Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЗЕМЛЯКИ | В Елецком районе прошел литературный праздник памяти Михаила Глазкова «Здесь мне легче дышится и пишется…» № 213/24840/31 ОКТЯБРЯ 2014 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Слово обозревателю «Россию любить сейчасно» Елена Бредис «Прогрессивная» праволиберальная общественность ежеминутно готова возмутиться, разгневаться, обстре- лять оппонентов из орудий разного калибра. Поводом могут стать и митинг в поддержку ополченцев Ново- россии, и запрет гей-парада, и ужесточение контроля за деятельностью общественных организаций, финан- сируемых из-за рубежа… Н о на сей раз все ее стоныи вопли пред- назначались не вла- сти, принимающей, на ее взгляд, сильно «недемо- кратические» решения, не патриотическим объ- единениям, а двум уже очень немолодым жен- щинам. Одной недавно исполнилось восемьдесят, другая на три годамоложе. И обе они талантливые поэтессы. В сущности, живые классики. На их стихах, так же, как на по- эзии Окуджавы и Высоц- кого, Евтушенко и Галича, взрастала наша тайно или явно диссидентствовавшая интеллигенция. И вдруг Юнна Мориц и Новелла Матвеева — а речь идет о них — вызва- ли буквально вал злобы и ненависти. Это ж как надо было достать, на сколько больных мозолей наших «толерантных», «полит- корректных» поборников прав и свобод наступить, чтобы они, забыв о воспи- тании, приличиях, уваже- нии к возрасту, устроили такую травлю. Но сами посудите, что вдруг написала Новелла НиколаевнаМатвеева вме- сто тонких лирических, хрустально звенящих сти- хов: «А впрочем, радио- элита/ На стороне врага — открыто; / Все мень- ше игр двойного спорта./ Скажите ж мне: с какой печали/ Их «оппозицией» прозвали?/ Не оппозиция, а КОНТРА!». Какой ужас! Людей, не любящих Россию, она осмелилась назвать «кон- трой». Да и Юнна Пе- тровна тоже отличилась: «Диктатура либералов, тирания либералов,/ Оз- верели комиссары либе- ральныхидеалов./Что-то в зверстве либералов есть от беломор-каналов,/Что-то в зверстве либералов есть от пыточных подвалов...» Да как она посмела! С кем сравнила защитников ев- ропейских ценностей! Б удущий создатель атональной системы в музыке Арнольд Шёнберг до своих экспе- риментов писал потряса- юще красивые, глубокие и вполне традиционные произведения. Они пользо- вались неизменным успе- хом. Но потом придумал додекафонию. От нее у большинства слушателей «уши вяли». А знаете, как он все объяснил? Ужасы новейшего времени и мира невозможно передать ро- мантичными и гармонич- ными средствами ушед- шего века. Наши либера- лы, упрекающие Мориц и Матвееву в отсутствии в их нынешних стихах «поэзии», не чувствуют, не хотят чувствовать, что заставило великолепных поэтов переменитьманеру, тональность, заговорить так прямо и жестко. «Эти стихи вряд ли украсят биографию Новеллы Мат- веевой, — каковая био- графия, впрочем, остается безупречной», — не без сожаления констатиру- ет Дмитрий Быков, вы- сказываясь о «КОНТРЕ» Матвеевой. Им, либералам, хочется что-нибудь наподобие ро- мантической матвеевской «Баллады о гвозде» или «Большого секрета дляма- ленькой компании»Юнны Мориц. Это мило и уютно, напоминает о советских кухонных посиделках с гитарой. А в нынешних стихах бунтующих шести- десятниц совсем другие «гвозди». Они царапают уши и души. Они постоян- но напоминают о страдани- яхи о злодеяниях, которые творятся совсем рядом. Потому-то тусовщикам и хочется выдернуть из стен этигвоздиивыкинуть, что- бы не задевали, не ранили. Как «выдернуть»? Да объявить, например, что у ЮнныМориц прогресси- рующий маразм, и начать муссировать эту тему в Интернете. Ну действи- тельно, разве мог нормаль- ный человек во время бом- бардировок Югославии сочинить антинатовскую поэму «Звезда сербости»? «Зачем лагеря, душегубки и печи?../ Есть бомбы и правозащитный укроп./ Европа спасает права че- ловечьи,/ Страну загоняя бомбежками в гроб…» Да кому в здравом уме и твер- дой памяти позволено так упрекать цивилизованный Запад? Как можно обви- нять его в фашизме? Ведь официальная, одобренная в цивилизованном мире и, естественно, безогово- рочно принятая нашими неолибералами идеология давно поставила знак ра- венствамеждуСталиными Гитлером. АМориц ставит этот знак между Гитлером и организаторами «демо- кратичной», «гуманной» расправы с сербами. И с Новеллой Нико- лаевной либералам теперь не по пути. Вряд ли им близки, к при- меру, такие строки: «По- эзия есть область боли/ Не за богатых и здоровых,/ А за беднейших, за боль- ных...» Мы-то с вами зна- ем «область боли» отече- ственных поборников прав человека. Это отсутствие дорогих сыров с плесенью и невозможность насла- диться «высокой кухней» в российских ресторанах. Это обида за «незалежну» Украину, которой не дали устроить в Крыму то же, что в Одессе. Это сострада- ние к геям и лесбиянкам, которым в нашей стране не позволяют вступать в брак и усыновлять детей. При чем тут беднейшие и больные? Да уж,Матвеева не уме- ет и не хочет задернуть окна кремовыми шторами и, как в старом советском анекдоте, представить, что мы едем. Она не соглаша- ется успокоить свою душу анестезирующим гелем, чтобы та не реагировала на беды людей. «Мы уже зом- бированные. На нас ничего уже не действует. То, что раньше мы воспринимали бы как какой-то ужас или возмутительные явления, не лезущие ни в какие во- рота, на то теперь многие глядят почти равнодушно. Нас как будто нарочно подменили», — это ее го- рестные размышления в одном из недавних юби- лейных интервью. Поэто- му и пытается она вывести людей из состояния зомби, достучаться до совести, жертвуя своим врожден- ным лирическим даром: «Брависсимо! Гляди, как ловко;/ Предательство — всего лишь «мненье»!/ Из- мена — «выбор точки зре- нья»!/ Вредительство — «талант, сноровка»!» Это уже не нежная акварель. Это яростный и хлесткий плакат. Это подключение к опыту Маяковского с его пером, приравненным к штыку. Теряюсь в догадках: как в таком возрасте со- хранить бьющий через край темперамент, как не устать, как не беречь своих нервов? Они были лири- ками, стали трибунами. Потому что такое время. Потому что главный их та- лант — любовь к Родине и людям. Ив зависимости от того, чего требует эта лю- бовь, они берут в руки лиру или трубу, играющую по- будку. Люди, не способные на такую любовь, упрека- ют их в угождении власти. Объявляют выжившими из ума: «защищать «наше государство» от «диктату- ры» и «тирании» либера- лов — симптом душевного заболевания». Не будем уподобляться этимобвини- телям и ставить диагнозы им самим. Тем более что лекарства от недугов со- вести нет. Легче уж вы- лечить лихорадку Эбола. Давайте лучше еще почи- таем Юнну Мориц: Россию любить не модно, Невыгодно и опасно. Но честно и благородно — Россию любить сейчасно. Когда она будет в моде — Полюбит ее отродье, Которое ей от злости Сейчасно ломает кости!.. ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА СПОРТ Побед много не бывает Михаил Абрамов В 18-м туре первенства России по футбо- лу среди команд зоны «Центр» липецкий «Металлург» одержал самую крупную победу в нынешнем сезоне. Причём сделал это на выезде. В Туле «сталевара- ми» был нещадно бит местный «Арсе- нал-2» со счётом 5:1. Справедливости ради стоит отметить, что команда из Тулы является аутсай- дером и до сих пор не одержала ни одной победы в турнире. Тем не менее расслаб- ляться в поединке с ней чревато — в этом уже убедилась идущая второй «Рязань», сыгравшая с молодыми «канонирами» вничью и потерявшая важнейшие очки в борьбе за лидерство. Липчане подобной ошибки допускать не стали и уже в первом тайме дважды по- разили ворота соперника — отличились Владимир Еремеев и Денис Поярков, ре- ализовавший пенальти. После перерыва наша команда не сбавила оборотов и до- вела встречу до крупной победы благодаря дублю Дмитрия Кортавы и голу Кирилла Гоцука, который тем самым реабилити- ровался за эпизод на 58-й минуте, когда он срезал мяч в сетку собственных ворот. —Благодарен ребятам, которые серьёз- но настроились на этот матч, — отметил в разговоре с корреспондентом «Липецкой газеты» главный тренер «Металлурга» Сергей Машнин. — На зимние каникулы мы надеемся уйти на пятом месте, которое сейчас и занимаем. Адля этого надо побеж- дать в двух оставшихся матчах. Ближайший поединок «Металлург» проведёт на своём поле во вторник, 4 ноя- бря, против пензенского «Зенита». * * * В среду ХК «Липецк» на своём льду нанёс поражение в серии буллитов дву- кратному обладателю Братины — приза лучшей команде Высшей хоккейной лиги —«Торосу» из Нефтекамска со счётом 3:2. Таким образом наша команда продлила свою победную серию до пяти встреч! Первый период команды провели осто- рожно, а сразу после перерыва приступили к активным действиям. На 22-й минуте Александр Степаненко броском с довольно острого угла вывел гостей вперёд. Липчане не замедлили с ответом, и менее чем через минуту Вадим Аверкин удачно подставил клюшку после броска Ивана Груздева — 1:1. А вскоре Константин Колесников оставил шайбу в зоне «Тороса» под бросок Фёдору Аверюшкину, и тот вывел липчан вперёд — 2:1. На 7-й минуте третьего периода гостям удалось сравнять результат. В результате контратаки Виталий Каменев оказался один перед воротами липчан и с полуметра пробилнашего голкипераЮрияПетрова— 2:2. Витоге судьбуматча решили буллиты. Удачливее оказались хозяева: решающий бросок нанёс Альберт Вишняков. Следующий матч ХК «Липецк» про- ведёт на своей площадке в пятницу, 31 октября, против «Ижстали» (Ижевск), за- нимающей на данныймомент второе место в турнирной таблице. Начало — в 18.30. ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС | « Дом Губина » приглашает Ездят музеи в гости друг к другу И. Неверов Живописный шедевр, древнегреческая ваза, роскошный костюм, в котором когда-то выходил на сцену великий актер, уникальны и бесценны. До таких сокровищ и дотронуться-то боязно. И вдруг их упаковывают, грузят в машины, поезда, самолеты, переправляют за сотни, а то и тысячи киломе- тров... Согласитесь, дело это сложное, хлопотное, ответственное, да, пожалуй, и рискованное. Но музейщики идут на риск, чтобы раритеты могли увидеть жители других городов, стран, континентов. И тут необходимо особое доверие между теми, кто везет музейные экспонаты за тридевять земель, и теми, кто их принимает, будет показывать публике. Нашему областному художественному музею коллеги безус- ловно доверяют. От «Дома Губина» в Липецке невидимые нити тянутся в разные регионы России, начиная с Москвы и Санкт-Петербурга. — Мы активно практику- ем демонстрацию музейных коллекций, а не только работ какого-нибудь одного гра- фика, скульптора, живопис- ца, — говорит исполняющая обязанности директора музея Надежда Шаршакова. — Хо- чется познакомить публику с целыми эпохами, направле- ниями, школами, масштабно представить наиболее яркие явления в отечественной и мировой культуре. Бывает даже так, что одна экспози- ция продолжает, дополняет, развивает темы предыдущих. Вот сейчас у нас «гастроли- рует» Санкт-Петербургский музей театрального и му- зыкального искусства. По- добных выставок в Липецке, я не сомневаюсь, никто не припомнит. Блистательные эскизы художников прослав- ленного объединения «Мир искусства», костюмы «звезд» императорского балета, ро- скошный кафтан, в котором сам Шаляпин пел Бориса Годунова, и многое другое позволяют почувствовать те- атральную атмосферу пер- вых десятилетий минувшего века. Мы и наши коллеги с бе- регов Невы задумали эту выставку давно. Год назад в Липецке проходила экспо- зиция, посвященная Анне Ахматовой, из питерского му- зея великой поэтессы. Свиде- тельства о жизни и творчестве АнныАндреевны давались на широком фоне Серебряного века, в контексте не только литературы, но и живописи, театра, философии. Вот мы и подумали, что Серебряный век стоит представить еще полнее. В чем нас поддержа- ли специалисты из Северной столицы. Не буду скрывать: реа- лизация подобных проектов требует солидных затрат. На сей раз и хлопоты, и расходы с нами великодушно разде- лили департамент культуры Санкт-Петербурга и хозяева коллекции. Они оплатили страховку, работу своих экс- позиционеров, безвозмездно предоставили каталоги. Им хотелось, чтобы элитные про- изведения стали доступными для наших земляков. У мно- гих ли липчан, ельчан, чаплы- гинцев появится другой шанс прикоснуться к высокому творчеству Бакста, Головина, Билибина? — То есть вы ждете на вы- ставку и народ из районов? — Музей проинформиро- вал о выставке глав муници- палитетов.Мыдавно дружимс рядом учебных заведений. На- пример, с первой гимназией в Чаплыгине. Так что надеемся, что в эти дни в музее побывают зрители, особенно юные, не только из областного центра. Детям вообще внимание осо- бое. Имнаверняка понравятся волшебно красивые платья принцесс. — Нынешняя экспозиция продлится до середины дека- бря. А что дальше? — А дальше проект не ме- нее неожиданный и любопыт- ный. В Москве существует замечательный, богатейший Музей культур Востока. В его залах чувствуешь себя как в мире сказок «Тыся- чи и одной ночи». Вот он-то и будет нашим следующим гостем. Выставка должна на- зываться «Корабль пустыни». — На этом «корабле» вы доплываете до 2015 года, когда страна отметит юбилей ВеликойПобеды. Юбилейная дата учитывается в ваших планах? — Разумеется. Выставку мы подготовим в сотрудни- честве со специалистами на- ших архивов. У них столько материалов, которые будут как бы дополнять, «доку- ментировать» произведения художников — и ветеранов- фронтовиков, имолодых авто- ров, которых вдохновила тема народного подвига, спасения Отечества. —А что вы хотели бы при- везти из других музеев и га- лерей? — Достойных задумок хватает. Хватило бы еще средств. Возлагаем надеж- ду на программу по обмену между музеями. Развивать этот обмен—идея президента нашего государства Владими- ра Владимировича Путина. Сейчас идут переговоры с федеральным музеем в Спас- ском-Лутовино. Выставка будет посвящена двухсотпя- тидесятилетию выхода кни- ги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Это может стать весомым вкладом в региональную про- грамму Года литературы. Есть в планах и экспозиция произведений из историко- художественного музея-запо- ведника «Абрамцево». Упо- мяну также выставку русской графики ХVIII-XIX веков из Орловского музея изобрази- тельных искусств. Мечтаем о выставке к семидесятипя- тилетию Иосифа Бродского. Это сложный, но, согласитесь, выдающийся мастер поэзии. Собственно, на мой взгляд, необязательно, чтобы музей работал исключительно на массовый охват аудитории. Что-то интересно для всех, а что-то далеко не всем. Но если речь о серьезном ис- кусстве, будь то словесное творчество или живописное, наша задача — предоставить возможность, чтобы земляки узнали, услышали, увидели. Поэтому, признавая, что классическое искусство было и остается для музея осно- вой его деятельности, мы не отказываемся от выставок авангардистов, постмодер- нистов, концептуалистов. Да, это другое искусство. Да, непривычное, пользующее- ся новым языком, новыми, нередко провокационными средствами выражения. Но оно способно сказать тем, кто захочет всмотреться, вникнуть, вдуматься, нечто по-своему важное. В общем, в будущем, надеюсь, выста- вим именно такие работы, дерзкие, странные, острые, из санкт-петербургского му- зея современного искусства «Эрарта». А еще планируем выставку из Московского музея наивного искусства. — Скажите, а музей зани- мается, как говорится, про- пагандой наших липецких мастеров в других городах и регионах? —Обязательно. Собираем- ся, в частности, привезти лю- бителям живописи в Самаре выставку Виктора Сорокина. А всем районам Липецкой области предложим экспо- зицию произведений к Дню Победы. — Чем вы вплотную зани- маетесь сегодня, сейчас? — Готовимся к «Ночи му- зеев» четвертого ноября. В «Доме Губина» устроим что- то вроде кабаре, клуба поэтов и художников в стиле начала двадцатого века. Наш музей, конечно, ориентирован на изобразительное искусство. Однако, по большому-то сче- ту, в культуре ничего не су- ществует по отдельности. Живопись, музыка, театр, та- нец — все связано, все лучше воспринимаетсяипонимается в комплексе, во взаимодей- ствии. Александр Дементьев «…И строки как бы рождаются сами собой». Так говорил писатель о своем родном елецком селе Каза- ки. Здесь прошло его опаленное войной детство, отсюда он ушел в большую жизнь и большую литера- туру. И сюда постоянно возвращался — в отчий ма- ленький на взгорке домик. И воспел этот казачий край в стихах, в своей знаменитой повести «Горюч-ка- мень». О вехах жизненного и творческого пути поэта, прозаика, журналиста, редактора шел разговор на районном литературном празднике, устроенном в его честь. Ведь 25 октября Михаилу Ивановичу исполни- лось бы 84 года. На праздник собрались люди, которые хорошо знали Михаила Глазкова, руководители муници- палитета, представители творческой интеллиген- ции, педагоги и школь- ники — пробующие перо юные «поэты» и победи- тели конкурса чтецов про- изведений, написанных известным земляком. Зал районного Дома культуры в поселкеКлючЖизни был переполнен почитателями таланта писателя. Открыл праздник глава Елецкого района Олег Се- менихин, между прочим, земляк Михаила Глазкова — тоже родом из Казаков. Вспомнил, как начинал Михаил Иванович тру- довую жизнь — простым рабочим на местном крах- мало-паточномкомбинате, каким уважением поль- зовался у односельчан, какую славу принес сво- им творчеством Казакам, Елецкому району, да и всей Липецкой области. В этом году в Израиле проходил фестиваль «Па- рад Победы», на который правительством этого госу- дарства были приглашены представители молодежи из разных стран, чтобы рассказать на Святой земле своимсверстникамо войне. Среди участников форума была и выпускница второй казацкой школы Ольга Шамрина, рассказавшая стихотворение Михаила Ивановича Глазкова «Бес- покойство», в котором эта война описана глазами одиннадцатилетнегоМиши Глазкова… По селу фаши- сты ведут изможденных и голодных пленных крас- ноармейцев, и летит к ним брошенный детской рукой кусок хлеба, и недолетает — слабы силы мальчонки. Стихотворение произ- вело неизгладимое впе- чатление на участников и жюри, а Ольга Шамрина стала лауреатом первой степени этого международ- ного форума. Более того, «Беспокойство» вошло в израильские школьные программы по литературе. На празднике в честь Глазкова Ольга — ныне студентка музыкального училища — вновь про- читала «Беспокойство», и зал взорвался аплодисмен- тами. Кстати, самое первое стихотворение написано МихаиломГлазковымвдет- ском возрасте, и оно тоже было навеяно войной. Об этом участникам праздни- ка рассказал его младший брат — капитан I ранга в отставке, бывший подвод- ник Алексей Иванович Глазков, сменивший Пе- тербург на родные Казаки, где сейчас и жительствует. — Всего этого стихо- творения уже не помню, —говорил Алексей Ивано- вич. — Первоклассником выступал с нимна октябрь- ском празднике вшколе. И был горд, что читаю стихи своего старшего брата. Но запомнившийся от- рывок брат все же прочел. А потом зазвучали стихи дочери писателя Оксаны Глазковой, приехавшей на праздник из Подмосковья, где работает психологом детского сада. Стихи были посвященыотцу, которыйв своевремяпосвятилейсвою повесть «Горюч-камень». Своими воспоминани- ями о Михаиле Глазкове поделилась учительница первой казацкой школы, руководитель литератур- но-краеведческого кружка Галина Терехова. С Ми- хаилом Ивановичем она встречалась еще будучи студенткойфакультетарус- ского языка и литературы Елецкого пединститута. Собирала материал о его творчестве для курсовой, а потоми дипломнойработы. А посоветовала именно эту тему, узнав, что Галина из Казаков, преподаватель, признанный знаток твор- чества Бунина Софья Крас- нова. Факт, приведенный Галиной Михайловной, примечательный. Такой специалист в области лите- ратуры, какимбыла Софья Васильевна, не всякого ав- тора для темы дипломной порекомендовала бы. Уже втупоруМихаилИванович был известным писателем, автором нескольких книг, получивших признание современников. И пришла кнемуГалинаМихайловна как к мэтру современной словесности, а он, вспоми- нает, оказался простым и доступным в общении. Сегодня стараниями Га- лины Тереховой в музее школы создана большая экспозиция, посвященная Михаилу Глазкову. — Где-нибудь в ма- ленькой Бельгии или Гол- ландии такой автор, как Михаил Иванович, был бы писателем националь- ного масштаба, — сказал о Глазкове приглашенный на праздник председатель Липецкого регионального отделения Союза писа- телей России Геннадий Рязанцев. — Поэтому на просторах России так важ- но беречь такие таланты. От устроителей празд- ника Геннадий Рязанцев преподнес школьникам, пробующим свои силы в литературном творчестве, символические подарки — блокноты с портретом Михаила Ивановича. А глава района Олег Семени- хин вручил дипломы всем участникам районного конкурса чтецов произве- дений Михаила Глазкова. Хочется познакомить публику с целыми эпохами, направлениями, школами, масштабно представить наиболее яркие явления в отечественной и мировой культуре. ”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz