Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона Ведущие рубрики Сергей Кибальниченко и Александр Хаустов Д орога к Храму СУББОТА , 25 ЯНВАРЯ 2014 № 15 (24643) СВОИМИ ГЛАЗАМИ | Липчанка делится впечатлениями от посещения Святой земли Вифлеем. Записки паломницы В последнее время в нашей стране крепнет Православие, возрождается традиция паломничества. Многие стремятся поклониться православным святыням, находящимся как в России, так и за рубежом. Это не просто туристические поездки. Пребывание в Оптиной пустыни, в Киево-Печер- ской лавре, в Новоафонских монастырях дает человеку возможность прикоснуться к мощам святых, обретя живо- творящую силу Божьей благодати. По словам святителя Григория Нисского, цель паломничества — это «созерцание знаков божественного человеколюбия», то есть знаков благодатного спасительного присутствия Бога в земном мире. В сегодняшнем выпуске нашей тематической страницы «Дорога к Храму» премьера новой рубрики — «Своими глазами». В ней мы будем предоставлять слово людям, готовым рассказать о своем паломничестве. Новую рубрику открывает очерк члена Союза писателей России, липецкой поэтессы Тамары Романовой, которая дважды побывала на Святой земле. Текст печатается с сокращениями. « Русский — хорошо !» ВВифлеемизИерусалимамы приехали вечером во второй день пребывания на Святой земле. Разве могла я когда-нибудь пред- ставить, что накануне первого дня Страстной седмицы и в пер- вые пасхальные дни окажусь в этомсвященномгороде, где более двух тысяч лет назад родился Иисус Христос?! Уже через полчаса после вы- езда из отеля «Меридиан», кото- рый находится в Иерусалиме рядом со Старым городом, мы были на границе с Палестинской автономией. На пропускном пункте в наш автобус, где собра- лись православные паломники из разных городов России, вошел смуглый, широкоплечий моло- дой человек в военной форме с автоматом через плечо. Он бегло осмотрел салон автобуса, задер- жав взгляд на священнике из Сергиева Посада отце Никаноре. Моя покойная бабушка Анна Ивановна таких, как отец Ника- нор, называла «смирными». Он и был таким—добрым, светлым, смирным человеком. «Русский —хорошо!»— улыбаясь, сказал пограничник, обращаясь, как мне показалось, скорее к отцу Никанору, чем ко всем нам. За- тем отдал приказ своему напар- нику, и тот открыл шлагбаум. Автобус быстро ехал по полу- пустынным улицам холмистого города и остановился возле го- стиницы с названием «Санта- Мария», где нас радушно встре- тили и разместили в чистых, уютных номерах. Весь вечер до поздней ночи ушел на подготов- ку к причастию, ведь утро следу- ющего дня должно было начать- ся с Божественной литургии в храме Рождества Христова. Из истории Этот величественный храм, имеющий форму базилики, счи- тается самымдревнимвПалести- не. Он был построен во времена правления императора Констан- тина Великого (306—337 годы) над одной из главных святынь христианского мира—пещерой, в которой, согласно преданию, родилсяМладенецИисус. Импе- ратор Константин—считал себя недостойным лично заниматься строительством храма, посколь- ку, будучи воином, пролилмного крови. Его замысел воплотила мать императора Константина святая царица Елена. Паломни- чество вИерусалим она соверши- ла в преклонном возрасте, но, согласноЕвсевиюКесарийскому, (одиниз первыхисториковЦерк- ви), «эта старица необыкновен- ного ума с быстротой юноши поспешила на Восток». В327 году она воздвигла храм Гроба Господня, а в 330-мначала строительство храма Рождества Христова. Этот храм, как и ряд других, построенных императо- ром Константином на Святой земле, имел цельюне проведение богослужений, а возможность каждому увидетьместа евангель- ской истории. Однако службы в немпрактическине прерывались с ранневизантийской эпохи. То, что храм сохранился до нашего времени, самопо себе уже чудо. В 529 году он был почти полностьюразрушен восставши- ми самаритянами, но позднее по приказу императораЮстиниана восстановлен на том же фунда- менте. В VII веке Святая земля была опустошена персами, но ХрамРождестваХристова онине тронули. Завоевателей привела в восхищение мозаика на запад- ной стороне базилики с изобра- жениемБогоматерисМладенцем на руках и волхвов, их соплемен- ников, пришедших из Персии, чтобыпоклонитьсяродившемуся Спасителю. Из-за благоговения перед своими предками, изобра- женными в ярких, узнаваемых национальных одеждах, они со- хранили храм. Не посмели раз- рушить храм и мусульмане, за- хватившие город в 1009 году, поскольку они тоже почитали место рождения Христа. Вратами смирения К базилике Рождества Хри- стова мы подъехали ранним утром. Первую неделю пребывания на Святой земле нас сопровожда- ла экскурсоводИрина. Москвич- ка, православная, она уже не- сколько лет жила с семьей в Ие- русалиме. Много раз мы могли убедиться не только в ее способ- ности доступно отвечать на сложные вопросы, связанные с историей Церкви, но и в умении разрешать конфликтные ситуа- ции. Чего греха таить, люди ве- рующие, к сожалению, тоже ссорятся. «Будьте терпимы друг к другу. Учитесь ходить Вратами смирения», — сказала она од- нажды двум поссорившимся де- вушкам из Вологды. А теперь каждому из нас предстояло войти в храм Рожде- ства Христова через узкий двер- ной проем высотой чуть более метра, который называют «Вра- тами смирения». Когда-то му- сульмане, желая осквернить святыню, въезжали в базилику верхом на вьючных животных. Чтобы не допустить повторения бесчинств, было решено зало- жить главныйвходкамнем. Стех пор войти внутрь храма можно, только низко склонив голову. «Вот так бы и нам следовало об- ращаться друг к другу, с низко склоненной головой, — подума- ла я. — Ведь душа человека — это тоже храм Божий. А мы так и норовим в этот храм, как заво- еватели, верхом на вьючных животных въехать». Чудеса Храма Внутреннее пространство ба- зилики поражает своим величи- емимонументальностью.Помню четыре ряда гладко отполирован- ных коринфских колонн, разде- ляющих ее на пять нефов. Эти мраморные исполины своей стройностью напоминают кипа- рисы. Кажется, что они упира- ются не в кровлю храма, а в не- беса. На одной из них пять не- больших углублений в форме креста. — Это следы чуда, произо- шедшего в храме столетия назад, —увидев наше замешательство, пояснила экскурсовод Ирина. Из ее рассказа мыузнали, что во время очередного опустоши- тельного набега арабов, которые ворвались вхрам, люди, потеряв- шие надежду на спасение, обра- тились за помощью к Богу. Из каменной колонны тотчас вы- летелрой ос и сталжалить арабов и их лошадей. — Завоеватели спешно по- кинули храм и оставили в покое прихожан, — закончила свой рассказ Ирина. «А мы, маловеры, и в час ве- ликой скорби больше надеемся на сынов человеческих, чем на помощь Божию»,—подумала я. И эта мысль еще не раз посещала меня на Святой земле. Помню вскрытый фрагмент мозаичного пола, уникальный образец работы мастеров визан- тийской эпохи. Помню улыбаю- щийся, исполненный небесного света ликПресвятойБогородицы с Младенцем Иисусом на руках. Когда смотришь на эту икону, кажется, что только чудом Бо- жиим можно было запечатлеть ликЦарицыНебесной, пребыва- ющей в такой неизбывной радо- сти. Это была икона Вифлеем- ской Божией Матери, которая висела справа от алтаря. И разве можно когда-нибудь забыть Бо- жественную литургию в пещере Рождества?! Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос Пещера Рождества, где ро- дился Младенец Иисус, являет- ся подземным храмом базили- ки. Она находится в ее восточ- ной части под главным алтарем. Чтобы попасть туда, необходи- мо спуститься вниз по мрамор- ным ступеням узкой лестницы. В центральной нише этого срав- нительно небольшого по площа- ди храма, освещенного множе- ством лампад и свечей, находит- ся престол. У его подножия ле- жит серебряная четырнадцати- конечная звезда. Она знаменует собой Вифлеемскую звезду, возвестившую миру о грядущем рождении Спасителя. Согласно преданию она остановилась ров- но над этим местом. По внутрен- нему кругу звезды на латыни написано: «Здесь от Девы Ма- рии родился Иисус Христос». Наша группа, числом около сорока человек, с трудом разме- стилась в пещере. А поскольку я спускалась по лестнице одной из последних, то оказалась почти у алтаря рядом с греческим свя- щеннослужителем. Почувство- вав определенную неловкость, попросила у нашего священника отца Никанора благословение спуститься в грот, что находится справа от алтаря. ОтецНиканор, улыбаясь, благословил рабу Бо- жию с напутствием: «Пусть это будет тебе подарком ко дню рож- дения». Как прошла служба? Мне кажется порой, что она еще не закончилась. Все располагало к молитве: и тихий голос священ- ника, и мягкий свет лампад, и отсутствие всякого лишнего движения. Помню, как горько, навзрыд, плакала, не понимая, почему слезы все льются и льют- ся из моих глаз. Благодарю Бога за эти слезы и за то, что день своего рождения отметила при- частием в Храме Рождества Христова и молилась у яслей, в которые Богородица положила Младенца Иисуса. 6 ЛИПЕЦКАЯ газета К 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Тропой любви и единения Виктория Удачина В наступившем году в нашей стране отмечается 700-лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. А потому не случайно Рождественские чтения, ежегодно проходящие в середине января в Елецком университете имени И. А. Бунина, в этот раз были посвя- щены предстоящему юбилею. В них приняли участие не только cтуденты и сотрудники вуза, ноипредставителидуховен- ства, преподаватели основ право- славной культуры, руководители воскресных школ. В первый день Чтений в актовом зале универси- тета состоялось пленарное заседа- ние, где выступил епископ Елец- кий и Лебедянский Максим. Он напомнилсобравшимсяо том, что благодаря молитвенным подви- гам, посту и отшельничеству свя- той Сергий Радонежский обрёл величайшие духовные дары.Пре- подобныймог обычнымисловами действовать на самые грубые и ожесточённые сердца, часто при- мирял враждующихмежду собой князей. «Лишь благодаря любви и единению, как говорил самСер- гий Радонежский, мы добьемся духовного пробуждения русского народа», — отметил в своем вы- ступлении епископ. Второй деньЧтений начался в Вознесенском соборе. Преподава- тели и студентыприняли участие в Божественной литургии, кото- рую возглавили митрополит Ли- пецкий и Задонский Никон и епископ Елецкий и Лебедянский Максим. Самымже ярким эпизо- дом чтений, по мнению большин- ства их участников, стало высту- пление в зале ЕГУ архиерейского хора, состоящего из клириков епархии.Менеечемзаполгодаони подготовили песнопения, посвя- щенные 700-летию со дня рожде- ния преподобного Сергия Радо- нежского. Зал рукоплескал стоя. СЛОВО ПАСТЫРЯ | Об агрессии в современном обществе «Знай себя, и довольно с тебя» Иерей Алексий Шумаков, клирик Христо-Рождественского храма города Липецка Жизнь такова, что каждый из нас периодически сталкивается с проявлением агрессии. Стоит одному автолюбителю не уступить другому дорогу, и его лобовое стекло уже разбивают бейсбольной битой. Из ново- стей ежедневно узнаем о убийствах на бытовой почве, когда конфликты разгораются буквально из-за мелочей. Услышать в свой адрес тираду бранных слов можно где угодно: и в магазине, и в очереди в поликлинике. Отношение Церкви к такого рода явлениям еще в XIX веке обозначил наш земляк, святи- тель Феофан Затворник. Объяс- няя причины агрессии, он на- рисовал дерево. Его ствол он обозначил словом «гордыня», от которого потянулись многочис- ленные ветви: «раздражение», «гнев», «ненависть», «памято- злобие», «уныние» — все эти тяжкие грехи возникают из-за нашей духовной немощи. К со- жалению, современный человек больше вниманияуделяет своему бренному телу, которому дает хорошее лечение, питание, одеж- ду, а уже потом — духу. Когда тело одерживает победу над ду- шой, регулярное участие в Ли- тургии, Причастие становится даже для физически здорового человека непомерной обузой. Хочется отдохнуть, расслабить- ся, а в каком состоянии пребы- вает душа, мало кого заботит. Сейчас не все могут выдержать всенощные бдения, которые и так сокращены до двух с полови- ной часов. Отстояв половину службы, некоторые прихожане подходят к священнику и просят благословения уйтидомой.Меж- ду тем всенощные бдения назы- ваются именно так потому, что древние христиане молились всю ночь. Чтобы подкрепить их силы, в перерыве между бого- служениями внутри церкви ставились столы с хлебом и ви- ном. Именно с тех пор находяща- яся у входа часть храма полу- чила название трапезной. Но откуда берутся агрессия, гордыня, зависть, если все мы приходим в этот мир безгрешны- ми? Когда человек совершает грех в первый раз, он внутренне переживает содеянное, а на душе появляется маленькое черное пятнышко. Во второй раз гре- шить уже легче, а затем мы не обращаем внимания на плохие поступки и мысли. Душа же тем временем становится чернее ночи. Когда люди лишают ее воз- можности получить благодать Божию через причастие, не ис- поведуются, то, как говорил выдающийся религиозный мыс- литель, святитель Игнатий Брянчанинов, они, делая зло, начинают думать, что творят добро. Они считают себя лучше и умнее всех, что порождает не- нависть к окружающим, пагуб- ное желание изменить не себя, а ближних. Вот какова гордыня! Такие люди, даже придя на ис- поведь в храм Божий, не могут назвать ни одного своего греха. И тогда на традиционный вопрос священника «В чем вы будете каяться?» в ответ следует одно лишь молчание. Знал я человека, родители которого горячо осуждали силь- ных мира сего за неправедную жизнь и излишние материаль- ные блага. Онивзывалик совести и к христианской морали. Когда же их сын сам достиг высокого положения, стал скупать квар- тиры и машины, родственники всячески стали оправдывать его. На все вопросыони отвечали, что их сын зарабатывает деньги чест- ным трудом. Вот и получается, что их «праведный» гнев был всего-навсего обычной завистью. Чтобы остановить агрессию, справиться с гордыней, каждый должен заняться внутренним самосовершенствованием. Ведь как говорил преподобный Ам- вросий Оптинский: «Знай себя, и довольно с тебя». Многие люди привыкли, к примеру, осуждать власть. Но стоит зайти в подъезд, где они живут, как в глаза бро- сается царящее там безобразие. Кто бросает окурки и мусорит на наших лестничных клетках? Власть илимы сами? Так почему бы вместо того, чтобы искать причины бед во внешних обсто- ятельствах, не обратиться к са- мому себе? Время, бесследно уходящее на словесные баталии, можно обратить на благое дело, взяв в руки совок и веник. Агрессию можно остановить только победой духа над телом. Обращаясь к Галатам, апостол Павел говорил: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24). Это зна- чит: не толькопростовоздержать- ся от страстей и похотей, но и бо- роться с ними до совершенного самоотречения. Трудно ли это? Да, сложно. Но каждый из нас должен определиться, чтоже для него важнее — душа или тело? Подсознательномывсепонимаем, что в конце нашего земного пути лежит смерть. Как бы мы ни ле- чили наше тело, ни ублажали его пищей, конецвсемубудет один.А бессмертная душа предстанет пе- редБогоми станет давать ответ за прожитую земнуюжизнь. Уверен, что любой антинрав- ственный поступок будет оста- новлен, когда человек с помо- щью Божьей разберется в своем душевном мире. Но не надо впадать и в другую крайность — уходить от реальности и во главу угла ставить непротивле- ние злу насилием. Православ- ный человек — это не обще- ственный хлюпик, а пример определенного образа жизни. Он должен быть защитником своей семьи, храма, веры, уметь противостоять агрессии рас- судительностью. ТВОРЧЕСТВО | Воспитанники воскресной школы выступили c концертом И озарил сердца луч «Светоча» Сергей Кибальниченко Замечательный подарок сделали воспитанники воскресной школы «Светоч», работающей при Христо-Рождественском храме Липецка, жителям сокольского поселка. На святочной неделе они выступили перед ними с благотворительным рождественским концертом, главным украшением которого стала сказка «Двенад- цать месяцев». Зрители — а среди них были дети из многодетных семей, воспитанники детдомов и интернатов, представители региональной общественной организации инвалидов «Мы вме- сте», — затаив дыхание следили за игрой юных артистов и благо- дарили их искренними аплодисментами. После окончания концентра корреспонденту «ЛГ» удалось пообщаться с исполнительницей ролипадчерицыЛюдмилойСтав- цевой. По тому, как свободно она держалась на сцене, сразу видно, что девушке не впервой высту- пать перед большой аудиторией. «Я посещаю воскресную школу с момента ее основания. Вместе с педагогами и моими друзьями мы ставим спектакли, устраива- ем праздники для младших групп, занимаемся в хоровой студии, — рассказала Людмила Ставцева. — Каждое выступле- ние на сцене для меня — неза- бываемый праздник». В про- шлый раз она была принцессой из сказки Г.-Х. Андерсена «Ос- линая шкура», а до этого играла в спектаклях «Морозко» и «Принцесса на горошине». По словам руководителя теа- тральной студии воскресной школы «Светоч» Ольги Дадае- вой, в этом году в постановке «Двенадцати месяцев» приняли участие дети всех возрастных групп. К выступлению ребята готовились больше месяца, тща- тельно репетируя каждуюсцену. Такие благотворительные кон- церты воспитанники воскресной школы «Светоч» проводят уже пятый год подряд. Большую по- мощь в их организации оказыва- ют городской департамент куль- туры, муниципальный театр и администрация ДК «Сокол», которые предоставляют аппара- туру, декорации и костюмы. Примечательно, что в репертуаре театральной студии неизменно присутствуют рождественские песнопения и сказки, которые оказывают сильное духовное воз- действие на душу ребенка. Агрессию можно остановить только победой духа над телом . ” ФОТО СЕРГЕЯ КИБАЛЬНИЧЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz