Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

мы все будемжить иначе, луч- ше. Потому что такой человек сам себе не позволит плохо ра- ботать, небрежно вести себя по отношению к окружающим, засорять природу и т.д. Куль- тура формирует внутренний стержень человека. Приоб- щать к ней нужно как можно больше людей. А самодеятель- ность подходит для этого как нельзя лучше—в ней каждый может раскрыть свои твор- ческие способности, развить себя. Звучит, может быть, и наивно, но я уверен: чем больше народу мы привлечем к занятиям художественным творчеством, самодеятельно- стью, тем заметнее улучшится наша жизнь. Именно самоде- ятельное творчество — опре- деляющее начало культуры России, ее база, основа. — Боюсь, профессионалы не согласятся с вами. — Да, некоторые из них часто называют нашу сферой «любительщиной». Но при этом многие сами вышли из «самоделки». И настоящий артист никогда не станет отзы- ваться об этом презрительно. Вообще, перекос и в финан- сировании, и в отношении к профессиональным и самоде- ятельным коллективам зна- чительный. К первым — ува- жение, ко вторым—ой, да вас неудобно показывать, уровень мастерства у вас невысокий. — Это несправедливые упреки? — В 1990-х годах многие талантливые люди ушли из самодеятельности. Им нужно было зарабатывать, выжи- вать. И вот он стоит на рынке, торгует носками, а раньше он у нас в академическом хоре пел…Конечно, общий уровень мастерствапосле такого оттока снизился. Но не в этом ведь дело. Главное, что люди, при- влеченные к творчеству, уже стали другими. Они более ком- муникабельны, онилучше раз- бираются в том, что плохо, что хорошо, им жить интереснее. —Выговорите: «надо боль- ше привлекать людей к само- деятельности». А им самим этонужно сегодня?Некоторые ведь считают, что ДК только для детей и пенсионеров — чтобы было чем заняться. —Сразу скажу о пенсионе- рах. Вот у нас хор ветеранов — туда до девяноста человек ходит. Они этим живут, а не просто занимаются. Детей к нам много ходит, это здо- рово. Пусть пробуют себя в разных жанрах, видах твор- чества. А кто-то уже здесь совершенствует те навыки, что пригодятся в будущей профессии. Занимаются у нас и люди средних лет, но не так много, как хотелось бы. Да, многие стесняются. Но вот тут и нужна государственная поддержка. Ведь мыживем не для того только, чтобы зарабо- тать деньги, хорошо наесться и красиво одеться. Наверное, есть и другие, более высокие цели. Я вот вырос в ЧастойДу- браве. Помню, раньше идешь по селу: тут поют, там поют, здесь молодежь собирается. А сейчас ничего этого нет, тиши- на. А ведь одаренных людей в России меньше не стало. — И чем же конкретно, на ваш взгляд, государство может поддержать самодея- тельность? — Например, наше Ми- нистерство труда предложи- ло обязать работодателей в целях улучшения условий и охраны труда оплачивать сотрудникам занятия фитне- сом. Замечательно. А почему нечто подобное не сделать и в отношении культуры, самоде- ятельности?Почемуне помочь желающим заниматься твор- чеством? Да, спорт укрепляет здоровье, способствует физи- ческому совершенствованию. Но в современном мире от нас чаще требуется не сила или выносливость, а творческий подход к решению тех или иных задач. А занятия искус- ством, повторюсь, прекрасно развивают такие способности. Поэтому мы с коллективом даже письмо президенту со- бираемся по этому поводу написать. — А сегодня участники самодеятельных объединений платят за занятия или нет? —По-разному бывает. Все, что входит в муниципальное задание, которое мы как авто- номное учреждение культуры должны выполнить, оплачи- вается из городского бюджета. Сюда входит деятельность большинства наших клубных формирований. Но бывает так: приходят ко мне люди и пред- лагают создать какой-нибудь новый коллектив. Естествен- но, средства на него никто не предусматривал, поэтому его участники платят. Если же дело приживется, если мы убедим наше руководство, что этонужное направление, то его могут включитьна следующий год в муниципальное задание. Подобных объединений, ра- ботающих на самоокупаемой основе, у нас около шести. — Значит, участники са- модеятельности даже деньги готовыплатить за свое увлече- ние. А как зрители относятся к любительскому творчеству? — Очень хорошо. В психо- логии восприятия творчества есть такой термин—эмпатия, сопереживание. Это чувство ярко проявляется, когда, до- пустим, на сцене выступают не просто артисты, а знакомые № 212/24840/ 30 ОКТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД Директор Городского Дворца культуры Сергей Ташинов: «Творчество меняет людей» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ “ „ Народность „ Массовость „ Самобытность Формула культурного кода Сергея Ташинова СОФЬЯ ВОБЛИКОВА С чем у вас ассоции- руется слово «самодея- тельность»? С ироничным эпизодом из «Мастера и Маргариты», где коллек- тив одного учреждения дружно и не по своей воле пел «Славное море свя- щенный Байкал», изум- ляя прохожих «царящим в филиале весельем»?Или с кадрами из «Кубанских казаков», где колхозники после окончания полевых работ от души соревнуют- ся в пении и плясках? А возможно, вы вспомина- ете собственный выход на сцену в качестве артиста? В советское время разви- тию самодеятельности уделя- лось особое внимание. Разу- меется, ее расцвет был бы не- возможен, если быона не была востребована обществом. Но с закатом советской эпохи, ког- да величина годового дохода и продвижение по карьерной лестнице стали единственны- ми значимыми критериями успеха, отношение к творче- ству любителей изменилось. Действительно, зачем тратить время и силы на то, что не дает никакой материальной отдачи? Однако наш сегодняшний собеседник — директор Го- родского Дворца культуры Сергей Ташинов — убежден: самодеятельность не только не потеряла своей актуаль- ности в новых социально- экономических условиях, но именно благодаря ей можно кардинально изменить нашу жизнь. Кстати, свой рабочий кабинет он уже преобразил: его «самодельные» картины делают помещение похожим на небольшой выставочный зал. — Самодеятельное твор- чество сегодня незаслуженно отодвинуто на второй план, — считает Сергей Токторбаевич. — Хорошо, что в последнее время государство стало боль- ше внимания уделять куль- туре. Но с кем встречаются первые лица страны, обсуждая проблемы этой сферы? С про- фессиональными режиссера- ми, музыкантами, художни- ками, писателями. Публика достойная. Но почему-то в ее число забывают включить и тех, кто занимается самодея- тельностью. А это большая и важная сфера. —У скептиков ваши слова вызовут усмешку: подумаешь, самодеятельность, какой от нее толк? И до любительских ли песен и плясок, когда день сегодняшний ставит такие серьезные вопросы и в эконо- мике, и в политике? —Да, мы много пережива- ем за экономику—ах, доллар, евро растут! Но переход на качественно новый уровень жизниначинаетсяне в банках, не на биржахи даже не в завод- ских цехах или научных лабо- раториях, а в головах, душах людей. Если каждый человек будет — скажем просто — по- настоящему культурным, то тебе люди, твои сослуживцы. За их творчеством следить интереснее. —Действительно, когда на 95-летнем юбилее «Липецкой газеты» в роли ведущих вы- ступили наши коллеги, все были очень довольны ими. —Высамиответилина свой вопрос. И поэтому я считаю, что на различных городских праздниках надо давать боль- ше возможностей выступить именно самодеятельности. Вот мы организуем марш-парады трудовых коллективов, по- могаем им представить себя. Они приходят к площади, там начинается концерт—и люди начинают расходиться. Что бы их удержало? Да если бы на сцену вышли их же коллеги, никто бы не ушел. Но мыне сидим сложа руки и сами восполняем для наших самодеятельных артистов «де- фицит сцены». На базе нашего ДК проходит около двадцати фестивалейиконкурсов самых разных направлений. И у нас есть новые идеи, которые мы собираемся в ближайшее вре- мя воплотить в жизнь. Всего за год мы организуем более тысячимероприятий, которые посещает свыше полутора сот- ни тысяч человек. — Вероятно, вы как авто- номное учреждение и зараба- тываете неплохо? —Пожалуй, больше всех в городе среди коллег. Но не это самое важное наше достиже- ние. Главное—намудалось со- хранить всенашиколлективы, обеспечить их жизнеспособ- ность, самореализацию. Один- надцать из них имеют звания образцовых и народных. Они востребованы, кнамлюдипри- езжают заниматься из разных районов города, хоть мы и на- ходимся, считай, на окраине. Конечно, хотелось бы, чтобы власти обратили внимание на состояние здания, где мы «живем». Мне очень понра- вилась услышанная однажды фраза: «Нельзя учить людей прекрасному в сарае». Дво- рец культуры должен быть настоящим дворцом. А у нас, например, со дня открытия капитального ремонта ни разу не было. Что-то мы пытаемся сделать на заработанные нами средства. Но нам ведь надо и костюмы шить, и декорации обновлять. — Сергей Токторбаевич, вот вы говорите: коллективы живут, ДК не только укрепля- ет народное, самодеятельное творчество, но и деньги зара- батывает. Значит, не все так плохо? — Конечно, сегодня есть возможность развиваться, идти вперед. Надо только действовать. И более береж- но, внимательно относиться к тем традициям, тому опыту, что накоплены предыдущими поколениями. У меня есть мечта — создать в Липецке музей культуры. Вот Сталь Анатольевич Шмаков, Анато- лийДмитриевичБезденежный —это были заметные фигуры. Но они ушли, и их понимание культуры, того, какими путя- ми она должна развиваться, для многих осталось неиз- вестным. А такое нужно со- хранять и передавать новым поколениям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz