Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 215/24843/ 6 НОЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ЗАМЕТКУ Дети и милосердие Что обычно обсуждают мамы-папы в лич- ных беседах с друзьями или на родительских собраниях в школе? Успехи своих чад в обу- чении, в спорте, в творчестве. Или проблемы, связанные с развитием в этих сферах. Но часто ли поднимаются вопросыо нравственномросте ребенка?Многие лииз нас обеспокоенытем, на- сколько наш наследник отзывчив, сострадате- лен, милосерден?Встречаютсяли вообще такие слова в наших беседах с ним?Ксожалению, как правило, нынешние дети окруженысовсемдру- гими разговорами и жизненными примерами. Их учат быть лидерами, учат быть успешными профессионалами. А современное телевидение и виртуальные игры, общение в Интернете за- кладывают в детях и вовсе противоположные понятию«милосердие»основы. Даинекоторые родителиубеждены: миржесток, ипустьлучше ребенок сразу научится «держать оборону», без всякого сострадания. Правильный ли это путь? Обо всем этом размышляют участники нашего сегодняшнего родительского собрания. МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ Доброта спасет мир Наталья Носкова, учитель русского язы- ка и литературы православной гимназии г. Липецка: — Добро- та и мило- сердие — ос- новы христианской жизни. Когда ребенок воспитывается согласно заповедям Божьим, он растет чутким и отзыв- чивым, умеющим разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближ- ний — это тот, кто нуждается в твоей помощи. Господь, указывая на ре- бенка, сказал удивительные слова, которые люди не могут до конца понять, но в которых заложены огромная правда и жизненная сила: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Божие». Почему? Да потому что в душе ребенка есть нечто, что никогда не должно покидать человека, — это чи- стота сердца, а значит, мило- сердие. В ребенке изначально уже заложено чувство состра- дания. И родители должны замечать эти качества в своих детях и поддерживать их. Часто бывает, что ребенок, живя даже в православной сре- де, вправославной семье, учась в православной гимназии, все равно рано или поздно встре- чается с другим миром, где милосердие—этоне закон.По- этому важно как можно рань- ше заложить в душе ребенка крепкий фундамент доброты и сострадания, чтобы ребенок при раздвоении стандартов, с которыми он встречается в жизни, выбирал правильную дорогу. Этому противостоять можно только тогда, когда в ребенке воспитано подлинное чувство любви — когда ради другого человека ты готов чем-то поступиться, что есть у тебя: собственнымкомфортом, авторитетом среди однокласс- ников. Когда ты готов ради другого человека сделать нечто непопулярное в современном мире. Как же воспитать эту любовь? Думаю, что только личным примером родителей, педагогов. Мы в православной гимназии учим детей никогда не делать другим того, чего не желаешь себе. Это формирует внутренний стержень. Конечно, нравственное вос- питание детей — достаточно сложный процесс. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обще- стве нормами поведения и вза- имоотношений. Но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоенииморали. Поэтому так важна роль взрослого, с по- мощью которого этот процесс осуществляется. Источником развития доброты, милосер- дия, сочувствия у ребенка вы- ступают взаимоотношения с близкими людьми. Дети рано начинают чувствовать добро- ту, справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжела- тельности. Очень важно, что- бы они распространяли гуман- ные чувства не только на себя, а умели сострадать другим людям, быть милосердными. Важен личный пример Татьяна Соколова, начальник отдела ин- формационно-методического сопровождения Центр развития добровольчества: — Мило- сердие—это главная со- ставляющая духовно-нрав- ственного понятия «добро». Но, к сожалению, для подрас- тающего поколения осознать это порой бывает сложно. Мо- жет быть, виной всему сегод- няшний век потребительства. Ив семьяхвоспитаниюименно этого чувства уделяется мало внимания, а порой и вообще о нем не вспоминается. Часто у детей возникает замешатель- ство, когда просишь их отве- тить на, казалось бы, простой вопрос: что такое добро? А ведь только осознание таких базовых понятий помогает вы- строить правильную картину мира. На мой взгляд, дети сыз- мальства должны понимать, что мир крутится не вокруг них, что он гораздо шире. Но само слово «милосер- дие» воспринимается под- ростками как устаревшее. Происходит переоценка цен- ностей. И это страшно. Как можно переломить ситуацию? Личнымпримером. Родители, учителя, наставники должны показывать подрастающему поколению, что добро превы- ше всего. И начинать нужно с себя, хоть это и сложно. Когда я говорю с молоде- жью о таком понятии, как до- бро, напоминаю, что это слово общеславянского происхожде- ния. «Доба» значит чистый. С чистотой человек рождается и живет. Так должно быть. Да и милосердие — национальная черта нашего народа. И тому есть немало исторических примеров. Но на одних при- мерах из прошлого далеко не уедешь. Нужны конкретные дела. Очень хорошо, что в на- шейобластипятьлетназадбыл создан Центр развития добро- вольчества, потому что к нам приходит молодежь, которая служит идее добра. Официаль- но добровольцем можно стать, достигнув14лет, но ведь совер- шать добрые поступки можно и без этого статуса. Кстати, в этом году на недавно прошед- шем слете волонтеров «Время действовать» мы награждали детей начиная с семи лет. Мы проводим акции, став- шие уже традиционными, такие, например, как Недели молодежного служения, в ходе которых ребята помогают по- жилымлюдямитем, ктопопал в трудную жизненную ситуа- цию.Мыне беремна себяфунк- ций отделов соцзащиты. Но та работа, которую проводим, тоже очень важна. Говорят: старикам важно внимание. Наши добровольцы посещают геронтологические центры, устраивают концерты, дарят сувениры, изготовленные сво- ими руками. И, что немало- важно, наполняют свои души теплом. Принимая участие в благотворительных акциях «Спешитеделатьдобро», «Рука помощи», «Учитесь на здоро- вье», детиначинают понимать, что есть те, кто нуждается в их помощи, например, дети-сиро- ты.Ивот это стремлениечем-то поделиться нужно поощрять. Чтобы воспитать в ребенке отзывчи- вость, научить его быть по-настоящему добрым, родителям стоит помнить о не- которых простых советах: 1. Задумайтесь о своих поступках. Как часто вы откликаетесь на просьбы близких, друзей, знакомых? Воспринима- ете ли вы их спокойно или они вызывают у вас раздражение и досаду? Уделяете ли вы внимание старшим членам семьи, искренни ли в заботе к ним? Детям важ- но не только то, что вы делаете, но и как вы это делаете, с каким чувством. 2. Милосердие — это не пачка сигарет, для него нет возрастных ограничений. Приучайте малыша с первых лет жизни к тому, что помогать другим — это очень хорошо. 3. Заставлять быть добрым—глупо. По- могайте ему быть добрым—поручите ему заботу о цветке или домашнем питомце, кормите вместе птиц зимой, подскажите, что часть карманных денег можно потра- тить на благотворительность. ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ Андрей Баранов, военный пенсионер, г. Липецк: —Милосердие сегодня —палка о двух концах. С одной сто- роны, нужно приучать ребенка делать добро, а с другой — как бы потом ему это не вышло боком. В нашей семье была такая ситуация.Женапостоянноподаваламилостынюстарушке возле магазина и приучила дочку к мысли, что необходимо помогать тем, кто об этом просит. И однажды наша девочка отдала цы- ганам все сбережения, которые хранились дома—«потому что они в этом очень нуждались». Возможно, кто-то скажет, что мы сами виноваты в том, что не объяснили ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что есть те, кому требуется по- мощь, а есть аферисты и мошенники. Мария Губанова, юрист, г. Липецк: —К сожалению, само слово «милосердие» сегодня не очень популярно, особенно среди молодежи. Доброго, умеющего со- страдать ребенка считают слюнтяем. Знаю, что особенно часто так происходит у старшеклассников. И даже если подросток в душе именно такой, он постарается запрятать это качество по- дальше от глаз сверстников. Да имы, взрослые, часто пресекаемпопытки детей проявить милосердие. Положа руку на сердце, многие ли из нас способны одобрить поступок ребенка, который пожалелшелудивуюкош- ку или приволок домой бродячую собаку? А ведь в следующий раз ребенок и не подумает так поступить. Дальше — больше. Такое поведение распространяется и на людей. Но, опять же, милосердие, основанное только на словах, — это пустой звук. Воспитывать нужно личным примером. А ведь это тяжело—во всех смыслах этого слова. Проще не заметить и пройти мимо. Галина Печенкина, провизор, поселок Матырский: — Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна по- мощь. Здоровым и благополучным это бывает трудно понять и даже заметить. Но придет время, когда каждый из нас станет старым и немощным. Кто поможет нам, если мы никому не помогали? Мы рассчитываем на своих детей, поэтому нужно приучать их к милосердию и состраданию. Япомню, в нашемдетстве была такая книжка—«Цветик-се- мицветик» Валентина Катаева. Это была любимая сказка моего детства, до сих пор помню мультфильм. Было интересно фан- тазировать на тему: что бы ты сделал с лепестками волшебного цветка? И самое интересное, каждый из нас, помечтав о каких- нибудь вкусностях и игрушках, говорил, что поступил бы, как героиня сказки, то есть помог бы нуждающемуся. А сегодня я и не назову таких книжек, которые учили бы состраданию. Но делать это нужно. Например, раньше у наших предков была традиция на праздники заботиться о нуждающихся. Да и сейчас во многих семьях принято делать подарки детям из детских до- мов. Много организаций — православных и добровольческих, которые помогают тем, кто в этом нуждается. Почему бы нам, родителям, не воспользоваться этим опытом? Тема следующего выпуска: «Дети и отцы» В ноябре есть две очень похожие даты — всемирный день мужчин и международный мужской день. И, между прочим, цель последнего —привлечение внимания к ущем- лению прав мужчин при определении важности их роли в семье и воспитании детей. Действительно, влияние отца на становление ребенка незаменимо. Но в чем оно проявляется в современных условиях? Каковы особенности мужского и женского взглядов на воспитание? Каких ошибок нужно из- бегать родителям, определяя сферы своей ответственности? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в следую- щем выпуске «Родительского собрания». Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нампо адресу: ул. Московская, 83 или на электроннуюпочту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 50-17-21. Страницу подготовили Марина Кудаева и Софья Вобликова. Фото Ольги Беляковой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz