Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 202/24830/ 16 ОКТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД „ Сохранение семейных традиций. „ Открытость живому общению. „ Способность сопереживать. Формула культурного кода Ольги Батраковой “ ЕЛЕНА БРЕДИС Мы склонны стенать по поводу того, что куль- турный уровень подрас- тающего поколения не- уклонно понижается, что молодые люди все меньше читают, не интересуют- ся серьезной музыкой, театром, живописью. И вообще, какие-то они ста- ли бездуховные, прагма- тичные, а порой даже и циничные. Все бы ничего, если бы это было просто «стариковское ворчанье», ностальгия по ушедшей молодости, когда все, казалось, было куда луч- ше, чище и возвышенней. Однако многочисленные ис- следования показывают, что в этом «ворчанье» есть немалая доля истины: да, почти не читают, да, не интересуют- ся серьезным искусством, компьютерные игры предпо- читают живому общению. С другой стороны, не рожда- ются же они такими. Стало быть, чего-то недополучают в самом раннем возрасте. Чего именно? Об этом я беседую с музыкальным руководителем липецкого детского сада № 35, тридцать пять лет про- работавшей с детьми, Ольгой Батраковой. — В последнее время все чаще сталкиваешься с ситуа- цией, когда с трехлетними де- тишками трудно подготовить утренник, потому что они пло- хо говорят. Лет пятнадцать на- зад такого не было. Родители сейчас первым делом спешат обращаться к логопедам, к психологам. Так и хочется сказать: родители, вы сначала проанализируйте свои отно- шения с ребенком, взгляните на них со стороны! Ведь глав- ная беда в том, что нынешние молодые родители с детьми практически не общаются. Ребенка тупо сажают перед телеэкраном, перед монито- ром компьютера, лишь бы он не мешал заниматься своими делами. С детьми элементарно не разговаривают! — Но может, это связано с тем, что нынче действительно все время и силы тратятся на зарабатывание денег? — Не будем преувеличи- вать. Давно известно, что с малышом надо разговаривать уже во время беременности, тем более – когда он появился на свет. И когда мамаша, на- ходясь в декрете, включает ребенку мультики, она неред- ко просто начинает болтать по сотовому с подружкой. Уходит в прошлое традиция рассказывания сказок, чтения вслух. По сути дела, у крошеч- ного человека не возникает потребности общаться, у него и навык-то такой не нараба- тывается. — Но ведь именно роди- тели должны знакомить ма- лыша с окружающим миром, объяснять ему этот мир… — Вот именно, что долж- ны. А на деле мы в садике рассказываем деткам о тех же приметах весны или зимы, учим их контактировать с миром, объясняем, что такое хорошо, а что такое плохо. Но есть один нюанс: для ре- бенка главным жизненным вектором все равно будет то, что происходит у него в семье. Условно говоря: в садике он приучится есть котлету вил- кой, но если дома папа берет котлету в руку, то у малыша в сознании отложится имен- но этот паттерн. Потому что семейный сценарий чаще всего важнее того, который навязывают ему чужие тети и дяди. Да, в садике он будет со- блюдать необходимую норму, а в других местах? — В чем же главная беда современных молодых роди- телей? — На мой взгляд, это от- сутствие искреннего интереса к своему ребенку. Я уже чисто профессионально на улице, в транспорте обращаю внима- ние на поведение детей и их родителей. Вот сценка из ав- тобуса. Бабушка спрашивает у внучки, что интересного было сегодня у нее в садике. Ответ вылетает «на автома- те»: «Котлета с макаронами!» Значит, мама задает вопрос только о том, что в садике ели, девочка уже привыкла к этому и других вопросов не ждет. Я вообще замечаю, что детки куда культурнее и раз- витее, когда их воспитывают бабушки с дедушками. Ну а насчет чрезмерной занятости родителей… Наши мамы сво- ими руками стирали пеленки и распашонки, вручную про- тирали через сито овощи для прикорма, через марлечку отжимали сок из натертой морковки, заквашивали на грибках кефир. Сегодня сти- рает машина, все прикормы можно купить в магазине. Но ведь это освободившееся вре- мя не пошло на ребенка! Оно пошло все на ту же болтовню по сотовому, на просмотр бесконечных сериалов. Кста- ти, еще большой вопрос, от чего было больше пользы: от овощного пюре, которое мама своими ручками да со всей своей любовью приготовила, или от покупной баночки, где все «сбалансировано». Тепло маминых рук никаким балан- сом не заменишь… — Мне кажется, основы культуры начинаются с того, что ребенок уясняет: вот это – хорошо, а вот это – плохо. По-моему, без этих четких ориентиров никакое даль- нейшее культурное развитие невозможно. — И опять мы возвраща- емся к тому, что мама должна ощущать себя единым целым со своим ребенком. А сегод- ня для меня праздник души и именины сердца, когда я вижу, что мама или папа ве- дут ребенка за ручку. Да-да, это стало большой редкостью! Зато можно услышать окрик: «А ну вернись, ты куда бе- жишь через дорогу?!» А по- чему же ты, идя вдоль до- роги, не берешь трехлетнего малыша за руку? И сплошные жалобы: «Он ничего не по- нимает!» Спрашивается, а вы кроме окриков пытались ему что-то объяснить, что-то рас- толковать? Или он должен был родиться, уже все зная и понимая? Ребенок может познать мир только через ро- дителей, в противном случае он превращается в «маугли». Увы, таких малышей в по- следнее время стало больше. Недавно видела в транспорте маму с маленькой девочкой, онииграли в «цвета»: мама на- зывала цвет, а девочка находи- ла соответствующие предметы за окном троллейбуса. Так было приятно наблюдать! Но ведь большинство мам молча держат ребенка на руках, сидя с отсутствующим видом. А по- том, годам к пяти, ребенку по- ставят какой-нибудь диагноз, хотя на деле там банальная пе- дагогическая запущенность. —Но ведь в садике вы ста- раетесь эту педагогическую запущенность как-то компен- сировать… —Конечно, и воспитатели, имузыкальные руководители. Но, опять же, без соответству- ющего опыта в семье очень сложно. Мы на занятиях ста- раемся развивать эмоциональ- ную сферу у детей на примере разных музыкальных произ- ведений. Играю грустную и нежную пьеску про больного котенка, рассказываю, объяс- няю: вот, котенок заболел, его надо пожалеть, погладить, вот и музыка у нас такая. Вдруг один мальчик спрашивает: «А чего его гладить-то?» Ну, как же, говорю, ведь тебя мама гладит по головке, по ручке, когда ты болеешь. Он задумался на несколько ми- нут, потом сообщает: «Она мне тряпку мокрую на голове меняет». Еще минут через пять добавляет: «Ну, пару раз гладила». То есть он все это время вспоминал и считал, но больше двух раз насчитать так и не смог. Икак эмоционально развивать этого малыша, если он в своей душе не может най- ти аналогов теплу, нежности, жалости. А не может лишь потому, что не получил всего этого дома. — На занятиях дети слу- шают классические музы- кальные произведения? — Обязательно. Сначала что-то несложное, а в под- готовительной группе уже и «Времена года» Вивальди. Да и вообще, сейчас классическая музыка звучит в садике поч- ти постоянно: с утра – более бодрая, к тихому часу – более умиротворяющая. Но вот ведь что самое парадоксальное: в садике они проводят времени гораздо больше, чем дома, значит, и слушать хорошую музыку они будут дольше. Но запомнят они именно то, что слушают мама с папой! И если папа в машине включает «Радио-Шансон», а мама дома увлекается исключительно «попсой», то и у ребенка будут именно такие вкусы и при- страстия. Удивительно, но малыши приходят в садик, не зная детских песенок. Но при этом мама говорит с восхище- нием: «Она у меня так поет!» Спрашивается, что поет? Да все ту же тупую попсу, кото- руюмама любит. Раньше пели «Ксюша, юбочка из плюша», сейчас что-то новенькое. Вы- ходит, мама никаких детских песенок ребеночку не пела. Но они должны слушать и петь то, что подходит им по воз- расту, по эмоциональному и психологическому развитию! — Тут уже должна идти речь о культурном развитии родителей… — Да, или хотя бы о по- нимании того, что нужно и полезно малышу. Пусть даже они сами не любят класси- ку, не читают книг, но ради ребенка можно уж пойти на такие «жертвы»: почитать ему вслух, послушать вместе с ним тот же «Детский аль- бом» Чайковского, сводить в кукольный театр, в зоопарк. Но я по знакомым вижу, что сегодня очень многие моло- дые родители предпочитают выходные дни тупо провести у «телека». Вот так у ребенка главным воспитателем стано- вится телевизионный экран. Меня не оставляет ощущение, что сегодня многие рожают просто потому, что так надо. А потом ребенок становится ча- стью имиджа такой мамочки: ему покупаются дорогущие «брендовые» вещи, «наво- роченная» коляска, самые дорогие и модные игрушки. И все это не из любви к малышу, а чтобыпотешить собственные амбиции и вызвать зависть у подружек. Приводят в этих шмотках в детский сад, а в конце дня начинают орать: «Ты почему так измазался? Ты знаешь, сколько это сто- ит?!» —У вас не возникает ощу- щения безнадежности? —Мы делаем то, что долж- ны, все, что в наших силах. Унесут ли дети это с собой дальше – зависит только от родителей. Музыкальный руководитель детского сада № 35 г. Липецка Ольга Батракова: «С детьми надо разговаривать» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz