Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 187/24815/ 25 СЕНТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ „ Соборность. „ Уважение к малой родине. „ Порядочность. Культурный код Валентины Грибцовой “ Учитель русского языка и литературы добровской школы №1 Валентина Грибцова: «В классе должно звучать художественное слово» ЕЛЕНА БРЕДИС Умоммы все прекрасно понимаем, что прорабо- тать всю жизнь в шко- ле – это подвиг. Но в то же время за последние четверть века в обществе сложилось негласное, стыдливо замалчиваемое представление о том, что школьный учитель – не- удачник, не сумевший добиться в своей жизни чего-то стоящего. И вот к этим, с позволения сказать, «неудачникам» мы отводим своих детей в надежде на то, что учителя не только дадут им все необходимые зна- ния, но и восполнят пробелы нашего, семейного воспита- ния: научат ответственности, порядочности, верности. Но при этом еще не забудут быть в «русле новых веяний», раз- вивая у наших чад лидерские качества и стремление к успе- ху. И все это, заметьте, за одну зарплату. Если же после всего этого наш собственный ребенок закончит педагоги- ческий вуз, мы на семейном совете будем хором вопить: «В школу – не дай Бог! Ты не для того пять лет учился!» Ну а что думают обо всем этом сами школьные учителя? Как им работается в современных условиях и с современными школьниками? Какой ценой удается сеять «разумное, до- брое, вечное», и удается ли вообще? Об этом наша беседа с учителемрусского языка и ли- тературы добровской школы № 1 Валентиной Грибцовой. —Давайте начнем с такого банального вопроса: каково сегодня преподавать лите- ратуру? Если с момента вве- дения ЕГЭ русский язык все время присутствовал в сфере внимания учеников и их ро- дителей, толитературавообще утратила свою практическую «нужность»… — Такой прагматизм ве- дет к катастрофе, поскольку просто подрывает основы на- циональной культуры. Имен- но из-за такого прагматизма началось сокращение уроков литературы в школьной про- грамме. Дошли до того, что в младшей школе вместо четы- рех часов в неделю оставили два. Хорошо, что сейчас у школ есть возможность до- бавлять эти часы за счет «ре- гионального компонента», что мы и делаем. Ведь в младшей школе речь идет не только о том, чтобы научить детей чи- тать, их еще надо ПРИУЧИТЬ читать. Разве можно это сде- лать за два часа? Да и три часа литературыв старшихклассах – это катастрофически мало. — Но, может быть, теперь, когда ввели обязательное сочинение, что-нибудь изме- нится? — Не знаю… нынешние информационные технологии, на мой взгляд, невероятно вре- дят. Сегодня ребятам хорошо, красиво изданная книга уже неинтересна. Их это просто «не цепляет». Подход к худо- жественной литературе чисто утилитарный: «Что надо — найдем в интернете». И вот на экранах своих смартфонов, планшетов они стараются бы- стренько найти текст. Пока ищут, их внимание двадцать раз отвлекается на какие-то «заманухи», они еще кучу совершенно посторонней ин- формации получают. Разве это можно сравнить с внима- тельным, вдумчивым чтением книги, которую держишь в руках?Тут ведьпомимо зрения подключается еще и осязание, и обоняние, подключается эстетическое восприятие самой книги. Все это какраз и состав- ляет культуру чтения. Люди нашего поколения помнят, что книги отличаются по запаху, помнят ощущение, когда ты с нетерпениемпереворачиваешь страницу; помнят, как хоте- лось достать книгу совершен- но определенного издания. У молодых это почти утрачено. Боюсь, что культура чтения во многом утрачена тоже. Но одновременно утрачивается и культура общения. Ведь сейчас на переменках они уже не рас- сказывают друг другу, кто что прочел, они кидаются со сво- ими мобильными телефонами играть в игры. Отсюда чрезвы- чайная бедность, ущербность речи, поройдажекосноязычие. —Сейчас ввели обязатель- ное для всех сочинение. Но для того чтобы элементарно излагать свои мысли, это надо уметь делать в устной речи… — Школьные сочинения никто не отменял, мы их обя- зательно учим этому. Про- блема в другом: они сейчас норовят просто копировать большие куски, а то и цели- ком сочинение из интернета. Отношение такое: лишь бы отделаться, лишь бы учитель отстал. — Вам не кажется, что это во многом объясняется очень прагматичным подходом к получению знаний, который сейчас есть не только у учени- ков, но и у их родителей? — Безусловно! Это ведь только разговоры о том, что сегодня школьная программа направлена на самораскры- тие, саморазвитие ученика. А сами ученики да и их родите- ли воспринимают школу как комплекс образовательных услуг. Почему? Да потому что в нашем обществе все стало измеряться деньгами. И они видят, как вчерашние троечники стали успешными бизнесменами, а тихие скром- ные отличники работают на такуюже скромную зарплату. Я в интернете прочитала одно объявление о встрече бывших выпускников, там так и было написано: «Встречаемся на яхте двоечника Коли». Тогда зачем нужна литература? За- чем нужны Толстой, Достоев- ский, Чехов? Они же не помо- гут заработать больше денег. —Этот настройможно как- то переломить? — Во всяком случае я пы- таюсь. Знаете, мне порой ка- жется, что куда важнее просто читать им вслух на уроке. Потому что в классе должно звучатьхудожественное слово. Представьте, дети начина- ют слушать и втягиваются, словно подпадают под магию. И многим потом хочется до- читать этот отрывок, а то и всю книгу прочесть. Опять же, утрачена культура чтения вслух в семье. Родители не чи- тают на ночь детям, да и сами книги в руки не берут. Тогда откуда у ребенка возьмется такая потребность? Детей даже винить за это нельзя: им что предложили, то они и проглотили. За два часа литературы в неделю мы не приучим их читать. Раньше был обязательный урок вне- классного чтения, на который дети приносили свои книги, хвастались, у кого интереснее, пересказывали содержание. А сегодня наивно полагать, что школа может компенсировать все то, что недодает семейное воспитание. —Сейчас, к счастью, опять появилась мода на экрани- зацию классики. Это как-то помогает пробудить интерес к чтению? — Я бы сказала, что они предпочитают посмотреть фильм, но не читать. Нахо- дятся единицы тех, кто потом возьмет в руки книгу или же начнет сравнивать увиденное и прочитанное. Это те, кто искренне любит читать. Им экранизации только в помощь. Хотя лучше уж посмотреть фильм «Война и мир», чем во- обще не иметь представления об этом великомпроизведении или же почерпнуть сведения о немиз «краткого изложения». — А на л е т о им по - прежнему дают список книг, которые надо прочесть? — Да, но многие прямо и откровенно говорят: «Даже записывать не буду, потому что читать не стану. Лето – это время для отдыха». Знаете, для них сейчас учитель уже не является таким авторите- том, как в былые времена. Да и к старшим уважения стало гораздо меньше, хотя мы ре- гулярнопроводимчествования ветеранов, регулярно пригла- шаем их в школу. Но если мы на самомделе хотимсохранить национальные культурные традиции, то это должно быть везде, это должно пронизы- вать все общество. Мы можем сколько угодно рассказывать о подвигах прадедов, но если дома к старенькому дедушке относятся как к «дармоеду», то мы, учителя, ничего не до- бьемся. — В городах уже давно по- пулярно репетиторство, а как у вас? — Да и у нас тоже. Хотя, я считаю, это потакание неради- вым ученикам. Ведь на уроке мывсе тоже самое имдаем, все объясняем. Репетитор один на один с ученикомможет только разжевать и положить в рот. Но разве это помогает раз- витию ребенка? А они теперь знаете, как говорят? «Вален- тина Ивановна, за бесплатно как-то плохо усваивается…» Мы ведь воспитываем таким способом паразитов, которые спокойно тратят родительские денежки. О каком чувстве от- ветственности, долга можно говорить? О каком уважении к чужому труду? Откровенное потребительство. — Вы говорили о том, что информационные техноло- гии зачастую мешают, а дети полностью погружены в ком- пьютеры. Но как же тогда сохранить преемственность традиций, как не утратить связь со своими предками? —А вот этим ребят заинте- ресовать оказалось легко. Мы у себя в школе создали музей крестьянского быта. Для спе- циального праздника своими руками шили русские народ- ные костюмы, потом ребята в них наряжались. Учитель труда подробно рассказывала им о народной вышивке, что это не просто стежки, а осо- бые символы, значения, что каждая вышивка имеет свой смысл. А еще им очень понра- вилось делать своими руками куклы-обереги по старинной традиции. Значит, все-таки можно оторвать их от экрана компьютера. — Валентина Ивановна, вы никогда не пожалели, что стали учителем? — Я с юности знала, что буду учителем, другого пути для себя не представляла. И в лихие девяностые, когда зар- плату не платили, мы продол- жали работать. Да и сейчас не- редко с коллегами шутим, что если вдруг опять перестанут платить, то мывсе равно будем каждый день ходить вшколу и проводить уроки. Потому что в школе вся наша жизнь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz