Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ТЕНДЕНЦИИ № 215/24843/ 6 НОЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 ВИКТОР СТРАХОВ Экономика, основан- ная на продаже сырья и энергоресурсов — руды, металла, нефти, газа, неу- стойчива и бесперспектив- на. Эту прописнуюистину отечественные политики, как мантру, неустанно повторяли практически со времен перестройки. Однако многие годы по существу ничего не меня- лось. Потребовалась твердая воля Президента России Вла- димира Путина, чтобы в стра- не наконец появился закон о промышленной политике. А вот сработает ли он? Есть ли у России шансы вновь стать экономически развитой, вы- сокотехнологичнойдержавой? Об этом беседуют наш корре- спондент и президент Липец- кой торгово-промышленной палаты, а в свое время один из авторов закона о региональ- ной промышленной политики Анатолий Гольцов . —Анатолий Васильевич, а действительно, не запоздали ли депутаты с федеральным законом о промполитике? — Это тот самый случай, когда лучше поздно, чем ни- когда. Стране на самом деле необходим такой рамочный закон, который пусть и не в деталях, но достаточно четко обозначил бы наши эконо- мические приоритеты и, в частности, стимулировал бы выпуск так называемой ко- нечной продукции. Хотя, не спорю, и прежде было ясно, что либеральные экономиче- ские рецепты в нашем случае абсолютно непродуктивны. Уже много лет назад мы пре- красно знали, что благода- ря усилиям «реформаторов» разрушены целые отрасли, промышленное производство в стране снизилось на 60 про- центов, а производительность труда на сохранившихся пред- приятиях в 5—7 раз ниже, чем в развитых странах. На этом старались не акцентировать внимание. Но, когда грянул гром и худой мир с западными соседями закончился «санк- ционной» ссорой, общество проснулось. Хотя, безуслов- но, не мешало бы вспомнить о промышленности намного раньше. —Почему не вспомнили? —Наверное, некогда было. Едва ли не все нулевые годы цены на энергоресурсы росли как на дрожжах. Бюджет прекрасно наполнялся, иподе- лить его не составляло труда. А вот когда привычный про- фицит сменился дефицитом, пришлось призадуматься и центру, и многим другим кра- ям, республикам, областям. —Не всем?.. —Не всем. Некоторые наи- более дальновидные регионы, и Липецкая область в том числе, приняли превентивные меры намного раньше. Убе- дившись, что рынок (а он, по ЕгоруГайдару, должен был все отрегулировать) не работает, они как раз и сделали то, что Траектория взлета Липецкая область одной из первых в стране приняла закон о промышленной политике называется промышленной стратегией, и, в частности, предусмотрели преференции для бизнеса, инвестирующе- го в промышленное произ- водство. Напомню, закон «О промышленной политике в Липецкой области» был раз- работан и принят еще в 2001 году. И сразу же получил ре- альное наполнение в програм- ме промышленного развития до 2005 года. Потом были дру- гие программы. И результаты не заставили себя ждать. По- сле провальных девяностых регион динамично развивался. Он стал лидером по произ- водству не только металла, но и «белой» техники. При этом многие предприятия, и в частности заводыитальянской фирмы «Индезит», сыграли роль якорных компаний, про- стимулировавших создание кластера производителей ком- понентов для холодильников и стиральныхмашин. И сегодня сложная бытовая техника почти на 80 процентов ком- плектуется узлами и деталями местного производства. Более того, Липецкая область стала одним из признанных центров производства пластмассы. —В свое время у нас актив- но заговорили об инновациях. На самом высоком уровне раздавались обещания резко увеличить выпускнаукоемкой продукции. Однако поинтере- совался недавно статистикой. И выяснил, что доля инно- вационных предприятий в стране не превышает 10—12 процентов, а их вклад в экс- порт едва ли не стремится к нулю. Может, незачем было и огород городить? — Ну почему же? В свое время в СССР были инновации самойвысокойпробы, иРоссия может продолжить традиции. Все вполне реально. И если для начала вспомнить уроки австро-американского эконо- миста Йозефа Шумпетера, то не надо даже велосипедизобре- тать. Таквот, чтобыэкономика действительно была инноваци- онной, требуются новшества и деньги на внедрение. Где их взять? Разумеется, заинтере- совать инновациями бизнес и подтолкнуть его к деятельно- сти. Как? Здесь все еще проще: разделить риски, неизбеж- ные при разработке новинок, компенсировать бизнесменам часть расходов, субсидируя, например, непомерно высокие банковские ставки. —И этого достаточно? — Как правило. Знаю по собственному опыту. Уже при реализации первых программ развития промышленности гигантский технический и технологический рывок сде- лала лебедянская компания «Ассоль», давшая, по сути, новуюжизнь местному заводу ветеринарных инструментов. При поддержке областной администрации обновились елецкие заводы «Гидропри- вод» и тракторных гидроагре- гатов. Тогда же на рынке хле- бопродуктов появился такой крупный игрок, как «Лимак». — А как же заклинания либералов, требовавших от го- сударства ни при каких обсто- ятельствах не вмешиваться в деятельность коммерческих структур? После провальных девяностых регион динамично развивался. Он стал лидером по производству не только металла, но и «белой» техники. — А никто и не вмешива- ется. Чиновник не может и не должен работать за хозя- ина, предпринимателя. Но создать условия для развития отечественного товаропроиз- водителя он обязан, запустить маховик, дать толчок. Этого обычно вполне достаточно. И тогда на один рубль помощи собственник привлечет еще пять, пятнадцать, пятьдесят рублей. Потому что он видит поддержку, понимает, что его инициатива перспективна. А дальше… Да, дальше уже действует рынок и заставляет обзаводиться не только креди- тами, но и другимиконкурент- ными «доспехами». — С чего начинается об- ластной закон о промышлен- ной политике? — Главные его компонен- ты— поддержка инновацион- ной деятельности, кадровой политики, экологии, а также поддержка качества товаров. Разрабатывая закон, кстати, мы впервые всерьез загово- рили о сертификации систем управления качеством. И, надо сказать, эффект оказался впечатляющим. Если на рубе- же веков в Липецкой области были всего две крупные ком- пании, имевшие международ- ные сертификаты управления качеством, то вскоре такие сертификаты появились и у средних, и у малых предпри- ятий. И это была не просто бумажная, бюрократическая работа. У предпринимателей появились новые, более амби- циозные цели. Повысив каче- ство продукции, они всерьез заговорили о выходе на евро- пейские и азиатские рынки, о диверсификации производ- ства. Ну а в администрации пошли еще дальше. Тогда ро- дилась идея кластеров. Мына- чалинастойчивоподталкивать государственные структуры к созданию особых экономиче- ских зон. — И инициатива снизу оказалась… — Выгодной для региона. Скажу больше: предлагая пло- щадку для ОЭЗ, мыпонимали, чего хотим, мы были готовы к переговорам с инвесторами и мы говорили с ними на одном языке. Думаю, что именно по- этому липецкая промплощад- ка оказалась одной из самых успешных в стране, а регион стал экономически сильным, надежным, самодостаточным, способным профинансировать создание промзон в районах. — Однако экономическое процветание не помогло удер- жать на плаву многие некогда вполне стабильные предпри- ятия, и в частности крупней- ший машиностроительный завод региона — Липецкий тракторный. Почему? —Потому что ЛТЗ уничто- жали целенаправленно. Как и все российское тракторостро- ение. Это была продуманная, спланированная, организован- ная акция. Акция против все- го нашего машиностроения. Поддержанная доморощенной либеральной тусовкой, она проходила под заезженным, но популярным в девяностые годы лозунгом: «Запад нам поможет…» И Запад помог, поддержав доморощенных имитаторов бурной экономи- ческой деятельности. Так что у развала есть конкретные ис- полнители. — Заговор? — А как еще объяснить, почему из 286 российских станкостроительных заводов осталось только восемь? Как получилось, что в стране, рас- полагающей едва ли не самым большим пахотным простран- ством в мире, нет собственного пропашного трактора?Почему многочисленные аналитики, озабоченные продовольствен- ной безопасностью страны, не заметили разрушения ее основы — производства сель- хозмашин? И таких почти риторических вопросов слиш- ком много. Думал об этом со- всем недавно в Питере, когда в очередной раз побывал на Кировском заводе. Там, кста- ти, сегодня работают многие липецкие тракторостроители — инженеры, конструкторы, технологи, специалисты по маркетингу и сбыту. Этот за- вод, пожалуй, последний из могикан. И это плохо для эко- номики страны, потому что от продажи новой техники завод получает лишь треть прибыли, а две трети — от реализации запасных частей и сервисного обслуживания. — Свято место пусто не бывает? — Разумеется. И сегодня эти деньги «стригут» «Джон Дир», «Массей-Фергюсон», «Катерпиллер», десятки дру- гих фирм. И это один момент. Другой — почему сегодня ра- стут цены на продовольствие? Дапотому, чтокнамприходят, конечно, хорошие, но очень дорогие специализирован- ные, сезонные машины, что повышает не только урожаи, но и цены на зерно, свеклу, а в конечном счете и на хлеб, сахар, молоко. Безусловно, я не призываю отказываться от современных технологий. Но они нисколько не мешают извлечь правильные уроки из прошлого и подумать о вос- становлении национального тракторостроения. — А это возможно? —Как известно, Липецкий тракторный в войну строился. А сейчас — время роста и дви- жения вперед! ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz