Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 212/24840/ 30 ОКТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 ТАК ПОБЕДИМ! Кодекс чести Юные липчане мечтают стать кадетами ЕЛЕНА БРЕДИС Моей внучке всего три года, но я уже с какой-то затаенной паникой ду- маю о том дне, когда она пойдет в школу. Какое будет окружение в классе, каковы будут порядки в школе, повезет ли с учи- телями, влюбленными в свою профессию? От этого и многого другого зависит, превратятся ли эти десять лет в «школьные годы чудесные» или в ад, из которо- гомечтаешьпоскорее вырвать- ся. Аеще очень хочется, чтобы взгляды и идеи, царящие в семье, не входили в жесткий клинч с установками каких- нибудь «суперпродвинутых» либеральных педагогов по историиилилитературе.Подо- зреваю, что подобные вопросы исомнениятерзаютмногихна- шихчитателей.Именнопоэто- му я хочу рассказать сегодня о не совсем обычной школе. Не для рекламы, поскольку шко- ла эта и такпереполнена, а для того, чтобы показать не такой ужчастыйнынчепримеручеб- ного заведения, где не просто оказывают «образовательные услуги», а воспитывают на- стоящихгражданипатриотов, где очень бережно относятся к традициям и памяти предков. Речь о единственной в регионе липецкой кадетской школе № 43, которую создала и воз- главляет Галина Астахова. — Галина Николаевна, кадетские классы есть в раз- ных общеобразовательных учреждениях, но чтобы вот так, от первоклашек до вы- пускников… — Поначалу у нас тоже былитолькодвастаршихклас- са, но очень быстро стало по- нятно, что подобные классы востребованы, а кадет – это особый кодекс чести, опреде- ленный образ мыслей, опре- деленные качества характера и души. Разве все это можно воспитать за два года? Я спе- циально поехала в Москву, чтобы побывать в кадетском корпусе, кадетских школах, изучить, чем они отличаются от обычных. И после этого уже не сомневалась: мы будем создавать подобное учебное заведение. —Увас особые требования при приеме? —Прежде всего – хорошее здоровье, а дальше все зависит от самих ребят. У нас не «эли- тарная» школа, мы не хотим лишатьшанса детей, не хвата- ющих звезд с неба, из неблаго- получных семей. Из которых можно воспитать настоящих патриотов и просто порядоч- ных людей, не обязательно во- енных. Детей, которые станут потом верно и честно служить Отечеству. У нас был ученик, которому учеба давалась не- легко, но в котором была на- стоящая армейская жилка. Он не по-детски серьезно и ответственно относился ко всем поручениям, умел орга- низовать малышей и любил заниматься с ними, он упорно трудился, чтобыхорошо сдать ЕГЭ. Выне представляете, как мы всей школой переживали за него в этом году! И как мы были счастливы, узнав, что он поступил в Рязанское воз- душно-десантное училище. У него это была мечта детства, и он шел к ней. Так разве не стоило помочь этой мечте осу- ществиться? — У вас учатся вместе мальчики и девочки? —Да, но пять лет назад мы в некоторых классах начали эксперимент с раздельным обучением. Прошлой весной поинтересовалисьуродителей, стоит ли этот эксперимент продолжать. Представьте, все высказались «за»! Знае- те, что подметили учителя? Методически намного легче выстраивать урок, да и эффек- тивность егоповышается: ведь у девочек и мальчиков разные психологические особенности, которые трудно совмещать. И дисциплина на уроках стала лучше — меньше поводов от- влекаться. —Ребятне«напрягает»не- обходимость ходить в форме? — Ну, кадетская форма – это не просто школьная фор- менная одежда. Вы можете в обычной школе сказать уче- нику, что надо каждый день заслуживать право носить синие брючки и пиджачок? А кадетская форма – это твоя принадлежность к истории Отечества, к славным подви- гам предков, это огромная от- ветственностьигордость.Мыв них это воспитываем с первого класса. Знаете, почему у нас на переменах никто не гоняет по коридорам? Потому что мы уже малышам говорим: «А ты видел, чтобы офицер в форме вот так, сломя голову, мчался по улице?» Эта форма учит их достойному поведению. Роди- тели мне рассказывают, что, когда везут детей на машине домой, те просят высадить их за квартал и пешком идут до подъезда. Им хочется пройти в этой форме по улице, чтобы все увидели, что они кадеты. —Увас вучебнойпрограм- ме много дополнительных предметов? — Кадетская школа – это школа полного дня. Уних есть обязательныйкурскультурыи этики,курсисториикадетских корпусов, историиРоссийской армии, обязательные занятия хореографией.Мыустраиваем кадетские балы, на которых воспитанники танцуют раз- ные виды вальсов, польку, мазурку. Девочки изучают даже способ общения при по- мощи веера. Но это не просто чисто внешняя атрибутика, которая стала вдруг модной. Например, на таких балах средимальчиковмыпроводим конкурс на самый красивый и изысканный комплимент, а это уже культура отношения кженщине, развитие эстетиче- ского чувства, умение общать- ся с противоположнымполом. — Скажите, в кадетской школе царят военная дисци- плинаивоенноебеспрекослов- ное подчинение? — Да, у нас строгая дис- циплина, но при этом у нас ученическое самоуправление, и ребята многие вопросы ре- шают самостоятельно. У нас есть социальные проекты, так вот тематику, направление этих проектов ученики часто определяют сами. Например, они сами заметили, что возле Дворца спорта «Звездный» доска с фамилиями летчиков Кривенкова и Шерстобитова на памятном камне пришла в негодное состояние, а ведь это как раз то место, где они по- гибли. И ребята сказали, что хотят привести все в порядок. Была создана и прикреплена новая памятная доска, они решили постоянно следить за самим камнем и территорией возле него—то есть это уже не разовая акция. Точно так же, по собственной инициативе, они решили заняться сбором гуманитарной помощи для де- тей наЮго-Востоке Украины: учебники, книги, игрушки, канцтовары. Мы регулярно проводимшкольные ярмарки, таквот деньги, вырученные на них, пойдут как раз на эту гу- манитарнуюпомощь. Это тоже было решение самих ребят. Если с первого дня воспиты- вать в них ответственность не только за себя, но и за других, то постепенно в ребенке фор- мируется самодисциплина. — А как вы воспитываете вот эту ответственность за других? — Тут работают не только социальные проекты, но и самамодельшкольнойжизни. Унасклассыназываютсявзво- дами, в каждом по три отделе- ния со своими командирами. Это система, напоминающая советские «звездочки» и «зве- нья», от которой совершенно напрасно, намой взгляд, отка- зались. Это коллективистское начало, где «один за всех, ивсе за одного». Если в отделении есть отстающий, к нему при- крепляют сильных учеников, которые ему помогают. В то же время каждый знает, что его лень и разгильдяйство «подставят» других ребят, нанесут урон коллективу. И это ра- ботает! Преступлением было отобрать у наших людей счастье чувство- вать себячастьюцелого и ощущать поддержку ближнего. — Сегодня много говорят о необходимо- стивоспитаниячувства патриотизма. Как вы думаете, это должен быть отдельный пред- мет? — Зачем? Патрио- тизм должен воспиты- ваться самойшкольной атмосферой, накаждом уроке, на каждой пере- мене, во внеклассной жизни. Вот наши каде- тыездиливТербунский и Измалковский райо- ны, участвовалив пере- захоронении останков советских солдат. Они же вернулись оттуда совершенно иными! А мне сказали только одно: «Это люди, кото- рые погибли ради того, чтоб мы жили». Они ездили в Москву воз- лагатьцветынаМогилу Неизвестного Солдата, участвовали в шествии наПоклонной горе.Мы постоянно контакти- руем с Комитетом солдатских матерей, с ветеранами, сУВДи МЧС, со Следственным управ- лением. Каждое лето кадеты выезжают на военно-полевые сборы. А разве патриотизм не воспитываетсяна урокахисто- рии, урокахлитературы?Унас каждый год проводится День памяти Пушкина, в котором участвуетвсяшкола. Этотдень полностью посвящен творче- ствуАлександраСергеевича, и ребята с нетерпениемждут его! Да в рамках любого предмета возможно такое воспитание, лишь бы учителя соответству- ющие были, а у нас они есть. А еще у нас есть воспитатели — отставные офицеры, для которых слова «честь», «долг» «Отечество»—не пустой звук. —Детиприходятквамуже с желанием стать кадетами? — Малышей приводят ро- дители, и до пятого класса они только воспитанники. Но с первых дней они начинают понимать, что право стать кадетомнадо заслужить. Глав- ное — это пример старших ребят. Вот в прошлом году на Всероссийском конкурсе «Ка- деты Отечества» мы заняли первоеместо средисемнадцати регионов. Скажу одно: те, кто переводится к нам из других школ, обратно возвращаться не хотят. Мне оченьжаль, чтомногое из нашей беседы просто не по- местилось в это интервью. А еще жаль, что в эту школу не могут попасть все желающие —внейэлементарнонедостает помещений: не хватает клас- сов, столовая принеобходимо- сти превращается в актовый зал и наоборот, нет нормаль- ного футбольного поля, где мальчишки могли бы гонять мяч и не дышать при этом пы- лью. Единственная в регионе кадетская школа не может позволить себе многое из того, что есть в соседнихшколах.Но кадетамжаловатьсянеклицу. Малышей приводят родители, и до пятого класса они только воспитанники. Но с первых дней они начинают понимать, что право стать кадетом надо заслужить. Главное – это пример старших ребят. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz