Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ПСИХОЛОГИЯ 21 № 224/24852/ 20 НОЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ФОТО ОЛБГИ БЕЛЯКОВОЙ Главное, не создавать ореола тайны и запретного плода, который непременно будет сладок. По большому счету, в таком возрасте достаточно просто удовлетворить любопытство, ничего другого детям и не надо. «Взрослые» вопросы детей Что и как надо говорить ребенку ЕЛЕНА БРЕДИС Вспомнился старый анекдот. Подходит отец к сыну-подростку и го- ворит: «Сынок, давай с тобой поговорим о сек- се» — «Давай, что бы ты хотел узнать, папа?» На самом деле, сегодня на на- ших детей обрушивается такой вал информации сексуального характера, что уже непонятно, рано ли говорить «об этом», поздно ли или же вообще не нужно. Уже даже нет смысла вспо- минать о «постельных сценах» в кинофильмах или «просве- щающих» молодежных жур- налах. Интернет, к которому нынче есть доступ практиче- ски у любого ребенка, выдаст по запросу самую разнообраз- нуюинформацию, хоть тексто- вую, хоть в картинках, хоть в виде любимых малышами мультиков. Так надо или не надо говорить с детьми о сексе? И если надо, то когда? Об этом мы беседуем с психологом, психоаналитикомЕкатериной Антоновой. —Я убеждена, что если ре- бенок задает вопрос, то на него надо отвечать. Самое вред- ное — это отмахиваться при помощи реплик типа «Мал еще!» — этим вы уж точно спровоцируете повышенный интерес к данной теме. Опять же, если родители, пытаясь «уравновесить» вездесущее телевидение, начинают де- монстрировать ответами свое негативное отношение к сексу как к чему-то грязному и по- стыдному, то впоследствии у ребенка это может вызвать очень серьезные не только сек- суальные, но и психологиче- ские проблемы. Ведь рано или поздно природа свое возьмет, и уж как минимум комплекс вины такому молодому чело- веку обеспечен. — Тогда что и как надо говорить ребенку? —Так ведь тут все зависит от возраста. Трехлетнему или даже пятилетнему малышу не придет в голову интересо- ваться сексом. Излюбленный малышковый вопрос «От- куда берутся дети?» имеет отношение исключительно к познанию мира, а вовсе не к этой щепетильной теме. Это уже исключительно наши взрослые домыслы. Я не уве- рена, что надо продолжать использовать бабушкины сказки насчет аиста и капу- сты. Наверняка до вопроса насчет детей ваш малыш об- ратит на улице внимание на беременнуюженщину— ведь она отличается от других. И вот тут у вас появляется прекрасная возможность объ- яснить, что она носит в жи- вотике будущего ребеночка. Поверьте, этого объяснения малышу вполне хватит, и этот вопрос надолго перестанет его интересовать. Особенно, если вы подчеркнете, что в животике он появился, по- тому что мама с папой очень сильно любили друг друга и хотели его рождения. Заодно и установку заложите, что дети — это результат любви. — Но согласитесь, что в восемь-девять лет такого объ- яснения будет уже мало… — Ну, добавьте научности насчет того, что все млекопи- тающие появляются в резуль- тате оплодотворения клеток. Их в таком возрасте научные ответы очень устраивают. Еще раз: поймите и поверьте, что ни в десять, ни в двенадцать лет ребенок еще не сексуали- зирован! При всем при том, какие фильмы идут по теле- видению, какие непристойные анекдоты рассказывают маль- чишки во дворе. — Но ваши слова как-то вступают в противоречие с печальными фактами, а они упрямы: сегодня все чаще можно услышать, что три- надцатилетняя девочка за- беременела, что к восьмому классу уже почти не остается девственниц. —Да, увы, это так. Но если ребенку в тринадцать лет захо- телось секса, значит, в семье у него очень большие проблемы, причемначались они намного- намного раньше. И знаете, с чем, в первую очередь, связа- на ранняя сексуализация? С отсутствием эмоциональной близости, эмоционального контакта со стороны родите- лей. Почему девочке в три- надцать лет вдруг так нужно, чтобы ее обнимал и целовал парень? Потому что в семье ее никогда не обнимал папа, она не чувствовала тепла и защиты с его стороны. Ребен- ку тактильное проявление любви тоже необходимо. И если он его сполна получает от мамы и папы, у него не будет потребности искать его где-то на стороне. А вот если ребенок эмоционально одинок и отвергнут, онневольно пыта- етсякомпенсировать нехватку любви и тепла в другой форме. И тогда он неизбежно обнару- жит, что всплеск эндорфинов и ощущение счастья дает секс. Происходит страшная под- мена эмоций физиологией. Ни фильмы, ни скабрезные анекдоты этих процессов не запустят. Так что если вы ви- дите беременную тринадцати- летнюю девочку, то это не она такая распутная, это целиком и полностью вина родителей, которые не смогли дать ей до- статочно любви. — А если семилетний ре- бенок спрашивает, что такое секс? Я сама вот так сходу даже сформулировать ответ не могу. — Да, сегодня ребенка многое может подтолкнуть к такому вопросу. А чего мы хотим, если Интернет на запрос «мультфильмы о пони» в первой строке вы- дает «пони и секс»? Конечно, то, что сегодня творится, это безобразие, и хоть какая-то цензура необходима. Но если ребенок из любопытства по- добный мультик все-таки посмотрел, то самое главное, чего ни в коем случае нельзя делать — это ругать его. Ото- бьем желание на всю жизнь. Спокойно объясните, что в результате секса у взрослых мужчин и женщин, которые любят друг друга, рождаются дети. Можете добавить, что происходит это после свадьбы. Главное, не создавать вокруг ореола тайны и запретного плода, который непременно будет сладок. По большо- му счету, в таком возрасте достаточно просто удовлет- ворить любопытство, ничего другого детям и не надо. А если при вопросе вашего ре- бенка о сексе вы внутренне сжимаетесь и начинаете па- никовать, то это повод всерьез задуматься, а что же у вас-то происходит в этой сфере чело- веческих отношений. — Нередко случаются си- туации, когда девочка в че- тырнадцать-пятнадцать лет приходит к маме за таким советом: «Что делать, Вася говорит, что если я его люблю, то должна ему отдаться. А я его правда люблю». — Ну, тому факту, что она пришла советоваться с мамой, уже можно поаплодировать. И в таком случае девочка вряд ли согласится на близкие от- ношения: физически они ей не нужны, а эмоционально и психологически у нее есть близость с мамой. А вот если такой близости нет, то она может поддаться на этот, в сущности, шантажи принести себя в жертву иллюзии любви и тепла. И в таком случае Ва- сино манипулирование имеет всешансына успех. Опятьже, не надо обвинять девочку в нравственной распущенности, поскольку корни этой истории уходят в ее семью, так и не сумевшую наполнить ее теп- лом и любовью. Кстати, вот такие душевно «замерзшие» девочки очень легко надева- ют на себя роль жертвы. Как Вася хочет, так пусть и будет, лишь быне бросилменя. Здесь даже может не идти речь о ее собственных сексуальных желаниях — она может про- сто жертвовать своим телом ради того, чтобы избавиться от одиночества. — Скажите, с вашей точки зрения как психолога и знато- ка детской психологии, имеет ли смысл вводить в школах уроки «секспросвета»? Тогда родителимогут не бояться, что дети зададут им «неудобные» вопросы… — Начать надо с того, что дети по эмоциональному и психологическому развитию все очень разные. Как и что им можно объяснять и рас- сказывать? А главное, зачем? Мы с вами сегодня говорим о том, как отвечать на вопрос о сексе, если он возник. Но если запроса такого не было, то зачем же провоцировать и инициировать интерес к этой теме? Далее, я категориче- ски против того, чтобы такие беседы проводились коллек- тивно. Это как коллективные сеансыКашпировского, после которых многие оказывались в больницах с обострением психических заболеваний. В классе учатся детки из раз- ных семей, с разными тради- циями, разным укладом, и не учитывать все эти особен- ности нельзя. Опять же, это интимная сфера, и ее нельзя выносить на всеобщее «раз- глядывание» и обсуждение. Сегодня беда как раз в том, что вот это ощущение интим- ности— того, что происходит между мужчиной и женщи- ной — почти утрачено. Вы- ходит, вместо того чтобы его возвращать, мы сознательно будем сдирать последние по- кровы? — А вам не кажется, что если взрослый человек, пе- дагог начинает говорить с детьми на эту тему, то тем самым он как бы дает им ин- дульгенцию? — Да, и это может срабо- тать. Опять же, может повли- ять и такой механизм: «Раз взрослые считают, что с нами уже пора об этом говорить, то нам пора уже этим занимать- ся». Если уж кто-то и должен об этом беседовать, то только родители. И такой интим- ный разговор между мамой и девочкой, папой и сыном в какой-то момент обязательно должен состояться. Только ни в коем случае нельзя в подоб- ных разговорах использовать примеры из личной жизни — даже для семнадцатилет- него подростка вы остаетесь мамой и папой, так что не надо тянуть его к себе «в по- стель». Я далеко не уверена, что подобные лекции нужны в старших классах, когда у них психика особенно лабильная, когда они все воспринимают очень обостренно. Поверьте, про контрацепцию и средства защиты они уже к этому воз- расту знают и про заболева- ния, передающиеся половым путем, им известно. —Чеммыподытожимнаш разговор? — Подросток спрашивать о сексе уже не будет, а ма- лыш просто удовлетворяет свое естественное любопыт- ство. Поэтому отвечать надо спокойно и ровно столько, сколько нужно, чтобы это любопытство удовлетворить. Поверьте, ему это интересно не более, чем строение Все- ленной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz