава Липецка более «продвинут» в этом во- просе, чеминые.Поддерживая идеювелосипедизации города, он не раз подчеркивал: велодо- рожки нужны не просто для «катания», а для дела, чтобы людимоглипользоваться ими, доезжая до работы, например, или парка. Программист Сергей Руд- нев уже лет пять использует велосипедименнокак средство передвижения: ездит и на ра- боту, и по другим своимделам. — Для меня это лучший транспорт—никаких пробок, добраться можно куда угодно, скорость устраивает, — рас- сказывает он. — Главный минус — большое количество бордюров, постоянно преодо- левать их утомительно. Его бы вполне устроило, если бы на тротуарах появи- лись нормальные съезды, а на дорогах водители относились быквелосипедистамкаккрав- ным участникам движения. Но и последние при этомдолж- ны вести себя по правилам. — На магистрали бывают очень сложные ситуации. Меня самого несколько раз сбивали, приходилось судить- ся, — продолжает тему Алек- сей Чернобай, председатель областной Федерации муль- тиспорта и экстремальных гонок, а также представитель велотранспортного союза Рос- сии в нашей области. — В любом случае, надо развивать велосипедную культуру. Мы вместе с представителями дру- гих велосообществ Липецка подавалипредложенияв адми- нистрациюгородапо развитию данной инфраструктуры. В частности, о том, что хорошо бы соединить велодорожками четыре наших парка или, на- пример, проложитьвелотрассу от Тракторного вдоль реки Во- ронеж. Вообще, надо с чего-то начинать уже. — Идеально было бы вы- делить для велосипедистов отдельные дорожки, вне ма- гистралей, но это и дорого, и сложно, — считает вице-мэр Антон Курочкин. — Поэтому разумнее было быначать с раз- метки проезжей части на тех улицах, где этому ничто не ме- шает. Например, на магистра- ли Московская— Гагарина. Но наша культура вождения на дорогах оставляет желать лучшего. Поэтому возникают новые проблемы: безопасности велосипедистов, знания ими Правил дорожного движения. Однако все решаемо, было бы желание. —Аразвитие велосипедно- го движения Липецку крайне нужно,—заключает он, выра- жая общее мнение наших собе- седников.—Город задыхается в автомобильных пробках, и одним расширением дорог си- туацию не исправить. Сейчас уже многие горожане хотели бы ездить на велосипедах. Это подтверждают и рекорд- ные продажи этой техники за последние два года, и сотни участников массовых заездов, которые не раз проводились в городе. Город ждет решения этого вопроса. И мы будем стараться оправдать эти ожи- дания. рина, в районеНоволипецка и Тракторного. Эту карту показали представите- лям Всемирного банка (World Bank Group), ко- торые согласились под- держать проект. Эксперты Все- мирного банка при е зжа ли в областной центр, ко- нечно, не ради вело- дорожек, а д л я о б с у ж - д е н и я планов совершенствования городской транспортной систе- мы в целом в рамках совмест- ного с Минтрансом России пилотного проекта. Проект масштабный и долгосрочный, должен привлечь, как было объявлено в 2013-м, два с по- ловиной миллиарда рублей инвестиций. Ожидалось, что первые 300 миллионов рублей поступят уже в мае 2014 года. Потомсрокипередвинулисьна октябрь. Но вот уже и ноябрь на исходе, а денег нет. Винтер- вьюагентствуABIREGпервый заместитель главы Липецка Николай Новиков отмечает, что такая проволочка может быть связана «с давлением на World Bank Group США и Канады, которые отказались поддерживать проекты Все- мирного банка в Российской Федерации». Тем не менее еще в начале июня городские властидоволь- но оптимистично оценивали перспективы развития сети велосипедных дорожек. Так, на совещании у главы Ли- пецка Михаила Гулевского с руководителями профильных департаментов и управлений администрации города 3 июня прозвучала даже такая фраза: специальные полосы на ули- цах могут быть выделены уже в 2015 году. Но сейчас представители городской власти настроены более сдержанно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz