Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 202/24830/ 16 ОКТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 4 ТЕНДЕНЦИИ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Вода жизни Почему истощаются святые источники СОФЬЯ ВОБЛИКОВА «Шестой Ангел вылил чашу свою в великуюреку Евфрат: и высохла в ней вода», — эти мрачные строки из Откровения свя- того Иоанна Богослова вспомнились, когда к нам в редакцию обратился чи- татель с тревожной ново- стью: святые источники, что бьют из земли задон- ской, иссякают. Вода еле сочится, купели едва на- полняются — так описы- вал он свои впечатления от посещения примечатель- ных для православных мест. Мы не могли пройти мимо такого сигнала и решили своими глазами увидеть, действительно ли все так. Святой или обычный Всего в нашей области око- ло восьми сотен родников. Но, вопреки распространенному среди скептиков мнению, далеко не все из них почи- таются именно как святые источники. Происхождение последних различно. Это мо- гут быть родники, чудесным образом появившиеся на ме- сте явления Божией Матери, святых угодников или их икон. Бывает, ключ бьет из- под алтаря храма, что делает его освященной святыней. Над третьими—и таких боль- шинство в нашей области — ставят кресты или часовни, в которых размещается икона того святого, которому посвя- щается источник. Четвертые обнаруживают целебные свой- ства и тоже удостаиваются по- читания. Слава об особенных родниках распространяется, к ним начинается паломниче- ство. Люди верующие считают их воду чудодейственной по- мощью святых угодников, особой милостью Бога к че- ловеку. Разумеется, посещение святых источников требует соблюдения особых правил по- ведения. Здесь нельзя курить, громко разговаривать, вообще шуметь, нельзя окунаться в купель в нетрезвом виде. И вообще, стоит помнить, что такой источник — это именно святыня, а не просто при- ятный уголок для отдыха. Впрочем, мусорить не нужно ни в том, ни в другом случае. « Родниковое » паломничество Первый святой источник, которыймыпосетили, один из самых известных — возле За- донского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря. Считается, что обустроил его сам святитель Тихон Задонский. Признать- ся, к роднику мы подходили с волнением: а ну как бьющий уже более двух столетий ключ и вправду пропал? Но стоило только приблизиться к нему, как стало понятно: все не так страшно. Уверенная струя хо- лоднойчистойводы, посверки- вая в лучах утреннего солнца, падала в каменную чашу, тре- вожа залетевшие туда дубовые листья. Захваченные нами с собою полуторалитровые пластиковые бутылки напол- нялись за несколько секунд. Заглянулимыивкупель: воды там достаточно, хоть и видно, что несколько меньше обыч- ного. Что же, обратившемуся к нам читателю все примере- щилось? — Да, были проблемы с водой, — рассказала нам мо- нахиня, продающая в киоске возле источника различный церковный товар. — Летом люди подолгу стояли, чтобы воды набрать. Тут и погода повлияла: дождей-то все три месяца, считай, не было. Ипо- чистить источник тоже нужно было. Вот это сделали, и сейчас вроде бы все неплохо. Вторым пунктом нашего своеобразного «родникового» паломничества стал святой источник, расположенный у Задонского Богородице-Тихо- новского Тюнинского епархи- ального женского монастыря. Существует предание, что святитель Тихон своими рука- ми трудился над очищением и приведением в порядок родни- ка, окруженного тогда лесом, приглашал «…к оному друзей и благодетелей своих, назидал их духовноюбеседою». Внаши дниисточникпродолжает бить из-под земли, в чем мы лично и убедились. Святой источник, что на- ходится под стенами Задон- ского Рождество-Богородиц- кого епархиального мужского монастыря, один из самых древних: он почитаем с на- чала XVIII века. Из всех по- сещенных нами источников этот «выглядел» наиболее «болезненно»: струя воды хоть и текла, но как-то вяло, да и купальни оказались на ремонте. В выстроенном по- близости храме в честь иконы БожиейМатери«Живоносный источник» встретили монахи- ню, которая и объяснила: на источнике ведутся работы по его очистке, поэтому иногда он и вовсе «не работает»—на- крыт железным листом. В последнюю очередь мы навестили святой источник Двенадцати Апостолов у села Камышевка, его еще называ- ют Белые ключи. Ни обители, ни даже часовенкипоблизости нет, только поклонный крест осеняет журчащие струи. А так вокруг поле. Но все чисто, ухоженно. Ключевая вода бодро бежит по руслу, выложенному известняком, и пересыхать вроде бы не со- бирается. пересекаться они не должны. Успециалистов свой взгляд на возможные причины«осла- бевания» святых источников. —Мыне ведемнаблюдения за конкретнымиисточниками, но, опираясь на общие сведе- ния, скажу: есть региональное изменение уровня подземных вод, которое определяется природными факторами, — говорит руководитель Ли- пецкгеомониторинга Сергей Бойко. — Установлена связь между такими циклически- ми колебаниями и солнечной активностью, которая тоже меняется. Колебания уровней стояния вод могут достигать нескольких метров. Поэтому часть источников высыхает, часть мелеет. С 2008 по 2010 год мы наблюдали в регионе снижение уровней до мини- мальных показателей, но с 2011-го они потихоньку на- чинают повышаться. Кроме того, отмечает Сер- гей Бойко, источники могут менять русло, исчезая там, где они были раньше, и про- бивая себе выход в новом ме- сте. Происходить это может, например, из-за подвижек грунта—как по естественным причинам, так и из-за вмеша- тельства человека. Значит, слабеющие святые источники—это никакой и не знак, не символ, а просто след- ствие природных процессов? Можно считать и так. Но и со словами владыкиНикона, ми- трополитаЛипецкого и Задон- ского, нельзя не согласиться: — Святые отцы предска- зывали, что с приближением последних времен будут высы- хать источники, мелеть реки, деревьяпогибать, а земляоску- девать.Ине этолисамое проис- ходит сейчас на наших глазах? Прежде полноводные Дон, Во- ронеж мелеют, уровень воды в прудах падает, источники сла- беют. Нельзя сказать, хорошо это или плохо — это данность, закономерность. Если былюди иначе относились к природе и друг кдругу—с заботой, любо- вью, то, вероятно,мыбысейчас не говорили об оскудении всего и вся. Оно начинается прежде всего в наших душах, сердцах, а затем уже проявляется во внешнем мире. Хранить дар В нашей области о пробле- ме сбережения родников заду- мались уже давно. Областное общество охраны природы совместно с государствен- ными природоохранными организациями периодически проводят их инвентаризацию. Региональная акция «День малых рек» ежегодно объ- единяет множество неравно- душных людей, которые в том числе помогают родникам, обустраивают их. Но если просто родники — сама по себе большая цен- ность, то святые источники —настоящее сокровище, при- родное и духовное. Смотришь в их студеную воду и вспоми- наешь из того же Откровения Иоанна Богослова: «Ипоказал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исхо- дящую от престола Бога и Аг- нца». Беречь такие источники надо особо. Сухое русло Вообще, пересыхание свя- тых источников не новость ни в целом для страны, ни, увы, для нашей области. Такая беда произошла с уникальным святым источником святите- ля Николая Мирликийского и Николая Второго, что на- ходится в Липецке, в районе улицыс говорящимназванием Большие Ключи. Уникаль- ность его в том, что освящали его в честь царя-мученика Николая в 1994 году, когда он был канонизирован только Русской православной церко- вьюза рубежом.Нихрамов, ни источников в честь государя в России тогда не было, липчане стали здесь первыми. Но вот уже несколько лет, как ис- точник не действует. Впрочем, как и многие другие ключи, давшие название здешним улицам. А четыре года назад высох Троекуровский святой источ- ник в Лебедянском районе. Причиной стало засушливое лето 2010 года. Но точку в этой истории ставить рано — местные жители сделали все для того, чтобы святыня «ожила». По информации портала LipetskMedia, орга- низатором акции по возрож- дениюродникового источника стал архимандрит Троекуров- ского Свято-Димитриевского Илларионовского женского монастыря. Начинание под- держали и оказали помощь глава администрации сель- ского поселения Троекуров- ский сельсовет, неравнодуш- ные местные жители. Родник был расчищен, над ним поста- вили новый сруб, и в колодце появилась-таки вода. Теперь сюда снова приходят желаю- щие утолитьжажду целебной, очищающей водой, несмотря на то, что источник находится в двух километрах от села. Знамение или закономерность ? Кстати, многие верующие люди уверены: святые ис- точники пересыхают, уходят в землю еще и потому, что человек не должным образом относится к такому Божьему дару, когда к воде, несущей благодать и исцеление, идут не за этим, а просто чтобы развлечься или даже извлечь выгоду. Одним словом, свя- той источник, шашлык и обильные возлияния — это явления из разных сфер, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz