Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ности она очень важна. Если же говорить о связи рацио- нального и эмоционального, то мы не витаем в облаках, прекрасно осознавая наши возможности, в том числе и финансовые. Нам никто не дает денег, клуб существует только за счет его участников. Но у нас и нет цели продать что-то задорого. Наша зада- ча — создавать условия для интеллектуального общения и культурного отдыха. — Но почему вы остано- вились на такой смелой идее, как проведение бала? Взять знаменитый Венский бал — за ним десятилетия истории, столетние традиции. Атут вам все с нулянадо былоначинать. — Давайте вспомним, что балы в Липецке проводились еще в XIX веке, когда город был знаменитымкурортомми- неральных вод. Самым ярким считался летнийАлександров- ский бал, который мы возро- дили в 2013 году. Но когда мы только начинали в 2011, люди пальцем у виска крутили: «В Липецке? Бал? Да вы что!» Для нас бал — это не только развлекательное мероприя- тие, но и просветительское; не реконструкция старины, а попытка использовать ее опыт для реализации потребностей современного человека в обще- нии, в атмосфере, пронизанной культурными ценностями. И мы привлекаем людей на бал для того, чтоб, придя на него во фраке, они, образно говоря, не снимали его и после. То есть оставляли бы в себе часть той культуры, которуюмы хотели бы им показать. — Получается привлекать участников? Насколько вооб- ще в нашем обществе распро- странены запросы на подоб- ное? Иногда ведь слышишь, что сегодня люди скучные, их ничто не интересует. — По большому счету, в жизниможно делать две вещи: сложить руки и ждать, пока все как-то изменится, или начать самому менять то, что тебе не нравится. Мыпредпоч- ли второе. Первый святочный бал был организован практи- чески спонтанно. На все у нас было лишь две недели, кото- рые, к тому же, пришлись на новогодние праздники. Но все получилось неплохо, и людей пришло не так мало — пять- семь десятков человек. Через четыре года их было уже около 150, и мы уверены, что будет еще больше. Вот ответ на во- прос о востребованности. И это при том, что за билет на бал, за участие в салоне гости платят деньги — не очень большие, но все же. —И кто они — посетители бала? —Самые разные люди. Са- мому старшему нашему гостю было за семьдесят лет. Причем танцевал он так, что молодые девушки выстраивались к нему в очередь за вниманием. Да, костяк клуба — это моло- дые люди от 20 с небольшим до 40 лет. Но наши мероприятия интересны людям разных по- колений. —Что же представляет со- бой современный бал? —Святочныйбал-маскарад в Липецке — это настоящий бал, организованный в соот- ветствии со всеми требовани- ямицеремониала. Разумеется, основное действие — это тан- цы. Но помимо них это еще и общение, деловые знакомства. Известно, что раньше на балу девушкипервыйраз выходили в свет, родители подыскивали пару для дочерей. Эти тради- ции нам тоже не чужды, пусть и с поправкой на современные реалии. Тем не менее король и королева бала 2014 года стали мужем и женой. Они, правда, были знакомы до того, но долго не виделись, а очередной этап их знакомства состоялся как раз в рамках подготовки к балу. —Вы, значит, ив семейную политику свой вклад вносите? —Вы улыбаетесь, но среди главных целейклуба есть и та- кая—развитие представления о правильных семейных цен- ностях. Хочется восстановить связь между поколениями, которая, как мне кажется, нарушилась за последние де- сятилетия истории нашей страны, снизить остроту про- блемы отцов и детей. Конечно, рецепта счастья у нас нет, мы не предлагаем панацею. Но делать что-то нужное для этого мы можем. Поэтому даже на балу мы предлагаем гостям не только танцевальную про- грамму, но и возможности для разнообразного общения. Например, организуем игро- вой салон. Он включает в себя как современные игры, так и старинные. Допустим, такую, как «Цветочныйфлирт». Игра не мудреная, но практика по- казала: она интересна и ны- нешней молодежи. Жмурки, ручеек — это все тоже типич- ные бальные игры. Иони тоже востребованы, потому что это возможностьживого общения, от которого люди в последнее время стали отвыкать. —Выимеете в виду замену его виртуальным? — Да. Интернет сыграл тут свою негативную роль. Отсутствие живого общения не совсем адекватно природе человека, я считаю. Чело- век — существо социальное. Если мы убираем общение № 224/24852/ 20 НОЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД Председатель клуба культурного развития «Хрустальный слон» Ярослав Ярославин: «Не снимать фрак и после бала» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ “ „ Живое общение „ Сохранение традиций „ Активное действие Формула культурного кода Ярослава Ярославина СОФЬЯ ВОБЛИКОВА «Вы поедете на бал?» — во времена детства со- ветских школьников этот вопрос был исключитель- но частьюизвестнойигры. Сегодня давно повзрослев- шие пионеры и октябрята могут поинтересоваться об этом друг у друга впол- не серьезно. По крайней мере, те из них, что жи- вут в Липецке или рядом. Ведь скоро, в январе, в областном центре пройдет уже пятый святочный бал. Самый настоящий. Преданья стариныдалекой и реалии дня сегодняшнего теснейшимобразомпереплете- ны: связаться с устроителями бала, узнать правила этикета можно через Интернет, на их странице в одной из социаль- ных сетей. Здесь же есть и много различнойинформации, связанной с культурой, опро- сы. Например, о том, что для посетителей страницы значит бал. Лидирует ответ: «Реаль- ная потребность современного человека в изяществе, красоте иобщении». Так считает почти половина из 86 проголосо- вавших. С ними согласен и председатель клуба культур- ного развития «Хрустальный слон» — который как раз и организует балы в Липецке — Ярослав Ярославин. Ему, предпринимателю по роду де- ятельности, егоженеАннеиих единомышленникам, похоже, удается делать вещи непри- вычные для многих, но чрез- вычайно любопытные. Они проводят не только балы, но и салоны, активно участвуют в городскихпраздниках, втаких акциях, как Ночь искусств, Ночь в Музее, Библионочь. — Бизнес ради него самого наскучил, захотелось сделать что-то такое, что не только ине столько приносило бы доход, но способствовало развитию общества в целом, —объясня- ет Ярослав причины, побудив- шие его заняться необычным делом. — Так возник клуб «Хрустальный слон». Слон во всехкультурах символизирует мудрость, силу, а в христи- анстве — победу Христа над смертью, злом. Хрустальный же потому, что мыхотели под- черкнуть чистоту, многогран- ность и хрупкость культуры как таковой. — Ваш бизнес как-то свя- зан со сферой культуры? — Нет. Я работаю в сфере IT-технологий, занимаюсь программным обеспечением. — С вашими коллегами связан стереотип, что это такие сухие интеллектуалы, далекие от эмоциональной сферы культуры. — Отчасти это, может быть, и справедливо. Но наш клуб понимает под культу- рой все, что сделано руками человека. Мы не делим ее на плохую-хорошую. Просто стараемся найти ценное в том, что сделано когда-либо, и преподнести это друг другу. Компьютерная сфера тоже подразумевает свою куль- туру. Например, в вопросах информационной безопас- из повседневной жизни, то это обязательно сказывается на нашем умении сформули- ровать мысль, донести ее до собеседника. Мне самому эти трудности хорошо знакомы. Когда появляется опыт регу- лярного живого общения, то становится легче. — А ваши гости не стес- няются участвовать в балах, салонах? Ведь как ни крути, для нас все это слишком не- обычно, мы на другой культу- ре воспитаны. — Стесняются. Но мы для того и затеяли все это, чтобы возродить то лучшее, что было в нашем прошлом, научиться говорить друг с другом содер- жательно, интересно. Пусть даже ио погоде.Иужтемболее приходится работать над тем, чтобыпонятно и увлекательно говорить о чем-то сложном. Вообще, ключеваяособенность всех наших мероприятий — это интерактивность. Высту- пить перед слушателями и сказать: так надо жить, а так нет — этот стиль для нас со- вершенно неприемлем. Нам интересно погрузить человека в ту среду, которая смогла бы помочь ему раскрыть его по- тенциал. — Вы упоминали вначале среди задач клуба создание ус- ловий для интеллектуального общения. Это, на мой взгляд, особенно интересно. Ведь пло- щадок для таких диалогов не много. — Да, мало. Салон — одна из них. Здесь можно пого- ворить на любые темы: и на житейские, и на философ- ские. Тема салона объявляется заранее, чтобы гости могли подготовиться к беседе. По- следние две наших встречи, допустим, были посвящены роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Эту тему пред- ложили сами гости. А до того мыобсуждали, кпримеру, где, как лучше жить: в своем доме или в квартире, в большой се- мье или маленькой. И это не праздная болтовня: размыш- ляя в таком формате о том или ином вопросе, слушая других, споря или соглашаясь с ними, человек начинает лучше пони- мать самого себя, свои устрем- ления, приводит свои мысли в порядок. Я уж не говорю о развитии культуры общения. К тому же, наши гости всегда могут отойти в сторонку и по- говорить о чем-то своем. — Тут сразу вспоминают- ся «кружки» в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой, кстати, довольно иронично описывает это салонное обще- ство. Да и у других писателей, современников встречаются не самые лестные отзывы как о салонах, так и о балах. Это вас не смущает? — Нет. Мы вспоминаем старое, но беремиз него только лучшее и пытаемся понять: востребовано ли это в насто- ящее время. Оказывается, востребовано. А что касается истории… Бальная культура в имперской России была до- ступна не только дворянам. В городских открытых балах могли участвовать люди раз- ных сословий. И мы сейчас проводим такие же открытые мероприятия. Чем, кстати, уже перекидываем мостик между поколениями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz