Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ № 207/24835/ 23 ОКТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 ФОТО ИА «СТОЛИЦА» Игорь Ясулович : «Люблю честность во всем» Жизненное кредо известного актера МАРИНА ДОЛГОРУКАЯ, ИА «Столица», специально для «Липецкой газеты» История жизни этого артиста — это практически история отечественного кино. Игорь Ясулович снимается с 1961 года, и сыгранные им роли уже трудно сосчитать. «Бриллианто- вая рука», «Золотой теленок», «Двенадцать стульев», «Тот самый Мюнхгаузен», «Айболит 66», «Легенда о Тиле» — без Ясуловича это были бы уже другие картины. Игоря Николае- вича любят и современные режиссеры, да и он их не обижает, снялся в сериалах «Обратная сторона Луны», «Охотники за бриллиантами», «Пандора», «Одесса-мама». А в популярной картине «Земский доктор», пятый сезон которого недавно прошел на телеканале «Россия», сыграл Алексея Дмитриеви- ча, генерала. Очень хочется, чтобы читатели этого интервью почувствовали и многозначительные паузы в речи артиста, и его интеллигентную обаятельную улыбку. Здесь даже между строк — особые интонации, деликатность и необыкновенная тактичность Игоря Ясуловича. Отдыхать некогда — Игорь Николаевич, вы много снимаетесь. Расска- жите, пожалуйста, о ваших новых работах в кино. — Съемок в этом году дей- ствительно было много. Но о выходе картин я пока ничего конкретного сказать не могу, и как они точно будут назы- ваться — не знаю. Рабочие названия часто меняются. — А могли бы вы расска- зать о съемках в 12-серийном детективе «Алхимик»? —Ой, вызнаете, как сейчас происходит? Снимаешься — и потом ничего о картине не знаешь.Потомкто-нибудь тебе скажет, что видел ее в Интер- нете или еще где-то. Я за этим давно перестал следить — это бессмысленно. Соглашаюсь на роль, если вижу человеческий материал, характер, вижу, как прочитывается судьба героя. А если еще собирается хоро- шая компания — режиссеры, актеры, так и вообще прекрас- но! Фильм «Алхимик» как раз из этой категории. Там, помнится, была интересная команда — Борис Щербаков, Юрий Беляев, а из молодых — Евгения Добровольская, Виктор Раков, Юлия Рутберг, Игорь Петренко. Сейчас, ко- нечно, все по-другому. Того озвучания, как было когда- то — уже давно нет. Раньше актеры собирались все вместе и еще раз заново озвучивали все снятые и смонтированные сцены. А сейчас приходишь в студию, записываешь свои реплики один на один с микро- фоном и картинкой на экране, и уходишь. — Но может в этом есть и свои плюсы? — Не уверен, что это пра- вильный путь. Все-таки мы занимаемся человеческим делом, актерыоткликаются на живуюинтонацию—так рож- дается общение… Да и сама реплика тоже рождается, а не только произносится. Поэтому мне печально. — Вы говорите об эмоцио- нальной стороне вашей про- фессии? — Не только. Я говорю о взаимодействии человеческих характеров, личностей. Вот если, допустим, взять оркестр и записать каждый инстру- мент по отдельности — инте- ресно, что получится? Режиссер и режиссеры — Вы обсуждаете с супру- гой новые роли? — Иногда обсуждаем, ко- нечно. Наталья Юрьевна у меня искусствовед, закончила МГУ, преподает историю сце- нографии в ГИТИСе и шко- ле-студии МХТ, работает с художниками на постановоч- ном факультете. Сын Алексей тоже так или иначе связан с кино: работал и режиссером, и актером, занималсямонтажом фильмов. —Выработали у легендар- ных режиссеров — у Миха- ила Ромма, Ролана Быкова, Леонида Гайдая, Григория Чухрая, Марка Захарова. Я понимаю, что сложно кого-то выделить, но все же, кто вам запомнился больше всего? —Для чего люди идут в эту профессию? Почему становят- ся режиссерами? Потому что эти люди хотят разобраться в каких-то вещах, пристально вглядываются в то, что про- исходит вокруг — в нашу жизнь. Им есть что сказать. И не случайно, когда я сам поступал на режиссерскийфа- культет — туда брали только людей с биографией, имеющих жизненный опыт. Вот и посмо- трите, кто тогда пришел, ка- кие были имена — Станислав Ростоцкий, Лев Кулиджанов, Михаил Швейцер, Григорий Чухрай, Владимир Басов. Сре- ди режиссеров более молодого поколения я снимался у Вале- рияРубинчика, Виктора Тито- ва,ЮрияЕгорова, Александра Морозова. Прошу прощения, если кого-то не назвал сейчас. Когда попадаешь к хорошему режиссеру — то, конечно, слушаешь, подчиняешься, выполняешь его требования. — Вы тоже работали ре- жиссером? —Ну, нето, чтобыработал… Когда театр пантомимы, кото- рыйбылобразованприпомощи ИванаАлександровичаПырье- ва, закончил свое существова- ние, почти всю нашу труппу перевели в Театр киноактера. К тому времени там уже были настоящие звезды, которые моглипретендоватьнакрупные роли. А мы оказались в таком положении, когда надо было идти по ступенькам, ролей катастрофически не хватало. И практика была такова: зво- нишь вечеромв диспетчерскую и узнаешь, что тебя ждет зав- тра — переговоры, озвучание или может повезет попасть в картину какую-то? Самое неприятное было услышать: «Свободен!» Сегодня свободен, завтра… Мы соглашались на любые предложения, сами ис- кали себе работу. И вот, чтобы непотерятьформуикак-тосебя загрузить, я решил без отрыва от производства поучиться на режиссерском курсе, который набирал во ВГИКе Михаил Ильич Ромм. Он преподавал актерское мастерство, к со- жалению, это был последний его курс. То, что я получил об- разование режиссера, конечно, пошломненапользу.Когдасто- ишь по другуюсторонукамеры — видишь все по-другому. Гениальные эпизоды — Вы озвучиваете мульт- фильмы, работаете на радио. Как вы все успеваете? — Конечно, это звучит за- мечательно: «Работаете там, работаететам!»Яработаю, если меня приглашают. На радио «Культура» есть несколько интересных ребят, с которыми очень комфортно и прият- но сотрудничать — Дмитрий Николаев, например. Сейчас записали несколькопьес совре- менных авторов—актуальные человеческие истории, уже вы- шло несколько программ. — Но впечатление, что вы везде — снимаетесь в кино, играете в театре МТЮЗ, вы- ступаете на радио. А курс ак- терского мастерства вы тоже ведете? — Когда я пришел в Те- атр юного зрителя, с подачи Марины Юльевны Хмельниц- кой меня сразу пригласили в ГИТИС преподавать актер- ское мастерство на факультет музыкального театра. И я там «прижился», пригодилось все, дажемойбольшойпантомими- ческий опыт, который когда- то был получен во ВГИКе. — Как вам работается с молодежью? — Абсолютно нормально. Бывают и радости, и огорче- ния. Когда я вспоминаю свои студенческие годы — тоже понимаю, что мы были не сахар! Курс, который я вы- пустил этой весной во ВГИКе, — отличные трудолюбивые ребята, настоящие пахари. Одно то уже говорит за себя, что они выпустили целых пять дипломных спектаклей! Зани- мались буквально всем, вклю- чая монтаж декораций. Очень важно получить хорошую за- калку, чтобы глаза горели на любую работу! Именно такую закалку мы, молодые актеры, когда-то получили во ВГИКе. — У вас огромное количе- ство гениальных, запоминаю- щихся эпизодов! Как они вам удаются? — Сделано, конечно, мно- го… Но часто это была поден- ная работа, она входила в мои обязанности, когда я служил в театре киноактера.Хочешь, не хочешь—нужноиграть! Редко от чего удавалось увильнуть, и единственным выходом было постараться сыграть так, что- бы не было стыдно. Если бы сейчас я пересмотрел все свои роли — что-то мне наверняка захотелось бы вычеркнуть и забыть! Но это бессмысленно. Импровизация без « отсебятины » —Выочень самокритичны. — Вовсе нет. Это правда. Именно потому я так люблю театр! Это очень живое дело, и если долго играешь — можно бесконечно шлифовать, дово- дить до ума, находить новые краски для своей роли. Если это классика — можно непре- рывно расти вместе с ней, и вдруг с удивлением обнаружи- вать то, что не замечал рань- ше. Это удивительно! Иногда десятый раз перечитываешь и видишь: ну, вотже оно! Какже ты раньше этого не замечал, как пропустил? — Что вам не нравится в вашей профессии? — На сцене? Может быть, я слишком серьезно отношусь к этому, но я плохо выношу спонтанные шутки и «отсебя- тину». Хотя, конечно, знаю, что и гениальные МХАТов- ские артисты себе такое по- зволяли. Но когда выходят к зрителям только ради этого… Это неправильно, это разъеда- ет артиста изнутри. — Ну, а как же импрови- зация? — Импровизация — это другое. Она замечательна, и ее можно только приветствовать. Но тогда она должна работать на конкретную историю, а не на твою персону. Вот разница. Все по - честному — А в людях что вам не нравится? — Естественно, не люблю те черты, которые человека не красят—легче, пожалуй, ска- зать, что нравится. Открытые, искренние, доброжелательные люди. Но это вовсе не значит, что надо быть добреньким. Люблю честность во всем — в профессии, во взаимоотноше- ниях между людьми. Наша актерская работа — это бес- конечные вопросы, вопросы, вопросы… — У вас есть ощущение, что вы знаете ответы на все вопросы? — Конечно, нет! Каждый раз это новая драматургия, сплетение разных жизней, судеб. В хорошем материале всегда возникает ряд новых задач. Ивообще, наша профес- сия — это постоянная работа!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz