Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
УЧЕНИК | Гимназист мечтает стать диаконом Украшение службы Лариса Пустовалова — Я серьезно робел, когда в храме первый раз вышел к народу читать «Апостол». Это сейчас я стал уверенней, а тогда даже колени тряслись, — вспоминает ученик 9-го класса православной гимназии Виктор Севостьянов. Подросток, как и другие его товарищи, уже помогает на службах в храмах. Алтарник — так называется их церковная должность. Им позволено разжигать кадила, звонить в колокола. И в самой гимназии есть одна привилегия, положенная старшим ученикам. — Перед началом занятий у нас все собираются на молитву. Так вот, когда священник по какой-топричине отсутствует, его подменяем мы, старшеклассни- ки,—рассказывает Виктор. Наш собеседник предельно серьезно относится к возложеннымна него обязанностям. Еще малышом он решил, что станет диаконом. Мама часто водилаВитюс сестрой на богослужения, с пятилетмаль- чик учился в воскресной школе. — Диакон — это украшение службы. Он возглашает ектении, а потому должен обладать хоро- шим голосом. Чтобыподготовить себя, я занимаюсь в хоре, — объ- яснил свой выбор Виктор. В православную гимназию он поступил осознанно. Мама всего лишь рассказала будущему пер- вокласснику о недавно открыв- шейся особенной школе. За де- вять лет обучения наш собесед- ник только утвердился в своем выборе. Хотя не скрывает, что были мысли стать экономистом или юристом. В гимназии препо- дают те же предметы, что и в светской школе, поэтому для выпускников все пути открыты. Но есть одна особенность — в ней проще учиться детям из воцер- ковленных семей, строго соблю- дающих все каноныправославия. Виктор твердо уверен, что после окончания гимназии будет по- ступать в семинарию. — Еще важно, что на диаконе лежит меньшая ответственность, чем, например, на настоятеле. Кто знает, смогу ли я соответство- вать серьезным требованиям,— скромничал подросток. Впрочем, о гимназисте Викто- ре Севостьянове учителя говорят с восторгом. Еще бы, он отличник по всем предметам, а Закон Бо- жий знает настолько, что стал вторым в олимпиаде среди гимна- зистов. Вместе с хоромучаствовал в региональном конкурсе «Жар- птица». —Даже и не думайте называть меня идеальным! — смеется наш герой. —Я— выскочка, никогда не смолчу, если знаю ответ на уроке, а остальные не знают, что сказать. Еще я вспыльчивый и высокомерный. Парнишка, как и все: и в фут- бол гоняет, и музыку любит —не только классику. Легкий рок его привлекает, например, «Линкин парк». Насчет последнего у него сложилось свое мнение, достой- ное профессионального теолога: — В православной концепции самым главным считается не фор- мальное или вещественное, а то, что человек несет в себе, что он на самом деле думает. Ведь были же праведники в древности, когда еще не сложились христианские каноны, которымможно было бы соответствовать. Пятнадцатилетний мальчиш- ка говорит, что не заметил, как преодолел переходный возраст. На запретные удовольствия его никогда не тянуло. Трагедия се- мьи, когда умер от рака отец, на- всегда отпугнула Виктора от спиртного и табака. Именно эти зелья спровоцировали страшную болезнь, уверен он. В православной гимназии он чувствует себя на своем месте. Знает все правила. Например, у девочек младших классов форма будет зеленого цвета, потому что это цвет преподобного Амвросия Оптинского. Старшеклассники носят форму черного цвета, так принято в семинариях. Однако вера и учеба в особой школе не мешает ему пользоваться всеми новинками цивилизации — ком- пьютером, разнообразными гад- жетами, сотовым телефоном. Наш герой говорит, что номер телефона специально не подби- рал, потому что верить в особые числа — это суеверие, то есть грех. Д орога к Храму Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона Ведущие выпуска Александр Хаустов и Сергей Кибальниченко Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». Электронный адрес : alekhaus_58@mail.ru с пометкой « Дорога к Храму » СУББОТА , 11 ОКТЯБРЯ 2014 № 199 (24827) 5 ЛИПЕЦКАЯ газета Сегодняшний выпуск «Дороги к Храму» мы решили посвятить Липецкой православной гимназии имени преподобного Амвросия Оптин- ского, которая недавно справила свое 10-летие. На праздник в тот день прибыли священнослу- жители во главе с Владыкой Никоном, замести- тель главы администрации области Александр Никонов, другие именитые гости. В адрес юби- ляров произносились слова благодарности, здравицы, добрые пожелания. Гости восхища- лись красивым четырехэтажным зданием, его внутренним оформлением, гимназистами в парадной форме. Кто-то заметил, что здесь особенная атмосфера — добрая, дружелюбная, словом, православная. А главное — высокое качество и светского, и духовно-нравственного образования. ПАЛИТРА МНЕНИЙ | Что думают об учебном заведении священнослужители и миряне «Гордость нашего региона» ДВА КРЫЛА ВОСПИТАНИЯ | И светское , и духовное образование Особая школа Александр Хаустов О прошлом, настоящем и будущем православной гимназии мы беседуем с ее директором Мариной Щурко. Она — опытный руководитель, который сумел сплотить вокруг себя коллектив едино- мышленников. —Марина Сергеевна, с чего и как все начиналось? — С инициативы Вла- дыкиНикона, его трудов и молитв. Архиерей встре- чался с представителями власти, брал на себя самые трудные вопросы. В2004-м году православная гимна- зия размещалась в неболь- шом здании, где сейчас находится воскресная школа. Начиналось все с одного класса и десятка воспитанников, хотяжела- ющихучитьсявправослав- ном заведении было много. И вот через некоторое вре- мя гимназиюпереселили в более просторное здание в поселке тракторостроите- лей. Но и на этом не оста- новились. К тому времени, в гимназии было уже во- семь классов и восемьдесят шесть учеников. Но вот же ПромыселБожий. Вгороде решалась судьба общеоб- разовательнойшколы, что на улице Прокатной, ее планировали закрыть. А после серии переговоров Владыки Никона с пред- ставителямивластиздание было решено передать епархиипод православную гимназию. Случилось это четыре года назад. — Прежде , нежели Владыка Никон благосло- вил вас возглавить право- славную гимназию, где работали? — Завучем в двенадца- той гимназии, где много сил отдавала духовно- нравственному воспита- нию учащихся. Видимо, это и сыграло роль в моем новом назначении. Здесь, честно говоря, нашла себя. Православная гимназия стала для меня делом всей жизни. —Кнастоящему време- ни она стала уже полно- ценным образовательным учреждением? — Да, по всем параме- трам и требованиям. С од- ной лишь разницей. Здесь дети с первого по одиннад- цатый класс получают не только блестящее свет- ское, но еще и основатель- ное духовно-нравственное образование. На сегодняшний день у нас уже двадцать классов ичетыреста семьдесят семь учащихся, сплоченный коллектив педагогов, со- трудников. В основном в гимназии трудятся препо- даватели высшей катего- рии, есть заслуженная учительница, даже канди- дат филологических наук. Немаловажно, что сейчас у нас никто не работает по совместительству. Почему так говорю? Когда четыре с лишним года назад при- шла в гимназию, здесь были задействованы в ос- новном совместители. На мой взгляд, это неправиль- но. Стороннихпедагоговне очень-то волнует качество образования, жизнь и вну- тренний мир учащихся, ведь у них есть другая ра- бота. А я убеждена, что учитель должен трудиться только в своем учебном за- ведении. Словом, измени- ли мы ситуацию. И теперь у нас замечательный кол- лектив — верующий, тру- долюбивый, для которого дети — главное. В под- тверждение своих слов скажу, что синодальный отдел образования и кате- хизации Московского Па- триархата РПЦ включил наше учебное заведение в пятерку лучших право- славных гимназий страны. А в этом году наши один- надцатиклассники впер- вые сдавали ЕГЭ. Ребята получили высокие баллы по всемпредметам. Напри- мер, гимназист Андрей Золотарев сдал экзамен по физике на девяностошесть баллов, да и вообще парень закончил учебу с медалью. Замечательные знания на экзаменах показали наши девятиклассники, напри- мер, одна девочка получи- ла сто баллов по литерату- ре. —Акаков дальнейший путь выпускников? — Учеба в православ- ной гимназии вовсе не оз- начает, что парень обяза- тельно станет священни- ком, а девушка будет петь в церковном хоре. Ребята свободны в своем выборе. Длянас главное, чтобыони в жизни были добрыми, чуткими, сострадательны- ми, словом, настоящими православными христиа- нами. Тотже Андрей Золо- тарев, к примеру, в насто- ящее время учится в Санкт -Петербургском строительном университе- те. Он шел к этому целена- правленно. Другие вы- пускники стали студента- ми ЛГТУ, Воронежского государственного универ- ситета. И лишь один по- ступил на теологическое отделение ЛГПУ, в буду- щем он собирается стать священником. Особо под- черкну, что все наши ребя- та поступили в вузы на бюджетной основе, по- скольку каждый набрал высокие баллы на ЕГЭ. — Марина Сергеевна, какой вам видится гимна- зия через несколько лет? — Конечно, благопо- лучной и процветающей. Хотелось, чтобы и в даль- нейшем они оставались верующими, воцерковлен- ными людьми. Будем так- же стараться еще больше укреплять материально- техническую базу гимна- зии. Хочется, чтобы каж- дый класс был полностью компьютеризирован, что- бымыокончательно завер- шили обустройство спор- тивного зала, словом, что- бынашим детям было ком- фортнее учиться. В буду- щем гимназия будет рас- ширяться. В планах Вла- дыки Никона — отремон- тировать здание в поселке Тракторостроителей, где разместитсяправославный детский сад. Сейчас пока дошколята находятся у нас. Предполагаем отре- монтировать здание на Сырском Руднике, там будет еще один наш фили- ал — для начальных клас- сов. Таким образом, через несколько лет на карте го- рода появится целый гим- назический комплекс. По крайней мере, таковы за- мыслы нашего главного попечителя Владыки Ни- кона, митрополита Липец- кого и Задонского. И мы уверены, что его молитва- ми и трудами гимназия в перспективе станет еще краше и привлекательнее, а православное образова- ние в регионе поднимется на более высокую ступень. ПЕРСОНА | Настоящий учитель должен всегда учиться Продолжая лучшие традиции Сергей Кибальниченко Это было непростое решение в ее жизни. Перейти на работу в православную гимназию Валентине Судариковой в самом деле было нелегко. Ведь родной для нее была двенадцатая школа, где ей довелось учиться, а затем долгое время работать заместителем директора и преподавать обществознание и историю. С детских лет она сохранила теплые воспоминания о своих первых учите- лях, благодаря которым выбрала профессию педагога. Среди них особо стоит выделить директора школы Петра Федоровича Поспе- лова, быть похожим на которого в то время хотели все ребята, и его жену Александру Николаевну Поспелову. Православная гимназия, тем не менее, стала осознанным вы- бором Валентины Судариковой, чей род дал липецкому краю не- мало священнослужителей. Путь к ней начался еще в девя- ностые годы, когда в России воз- ник страшный идеологический и культурный вакуум. В то не- простое время старые подходы и традиции ушли в прошлое, но ничего нового взамен предложе- но не было. Валентина Васильев- на, тем не менее, не могла пред- ставить школу без целенаправ- ленной воспитательной работы. Ведь ребенку важно не только дать надежные знания по русско- му языку или математике, из него нужно еще и достойного человека сделать, подготовить его ко взрослой жизни. И тогда многие педагоги стали обращать- ся к опыту русскойшколы, орга- низовыватьнеделиправославной культуры, приглашать на заня- тия священнослужителей. Ва- лентина Сударикова была в их числе. Обобщив накопленный опыт, она вместе с директором двенад- цатой гимназии создала концеп- цию воспитательной работы «Гармония», занявшую второе место во всероссийском конкур- се. Этот успех стал хорошим стимулом для дальнейших поис- ков, в ходе которых Валентина Сударикова внимательно изуча- ла, как была организована вос- питательная работа в классиче- ских гимназиях, существовав- ших в дореволюционной России. Обратилась она и к свято- отеческому наследию, заставив- шему по-иному взглянуть на многие вещи. С того времени врезались в память слова архие- пископа Евсевия. «Воспитание для землии воспитание для неба, — писал он, — нераздельны между собой как двуединая цель православной педагогики». Да, настоящий учитель дол- жен всегда учиться, искать но- вые подходы к своей работе. Православная же гимназия, где Валентина Сударикова стала за- местителем директора, а заодно возглавила кафедру духовно- нравственного воспитания, по- зволила ей на практике осуще- ствитьмногие свои задумки.Уже на новом месте она принялась внимательно изучать труды Па- триарха Кирилла и наследие преподобного Амвросия Оптин- ского, чье имя носит православ- ная гимназия. С каждой прочи- танной страницей она все больше убеждалась в правильности при- нятого решения о смене работы. Свою работу она строит на том, что православная гимназия должна обеспечить не только вы- сокий уровень светского образо- вания, но и духовно-нравствен- ное воспитание учащихся. «У нас сложился замечатель- ный коллектив,—рассказывает Валентина Васильевна. — Мы ощущаем себя продолжателями лучших традиций дореволюци- онной России и современной пе- дагогики. Напомню, что в клас- сических русских гимназиях и молитвенное правило обязатель- но читалось перед началом за- нятий, и дисциплина была стро- гой. Ребенок с детства приучался быть ответственным и трудолю- бивым, что здорово помогало ему во взрослойжизни. Нашу право- славную гимназию также отли- чает особый акцент на воспита- тельной работе. А уж курение и бранные слова у нас категориче- ски исключены». Но вот, казалось бы, пара- докс, продолжает свой рассказ заместитель директора. При той строгой дисциплине, которая существует в гимназии, дети, на- оборот, чувствуют себя раскрепо- щенными. Они с удовольствием занимаются во многих кружках, позволяющих им раскрыть свои многочисленные таланты. Хотя ничего удивительного в том нет. Порядок и дисциплина для того и нужны, чтобы создать идеаль- ные условия для гармоничного развитияшкольников. Это, кста- ти, прекрасно понимают те роди- тели, которые приводят в гимна- зию своих детей. Они так и гово- рят: «Хочу, чтобы мой ребенок учился в нормальной школе, где старшеклассники не приучат его к наркотикам». Несмотря на свой огромный педагогическийопыт, Валентина Сударикова не стесняется гово- рить, чтоправославная гимназия позволила вырасти ей как учите- люикакчеловеку. Еёжизненной философией стало высказывание преподобного Амвросия Оптин- ского: «Жить — не тужить, ни- кого не осуждать, никому не до- саждать, и всем мое почтение». Подводя итог сказанному, важно подчеркнуть, что право- славная гимназия не только дает путевку в жизнь своим много- численным ученикам. Она по- зволяет и педагогом в полной мере реализовать свои талантыи умения. В этом твердо убеждены Валентина Сударикова и ее кол- леги. Высокопреосвящен- нейший Никон, митропо- лит Липецкий и Задон- ский, глава Липецкой ми- трополии: —Сразуже, как только образовалась Липецкая и Елецкая епархия, одним из главных приоритетов для нас стало духовное об- разование детей, молоде- жи. Очень хотелось, чтобы появилась своя православ- ная гимназия. Для дости- жения этойцелипришлось приложить много усилий, неоценимую помощь нам оказывали органыместной власти. Спустя десять с лишним лет можно с уве- ренностью сказать — цель достигнута. Сегодняправо- славная гимназия — гор- дость нашего региона. И даже на самом высоком уровне она признана одной из лучших. Здесь собраны лучшие педагоги и сотруд- ники, обладающие хоро- шими светскими и духов- ными знаниями, а это два крыла, позволяющие взле- теть ввысь, к Богу. Дирек- тор гимназии Марина Щурко всю душу вклады- вает в это учебное заведе- ние. Ито, что наша область вошла по развитию право- славия в пятерку лучших регионов, тоже заслуга этого замечательного кол- лектива. Поскольку гимназия сейчас переполнена, а же- лающих здесь учиться очень много, планируем дальнейшее ее расшире- ние. Иначе говоря, будем создавать новые учебные заведения. С Божьей по- мощью у нас появятся еще ифилиалынынешней пра- вославной гимназии. Юрий Таран, началь- ник областного управле- ния образования и науки: — Более десяти лет на- зад Владыка принял исто- рическое для нашего реги- она решение — создать в Липецке православную гимназию. Мы, представи- тели власти, всецело под- держали его идею. Понят- но, что одних лишь вос- кресных школ мало для получения детьми духов- ного образования. И вот, слава Богу, все вопросы были решены. Сегодня мы имеем прекрасную право- славную гимназию, соот- ветствующую всем требо- ваниямобразовательного и воспитательного процесса. Иерей СергийКутилов, духовник гимназии: — Оглядываясь на про- шедшие годы, можно с уверенностьюсказать: пра- вославная гимназия состо- ялась.Неважно,кемстанут после учебыребята—рабо- чими, служащими, воен- ными, главное — это будут православные люди, до- стойные граждане страны. ИринаШелковая, педа- гог-организатор гимназии: — Гимназиясобралапод своюсеньсамыхтворческих учителей, душевных педа- гогов, тонко чувствующих детскую душу. У нас прак- тикуется индивидуальный подход к ребенку. Это сча- стье — работать в таком учреждении.Ине случайно мы называем гимназию своим вторым домом. Ксения Погодина, Со- фья Власова, учащиеся 6-го класса гимназии: — Мы учимся здесь с младших классов и счита- ем, что наша гимназия — это лучшее, что может быть для детей. Она сильно отличается от обычной школы. Здесь ребята до- брее, классы дружнее. Если иногда и ссоримся, то и сразу миримся, зла на кого-то долго не держим. У нас помимо основной уче- бы можно заниматься тан- цами, пением, рисовани- ем. Каждый может найти себе занятие по душе. ЛюбовьПетряева, мать гимназиста: — Мой сын Сережа учитсяздесьвтретьемклас- се. Подрастает и младший — Серафим, обязателно приведем его учиться сюда же. Всейнашейсемье очень нравится православная гимназия. Дети здесь учат- ся добру, а это — главное в жизни. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА В ожидании Покрова Вчера липецкое регио- нальное отделение Российского детского фонда при поддержке областного управления внутренней политики организовало праздник для детей в преддверии Покрова Пресвятой Богородицы. Он прошел на базешко- лы-интерната III-IV вида Липецка, куда также были приглашены учащиеся православной гимназии имени преподобного Ам- вросия Оптинского и дети- инвалиды из многодетных и малообеспеченных се- мей. Отец Сергий, священ- ник Никольского храма, рассказал ребятам об исто- рии церковного праздни- ка, о православных тради- циях, связанных с 14 октя- бря. Дети получили в по- дарок освященную икону — Образ Покрова Пресвя- той Богородицы, а волон- теры фонда подготовили концертную программу. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz