Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 192/24820/ 2 ОКТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 Дети и грамотность Наверняка все помнят старый анекдот про Вовочку, написавшего на уроке русского языка «птицы улЯтели на юг», потому что «склЯвали все». Сегодняшние ученики таких ошибок, возможно, и не допускают, но, к сожалению, и особой грамотностью не отличаются. Достаточно почитать их эсэмэски или переписку с друзьями в соцсетях. Это же подтверждают и ежегодные данные ГИА и ЕГЭ. В чем причины тотального снижения грамотности? Как исправить ситуацию? Об этом размышляют участники сегодняшнего родительского собрания. — Я работаю в старших классах, и мне отрадно, что в большинстве своемвыпускни- ки понимают: писать нужно грамотно. И те, у кого грамот- ность явно «хромает», всяче- ски стараются это исправить. Вместе с тем сейчас между детьми идет очень сильное расслоение. Есть достаточно грамотные, в том числе и на интуитивном уровне, кото- рые даже не задумываются, как пишется то или иное слово. Немало и тех, кто со- знательно пользуется прави- лами. И есть, к сожалению, очень неграмотные дети. С моей точки зрения, снижение уровня грамотности у школь- ников идет в первую очередь от недостатка чтения. Когда ребенок читает, он запоми- нает образ слова, что затем, безусловно, отражается на качестве письма. Кроме того, всевозможные гаджеты, с одной стороны, делают нашу жизнь проще, а с другой — наносят вред. Как известно, развитие мелкой моторики влияет на развитие мозга. А, например, от руки мы пишем все меньше и реже. Немалый вред наносят и компьютер- ные программы-редакторы, которые подсказывают пра- вильные варианты и подчер- кивают ошибку. Они не дают возможности задуматься над тем, как написать то или иное слово. Из-за этого атро- фируются очень важные для человека функции: контроль за собой, самоанализ. Разумеется, спорить с тех- ническим прогрессом беспо- лезно. Поэтому имеет смысл обратить его себе на пользу, например, сказав ребенку, что программа его проверяет, но она и сама может иногда ошибаться. Ее можно учить, но для этого надо самому точ- но знать, как пишется то или иное слово. Еще хотелось бы посовето- вать молодежи трепетнее от- носиться к родному языку: не коверкать его, не поддаваться современным тенденциям общения, когда слова наме- ренно перевираются. Необходимо заниматься и саморазвитием. Поэтому чтение хорошей, правильной, классической литературы должно присутствовать вжиз- ни каждого. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ Вместо компьютера — книга Светлана Бедрова, директор школы № 51 Липецка, учитель русского языка и литературы: — К сожалению, такие тенденции, как снижение грамотности учащихся и рост детей, страдающих раз- личныминарушениями речи, есть. Специфика школьного логопеда — это исправление вторичных ошибок, возника- ющих по разным причинам. Прежде всего, от засилия в русском языке жаргонизмов и иноязычной лексики. На то, как ребенок говорит и пишет, оказывают влияние многие факторы. К примеру, даже обычный ринит у мамы в первом триместре беремен- ности может спровоциро- вать речевые нарушения у малыша. Не менее важно и то, в каких условиях растет ребенок. С горечью могу кон- статировать: молодые мамы зачастую не занимаются со своими детьми, не читают им сказок, не играют, не раз- говаривают с ними, считая, что главное — накормить и нарядить свое чадо. Между тем недостаточные речевые контакты в семье наклады- вают большой отпечаток на развитие дошкольника. Особое внимание роди- телям стоит обращать на леворуких детей, а также если ребенок пишет пере- вернутую «С», недописыва- ет буквы «П», «Т» или не может распознать первый или последний звук в слове. Сложность с произношением звуков или запоминанием букв в детсадовском возрас- те — тоже повод обратиться к специалисту. Пропуски и замены букв на письме и при чтении, недописывание букв или слогов дети часто делают не по рассеянности, а потому, что имеются про- блемы, исправить которые может только логопед. Для этого существует масса спе- циальных коррекционных упражнений. Всем без исключения пер- воклашкам очень полезно заниматься пальчиковой гимнастикой (в Интернете есть множество вариантов) и массажем кончиков пальцев. Для этого хорошо подходят трехгранные ручки и каран- даши с пупырышками. Надо больше общаться с ребенком Марина Мерная, учитель-логопед школы № 59 Липецка «Перспектива»: Вера Григорьева, экономист, г. Липецк: — Убедить ребенка в том, что нужно быть грамотным, се- годня очень трудно, а подчас невозможно. Потому что правила русского языка нарушаются практически повсеместно. За примером далеко ходить не нужно, достаточно открыть газету или включить телевизор. Даже учебники часто печатаются с ошибками. Но это не означает, что не надо учиться писать и говорить правильно. Думаю, в этом очень важен личный пример. Если в семье уважительно относятся к родному языку, не коверкают слова, любят читать, причем не комиксы с анекдотами, а хоро- шую литературу, то и для ребенка это становится нормой. Но среди моих знакомых, взрослых людей, много таких, у кого в речи постоянно присутствуют слова-паразиты, и они не видят в этом ничего ужасного. Наталья Никитина, юрист, г. Липецк: — По-моему, стыдно писать и говорить с ошибками. А ис- править ситуацию, уверена, можно только одним способом: обязательно приучать ребенка к чтению. Не все дети любят книги, однако в этом случае может выручить компьютер или электронный вариант книги. Многие современные дети более охотно воспринимают текст с экрана, чем с бумажных страниц. Да инужное произведение очень частоможно найти вИнтернете быстрее, чемв библиотеке.Аеще хочуподелиться своимопытом. Например, нас очень выручили такие игры, как «Словодел», где нужно составлять слова, и компьютерная — «Поле чудес». Там требовалось отгадать задуманное слово, но для этого нужно знать, как оно пишется. Интересно и поучительно. Ипольза для дела опять же. Александр Черкасов, специалист по ремонту оргтехники, г. Липецк: —Не считаю, чтописать с ошибками—это ужочень страшно. Особенно это касаетсяразных знаков препинания. Русскийязык настолько сложный, что выучить все до тонкостей могут лишь единицы. Думаю, ситуацию можно — и нужно — исправить, если упростить нормы произношения и правописания. Ведь из- менилиже род у слова «кофе»! Вот быи другие правила привели более-менее к одному знаменателю, а то столько исключений и разночтений, что и взрослый человек не в состоянии все это в го- лове удержать. Где ужтут ребенку запомнить. Аеще я сторонник той точки зрения, что грамотность—это своего рода дар свыше, то есть либо она есть, либо нет.Можно знать правило, но не уметь им пользоваться. ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ Исследователи давно заметили: девочки обычно пишут грамотнее, чем мальчики. Объясняется это просто: у девочек речевые центры расположены в обоих полушариях, а у мальчиков — только в одном. Поэтому важно — особенно для дошколят и учеников начальной школы — делать процесс обучения грамотности увлекательным. Так ребенок быстрее раскрепощается, а «грамотное» полушарие быстрее включается в работу. Кстати Тема следующего выпуска: «Дети и милосердие» Добросовестные родители тщательно следят за оценками в тетрадяхидневнике, гордятсяпобедаминаследников в различ- ных конкурсах и олимпиадах, так популярных сегодня. И это замечательно. Но, подталкивая детей к гонке за успешностью — в учебе, а затем и в карьере, не забываем ли мы, взрослые, привитьимжизненно важные качества: доброту, отзывчивость и милосердие? Что нужно делать, чтобы нравственный рост не отставал от интеллектуального? Эти вопросы мы обсудим в следующем выпуске рубрики «Родительское собрание». Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной про- блеме, связаннойсвоспитаниемдетей,иливыхотитеподелиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нам по адресу: ул.Московская, 83илина электроннуюпочту lg@pressa.lipetsk. ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 30-82-25. Страницу подготовила Марина Кудаева. Фото Ольги Беляковой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz