Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 188/24816/ 26 СЕНТЯБРЯ 2014 6 Ответственные за выпуск «Мы» Алексей Колбаско и Александр Хаустов. Тел.: 30-82-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Использована информация издания «Солидарность». Общественный консультативный совет редакции «Мы»: заместитель главы администрации области, координатор областной трехсторонней комиссии Дмитрий МОЧАЛОВ; председатель Федерации профсоюзов Липецкой области Анатолий ЖИДКИХ; председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Виктор СЕМЕНОВ, председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; Высокопреосвященнейший НИКОН, митрополит Липецкий и Задонский; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ. МЫ ЛИПЕЦКАЯ газета ЕСТЬ ПРОБЛЕМА | Жители усманского села Беляево перекрывают путь автомобилям Дорога в никуда Виктория Удачина На окраине Усманского района в селе Беляево не так давно возникла конфликтная ситуация. Ее участника- ми стали местные жители, которые не единожды перекрывали улицу Луговую, чтобы заезжие гости следовали по объездной дороге. Последние, в свою очередь, не соглашаются с требованием беляевцев и продолжают ездить по проторенной тропинке. На месте событий побывал корреспондент газеты, чтобы разобраться, кто прав, а кто виноват. Как улица стала проезжей Год назад к главе Сту- денского сельсоветаМарку Дубянскому обратился воронежский предпри- ниматель. Он предложил выкупитьнесколькоучаст- ков на улице Луговой для возведенияна них частных домов. После аукциона территория досталась биз- несмену, и на радостях он предложил руководи- телю сделать что-нибудь хорошее для теперь уже родного емупоселка. Глава поселения сразу же при- помнил, что раньше кнему обращались местные жи- тели и просили отсыпать дорогу как раз на улице Луговой.Посоветовавшись с главой Усманского рай- она Владимиром Мазо, сельчанамии заручившись их поддержкой, предпри- ниматель взялся за работу. Сначала была засыпана шлаковая подушка, затем — слой сталеплавильного щебня. На все воронежец потратил около 400 тысяч рублей. Нонедолгоместныежи- тели радовались этому по- дарку. Спустя полгода про дорогу, которая ведет как раз напрямик к Воронежу, прознали автовладельцы со всей Липецкой области. И если раньше через Лу- говую в сутки проезжали три-четыре машины, то теперь устремился транс- портный поток. Естествен- но, шлаковая пыль, кото- рая легла в основу трассы, теперь вовсюразноситсяпо огородам сельчан. — Когда я картошку пропалывала, так работать приходилось в марлевой повязке, — говорит жи- тельница Беляево Любовь Сенютина. — Что с плода- ми творится! Белый осадок на помидорах, огурцах, вишне, а все пыль винова- та. Умоегомужа приступы астмы участились. И, что хуже всего, внуки, кото- рые каждое лето гостят у нас, в этом году сбежали уже через несколько дней после приезда. Дорожная баррикада Надышавшись вдоволь химикатами, жители ре- шились на активные дей- ствия и... перегородили путь автомобилям. Кроме того, установили указа- тель на объездную дорогу, которая, к слову, проходит параллельно Луговой че- рез поле. Разница между трассами заключается в том, что на объездной ямы даже не присыпаны щебнем, она на несколько десятков метров длиннее проселочной дороги. — Все раньше ездили именно по этой трассе, — говорит Николай Цыбань. — Теперь все изменилось, ведь у автолюбителей по- явился выбор: проклады- вать путь по ямам или же прокатиться с ветерком по новенькой дороге. — Однажды подъехал к перекрестку Луговой и объездной дороги бизнес- меннаджипе, увиделнашу деревянную баррикаду, вышел из авто, заругался. Пригрозил, что если еще раз увидит, то ветки с до- роги в окнах наших домов окажутся, — поддержала супруга Александра Цы- бань. Сельчане считают, что необходимо основательно перегородить Луговую. Если же этого сделать не- возможно, то беляевцы согласныдаже на то, чтобы с Луговой сняли дорож- ное покрытие, тогда для автовладельцев их ули- ца станет опять не столь привлекательной. Есть и еще один выход из создав- шейся ситуации, самый дорогостоящий — заас- фальтировать трассу. По словам сельчанина Алек- сеяУстиненко, нашум они согласны, главное, чтобы пыли не было. Варьируя между ямами Пообщавшись с беляев- цами и другимижителями района, которые через село ездят в Воронеж, я поняла, что проблема на самом де- ле глубже, чем кажется. Важно учесть, что на стро- ительство объездной до- роги необходимы большие деньги. И если Луговую предприниматель отсыпал за свой счет, то здесь суще- ственные убытки ощутит казна сельсовета и рай- онной администрации. Другое дело, что средства можно было бы выделить, но тут уже встает другая проблема: предложенный объездной путь упирается прямо в заповедную зону, по которой автомобилям ездить не положено. По- лучается, что дорога, по сути, заканчивается ту- пиком. —Дело в том, что через Воронежский заповедник сам путь, чуть менее 40 километров, занимает счи- танные минуты. Вдалекий объезд—черезПоддубров- ку — никто никогда и не ездил, ведь тогда дорога на Воронеж займет почти два часа, и это около 120 кило- метров по автомагистрали, —рассказывает глава Сту- денского сельсовета Марк Дубянский. Раньше машины кур- сировали по неширокой земляной тропке. За не- сколько десятилетий она увеличилась вдвое, полу- чив множество метровых ям по периметру. — Уже пять лет каж- дый день езжу из Студенок на работу в Ступино, — го- ворит усманец Александр Медведев. — За год ма- шина настолько поистре- палась, варьируя между ямами в заповеднике, что пришлось купить «УАЗ». А весной, когда ямы до- верху заполнены талой водой, и вовсе друг помо- гает до работы добраться, он меня на тракторе до- возит. Был случай, когда тропку так размыло, что и сельскохозяйственная техника завязла, так что я несколько дней провел на предприятии. Заповедная территория Жители вот уже кото- рый год ратуют, чтобыямы присыпали хотя бы шла- ком— в лесу он никому не повредит. Однакокогда бы- ло выделено сельчанам500 тонн металлургических отходов и они уже приго- товились отсыпать тропку, за заповедник вступился его директор Роман Хо- лод. Корреспонденту он отказался давать какие- либо комментарии, но, по словам Марка Дубянско- го, Роман Зенонович при встрече с ним и главой района четко обосновал своюпозицию: заповедник —зона абсолютного покоя. Здесь не то что дороги не должно быть, но и авто как таковых. Интересно, что в то же время, зная о потоке ма- шин, ежедневно прохо- дящем через лесополосу, Холод не сделал ничего, что могло бы преградить путь, не появился даже шлагбаум. А ведь в запо- веднике обитает более 50 видов млекопитающих, среди них аборигенные колонии бобров, кряквы, горностаи, серыежуравли, кабаны, лоси и европей- ские олени. Здесь растут сосны — некоторым уже более 130 лет... Содной стороны, дирек- ция заповедной зоны абсо- лютно права: лесополоса должна быть не тронута человеком, не говоря уже об автомобилях. С другой стороны, это самый ко- роткий путь, по которо- му люди ездили, ездят и, скорее всего, будут ездить в Воронеж. Им просто де- ваться некуда, работы в поселке не хватает, бли- жайшие предприятия — в Рамонском районе Воро- нежской области. И если бы дирекция заповедника позволила, дорогу можно было бы благоустроить, да еще сделать ту самую объ- ездную трассу, на которой так настаивают беляевцы. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО | Масштаб патриотического воспитания Кто научит Родину любить? Александр Учаев Есть такая профессия — Родину защищать. Эту фразу из фильма «Офицеры» вставляют при любом удобном случае, когда надо подчеркнуть значимость защитника Отечества в жизни современного общества. А вот есть ли, по аналогии, конкретная профессия, которая учит Родину любить? Вряд ли найдется одно- значныйответ.Школьный учитель? В какой-то мере — да. Писатель, режис- сер, художник? Тоже в какой-то мере. Правда, судя по тому, чем сейчас занимаются представите- ли творческих профессий на самом влиятельном и массовом генераторе общественного мнения — телевидении, — ста- новится ясно, что любить можно все, что угодно, ну и отчизну… в последнюю очередь. Ноживет в Липецке че- ловек, прививающий лю- бовь к Родине целенаправ- ленно и профессионально. Зовут его Валентин Сонин (на фото — слева) , он возглавляет Совет Липец- кого областного отделения ВООВ «Боевое братство». А «Боевое братство» в этой полезнойдеятельностиему всячески помогает. Коренной житель зем- ли липецкой, Валентин Петрович родился в селе Грязновка Лебедянского района в семье, где было семь братьев и сестер. За- кончил, как полагается, школу, потомЛебедянское ПТУ по специальности тракторист-машинист. И первая запись в его тру- довой книжке от 1 января 1961 года: «Тракторист совхоза Куйманский». Служил в Группе совет- ских войск в Германии. После армии работал ма- стером производственного обучения в родном ПТУ, служил в лебедянской милиции, по окончании Ленинградского высше- го военно-политического училища был замполитом в УВД области. С мая 1986 года в Афганистане два года исполнял интернаци- ональный долг (так тогда называлась война с Тали- баном). Закончил службу главным судебным при- ставом Липецкой области. С 2002 года возглавляет «Боевое братство». На- гражден орденом Красной Звезды, орденомСлавыРе- спубликиАфганистан. Его китель украшают более 30 медалей. Этому человеку есть что рассказать и о Родине, и о том, как он ее любит, и о том, как защащал ее интересы, а уж слушатели делают выводы сами. На- пример, необычайно инте- ресноипоучительно звучит рассказ Сонина о школе трудового воспитания, ко- торуююныйВалентинпро- ходил вместе с тридцатью лебедянскимимальчишка- ми-пэтэушниками, убирая урожай на целине: — Два месяца спали на соломенных матрасах, вставали чуть свет, рабо- тали дотемна и радовались целинному зерну. Там я в совершенстве научил- ся управлять всяческой техникой. Гоняли мы по целине на «ЗиЛ-555», на- зываемых в народе «ха- ритонами», работали по- мощниками комбайнера, и трактора доводилось водить. И не было для нас лучшей школы взаимовы- ручки и мастерства, чем эти совместные целинные бдения… Школьники заворо- женно слушают воспо- минания полковника в отставке. А он обязатель- но упомянет и о долге каждого перед Родиной, и о том, какова иногда бывает цена этого долга. Очень убедительно зву- чат такие рассказы. На- пример, в Долгоруково 2 сентября в сквере Вои- нов-интернационалистов, что рядом с памятником защитникам Отечества в 1941—45 годах, в при- сутствии членов местно- го отделения «Боевого братства», руководителей района и старшеклассни- ков состоялось открытие реконструированного па- мятника воинам-интер- националистам с именами погибших земляков. Тор- жественным, красивым и запоминающимся полу- чилось это мероприятие. —Любовь к Отечеству нужно прививать с первого класса, — считает Сонин. — Дети в этом возрасте более восприимчивы. Если с ребятишкамине работать вшколе, не показывать им оружие, военную форму, боевую технику, то где у них сложится положи- тельное впечатление об армейской службе? Вот по- этому представители «Бо- евого братства» постоянно встречаются с учащимися разных классов. Но не только неопе- рившаяся молодежь на- ходится в сфере заботы «Боевого братства». Не- давно Липецкое областное отделение этой организа- ции открыло в академии Государственной служ- бы при Президенте Рос- сийской Федерации экс- позицию, посвященную ратным подвигам наших земляков. Экспозицияназывается «Я помню — я горжусь!» В нее входят фотографии героев страны, ветеранов Великой Отечественной войны и участников ло- кальныхконфликтов. Есть снимки, сделанные во вре- мя празднования памят- ных для нашей страны дат. Цель—показать юно- шеству, выражаясь слова- ми поэта, делать жизнь с кого. Ведь рядом, иногда буквально по соседству, живут люди, достойные называться героями. Представители «Бое- вого братства» ведут мас- штабную патриотическую работу на территории на- шего региона, в чем им помогает отдел внутренней политики Липецкой об- ласти. Но Сонин считает, что масштаб патриотиче- ского воспитания должен быть значительно шире и глубже — необходимо ввести занятия, посвя- щенные боевым страницам отечественной истории, возродить уроки началь- ной военной подготовки. Больше внимания следует уделять освоению практи- ческих навыков. Но самое главное — моральной мо- тивации защищать страну, в которой человек родился и вырос. Вот мы и вернулись к школьномуучителю—как ни крути, а без него и без таких энтузиастов-обще- ственников, как Вален- тин Сонин, не вырастить полпреда могучего госу- дарства, представителя страны-победительницы, в нужный момент всегда го- тового встать на ее защиту. Боевое братство поколений. АРХИВ | Фабричный контроль эпохи « первой русской индустриализации » Инспекторы с доброй волей Александр Цветков, Алексей Колбаско В России фабричные инспекторы появились в начале 1880 годов, когда, собственно, и был учрежден сам институт фабричной инспекции. Долгое время в дореволюционной России этот орган был чуть ли не единственным, который регулировал отношения фабрикантов и работников, и инспекторы, по мере своих полномочий, хоть как-то пытались исследовать и контролировать условия труда на фабриках эпохи «первой русской индустриализации». К концу XIX века Россия, серьезно от- стающая по уровню развития промышленно- сти от Европы, бросилась семимильными шагами ее догонять. Однако сам этот процесс грозил опре- деленными осложнениями рабочему люду, поэтому правительство решило, что отношения фабриканта с наемными работниками — это сфера, требующая повышенного внимания, дабыне происходило мощ- ных рабочих волнений. В стране стала наконец- то складываться система фабричного законодатель- ства. Стоит сказать, что пер- вые попытки создания таковой делались еще в на- чале царствования Алек- сандра II, но основательно процесспошеллишь в1880 годах, когда, например, был принят ряд ограни- чений на работу малолет- них детей. Законодатели сформулировали и издали «Правила о взаимных от- ношениях фабрикантов и рабочих», где содержал- ся ряд гарантий, в част- ности, работодатель уже не мог расплачиваться с работником натурой и взи- мать плату за его лечение. Кроме того, упорядочи- валась система штрафов для рабочих. Во-первых, ограничивался их размер, во-вторых, гарантирова- лось, что пойдут они не в карман фабриканта, а в особый «штрафной капи- тал», деньги из которого должны были расходо- ваться на различную по- мощь работникам. А вот контроль за выполнением всех этих норм, равно как и за трудовойдисциплиной работников, возложили на плечи фабричных инспек- торов. О днако первые 12 лет фабричная инспек- циявсегов5губерни- ях занималась в основном надзором за соблюдением правил о работе малолет- них. Упрочил позиции контролирующего органа министр финансов Сергей Витте, благодаря кото- рому фабричные инспек- ции появились уже в 18 губерниях страны, суще- ственно увеличилось коли- чество самих инспекторов. В 1894 году, после рефор- мыфабричной инспекции, Витте написал обращение к инспекторам, где были, в частности, такие слова: «Нахожу необходимым разъяснить фабричным инспекторамнравственное содержание их обязанно- стей и указать тот путь, на котором высокие цели их государственного служе- ния могут быть достигну- ты с наибольшей пользой для промышленности». То есть во главу угла ставилась именно польза для промышленности. Показательно и то, что министр считал нужным говорить прежде всего о нравственном содержании обязанностей — о необ- ходимости для инспек- торов стать моральными авторитетами на фабри- ке. Иными словами, все фабричное законодатель- ство перекладывало центр тяжести в деятельности фабричного инспектора, как защитника интересов рабочих, на его личность, на добрую волю и уменье, на его нравственный ав- торитет. Тем не менее, и при наличии доброй воли и авторитета у инспекторов, на самом деле было не так уж много возможностей всерьез влиять на ситуа- цию: обычно принимались такие решения, которые были угодны начальству губернии или фабрикан- там. Почти по всем про- токолам, составленным инспекторами, налагались самые минимальные взы- скания, что, естественно, не прибавляло энтузиазма инспекторам. Часто сами попытки контроля означалипрямой конфликт с работодателя- ми и большие трудности в дальнейшей работе: ведь для многих собственников мысль о том, что кто-то может совать нос во вну- тренние дела его фабрики, была, по меньшей мере, странна. «Как это так, — возмущался фабрикант, — нет никакого надзора, например, за лавочника- ми, в торговых и ремес- ленных заведениях, а надо мной установили особый контроль. Что я, мошен- ничеством, что ли, зани- маюсь?». Свое неудоволь- ствие фабриканты стали переносить и на личности инспекторов, что отнюдь не добавляло последним смелости и принципиаль- ности. О днако допустим, что инспектор все же решил пойти на конфликт с работодателем и составить протокол о выявленных нарушениях для представления в при- сутствие. Но вот пугало ли это фабриканта-нару- шителя? Как следует из документов тех времен, протоколы инспекторов были совсем не страшны для фабрикантов. Если по ним даже приходилось платить, то, в сущности, такие мизерные суммы, которые для более или менее солидного предпри- ятия не имели ровно ника- кого значения. Только для мелких промышленников мог быть чувствителен штраф в несколько десят- ков рублей, и лишь в этом случае протоколы могли иметь реально устрашаю- щее действие. Для круп- ных же фабрикантов зна- чение протокола являлось только моральным. Тем не менее солидные работодатели принимали все меры к тому, чтобы не дать поводов и возможно- стей для написания прото- кола инспектором, потому что считали это буквально личным оскорблением. А так как инспекторымогли составлять протоколы в подавляющем большин- стве случаев только о фор- мальных нарушениях, то избежать такого рода на- рушений для фабрики, об- ладающей значительным числом соответствующих служащих, не составляло никакого труда. Поэтому, как свидетельствует из- вестный в 1890—1900-х годах инспектор Сергей Гвоздев, если не было воз- можности наказать фа- бриканта за существенное нарушение, приходилось выискивать огрехи в доку- ментах предприятия, что- бы хоть как-то привлечь к ответственности работо- дателя. В своих «Записках фабричного инспектора» Гвоздев объяснял, что наи- более существенные на- рушения, касающиеся не- посредственно интересов рабочих, как то: неупла- та заработка, незаконное увольнение, всевозмож- ные нарушения условий найма, неисполнение за- кона о продолжительности и распределении рабочего времени и тому подобное, не подлежали никакой уголовной ответственно- сти. К ак бы то ни было, фабричные инспек- торы в конце XIX— началеХХвека сослужили большую службу: именно благодаря им к проблеме условий труда и житья рабочих было привлечено широкое внимание. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz