Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Ф инансовый вестник 4 ЛИПЕЦКАЯ газета СУББОТА , 22 НОЯБРЯ 2014 № 226 (24854) Выпуск подготовила Галина Чернышова ОПЫТ Совместные аукционы Галина Светлова С начала этого года заработал 44-й Федеральный закон о контрактной системе, который установил новые правила закупок, в частности усилил их централизацию. О первых итогах работы в изменившихся условиях мы попросили рас- сказать начальника управле- ния по размещению госзаказа Липецкой области Владимира Зайцева. Не по остаточному принципу — Государственные закупки – это основная часть бюджета как Российской Федерации, так и нашего региона. Прозрач- ность, недопущение нарушений, исключение коррупционных составляющих в этой сфере яв- ляются чрезвычайно важными задачами. Для их решения не- обходимы квалифицированные кадры, имеющие опыт работы и высокий уровень компетенции в данной сфере. Именно поэтому однимиз нормативно закреплен- ных принципов контрактной системыпродекларирован прин- цип профессионализма. Квалифицированный закуп- щик в пределах своей компетен- ции должен быть подготовлен к решению стоящих перед ним задач на профессиональном уровне, имея при этом соответ- ствующее образование, знания и навыки. Нельзя заниматься таким сложным делом «по оста- точному принципу», уделяя ему часть рабочего времени. Несомненно, в нашей области есть заказчики, имеющие це- лые контрактные службы с определенным кадровым потен- циалом, способные качествен- но организовать закупочный процесс. Но в то же время есть множество бюджетных учреж- дений с незначительным объ- емом закупок. И, как правило, их сотрудники, например, эко- номисты, бухгалтеры и другие, имеющие свои основные долж- ностные обязанности, должны заниматься ещё и закупками. А их проведение предполагает не только грамотное определение потребностей, но и организацию сложных многоуровневых за- купочных процедур, контроль за исполнением контрактов, а также соблюдение большого количества обязательных тре- бований, связанных с осущест- влением закупок. При таком совмещении обязанностей неиз- бежны перекосы, и не в пользу закупок. Возникают риски нарушения законодательства. Поэтому у таких заказчиков наблюдается текучесть кадров, обусловленная повышенной нагрузкой и ответственностью, административнымиштрафами и, при этом, отсутствием стиму- лирования. Закон предусматривает, а мировая и российская практика показывает, что централизация закупочного процесса имеет свои преимущества. Это когда закупки осуществляются через институт уполномоченных ор- ганов, где сконцентрированы грамотные специалисты, повы- шение квалификации которых ведется не «от случая к случаю», а является основной формой совершенствования, особенно необходимой в условиях по- стоянно меняющегося и услож- няющегося законодательства. Кроме того, устанавливается более действенный контроль за расходованием бюджетных средств, обеспечивается закон- ность и обоснованность прини- маемых решений, исключается неоднозначное толкование или принятие субъективных реше- ний, гарантируется профессио- нализм и качественный уровень проведения закупочных проце- дур. Более того, существенным плюсом централизации закупок является то, что значительный объемполномочий, возлагаемых на контрактные службы заказ- чиков и контрактных управля- ющих, существенно сокраща- ется за счет передачи функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уполномоченному органу. Заказчики, объединяйтесь Совместные закупки про- водятся в форме аукциона или конкурса в интересах несколь- ких заказчиков. Смысл их в том, что еслинесколькимзаказчикам требуются одни и те же товары (работы, услуги), то руководите- ли этих организаций могут при- нять решение об объединении своих потребностей и поручить уполномоченному органу про- вести одну закупку соответству- ющих товаров (работ, услуг) для всех учреждений-заказчиков. При этом необходимо отметить, что большие объемы закупок, являющиеся характерной осо- бенностью совместных аукцио- нов или конкурсов, вызывают повышенныйинтерес со стороны крупных компаний, которые, в свою очередь, за счет своих производственных мощностей способны предложить более вы- годную цену закупки. Именно благодаря объедине- нию потребностей нескольких заказчиков в одну крупную за- купку повышается экономия бюджетных средств за счет сни- женияценыединицыпродукции прикрупных оптовых закупках, а также обеспечивается сниже- ние трудозатрат, сокращается документооборот, повышается «прозрачность» закупок. Для того, чтобы наглядно проиллюстрировать преиму- щества совместных аукционов, приведу пример закупок лекар- ственных препаратов и авто- мобильного топлива для нужд учреждений здравоохранения области. Всего лишь в 2 про- центах случаев от участников закупок лекарств не поступило ни одной заявки, при этом об- ласть сэкономила 135 милли- онов бюджетных рублей. А по результатам совместного аукци- она на закупку автомобильного топлива 39 заказчиков в течение четвертого квартала 2014 года получат его по одинаковой цене. Бюджет при этом экономит 2,2 миллиона рублей. В настоящее время сложи- лась ситуация, когда большин- ство бюджетных учреждений социальной сферызакупают, на- пример, одинаковые продукты питания (молоко, рыбу, сметану, хлеб и т.д.), однако на один и тот же товар устанавливаются раз- личные начальные (максималь- ные) цены (в расчёте на единицу товара), и, как следствие, он за- купается по различным ценам. Такая организация закупокпри- водит к многократному увели- чению количества проводимых закупочных процедур, требует дополнительного времени на осуществление закупки, увели- чивает цену закупаемого товара и, в конечном итоге, приводит к неэффективному расходова- нию бюджетных средств. Как показывает практика, интерес к таким закупкам со стороны поставщиков остается низким ввиду наличия косвенных за- трат, как правило, временных и трудовых, необходимых для подготовки заявок на участие в процедурах. Возникает вопрос, почему этот эффективный, а значит, и необходимый вид закупок пока что у заказчиков не пользует- ся популярностью? Проблема кроется в организации такого трудоемкого процесса: кто будет организатором таких закупок, подготовит и заключит соглаше- ние, удовлетворяющее интересы всех участников. И здесь, конеч- но, вполне логично поручить эту работу уполномоченному орга- ну, обладающему необходимым опытом. За годы работы, в том числе по организацииипроведениюсо- вместных торгов, нашим управ- лением накоплен необходимый практический опыт и сформи- ровано понимание задач по пре- вращению совместных закупок, которые порой выступают в роли «пасынка», в действительно эффективный инструмент го- сударственных и муниципаль- ных закупок и обеспечения экономии бюджетных средств. Надеемся, что практика прове- дения совместных аукционов и конкурсов распространится не только на закупки лекарствен- ных препаратов и автомобиль- ного топлива, но и другие виды товаров, работ и услуг. Это будет грамотнымипрофессиональным решением. АКТУАЛЬНО Есть имущество, есть и налоги Галина Владимирова Налоги — земельный и транспорт- ный, на имущество физических лиц — формируют доходную базу терри- ториального и местных бюджетов и взимаются независимо от того, использует ли человек соответствую- щее имущество или нет. Как они рассчитываются и почему важно быть добросовестными налогопла- тельщиками, рассказывает руководи- тель управления федеральной нало- говой службы по Липецкой области Борис Хижняков. — Общая сумма исчисленных жи- телям Липецкой области имуществен- ных налогов за 2013 год возросла на 7 процентов и достигла 1164 миллионов рублей, — отметил Борис Петрович. — В том числе почти 725 миллионов (61,9процента) составил транспортный налог, 255 миллионов – земельный налог (21,7 процента) и 184 миллиона (16,4 процента)—налог на имущество. По состояниюна 1 ноября текущего года в бюджет поступили платежи в размере 720 миллионов рублей, что составляет 62 процента от исчисленной суммы имущественных налогов. По- ступления в региональный и местные бюджеты увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 71 миллион рублей. Сегодня имущественные налоги в отношении физических лиц рас- считываются на основании сведе- ний об объектах налогообложения, предоставляемых соответствующим регистрирующим органом. Так, зе- мельный налог определяется на основании кадастровой оценки зе- мель. В настоящее время налоговые органы располагают сведениями о земельных участках, достаточными для исчисления земельного налога физическим лицам. Транспортный налог обязан оплатить тот гражда- нин, на которого зарегистрировано транспортное средство. Исчисление налога прекращается с месяца, следу- ющего за месяцем снятия транспорта с учета в регистрирующих органах. Плательщиками налога на имуще- ство признаются физические лица — собственники имущества. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то они несут равную ответственность по исполнению нало- гового обязательства. Налоговым периодом по транс- портному, земельному, налогу на имуществофизическихлицпризнается календарный год. В текущем году еди- ные налоговые уведомления, а также квитанции граждане начали получать заранее, с июня, что позволило спла- нировать уплату налогов в удобное время, не нарушая отведенных сроков. С июня проводится и кампания по ин- формированиюлипчано срокахуплаты имущественных налогов за 2013 год. Документы на оплату имуществен- ных налогов за 2013 год получили в общей сложности более 700 тысяч че- ловек. Причем им могли прийти сразу несколькописемиз налоговыхорганов. Это значит, что принадлежащее чело- веку имущество находится в ведении разных налоговых инспекций. Налоговое уведомление – это до- кумент, в котором содержится вся информация об имуществе налого- плательщика. В нём указана исход- ная информация для расчёта налога и окончательная сумма к оплате по каждому налогу в отдельности. Если в уведомлении гражданин обнаружит ошибку, ему необходимо заполнить прилагаемое к документу заявление и направить его в адрес инспекции. В случае подтверждения налоговыми органами уточнённой информации, будет сделан перерасчёт суммы налога и направлено новое уведомление. В целях совершенствования ад- министрирования имущественных налогов и повышения эффективности информированияналогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот, на официальном ин- тернет-сайте ФНС России в разделе «Электронные услуги» размещён сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы». База этого сервиса формируется на основе информации о налоговых ставках и льготах, уста- новленных закономЛипецкой области по транспортному налогу, а по земель- ному налогу и налогу на имущество физических лиц — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Если налогоплательщик имеет пра- во на льготу по имущественным нало- гам, он должен представить документ, подтверждающий это право, а также заявление на предоставление льготы в налоговую инспекцию по месту жи- тельства или по месту нахождения объекта недвижимости. В настоящее время в базу интернет-сервиса внесена информация по имущественным нало- гам за 2011, 2012 и 2013 годы. Чтобы найти необходимую информацию, пользователю достаточно ввести один из следующих критериев: субъект Российской Федерации; вид налога; налоговый период; муниципальное образование. Обращаем внимание, что, как годом ранее, отправителем уведомлений на уплату имущественных налогов фи- зических лиц является федеральное казенное учреждение «Налог – Сер- вис», расположенное в городеМытищи Московской области. Если человек владеет движимым или недвижимым имуществом, имеет обязанность по уплате имущественного налога, но по какой-либо причине не получил соот- ветствующее уведомление, ему следу- ет обратиться в инспекцию по месту регистрации имущества или самосто- ятельно заполнить и распечатать уве- домление с помощью онлайн-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который разме- щен на официальном сайте ФНС Рос- сии (www.nalog.ru). Оплатить налоги можно с помощью интернет-сервисов «Личный кабинет налогоплательщика дляфизических лиц» и «Заплати нало- ги» в банках, в том числе с использова- нием технологий интернет-банкинга, а также в отделениях почтыРоссии. Для оплаты в банке и на почте в конверте прилагается квитанция. Причём если вы являетесь пользователем «Личного кабинета», то информация о сумме уплаченных налогов и дате ее зачисле- ния в бюджет отобразится в сервисе уже в течение десяти дней после ее факти- ческой уплаты. ОТ ВСЕЙ ДУШИ Уважаемые коллеги , от имени коллектива Управления ФНС России по Липецкой области и от себя лично поздравляю вас с профес - сиональным праздником — Днем работника налоговых органов Российской Федерации ! Сегодня можно с уверенностью отметить , что ФНС России встало в один ряд с крупнейшими государственными структура - ми , определяющими экономическую и социальную сферу развития российского общества . И каждый россиянин ощущает на себе значимость результатов работы налоговиков . Мы с вами выполняем нелегкую , но необходимую стране задачу , требующую знаний , терпения , а порой и мужества . От всей души желаю вам успехов в труде , стабильности , благополучия , прекрас - ного настроения , счастья и крепкого здоровья ! НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Электронный бюджет Сергей Нарывончик , начальник информационно-аналитического отдела управления финансов области В современных условиях управление общественными финан- сами немыслимо без информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Она позволяет осуществлять планирова- ние бюджета, его исполнение, формировать отчетность, а также предоставляет возможность контролировать все это общественности. Иными словами, информационная система должна автоматизировать учет всех финансовых операций и отслеживать все финансовые события, формировать финансо- вую отчетность, влияющую на принятие управленческих решений. А оперативность предоставления информации, стандартизация и регламентация процессов и их оптимиза- ция (исключение дублирующих процедур), предоставление информации в виде аналитических отчетов позволят сделать ее понятной и полезной для каждого заинтересованного пользователя. При создании информаци- онной системы управления финансами Липецкой обла- сти используется модульный подход. В основе идеологии создания таких систем, как правило, находится система казначейского исполнения бюджета, предусматривающая возможность управления до- ведением бюджетных данных, выделения средств бюджетов, управления платежами/дохо- дами (на основе единого счета), ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности. Кроме того, к основным относятся модули, предусматривающие возмож- ность планирования и подго- товки бюджета. Специалисты информаци- онно-аналитического отдела всегда стараются оперативно внедрять новшества для более эффективной организации деятельности управления. Ведется работа по обеспе- чению открытости процесса финансово-хозяйственной де- ятельности, созданию единой среды для всех участников бюджетного процесса, органи- зованной по единым правилам и принципам, взаимосвязи финансовой информации с конкретными конечными результатами деятельности органов власти. Заменены бумажные носители инфор- мации (первичные документы финансово-хозяйственной деятельности). Им на смену пришли технологии создания электронных документов и правила работы с ними, в том числе их заполнения с обя- зательным использованием классификаторов, придаю- щих электронным данным юридическую силу. Такой подход обеспечивает сопоста- вимость информации и воз- можность ее использования всеми участниками бюджет- ного процесса, максимально автоматизируя учетные опе- рации. Внедрение юридически значимого электронного до- кументооборота при обмене финансовыми документами в Липецкой области позволи- ло практически полностью исключить бумажный доку- ментооборот – в настоящий момент более 400 ведомств и учреждений в рамках испол- нения бюджета участвуют в документообороте электрон- ными документами. За счет внедрения единого информа- ционного пространства и соз- дания единого центра обработ- ки данных на базе управления финансов области реализована возможность интеграции ин- формационныхпотоковмежду модулями системы управле- ния финансов — планирова- ния бюджета, исполнения и отчетности. За счет такой интеграции достигается одно- кратность ввода информации и ее корректность . В 2013 году в управлении финансов были внедрены си- стемы централизованной сда- чи финансовой отчетности напрямую от «конечных» получателей средств бюдже- тов с использованием новой платформы «Свод-СМАРТ» и планирования областного бюджета на базе программного комплекса «Хранилище-КС». В настоящее время данной системой оснащаются муни- ципальные образования. Планируется сделать до- ступными круглосуточно, в режиме реального времени, электронные данные для всех заинтересованных пользо- вателей (естественно, с уче- том существующих ограни- чений). Только это создаст возможность участия граждан в управлении бюджетнымпро- цессом. Данное направление является целенаправленным развитием государственных финансов в Липецкой обла- сти, и его результатом должно стать создание портала «Элек- тронного бюджета области» в 2015 году. КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz