Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

“ № 189/24817/ 27 СЕНТЯБРЯ 2014 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Петр Кропоткин; в молодые годы; памятник в городе Дмитрове Московской области; усадьба Кропоткиных в селе Урусово; с супругой Софьей Григорьевной. СЫНЫОТЕЧЕСТВА | Превратности судьбы великого анархиста и его учения Мятежный потомок Мономаха Владимир Петров Анархист с меня стащил Полушубок теткин, Ах, тому ль его учил Господин Кропоткин! (Частушка времен Гражданской войны) Кому не памятна давно ставшая расхожей фраза «Анар- хия—мать порядка»? А между тем тезис этот не так прост, как кажется на первый взгляд: он глубже и серьезней. Анархизм— давнее, сложное и достаточно противоре- чивое идейное течение, во все времена имевшее немало приверженцев, теоретиков и политиков, занятых реализацией идей анархизма в жизнь. Чтобы полнее уяснить, что же это за течение (или учение?), обратимся к судьбе одного из столпов анархизма, нашего земляка Петра Кропоткина, часть жизни проведшего в имении деда в селе Урусово Раненбургского уезда. Интереснейшая была личность, глубокий мыслитель, хотя и потерпевший историческое поражение на склоне своей земной жизни. Но его идеи, к примеру, о коопера- ции и коллективных (коммунистических) формах хозяй- ствования, не забыты. Они могут быть востребованы, по большому счету, и сегодня. Только не в рамках анархо- коммунизма, а в новой исторической реальности. На пути к познанию мира В «Истории дворян- ских родов русского дво- рянства» П.К. Петрова (1886 г.) род Кропоткиных расписан поколенно, начи- ная с князей Смоленских, принадлежавших к роду самого Мономаха. Дотош- ныекраеведывпоследствии проделалиогромнуюработу и довели эту роспись до на- шего времени. Родителями Петра, а также его братьев, Алек- сандра, Николая, и сестры Елены были полковник и георгиевский кавалер князь Алексей Петрович Кропоткин и Екатерина Николаевна Сулима, дочь генералаНиколаяСулимы, героя 1812 года, потомка запорожского гетманаИва- на Сулимы, боровшегося против польского засилья. Таким образом Кропот- кин имел не только гены Рюриковичей, но и пред- ков-воинов практически во всех поколениях рода, что не могло не сказаться на волевых качествах его характера. Родился будущий анар- хист 27 ноября (ст. сти- ля) 1842 года в Москве. Дом этот в Кропоткинском переулке теперь занимает посольство Палестины. Воспитывалсяв самомпри- вилегированном военном учебном заведении импер- ской России — Пажеском корпусе, где он стал камер- пажом Александра II. Ка- залось бы, успехблестящей военной карьеры обеспе- чен, но молодой князь вы- брал другой путь—уехал в Сибирь, вАмурскоеказачье войско. Кстати, край этот был для него «своим», ведь там генерал-губернатором Западной и Восточной Си- бири был дед Кропоткина —Петр Николаевич. Имение же в Урусово, тогда Рязанской губернии, после отставки дед приоб- рел у последнего его вла- дельца из рода Семеновых- Буниных,братазнаменитой поэтессы Анны Буниной, Василия Петровича, в 1822 году. Было оно благоустро- енным, с парком, оранже- реями, садом. Напротив окон барского дома воз- вышался величественный Никольский храм, возве- денный отцом Семенова- Тян-Шанского Петром Ни- колаевичем Семеновым. Надо отметить, что Кро- поткинывладелиимениями не только в Рязанской, но и в Калужской, Тульской, Воронежской, Тамбовской губерниях. Кто-то из Кро- поткиныхпроживалвсвоем поместье в селе Волчьем Лебедянского уезда, неко- торые служили в Липецке, Тамбове, Рязани на разных чиновничьих должностях. Наиболее всего юный князь был привязан к двум родовым поместьям — в селе Никольском Мещев- ского уезда Калужской гу- бернии и в Урусово. После смерти отца Никольское имение перешло к сводной сестреПолине (отецбылже- нат дважды), Александр и Петр получили во владение поместье в селеПетровском БорисоглебскогоуездаТам- бовской губернии, сестра Елена—Урусовское. Об Урусово князь писал с поэтическим вдохнове- нием. Вслушаемся в инто- нации его строк, оценим стильвоспоминаний: «Село расположено на каком-то удивительно радостном месте, полном простора и света. Со стороны холма, на котором оно стоит, ка- жется еще более высоким, приподнятым мощным вертикальным всплеском каменных объемовНиколь- ской церкви... У подножия холма при- хотливо петляет покор- ная изгибам бесконечного оврага — какими богата наша Средне-Русская воз- вышенность — Ранова, приток Прони. Ранова — речка живая и какая-то очень интимнаяв зарослях пышного лозняка, паслена, осоки. Время от времени она как бы прижимается к высоким крутогрудым холмам, освобождая про- странство для зеленых ровных лугов. А подойдешь поближе — запах луговых трав, «горький вкус» ло- зины, тишина и ласковый шелест воды в осоке...» В знаменитой своей книге «Записки револю- ционера» Кропоткин вновь вспомнилобУрусово: «Мой прадед и дед сперва были военными, но вышли в от- ставку совсем молодыми и поспешили удалиться в свои родовые поместья. Нужно сказать, впрочем, что одно из этих поме- стий, Урусово, находящее- ся в Рязанской губернии и расположенное на холме, среди роскошных полей, прельстит хоть кого кра- сотой тенистых лесов, бесконечными лугами и извилистой речкой. Мой дедвышелвотставкупору- чиком, удалился в Урусово, где занялся хозяйством и стал покупать имения в соседних губерниях...» Кстати, Петр Алексе- евич не единственный в родуобладаллитературным даром: дядя его, Дмитрий, братотца, былпоэтом,неко- торые из его стихотворений даже вошли в смирдинское издание «Сто русскихлите- раторов». Очевидно, именно в Ни- кольском и Урусово бу- дущий анархист опреде- лил свою судьбу, познав быт крестьянства и впитав красоту родной природы, — ученого-географа, есте- ствоиспытателя, теоретика анархизма, литератора. В Сибири, находясь чи- новником особых пору- чений под началом и.о. губернатораЗабайкальской области Болеслава Кукела, затем Михаила Корсакова, он прослужил несколько лет. Участвовал во мно- гих экспедициях, сплав- лялся по Амуру, Шилке, другим рекам, занимался картографией, геологией, палеоархеологическимиис- следованиями, изучал быт аборигенов. Там же встре- чался с первыми револю- ционерами—декабристами, ссыльнокаторжанами. Колоритная сибирская жизнь многое привнесла в лепку его характера: обще- ние с «политическими», рассказавшими о первом анархисте РоссииМихаиле Бакунине, его побеге, Кру- тобайкальском восстании ссыльных поляков, казни зачинщиков, а также быт населения, устройство тю- рем, городское самоуправ- ление — все накладывало отпечаток, формировало мировоззрение, рождало множествопротиворечивых мыслей. В круговороте политических химер Там, в далекой Сибири, Кропоткин, по его словам, утратил всякуюверу; в «го- сударственную дисципли- ну», а точнее — в государ- ствокаксистему, организу- ющуюжизнь народа. Идея «ненужности» государства была к тому времени не нова—еюбылипропитаны все работы Бакунина, впо- следствии ее проповедовал Лев Толстой. Антиавтори- таризм и необходимость революционного передела мира увлекли князя. Даже последующая учеба в уни- верситете, занятиянаукой, выдвижение в число вид- нейших ученых географов России, членство в Гео- графическом обществе, а затемизбрание секретарем Отделенияфизической гео- графии не отвратили его от революционных идей. Во время поездки в Ев- ропу в 1877 году он знако- мится с Бакуниным, его взглядами, с лидерами I Интернационала. После чеговозвращаетсявРоссию «готовым бунтовщиком», примыкает к группе наро- довольца Н. Чайковского, занимается пропагандой среди рабочих. В 1874 году Кропоткина заключают в Петропавловскуюкрепость, где он пробыл два года, и затем, переведенный в во- енный госпиталь, бежал за границу. Чтобы вернуться в Россию спустя более со- рока лет. Кружение среди на- родников с их специфиче- скими взглядами и бытом пополнили биографию начинающего анархиста знакомством с Екатериной Брешковской, будущей «революционнойбогороди- цей» и «бабушкой русской революции». Их сблизи- ли, наверное, не только общие взгляды, фанати- ческая преданность делу народного освобождения. Волевая, эмоциональная, статная женщина не могла не импонировать потомку Рюриковичей, умному, мягко-обаятельному, от- зывчивому, рано потеряв- шему мать и интуитивно ценившему материнское начало в женщинах. Условностейнародники непринимали, хотяилице- мерно отдавалипервенство «духовному»,дружбуставя выше любви.Какбытамни было, втечение года«друж- бы» у Екатерины родится сын, которого записали на имя отца, мирового судьи. АПетр оказался в каземате Петропавловской крепо- сти, причислив себя к ко- гортемучеников, сидевших до него в Централе. Брешковскуюарестова- ли чуть позже, когда она с паспортомсолдаткиФеклы Косой ходила «поднимать народ». После громкого «процесса 193-х» ее сосла- ли на Карийскую каторгу на перевоспитание, а затем направили на проживание в Баргузин, где когда-то занимался естественными науками есаул Кропоткин. За рубежом Петр Кро- поткин долго отходил от страха, что «шпионы» вновь арестуют его и от- правят назад в Россию, в крепость. Однако укре- пляясь в революционном своем предназначении, он приветствовал убийство Александра II в 1881 году. В это время он издает газе- ту «Бунт». Так, бунтуя, он попадает вновь в тюрьму, на этот раз во Франции, причем Александр III тре- бовал выдачиКропоткина, грозя разрывом дипло- матических отношений. Французы проявили то- лерантность к бунтовщи- ку, не выдали. А князь наконец-тоженился на Со- фьеАнаньевой-Рабинович. Но не угомонился. Начинался новый век, на политическую арену выходило новое поколение российских революционе- ров. Их умы пропитывал «Капитал»Маркса, а «при- зрак коммунизма» при- обретал более явственные очертания. Ради него был развернутмасштабныйтер- рор против государствен- ных чиновников, вплоть до министров. Создается Боевая террористическая организация эсеров. Как писал террорист Борис Са- винков, «мы все живем обманом и кровью во имя любви». На каком фундамен- те могли бы организовы- ваться тогда люди? Ответ, как они считали, был ими найден. Но прежде чем вкратце обозначить суть учения анархо-коммуниз- ма Кропоткина, всеобщего равенства и братства, на- помним, что в те же годы в России высказывал резко противоположные взгляды гениальный русский мыс- литель-консерватор Кон- стантин Леонтьев. Его на- следие и сегодня серьезно не осмыслено, а в ту эпоху всеобщего умопомрачения и вовсе не привлекало ни- кого. И в самом деле, про- поведник византийских идей государственности и византийской культуры— кому это было интересно! Вот разрушить государ- ство—разве это не восторг! Леонтьев же утверждал: России могут угрожать лишь либерализм, демо- кратия, конституция, идея социального прогресса. Демагогические лозунги всеобщего равенства, все- мирного блага, «религии всеобщей пользы» лишь ведут к ужасным потрясе- ниям, но никогда не будут достигнуты. То есть он отрицал все то, во что уверовали рево- люционеры, на чем осно- вывал свое учение Кропот- кин. Ради чего ломки и потрясения? — задавался вопросом Леонтьев. «Не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Мо- исей входил на Синай, что эллины строили свои из- ящные Акрополи, римляне вели Пунические войны, что гениальный красавец Александр (Македонский. — В.П. ) в пернатом ка- ком-нибудь шлеме пере- ходил Граник и бился под Арбеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыца- ри блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий илирусский буржуа в безоб- разной и комической своей одежде благодушество- вал бы «индивидуально» и «коллективно» на разва- линахвсего этогопрошлого величия?.. Стыдно было бы за человечество, если бы этот подлый идеал все- общей пользы, мелочного трудаипозорнойпрозывос- торжествовалбынавеки!» Увы, предупреждение его не было услышано. Но и учение князя-анархиста тоже оказалось утопией, опошленной его последо- вателями и учениками. Все самое ценное, что со- держалось в нем, было «за- брошено под лавку», на вооружение взята лишь оболочка: «Анархия — мать порядка!» Учение и « ученики » В чем же суть теории анархо-коммунизмамятеж- ного князя? Многое можно почерпнуть из его «Записок революционера», где раз- вернута панорама жизнен- ного пути едва ли не двух поколений тех, кто вел Рос- сийскуюимпериюкгибели. В советское время работы анархистов всех мастей не приветствовались: изданы былилишьдневникии пере- писка братьев Кропотки- ных, естественно, «Записки революционера»(1966г.)да труд«Великаяфранцузская революция 1789—1793 гг.» (1979 г.). И лишь в пере- стройку увидели свет «Эти- ка» (Политиздат, 1991 г.) и в приложении к журналу «Вопросыфилософии»были изданы отдельным томом наиболее сильные труды Кропоткина: «Хлеб и воля» и «Современная наука и анархия» («Правда», 1990 г.). В том «Этики» включен инаиболееизвестныйочерк князя «Нравственные нача- лаанархизма»(1907г.), где, в частности, провозглашен следующий тезис: «Объяв- ляя себя анархистами, мы заранее тем самым заявля- ем, что мы отказываемся обращаться с другимитак, как не хотели бы, чтобы другие обращались с нами, что мы не желаем больше терпеть неравенства, ко- торое позволило бы неко- торымизнаспользоваться своей силой, своей хитро- стью или смышленостью в ущерб нам. Равенство во всем— синоним справедли- вости.Этоиестьанархия… Становясь анархистами, мыобъявляемвойнунетоль- ко отвлеченной троице: закону, религии и власти. Мы вступаем в борьбу со всем этим грязным пото- комобмана, хитрости, экс- плуатации, развращения, порока — со всеми видами неравенства, которые вли- тывнашисердцауправите- лями религий и законом…» Вотнравственныеосновы анархии по-кропоткински! А экономические, органи- зационные? Анархистские подходы к пониманию фе- номена государственности определяли и историче- скую роль государства, его сущность. Оно виделось абсолютным злом, какие бы формы ни принимало. Оно всегда противостоит обществу, всегда создает и усложняет бюрократию. А значит, народный бунт дол- женоднаждыснестивсюэту «ненужную» надстройку, чтобы построить жизнь на основе «разума и справед- ливости». Но в природе, в человечестве в том числе, все причинно-обусловле- но. На что будут опираться «разуми справедливость» в конкретном человеке, если даже Бога, страх Божий анархисты отвергали? Но трезвые взгляды в теории Кропоткина были: позже в письмах к вождю мирового пролетариата Ленинуонпредупреждалоб опасностибюрократизации госаппарата, об опасности полного огосударствления экономики, настаивая на развитииразныхформкоо- перации и гибких способах регулирования экономики. На родину 74-летний князь вернулся после Фев- ральской революции — 12 июня 1917 года, в спецва- гоне. Его встречаланаФин- ляндском вокзале много- тысячнаятолпа: сам Керен- ский, члены Временного правительства, анархисты с черными знаменами, вос- торженные дамы. Был по- четный караул, были речи, оркестр. Александр Керен- ский предложил князю любой министерский пост, но тот отказался влиться в ряды госбюрократии. Отказался и от особой пен- сии, от персонального ав- томобиля: онже народник, враг всяких привилегий! Чем весьма обидел Керен- ского. Кропоткин избрал другой путь — общение с последователями, беседы, писание научных работ, в частности уже упомянутой «Этики», веря, что счастье людей — в анархистском раю. Впрочем, сильно разо- чаровывали последователи его учения— тупостью. Промышленная рево- люция и социальный хаос первых десятилетий XX века дали новый толчок анархистскому движению, взгляды новых анархистов являли собоймутнуюсмесь западных учений и доморо- щенных теорий. Подробно это идейное анархистское движение, продолжавшее- сяс 1905по1917 год, иссле- дованоангличаниномЭври- чемПоломвкниге«Русские анархисты» («Центрполи- граф», 2006 г.). Движение возникло в еврейско-польских местеч- ках, в городе Белостоке. Анархистов вскоре прозва- ли«бешеными», поскольку эта генерация отличалась радикализмом действий и настаивалананемедленном уничтожении государства Российского, на убийстве царя. «Привилегии и власть, которые когда-то принад- лежали дворянству и бур- жуазии, перешли в руки нового правящего класса, — пишет автор, — состоя- щего из партийных чинов- ников,правительственных бюрократов и техниче- ских специалистов». Вот тогда-то анархисты ввели в политический лексикон понятие «государственный капитализм», а систему Советов обозначили как форму «государственного коммунизма». Последним, предсмерт- ным, всплеском русского анархизма стало гуляй- польское махновство, ко- торому был положен конец после Брест-Литовского мира (1918 г.), когда ав- стро-венгерские войска оккупировали Украину. Но до этого Махно побывал в Москве, где встретился и долго беседовал с Кропот- киным.Князьнапрощание такнаставлялНестора:«Вы должны помнить, дорогой товарищ, что наша борьба не знает сентиментально- сти. Самоотверженность, сила духа и воли на пути к намеченнойцелипреодоле- ют всё». Все ли? Финал бурного начала К началу 1921 года Ле- нин серьезно обеспокоился возрождением синдика- листских настроений в сре- де рабочих, интеллигенции идажечленовсвоейпартии, —сплава анархизма, марк- сизма и тред-юнионизма, отводящего лидирующую роль конфедерации про- фсоюзов. Кропоткин также считал, что лишь синдика- лизм способен возродить экономику России. Боль- шевики относились к нему без пиетета: князь, да еще анархист. Летом 1918 года, не же- лая испытывать личных унижений — его трижды выселяли из квартир, — Кропоткин перебрался в город Дмитров, поселясь в скромномдеревянномдоме. Методы большевистского управления он не принял. Встретился с Лениным, высказав последнему свое недовольство политикой террора, подмены Советов партийными комитетами. Ипродолжал верить в неиз- бежное создание «бесклас- сового коммунистического общества». Впоследний год жизни несколько месяцев он ждал от властей ордера на получение… валенок. Не дождался… В январе 1921 года вось- мидесятилетний Кропот- кин заболел воспалени- ем легких и в условиях разрухи, голода и холода скончался8февраля.Пред- ложение Ленина органи- зовать государственные похоронысемьяотклонила, этим занялись анархисты. Морозным днем кортеж с покойным проследовал до Новодевичьего монастыря, где были родовые могилы его предков. Над траурной процессией были подняты черные знамена и плакаты: «Где есть власть, там нет свободы» и «Освобождение рабочего класса есть дело самих рабочих». И тут же хор пел «Вечную память». Из оконзнаменитойБутыр- скойтюрьмы,мимокоторой проходилапроцессия, доно- сился анархистский гимн. На могильный холмик сту- дентыирабочие возложили букетики цветов, соратни- ки произнесли пламенные речи… Так завершились зем- ные дникнязя-мятежника, страстно желавшего во- плотить вжизньневозмож- ное — установить свободу, равенство и братство среди всехживущихнаЗемле. Он унес идею, которой отдал десятилетияжизни, вмоги- лу. Но идеи, как известно, не умирают…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz