Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ПСИХОЛОГИЯ 21 № 207/24835/ 23 ОКТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 Личность формируется только в столкновении с социумом. Через стрессы, переживания, осознание того, что вот это — я, а это — они. Только так появится понимание того, чем человек отличается от других, а в чем он принадлежит к ним. ЕЛЕНА БРЕДИС Наверняка каждый из нас встречал в жизни людей, которые словно живут на «Острове не- везения»: и крокодил у них не ловится, и кокос не растет. Вроде бы люди изо всех сил бьются, всю энергию прикладывают, а все равно оказываются у разбитого корыта. Причем эти неудачи сопровожда- ют их не только в работе, но и в личной жизни. В минуты отчаяния они бегут к ясновидящим, гадал- кам, экстрасенсам в надежде убрать какое-то «таинственное негативное воздействие». Не- редко после многочисленных попыток они ставят на себе крест и смиряются с пожиз- ненной ролью неудачников. Что же такое происходит с этими людьми, в чем их вина или в чем их беда? Кто попада- ет в эту полосу неудач и как из нее выбраться? Об этом беседа с постоянным консультантом «ЛГ», известным липецким психологом, психоаналити- ком Екатериной Антоновой. —Давайте для начала при- знаем, что человек—существо социальное. Во все времена и во всех цивилизациях социум диктовал человеку свои пра- вила и выдвигал свои крите- рии успешности. И сегодня в каком-нибудь племени успех будет исчисляться количе- ством шкур, а в мегаполисе — престижной иномаркой и кругленьким счетом в банке. Но даже из этого примера вид- но, что понятие успеха весьма условно и относительно, так что вряд ли стоит его абсолю- тизировать. Во всяком случае, то представление о нем, кото- рое вам навязывают извне. — Но все мы отлично зна- ем, чтонельзяжить в обществе и быть свободным от него… — Конечно, радикальный отказ от всех социальных тре- бований, правилиусловностей приводит к маргинализации человека. Но не надо забывать, что наряду с социализацией у ребенка долженидтиипроцесс индивидуации, как называл это Карл Юнг. То есть процесс постепенного осознания свое- го полного «Я». И вот между этими процессами должен быть баланс. Более того, они тесно взаимосвязаны. Лично я не сторонница модного нынче «домашнего обучения». Да, оно создает очень комфорт- ные, даже тепличные для ребенка условия. Родителям кажется, что именно в таких условиях его личность про- явится наилучшим образом, но это заблуждение. Лич- ность формируется только в столкновении с социумом. Да, через стрессы, переживания, через осознание того, что вот это — я, а это — они. Только так появится понимание того, чем я отличаюсь от других, а в чем я принадлежу к ним. И таких стрессовых моментов в жизни у человека много: это и Формула успеха Чем больше отдаешь, тем больше возвращается первый класс после детского сада, и поступление в вуз по- сле школы, и начало работы. Но это своего рода инициация, этапывзросления, которые вне коллектива невозможны. —Но уже в школе ребенок попадает под общий критерий успешности, для соответствия которому надо быть круглым отличником. А если ты троеч- ник—значит, уже неудачник. — Да, и вот это ощущение себя неудачником может быть заложено именно тогда. Но тут возникает вопрос кродителям: что вы проглядели в своем ребенке? Не бывает абсолют- но бесталанных детей. Быть может, вы проглядели в нем спортивные задатки? И если бы он пошел, к примеру, в футбольную секцию, то чув- ствовал бы себя совершенно состоявшимся и успешным. Особенно, если бы вы давали ему в этом подтверждение. Когда я прихожу к дочери в школу, то буквально ощу- щаю жутко нервозную ауру, которая идет от родителей: «Ах, будет проверочная, ах, предстоит контрольный срез, ах, планируется диктант!!!» Так и хочется спросить: ну и что? Что изменится из-за этой тройки или даже двойки, что катастрофичного произойдет? Тем более, что это всего лишь начальная школа. Не надо с малолетства навязывать ре- бенку, что его личная состоя- тельность или несостоятель- ность зависит исключительно от школьных оценок. — Я еще не понимаю вот этой родительской установки на «круглого отличника». За- чем требовать от детей такого универсализма? У меня есть знакомый, который совершен- но спокойно относится к трой- кам внука по предметам, свя- занным с точными науками. Потому что мальчик — очень талантливый гуманитарий. — Ваш знакомый поступа- ет очень мудро. Действитель- но, зачем требовать от ребенка успехов в той сфере, в которой у него нет способностей, к ко- торой у него не лежит душа? Зачем требовать пятерок по химии от человека, который хочет заниматьсяживописью? Родителямкажется, что такой универсализм гарантирует в будущем успех их чаду, но это не так. Скорее, у ребенка разовьются комплексы не- полноценности и ощущение собственной ничтожности. За стремлением к тотальным пятеркам можно не заметить, потерять ту самую искру, ко- торая горит в душе у ребенка. Кто сказал, что успех ждет только того, кто поступит на экономический или юридиче- ский факультет? А если ваш ребенок станет выдающимся художником, откроет новое направление в живописи? А если его полотна будут высоко цениться? Вся беда в том, что родители тоже находятся под гнетом стереотипных пред- ставлений об успехе. — Ну, а если даже работы такого художника не будут приносить больших денег, но сам он будет заниматься любимым делом, разве это не важно? — Мы подошли к очень важному моменту: к внутрен- ней гармонии человека. По- чему один работает в школе и считает себя неудачником, а другой учит детей за ту же зарплату и не мыслит для себя иной доли? Да потому, что для второго это призвание, это единственный способ саморе- ализации, это счастье, в конце концов. И он никогда не будет считать, что ему не повезло в жизни. Знаете, у американ- цев есть такая пословица: «Я о’кей, и мир о’кей», — это очень верно подмечено. Тут срабатывает очень интересный закон: чембольше тыотдаешь, тем больше к тебе возвращает- ся. Работает человек в школе по призванию, учит детей, потому что любит это, а потом вдруг получает грант или ста- новится Учителем года. — К примеру с художни- ком. Я знаю одного липецкого художника, который писал картины исключительно для собственного удовольствия, а зарабатывал нажизнь, торгуя книгами. Это было лет пятнад- цать назад, а сейчас его рабо- ты приобретают престижные галереи, у него проходят вы- ставки в крупнейших городах России. — Да, очень важно уметь прислушаться к себе, понять, к чему лежит у тебя душа, и не проморгать это. Я знаю жен- щину, которая после инсти- тута пошла работать в школу. Для нее это была настоящая мука, поскольку призвания не было. Да еще зарплаты тогда бюджетникам не платили, а у нее ребенок маленький. И она стала шить по ночам одежду, поскольку дизайнерский та- лант у нее всегда был. Сегодня этаженщина самыйизвестный в регионе дизайнер по инте- рьерам, очень успешная биз- нес-леди. Но этого истинного успеха она добилась именно в том, к чему у нее лежала душа. — Сегодня у молодых лю- дей существует стереотип, что по-настоящему успешным можно стать только в бизнесе. И вот они несколько раз на- чинают этот бизнес, он всякий раз неизменно разваливается, и в итоге человек говорит себе, что он «лузер» и неудачник… — А вся проблема в том, что способности к бизнесу есть примерно у шести процентов людей. Но стереотип давит, и народ ловится на этот крючок. Я тоже знаю мужчину, кото- рый непременно хотел начать свой бизнес, — чтобы как у друзей. И у него тоже всякий раз все лопалось. А потом по совету мудрой жены он пошел работать в «систему». Начал с рабочего, сейчас уже бригадир смены. Ему нравится, что пе- ред ним ставятся конкретные задачи, что есть определенный фронт работ, за которые он от- вечает. Короче, ему очень ком- фортно, иименно тут у него все сталополучаться. Яэток тому, как важно почувствовать себя, свои склонности, пристрастия. К тому, как важно услышать свою душу, а не оглядываться на остальных. — В наше время критерии успешности стали формули- роваться совершенно опре- деленным «джентльменским набором», в котором все его составляющие — исключи- тельно материального харак- тера. И сын моей подруги в двадцать лет заявил, что если у него не будет иномарки, он станет считать себя «лохом» и неудачником, потому что именно иномарка определяет социальный статус. — Это проблема какой-то душевной пустоты и потерян- ности. Внутренне гармонич- ный и заполненный человек не будет нуждаться в подобном внешнем подтверждении. Я больше того скажу: человек может выстроить успешный бизнес, может быть очень обе- спеченным и внешне благо- получным, но внутренне при этом оставаться маленьким неуверенным ребенком, кото- рый постоянно что-то кому-то доказывает. Да, хорошо, когда есть машина, потому что это удобно. Но если мне нравится ездить на работу на велосипе- де, мне будет абсолютно все равно, кто и что обо мне ска- жет. Хорошо иметь собствен- ный трехэтажный дом, кто спорит. Я бы от такого дома не отказалась, но его отсутствие не делает меня несчастной. Очень часто внешние при- знаки успеха и внутреннее ощущение гармонии не со- впадают. Более того, в идеале это и не должно совпадать — с какой стати я должна ориен- тироваться на чьи-то представ- ления об успешности? У меня любимая работа, любимый муж, замечательные дочери, я знаю, что помогаю людям. Так неужели я могу стать не- счастной оттого, что уменя нет джипа и я не могу отдыхать на Канарах? Согласитесь, это просто смешно. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz