Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ № 224/24852/ 20 НОЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 ФОТО РОМАНА РОМАШИНА Тень гения 104 года назад скончался Лев Толстой РАИСА КРЫЛОВА, заведующая филиалом мемориального музея памяти Л. Н. Толстого «Астапово» В доме Ивана Озоли- на, бывшего начальни- ка железнодорожной станции Астапово (ныне Лев Толстой), хранит- ся трогательная история последних дней жизни литературного гения. По- сетители, осматривавшие мемориальную комнату, часто интересуются ри- сунком над кроватью, на которой скончался Лев Николаевич. На обоях можно разглядеть очерта- ние профиля покойного. Отражение на стене обвел кто-то из присутствую- щих на прощании 7 (по новому стилю 20) ноября 1910 года. Кто же увековечил столь необычным способом тень Толстого? Ответ на поставлен- ный вопрос до сих пор будора- жит умы многих исследова- телей. Существует несколько предположений, с которымия бы хотела познакомить чита- телей. Согласно первой леген- де теневой портрет изобразил художникЛеонидПастернак, известный иллюстратор тол- стовских произведений, при- ехавший в Астапово утром 8 ноября. Однако к этому мо- ментумногиекорреспонденты уже сообщили в телеграммах об обведенной тени на обоях. Например, репортер «Газе- ты-Копейки» В. Готвальд 7 ноября в десять вечера напи- сал в редакцию: «В половине одиннадцатого на стене, около кровати, где скончался Лев, тщательно зарисован его си- луэт». Корреспондент С. Ра- ецкий в этот же день сообщил в «Столичную Молву»: «Ве- чером художник толстовец зарисовал силуэт лежащего кроватиЛьва стене комнаты». П. Виленский в телеграмме в «Киевскую Мысль» 7 числа констатировал: «Инициативе служащих стене, которойкро- вать, обведен теневойпрофиль Толстого». Следовательно, предположение про Леонида Пастернака несостоятельно! По следующей версии, про- филь классика обвел учитель пения местной железнодо- рожной школы Алексей Ле- бедев. Об этом в свое время написала его младшая внучка Зоя Грандберг, ссылавшаяся на рассказы бабушки. В ее воспоминаниях говорится, что дед обвел тень цветным карандашом. В сборнике теле- грамм «Смерть Толстого», увидевшем свет в 1929 году, авторы действительно упо- минают о неком «молодом человеке»или«народномучи- теле». Сотрудник «Киевской Мысли» П. Виленский сооб- щал 7 ноября в восемь вечера: «…Половина седьмого группы выделился молодой человек форменнойфуражке, говорят, народный учитель. Большой искренностьюсказал слово. Я, сын народа, земно кланяюсь тебе имени русского народа. Ты весь наш, хотя многие со- чинения твои печатаются за границей, доходятотрывками. Тыбылсчастлив, еслибызнал, умер здесь, среди крестьян, которые любят, еще больше будут любитьтебя.Времяречи явилась графиня. Говоривший обратилсяпросьбойразрешить пропеть вечную.Молчакивну- ла головой…» В воспоминаниях Зои Грандберг читаем: «Граж- данским поступком моего деда, чем я очень горжусь, было то, что с разрешения СофьиАндреевныдетскийхор под руководством Алексея Васильевича запел молитву, за что и был тут же грубо препровожден в жандарм- ский вагон и какое-то время содержался под арестом». А в свидетельских показаниях заведующего аптекой станции Астапово Александра Мали- нина, готовившего лекарства для знатного больного, гово- рится: «Во время выноса весь двор при доме начальника станции и школьный двор были заполнены народом. Все присутствующие запели «Вечную память» под руко- водством учителя Лебедева». В свидетельствах Анто- нины Поповой, однокласс- ницы дочери Лебедева Веры, тоже рассказывается, что «школьный учитель пения Лебедев с хором пел «Вечную память». В воспоминаниях дочери Алексея Лебедева Н. Карцевой читаем: «Очень рано утром А.В.Лебедев с группой учеников, в числе которых была и моя сестра Раиса, получил разрешение проститься с великим писате- лем. В комнате горела лампа, на стену падала четкая, ясная тень Льва Николаевича. Это привлекло внимание учителя. Он вынул из кармана своего пиджака красно-синийкаран- даш и обвел на стене контур тени синим цветом». Как видим, версия, что именно педагог, именуемый в телеграммах «молодым че- ловеком» (ему было 38 лет), изобразил силуэт Толстого, не возникла на пустом месте. В скорбные дни Алексей Ле- бедев бывал в комнате, где вершилась история. Но нас смущает тот факт, что изна- чально тень была обведена все-таки не цветным каранда- шом, а древесным углем. Что, кстати, подтверждено актом 1961 года, связанном с закре- плением силуэта умершего Л.Н.Толстого на обоях. В до- кументе написано, что«перво- начально, в 1910 году, силуэт был нарисован древесным углем, был обведен впослед- ствии синим карандашом по углю. Рисунок закреплялся трехпроцентным раствором дамара в спирте». В воспоминаниях началь- ника станции Ивана Ива- новича Озолина есть такие строки: «Целый день и ночь происходят трогательные сценыпрощания с покойным. Окрестные крестьяне, служа- щие и проезжавшие солдаты с поездов, — все заходили проститься. Ночьюпо очереди дежурили родные и близкие Льва Николаевича. Одним из сослуживцев был срисован на стене профиль покойного по тени от лампы, стоявшей на столе». Эта история про железно- дорожного служащего, про- водника елецкого поезда по фамилии Бутримович жива и сегодня в музейных стенах. Он якобы зашел проститься с покойным и, подойдя к кро- вати, обратил внимание на тень Толстого на стене от света лампы. Попросил дозволения обвести ее. Но хозяина дома не было. Тогда Бутримович вы- шел на порог, вскоре вернулся назад и сказал, что ему разре- шили. Тутже достал уголекиз печки и обвел теневой портрет умершего писателя. Так хочется верить этой красивой легенде! Хотя спра- ведливости ради отметим, что документально она не подтверждена. Но, как видим, самОзолиннаписал, что«один из сослуживцев срисовал на стене профиль покойного». Для хозяина крова таковым считался любой коллега, с которым он контактировал по работе. А значит, им вполне мог быть и железнодорожник Бутримович. По-моему, по- следняя версия об авторстве силуэта наиболее близка к истине. Возможно, когда-нибудь в дискуссии о рисунке углем будут расставлены все точки над «i». А пока мы не устаем рассказывать экскурсантамоб интереснейшем уникальном «экспонате». Неразгаданная тайна вековойдавностиделает главный музей поселка еще более привлекательным для туристов. Профиль Л. Н. Толстого на стене. Комната, где умер вели- кий писатель. Человек с крыльями К 115-летию со дня рождения Михаила Водопьянова ЕВГЕНИЯ СЕЛЕЗНЕВА, ведущий археограф Государственного архива новейшей истории Липецкой области. Это только кажется, что мы знаем о нем почти все. Да, когда восемьдесят лет назад было учреждено звание Героя Советского Союза, наш зем- ляк Михаил Водопьянов сре- ди самых первых удостоился этого отличия высшей сте- пени, которое получали «за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига». Да, он заслужил золотую «звездочку», проявив вместе с ещешестью отважными лет- чикамиисключительнуюхра- брость и редкое мастерство. Они спасали сто с лишним участников научно-исследо- вательской экспедиции «Че- люскина». 13 февраля 1934 года исследователи и экипаж оказались в беде: судно зато- нуло, люди вынуждены были высадиться на полярный лед. И тогда на помощь им отпра- вились лучшие асывоздушно- го флота страны. В том числе Михаил Водопьянов. Они в опаснейшихусловиях, рискуя всем, совершили перелет на Крайний Север и переправи- ли потерпевших катастрофу челюскинцев на Большую землю. Именно этот подвиг Водопьянова и его товарищей отмечен званием Героя. Однако в судьбе Михаила Васильевича было еще немало ярких страниц, о которых далеко не каждый из нас ос- ведомлен. Будет справедливо напомнить о них сегодня, когда исполняется 115 лет со дня рождения прославленно- го летчика. Давайте начнем с самого начала — с детства, точнее с рождения в бедной крестьянской семье в селе Студенки, что ныне часть Липецка, мальчика, получив- шего имя Миша. Попытка вырваться из нужды заставила родителей Михаила уехать в Сибирь, где они жили три года. Там девятилетнийМиша уже дол- жен был работать. Он стал коногоном на строительстве железной дороги. Видимо, ожидания Водопьяновых не слишком-то оправдались. И они вернулись домой. Здесь мальчик после трех классов церковно-приходской школы вместе с отцом трудился по хозяйству, подрабатывал на Сокольском заводе. А юность Водопьянова со- впала с революцией и Граж- данской войной. В 1918 году в Липецке размещалась эска- дрилья тяжелых бомбарди- ровщиков «Илья Муромец». ТогдаМихаил впервые увидел самолет. Это произвело на де- вятнадцатилетнего паренька колоссальное впечатление. В своей книге «Небо начинается с земли» Михаил Васильевич вспоминает: «Однажды мы с отцом чинили крышу сарая. Окончание на 9-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz