Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 200/24828/14 ОКТЯБРЯ 2014 3 Слово обозревателю БОЛЬШАЯ СЦЕНА | « Маяковка » привезла в Липецк один из лучших своих спектаклей На обломках великого храма Сергей Малюков Юбилейные, XXX, «Липецкие театральные встречи» отличает на редкость насыщенная и интересная про- грамма. Одним из самых ярких событий международ- ного фестиваля стал спектакль «Бердичев» Московско- го академического театра имени Владимира Маяков- ского. Молодой режиссер Никита Кобелев впервые перенес на сцену пьесу Фридриха Горенштейна, напи- санную еще в семидесятых годах прошлого века. Горенштейн известен прежде всего своими кино- сценариями, среди кото- рых«Солярис», поставлен- ный Андреем Тарковским, и «Раба любви», снятый НикитойМихалковым.По- сле публикации своей про- зы в обход советской цен- зуры на Западе писатель был вынужден в 1980 году эмигрировать из СССР. Го- ренштейн умер больше де- сяти лет назад в Германии. Его творческое наследие, переведенное на несколько языков, еще только начи- нают заново открывать на родине. В прошлом году Александр Прошкин пред- ставил картину «Искупле- ние», снятую по повести Фридриха Горенштейна, в этом году состоялась миро- вая премьера «Бердичева» в «Маяковке». Действие семейной саги охватываеттридесятилетия —с 1945-го по 1975-й год. В центре внимания — живу- щиеводнойквартиредве се- стры. Младшая, вдова, по- терявшаянавойнеблизких, мать двух дочерей Рахиль (Татьяна Орлова), и стар- шая, бездетная портниха Злота (Татьяна Аугшкап), вместевоспитывающиепле- мянника-сироту — Вилю. Этотавтобиографичныйдля Горенштейна образ играет дебютант театра Александр Паль.Широкой публике он известен по эксцентричной роли бритоголового гопни- ка, брата жениха в нашу- мевшей комедии «Горько». Паль прекрасно справляет- ся с непростымдраматурги- ческимматериалом, эволю- ционируя по ходу действия из колючего подростка в за- ношенном пальтишке, ору- щего теткам «Заткнись!», в «большого человека» из столицы, твердоуверенного в том, что отрекаться от сво- их национальных корней также глупо, как скрывать большой нос. Спектакль не случайно имеет подзаголовок «драма в 6 эпизодах, 30 годах и 68 скандалах». Непростая история страны проходит у нас на глазах чередой семейных сцен и склок с соседями в простеньком («А эту мебель мне выдал НКВД»), не меняющемся десятилетиями интерьере. Разве что портрет Сталина на стене к финалу заменит незамысловатая чеканка. На сцене много и с удоволь- ствием кричат, проклина- ют родных и близких. Од- нако эти проклятья звучат как пассажи виртуозного музыканта. — Вот так, как я держу руку, я тебе войду в лицо, — то и дело угрожает сво- им недругам решительная Рахиль, добавляя: «шоб у тебя язык отсох, шоб тебя разрезало на кусочки». «Ой вей, я имею от нее отрезанные годы», так ха- рактеризует она отноше- ния с сестрой-портнихой. Злота—полная её противо- положность, лишь причи- тает да «писяет глазами». Сестры то и дело ссорят- ся, но остаются при этом самыми близкими друг другу людьми, медленно старея вместе. На огонек заходят брат Сумер (Игорь Марычев), сосед Брофен- махер (ЕфимБайковский), нерадивый зять, муж стар- шей дочери Миля (Вита- лий Гребенников) и другие многочисленные обитатели бердичевского мирка, бле- стяще сыгранные актерами «Маяковки». Неумолимо идет время. Отправляются в большую жизнь из родительско- го гнезда взрослые дети, подрастают своенравные внуки, уходят старики. «Я такая больная, еле живу...» — привычно сто- нет за швейной машинкой Злота. Рушится старый Бердичев, освобождая про- странство для новостроек с удобствами. В начале спек- такля нам напоминают про реплику Чебутыкина из чеховских «Трех сестер»: «Бальзак венчался в Бер- дичеве». Автор ирониче- ски замечает, что теперь в историческом здании находится детская спор- тшкола, которую, судя по вывеске, посещал Бальзак в юные годы. В финале по- становки повзрослевший Виля, пятнадцать лет не видевший родной город, находит Бердичев уродли- вой хижиной, выстроен- ной из обломков великого храма. Здесь не живут, а выживают Рахиль и Злота, последние представители своего племени… «Бердичев»— это исто- рия о маленьких людях на фоне большой эпохи, печальная драма о распаде семьи как основы основ и одновременно уморитель- но смешной еврейский анекдот. Любопытно, что в свое время пьеса Горен- штейна не понравилась и советским чиновникам, и родственникам драматур- га. Слишком уж правди- выми получились образы её героев. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА СПОРТИВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ | ХК « Липецк » одержал крупную победу «Какая боль» в Казани Михаил Абрамов В заключительном поединке выездной серии ХК «Ли- пецк» уверенно разобрался в Казани с местным «Барсом» — 5:0. Эта победа стала самой крупной для нашей команды после возвращения в Высшую хоккейную лигу. Чашу весов на свою сторо- ну гости склонили в первые 12 минут. Уже на второй минуте лучший бомбардир «красно- жёлтых» Альберт Вишняков вышел один на один с голки- пером хозяев Денисом Пере- возчиковымиотправилшайбу в ворота. Второй гол «шмели» забили в численном большин- стве, причём на реализацию «лишнего» им понадобилось всего 4(!) секунды. Отличил- ся прикомандированный из «Автомобилиста» Алексей Ефимов, которого после по- единка в Казани отозвали об- ратно в Екатеринбург. Через минуту с небольшим после гола Ефимова ВадимАверкин точно завершил комбинацию партнёров по звену — 3:0. Заменивший Перевозчи- кова второй вратарь «Барса» Евгений Ярославлев продер- жался«сухим»почтидоконца второго периода. «Распеча- тал» его ворота РоманПетров, причём в этот момент липчане находились на льду в числен- ном меньшинстве. Вскоре Андрей Воронков довёл счёт до знаменитого «какая боль» — 5:0. Третий период прошёл от- носительно спокойно, если не считать небольшого повреж- дения у Романа Петрова, от которого он, впрочем, быстро оправился. Забитых голов немногочисленные зрители не увидели, и липецкие хок- кеисты, одержав победу со счётом 5:0, вернулись домой в хорошем настроении. — Комментарий будет ко- ротким: сегодня мы были сильнее, — отметил на после- матчевой пресс-конференции главный тренерХК«Липецк» Андрей Лунев. — Соперник молодой, ребята в этой лиге будут обязательно прогрес- сировать. Но пока им тяжело соперничать с «мужиками». Вчера наша команда на своём поле встретилась с «Ер- маком» (Ангарск). Подробно- сти — в одном из ближайших номеров «Липецкой газеты». * * * В заключительномпоедин- ке первого круга липецкий «Металлург» сыграл вничью 1:1 в Воронеже с «Выбором- Курбатово». Первый тайм прошёл без опасных моментов, а сразу после перерыва гости забили гол. На 47-й минуте форвард липчан Дмитрий Кортава, оказавшись с глазу на глаз с вратарём хозяев Дмитрием Цицилиным, который в пер- вом тайме заменил травмиро- ванного Ивана Комиссарова, перебросил мяч через стража ворот и открыл счёт. В дальнейшем игра про- текала с преимуществом во- ронежцев. На 72-й минуте главный судья Денис Шпилёв сначала назначил, а затем, после консультации с лайнс- меном, отменил пенальти в ворота липчан. И всё же в кон- цовке «Выбор» сумел уйти от поражения. Гол после навеса с правого фланга забил Алек- сандр Зяблов. — Обидно пропускать в концовке,—сказал в разгово- ре с корреспондентом«Липец- кой газеты» наставник «Ме- таллурга» Сергей Машнин. — Впрочем, ничья — резуль- тат закономерный. Моментов обе командысоздали немного, при этом надёжно сыграв в обороне. Мы на протяжении нескольких лет регулярно проигрывали в Воронеже. Поэтому в какой-то степени эта ничья — шаг вперёд. На очереди—«Тамбов», идущий в лидерах. Будем думать, чем удивить соперника. После 15-ти проведённых встреч «Металлург» занимает шестое место, набрав 23 очка. Лидирует по-прежнему воро- нежский «Факел», в первом круге не потерпевший ни од- ного поражения. В его активе 37 очков. На 4 очка от «Факе- ла» отстаёт «Рязань». Второй круг стартует уже в ближайшую пятницу, 17 октября. «Металлург» сыгра- ет на выезде с «Тамбовом», занимающим с 30 очками четвёртое место. ВЫСТАВКА | Все остается людям Поэзия правды И. Неверов То безумное, пропахшее дымом и гарью лето 2010-го добило больное сердце талантливого художника Вилена Дво- рянчикова. А на следую- щий день после его смерти огонь не пощадил постро- енный Дворянчиковым в добровском поселке Дальнем легкий, краси- вый деревянный храм. Такое вот горькое, почти мистическое совпадение. Он был живописцем по призванию и обществен- нымдеятелем, созидателем по темпераменту. Он не умел замыкаться в сте- нах мастерской, не любил суесловия на трибунах и, как подобает настоящему мужчине, ценил только по- ступки. Придумал и сделал потрясающий музей для своего учителя Виктора Сорокина, назвав Домом Мастера. Возвел церковь в отдаленном селе. Забыв о возрасте и недугах, взва- лил на себя реставрацию особняка Губина, чтобы тамнаконец обрела приста- нище областная картинная галерея. На презентации выстав- ки в Галерее Назарова, приуроченной к восьмиде- сятилетиюВиленаДмитри- евича, друзья, соратники, ученики вспоминали, ка- ким он был. Народный ху- дожник России Александр Вагнер заметил, что стар- ший его товарищ писал за- водские пейзажи и портре- тыметаллургов не потому, что это в советские времена считалось тематическим «верняком». Он видел в лю- дях, стоящих у доменных печей и сталепрокатных станов, родственные души. Как у Киплинга: «Мы с тобой одной крови». И ему хотелось быть таким же реально, весомо нужным стране, как металлург или строитель. Наверное, поэтому до сих пор и впечатляют дво- рянчиковские картины, гдеживет суроваяроманти- ка огня, металла, мужества и мастерства. Сдержанный пафос у художника ни- когда не превращался в плакатный примитив. Его герои, очищенные от всего мелочного, бытового, тем не менее конкретны и убе- дительны. Но и в самых камерных вещах Дворянчикова, в каком-нибудь маленьком натюрморте с цветами в простенькой вазе чувству- ется то же волевое, власт- ное, опять-таки мужское начало. Нет, ему не были чужды ни тонкость, ни нежность. Однако он не мог быть ни сентиментальным, ни восторженным. Ученик выдающегося русского им- прессиониста Сорокина, преклонявшийся перед наставником, у мольберта сохранял независимость, самостоятельность. Он не растворялся без остатка, благодарно и благоговей- но, даже в самом родном ему солнечном пейзаже, открывавшемся из окна его деревенского дома в Дальнем. Он не плыл в упоительном потоке мгно- венных впечатлений, но в любой работе настойчиво формулировал очень лич- ное, выношенное отноше- ние кмиру, воплощалцель- ное и бескомпромиссное жизненное кредо. Ему свойственны были надежность и ответствен- ность. Так говорят о нем те, с кем он дружил, кому до- верял сокровенные мысли. Есть на выставке необыч- ный портрет известного липецкого художника. Дворянчиков изобразил его в облике актера с пер- чаточнойкуклой, поднятой надширмой к самому небу. Творец призван исполнять свою миссию перед лицом всего человечества, перед предками, потомками и — Богом. А значит, дол- жен стать эхом мира, а не нянькой своей души. Эти слова Максима Горького наверняка созвучны тому, как понимал служение ис- кусству наш земляк. В юбилейную экспо- зицию ее инициатор Та- тьяна Нечаева, многие годы трудившаяся рука об руку с Дворянчиковым в Доме Мастера, вклю- чила несколько замеча- тельных автопортретов Вилена Дмитриевича. Но, в сущности, и выставка в целом воспринимается как многогранный авто- портрет, как визуальное повествование о себе и обо всем, что было ему дорого, во что он верил, чему слу- жил. Жизнь и живопись здесь неразделимы. Кто-то из художников может рас- суждать о правде поэзии. А Дворянчиков исповедовал поэзиюправды. Не призем- ленной, не крохоборской, не чернушной, а высокой, масштабной, если угодно, вечной. Правды, на кото- рой держится свет. Посмертнаясудьбатвор- цапродолжается. Остаются с нами его картины. Рабо- тают созданные им музеи. А в Дальнем, на том месте, где было выжжено черное пятно пожарища, уже вос- стал из пепла Божий храм, которому также суждено хранить память об этом человеке. / ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ Одна из последних фотографий Вилена Дворянчикова. Художник среди друзей, коллег и юных поклонников живописи. Подайте олигарху на пропитание Александр Косякин После летних отпусков отдохнувшие депутаты Госду- мы вернулись к законотворчеству. В это же время их деревенские избиратели снесли в погреба выращен- ное, законопатили рамы и сели у окна поджидать почтальоншу с пенсией. Какая между этими события- ми связь — об этом ниже. Н а днях мне довелось (лучше сказать — посчастливилось) доставить баночку меда заболевшей тетке жены в деревне. Поговорили о том-о сем. И, понятное дело, о санкциях. «Если в сельмаге полки с импортом «подметут», хлеб сами печь будем, а остальное все есть – с огорода. Да ведь и раньше так жили… Вот только пенсию бы малость прибавили…», — выдала сокровенное баба Нина. А вечером диктор ТВ объ- явил о новой инициативе депутатов Госдумы — за- конопроекте «О выплате из бюджета компенсаций понесшим ущерб от не- правосудныхрешенийино- странных судов россиянам и российским компани- ям». И я сразу вспомнил утренний разговор: про- пала прибавка бабы Нины к пенсии… Какая, однако, связь между деревенской жен- щиной и владельцем не- движимости на Лазурном берегу? Она проходит по руслу общей реки по имени «Бюджет». Только одни черпают из нее пригорш- нями, а другие тянут к себе трубопровод и качают насосами. Вообще сельский люд ничему не удивляется, ко всему привык. И потому новую инициативу Думы, скорее всего, примет спо- койно (если вообще узнает, не успев переключить теле- визор с «новостей» на сери- ал…). А ведь это решение унижает деревню. Конеч- но, оно унижает и проле- тариат, и «прослойку». Но прежде всего —деревню. Между тем «забота» депутатов о народе будет очень дорого стоить госу- дарству. Тем более сейчас — в очень непростое вре- мя. И потому фальшиво в думских коридорах звучит популярныйнынче лозунг: «Мы своих не бросаем!» А ларчик открывается про- сто: у многих (не у еди- ниц!) народных избран- ников за «бугром» что-то имеется. Значит, и закон они, судя по всему, вос- трят в первую очередь под себя. Кстати, как раз в тот день, когда Дума активно голосовала «за» проект, власти Италии наложили арест на недвижимость (4 виллы, квартира и от- ель) российского олигарха, включенного в санкци- онные списки. Вот, поди, обрадовался, бедолага! И теперь его товарищи по несчастью наверняка по- спешат занять очередь за бюджетнымвспомощество- ванием. В ечером во время по- лемики по поводу скандальногозаконав телеэфире одиниз «дуэлян- тов»предложилсопернику: «А вы продайте квартиру в Майями и купите домик в Крыму. Вот это будет па- триотично!». Оппонент за- пальчиво стал говорить о праве выбора, демократии ипрочихлиберальныхцен- ностях. В самом деле, разве не свободен человек, имея немалые деньги (заработан- ные, может быть, честно), решить для себя: потратить их на зарубежную недви- жимость или построить замок в деревне Грязь, как Максим Галкин? Конечно, да. Только сам человек и должен взять на себя все риски. Цунами, падение на голову метеорита, зем- летрясение, санкции – все это потенциальные риски. Дома в случае чего можно будет обратиться в собес, к участковому или в район- ную газету — где-нибудь да помогут, ибо ты, граж- данин страны, под защитой ее Конституции. А вот, к примеру, американский «Билль о правах» — не про твою честь, возьми это себе на заметку. Ты им мо- жешьразвечтонапляже во Флориде лицо от палящего солнца прикрыть. Однажды мне довелось провести отпуск в Болга- рии, в расчудесном Несе- бре. И все было хорошо в этом удивительном городе- памятнике, покане заболел близкий мне человек. И вот тут я сразу понял, что родная медицина лучше всякойиностранной, а твой участковый врач на две головы выше любого ино- странного доктора. Каж- дыйшаг этого специалиста в белом (хотя и не вполне) халате имел долларовый эквивалент. Конечно, бес- платно лечить тебя и не были обязаны, но пульс хотя бы пощупать, вопрос задать, взглянуть участ- ливо…Но—никаких обид! Все правильно—это дома и стеныпомогают, а за грани- цей они могут раздавить в любую минуту. По логике депутатов, свобода одних вполне мо- жет трансформироваться в несвободу других. Не получит баба Нина при- бавку к пенсии, фермер — льготный кредит на новую технику, а молодая семья — дешевую ипотеку, их деньги сожрет заграничное лобби. Тут, я думаю, наши депутатыпреподнеслиОба- ме со товарищи на блюдеч- ке с голубой каемочкой подарочек: законопроект, позволяющий разорить Россию. Показательно, что г-н Поневежский (автор инициативы) на заседании комитета от доклада от- казался. На Охотном Ряду откровенно говорят, что де- путат «взял на себя» подго- товленное не им решение. Кто бы сомневался… Р азговоры о якобы су- ществующих пятой, а теперь и шестой ко- лонне из чиновников-кор- рупционеров не кажутся досужими. В их сплочен- ных рядах — дисциплина и порядок, все построены по ранжиру, сапоги на- чищены, усы подкручены, и все выполняют коман- ды. Кто-то гадит России по-мелкому, кто-то — по- крупному, но каждый рас- считывает получить свою награду. Один — время в эфире, другой — краешек скамейки в аффилирован- ной компании, третий – место в партийном списке, четвертый — домик на теплом берегу подальше от дома… Поначалу, узнав о зако- нодательной инициативе, с отрицательным заключе- нием выступило и прави- тельство. Внёмговорилось, что принятие проекта по- влечет дополнительные затраты бюджета, что он нарушает Конституцию и нормы международного права.Нопотомвроде быто же правительство сменило гнев на милость. И теперь, проскочив благополучно первое чтение, хлопотуны готовятся ко второму. Им, видите ли, за демокра- тию обидно. Но История снова предлагает стране выбор: определись, стра- на, — либо демократия в опасности, либо Отечество. А вообще никто никого не неволит: хотите жить во Франции—пожалуйста, в Бостоне — валяйте. Толь- ко чур—за свой счет! Хотя эта самая заграница – как говорится, на любителя. Вот Александр Блок тоже очень хотел за границу. А когда мечта сбылась, на- писал в дневнике: «Даже глаза устали смотреть на уродливых мужчин ижен- щин. Да и вообще надо сказать, что мне очень надоела Франция и хочет- ся вернуться в культур- ную страну — Россию, где меньше блох, почти нет француженок, есть ку- шанья (хлеб и говядина), питье (чай и вода); кровати (не 15 аршин ширины) и умывальники (здесь тазы, из которых никогда нель- зя вылить всей воды, вся грязь остается на дне)». ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Побеждает «Искусственный интеллект» Ольга Юрьева В минувшие выходные в областном центре на базе лицея № 44 прошел IV городской интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?» среди старших школьников. За звание самых эрудированных игроков боролись более 250 человек из 33 команд. Ребятам предстояло ответить на 48 вопро- сов традиционного турнира «Что? Где? Когда?» и отыграть 20 тем музыкальной командной «Своей игры». Победитель основного турнира определился напоследнемвопросе, а вот борьба за «серебро» и «бронзу» развернулась нешуточная: двум сборным пришлось выполнить несколько до- полнительных заданий. В итоге лучшими в своихкатегориях сталикоманды«Искусствен- ный интеллект» (школа № 12) и «Стальная Выхухоль» (№64). Апервоеместовкомандной «Своей игре» завоевал «Прометей» (№ 21). Возможность проявить свои интеллекту- альныеспособностишкольникампредоставили Центр дополнительного образования «Страте- гия» иЛипецкий клуб интеллектуально-твор- ческих игр «Изумрудный город». Следующий крупный турнир эрудитов— третьешкольное интеллектуальное первенство Липецкой об- ласти — состоится в марте следующего года. Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зре - ния и в письме в редакцию , и на сайте нашей газе - ты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz