Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 185/24813/ 20 СЕНТЯБРЯ 2014 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Голос из прошлого Все в нашем мире не случайно. Как не случаен необычный земной путь игумена Афанасия, уро- женца глубинной Тамбов- щины. Судьба с рождения готовила его к служению ИисусуХристу, служению деятельному, до полной са- моотдачи. Те, кто общался с ним близко, наверное, знают это лучше меня. Но его труды говорят о том не менее красноречиво. Мирское имя его — Алексей ГригорьевичМед- ведев. Место рождения — село Осино-Лозовка Сампурского района Там- бовской области. Степ- ная, раздольная сторона, воспетая Боратынским и любимая Рахманиновым. Год рождения — 1943-й, самый разгар Великой Отечественной войны, дет- ство, полное лишений. У нас есть возможность узнать о жизни Алексея Медведева, рассказанной им самим. Передо мной — черно- вой набросок «Автобио- графия, или Маленький лирический этюд в прозе о самом себе». Несколько листков, исписанных бы- стрым почерком, строчки уходят чуть вниз. Местами слова плохо разборчивы... «Мое раннее детство прошло в степном селе Осино-Лозовка Тамбов- ской области в верховьях реки Цны. Ближайшие селения Степное Гнездо, Верхоценье имена /их го- ворят/ сами за себя. Осино- Лозовка — типичная глу- бинка. Ее достопримеча- тельности — крохотная церковка да глубокие ов- раги... Когда мне было лет 5-6, родители переехали в другой район и поселились в лесостепи, в деревушке Ковальской, между селами Княжево и Сухотинка. С этими местами связаны мое отрочество и моя мо- лодость. Мой отец был образо- ванным, имел диплом вет- врача и был прекрасным лекарем-травником. Кол- лективизация доконала его и свела вмогилу раньше времени. Мама, Наталья Денисовна, отличалась строгостью /к нам/ сы- новьям и прививала благо- честие и любовь к Церкви. Помню, в 7 летона водила меня в ближайшую /цер- ковь/ св. Архангела Ми- хаила в селе Царевке, под Пасху. Там, сидя на клиро- се, я уснул и проспал Свет- лую Заутреню и раннюю Литургию... Мои братья Иван, Николай, Владимир и Петр в те труднейшие /послевоенные/ годы про- ходили суровую школу жизни, окончив по 5-6 классов. В летнюю пору одни занимались личным хозяйством, а другие пас- ли стадо. И мне, младше- му, приходилось разделять с ними нелегкий удел кре- стьянского сына. Помню себя подпаском в деревнях Раздолье (за Княжевым) и Трегибенский Буерак. Теперь мне приятно это вспоминать, потому что и св. Сергий Радонежский, и другие святые были па- стушками, а позже стали пастырями Церкви. Детство мое связано с Сухотинской Знаменской обителью: именно здесь, в бывшей монастырской школе-семилетке, я учил- ся с 5 по 7 класс. Тогда в стенах монастыря раз- мещался дом-интернат для престарелых и инва- лидов. Большая дружба сблизила меня с Варварой ВасильевнойПрокофьевой, человеком высочайшего интеллекта и великой доброты. Эта старица была родомизПетербурга, ее предки принадлежали к знатной семье кабардин- ских узденей (князей). А отец, ВасилийПрокофьев, был журналистом «С.-Пб. ведомостей». Ее познания в области литературы были неис- сякаемыми, она могла ча- сами цитировать стихи Мея и Тютчева, Фета, Майкова, а также своего брата, автора поэмы о Пушкине. Безусловно, ее влияние на мое детское восприятие было огром- ным, я вскоре начал со- чинять стихи... Первая публикация относится к 1960 г. в знаменской (?) газете. По окончании Сухо- тинской средней школы поступил на работу кор- ректором и литсотрудни- ком в сампурскую район- ную газету. Осенью 1962 года поступил на ист /орико/-филологический факультет Тамбовско- го пединститута, кото- рый окончил в 1967 году. Студенческие годы для меня памятны тем, что возобновил издание мно- готиражки «Народный учитель» и печатался в 40 разных газетах: мною было опубликовано до 500 стихотворений. Моими однокурсниками были по- этесса В. Дорожкина и журналист Е. Начас. К этой /же/ поре относится мое знакомство с протои- ереями о. Константином Горгановым (г. Рассказо- во) и о. ПетромЕлисеевым (с.Царевка), которые при- умножили мои духовные познания и рекомендовали /получить/ богословское образование. В 1970 году я впервые посетил Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Духовную Семинарию и с тех пор стал считать себя одним из бесчисленных птенцов великой стаи аввыСергия. А это великое святилище (т. е. лавра.— В.П. ) стало для меня колыбелью па- сторства, коего меня спо- добил Господь в Христо- рожд/ественском/ соборе г. Липецка 14 июня 1973 г. через бывшего насельника той же Лавры епископа Платона (Лобанкова). Но я всюжизнь не порывал связей с великой Сергиевой обителью и много лет кряду работал там, за- нимаясь в издательском отделе Московской Па- триархии...» Прервем на этом по- вествование, написанное о. Афанасием: дальше у него начинается период активного пасторского служения— до конца зем- ных дней. Пастырь верный Тут надо отметить, что по окончании института Алексей некоторое время работал учителем русско- го языка и литературы, о чем в автобиографии не упомянуто. 14 июня 1973 года епископом Воронежским и Липецким Платоном Медведев был посвящен в сан диакона, а уже на следующий день — в сан пресвитера. До принятия монашества протоиерей Алексей совершал свя- щенническое служение в храмах Причерноморья, был клириком Алекси- ево-Акатова монастыря (Воронеж), в последние го- ды жизни — настоятелем Древне-Успенской церкви Липецка. Теперь вновь вернемся к «Автобиографии»: «До 1979 г. я служил иереем в Липецкой области, а по- сле уехал в Крым, был на приходе в г. Джанкое, а затем направлен в Харь- ковскую область. Там в г. Люботине, в бытность моего настоятельства... была заново построена церковь. С 1982 по 1989 г. я настоятельствовал в Архангельском храме г. Глобино Полтавской об- ласти. Сначала это был светлый молитвенный домик из глины. Вместе с прихожанами... мы воз- двигли новую церковь при усерднойпомощи богомоль- цев во главе со старостой Анной Феодоровной Ша- майко, великой труже- ницей. В Крыму мною была открытаПокровская цер- ковь в Судаке, часовня св. МитрофанаВоронежского в Севастополе, возобнов- лен и огражден Николь- ский храм в п.г.т. Зуя под Белогорском, основана и издавалась газета «Крым Православный». Тогда же я продолжил работу над агиографическими источниками. Плодом этих трудов являлась книга «Благословенный ликТавриды» (1993 г.). По написании этоготруда я / стал/ вынашивать новое сочинение, посвященное церковной истории Дон- ских пределов». На этом запись о. Афа- насия заканчивается, но не заканчивается напол- ненная вдохновенными трудами его деятельность. Когда знакомишься со сборником духовных сти- хотворений «Благословен- ный лик Тавриды» (Изд. «Таврия», Симферополь, 1993), начинаешь пони- мать, как много дала эта земля для духовного обога- щения о. Афанасия. Впро- чем, удивительного в том ничего нет. Вспомним, как вдохновлял Крым Пуш- кина, хотя бы его чудное стихотворение «Таврида», посвященное Гурзуфу, где он провел «счастливейшие минуты жизни» в семье генерала Раевского: Счастливый край, где блещут воды, Лаская пышные брега, И светлой роскошью природы Озарены холмы, луга... Все-все на этой благо- словенной земле — «Хол- мыТавриды, крайпрелест- ный» — с историей слож- ной и богатейшей не могло не вдохновить и Божьего работника. «Благословен- ный ликТавриды»—гимн Крыму и его великой исто- рии. Структура сборника трехчастная: «Поэтиче- ские зарисовки о Крыме», «Церковной летописи ве- хи…» и «Жизнеописания СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА | Духовная жизнь липецкого края в трудах отца Афанасия Подвижник благочестия Владимир Петров С настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Липецке отцом Афана- сием, тогда еще бывшим в чине протоиерея, мне довелось встретиться лишь один раз — в конце 90-х прошлого века. Смутные годы, когда рушилось все и казалось, этому хаосу не будет конца, не способствовали душевному равновесию и хотя бы временному успокоению. Выморочная жизнь тех лет воспринимается и сейчас разорванно-калейдоскопичной, нереальной, когда ощущалось — стра- на сдвинулась со своих вековых основ и движется в пропасть. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...» — эта строчка Тютчева тогда воспринималась болезненно-трудно: время было поистине роковое. Не помню поэтому, когда и при каких обстоятельствах состоялась встреча с о. Афанасием, но он подошел ко мне и подарил свою книгу — часть первую из задуманного им трехтомного труда: «Благословенный лик Придонья. Жизнео- писания южнорусских святых и подвижников благочестия (I—ХХ вв.)». С теплой надписью. Оказывается, он знал мое имя и книгу подарил не случайно. Впоследствии передавал через знакомых и второй том, который успел издать, но подарок так и не дошел до меня. Образ о. Афанасия невозможно забыть — было в нем что-то невыразимо притя- гательное, благодатное. Это первое впечатление незабываемое. Память о нем хранят в сердцах многие липчане, и не только прихожане Древне-Успенской церкви. Так на моем письменном столе появились материалы, которые и легли в основу очерка о замечательном православном духовном подвижнике, просияв- шем на липецкой земле. Написать о нем, вспомнить и мой долг... Крымских Святых». И каждый пласт, каждая часть, словно откровение, навеянное Духом Святым, распахнувшим духовное зрение автора. Даже вступительное слово поэтично и глубоко исторично. Вслушаемся в авторскую интонацию, вдумаемся в мысли и чув- ства, волновавшие его. « Таврия — это всегда начало » Эта строка из авторско- го предисловия к сборни- ку «Благословенный лик Тавриды». Глубину ее мы поймем лишь тогда, когда осознаем, что такое Рус- ский Крым, что значила эта земля для Российско- го государства и почему за нее идет неутихаемая битва век за веком. Тем более важно понимание этих непростых вопросов сегодня, когданеожиданно «эстафету» битвы за полу- остров приняла «незалэж- на Украина». Крым для России — «растровый камень» в южной имперской дуге между Западом и Восто- ком, а в мистическом пла- не — удел, откуда пошло Православие на Русь. Его пытались прибрать к ру- кам греки, турки, англи- чане, крымские татары, самостийники. В 30—40-е годы прошлого века на полуостров устремляли взоры советские евреи, чтобы создать Еврейскую республику, но Сталин пресек эту авантюру. А за- тем полуостровом волюн- таристски распорядился Никита Хрущев, подарив его «землякам». Но Крым-Таврида — русская земля. Вот что писал протоиерейАлексей Медведев: «Крым всег- да обладал и обладает огромнойпритягательной силой. Через этот край проходил путь «из варяг в греки». Отсюда начи- нался Великий шелковый путь в страны Востока. Здесь была провинция Римской, а затем Визан- тийской империй. Генуя имела здесь свои крепости и фактории. Земля эта, еще задолго до Рождества Христова знаменитая природой, климатом и ресурсами, привлекала и привлекает сердца мно- гих. Достаточно пере- числить имена великих деятелей российского ис- кусства: поэтов Пушки- на, Волошина, Ахматову, писателейКуприна, Чехо- ва, Телешова, Бунина, ком- позитора Спендиарова, художниковМаковского и Айвазовского и других, бы- вавших здесь. Как видите, великое «ожерелье» имен! Князь Олег, прибивший свойщитна вратахЦарь- града, считалТавриду сво- ей землей. Князья Аскольд и Дир, менее удачливые в том же походе, идя через Тавриду, пораженные ее благочестием, крестились в Киеве. Еще в I веке в Ин- кермане было до76храмов! Ученик апостола Петра святитель Климент от- бывал здесь ссылку и был потоплен с якорем на шее язычниками в Казачьей бухте. Мощи учеников апостола Андрея — Ин- ны, Пинны, Риммы, после страдальческой кончины в устье Дуная в I—II веке, были перенесены в Алуш- ту итам положены. Здесь прошли вдоль и поперек равноапостольные братья Кирилл и Мефодий (око- ло 860 г.), благовествуя скифам и таврам. Тут они (в Херсонесе) нашли Псалтирь, написаннуюпо- славянски, и увидели чело- века, могущего читать. А еще задолго до этого, около 405 г., ученик святителя Иоанна Златоуста епи- скопУнила изобрел азбуку для скифов. Здесь же он и проповедывал им Слово Божие. Святые Кирилл и Мефодий в девятом веке лишь усовершенствовали славянскую азбуку. Много иных святителей и испо- ведниковХристовыхукра- сили землюТаврическую и ВселенскуюЦерковь. Сюда иконоборцы часто ссыла- ли подвижников Божиих за иконопочитание. Среди них можно назвать свя- тых Иосифа Песнопевца, Феостирикта, Мартина Исповедника, ГеоргияМи- трополита, Тимофея От- шельника, Феодора Студи- та. Святой Максим Грек на пути с Афонской горы вМосквужил в Феодосии... Богом был уготован дляТавридывеликий удел: быть рассадником свя- тыни для всей Руси, ее славной крестильницей или крестной матерью. Боспорские цари дваж- ды пытались крестить подданных (царь Гордий жил около 529 г.). На- помним, что Боспор Ким- мерийский— это Керчь. Но попытки их были не совсем удачными. И вот в 988 г. князь Киевский Владимир, заняв 20 горо- дов и 30 сел Таврических, принял Крещение в Херсо- несе, там же обвенчался с византийской царевной Анной, а затем и крестил всю Русь. С огромной свя- тыней отправился отсю- да в Киев равноапостоль- ный князь, имея великую цель, — просветить всю Землю Русскую светом Христовым. За это он былтепло назван народом святой Владимир Красное Солнышко... ТемвременемивКрыму не затухала благочести- вая жизнь: созидались но- вые храмы, устраивались обители... Когда паломник Иаков, пришедший сюдаиз Москвы в начале XVII ве- ка, увиделвИнкерманской скале мощи неизвестного святого и захотел их пе- ренести на север, то ус- лышал во сне голос старца Божьего, чтобы он не смел делать этого, и добавил: «Аз хощу по-прежнему, убо зде Русь учинити», т. е. я хочу по-прежнему здесь Русь устроити. Табличка с этими словами еще долго хранилась в Инкерман- ской обители, напоминая ее насельникам о неведо- мом угоднике Божием. Таким образом, на этой исконной русской земле просияло целое созвездие имен чудотворцев Хри- стовых и подвижников благочестия». Приведенный текст да- ет красноречивый ответ, почему для России Крым — всегда начало! Поэтому Промыслом Божьим он вновь возвращен России. Усердный агиограф Церковная агиография (жизнеописание святых) особый наряду с летописа- нием литературный жанр. Еще с XIV века определил- ся его экспрессивно-эмо- циональный, панегириче- ский стиль, особенно ярко проявившийся в трудах ЕпифанияПремудрого, на- писавшего «Житие Сергия Радонежского». А перво- начальное его появление связывают с именем ми- трополита всея Руси Ки- приана, а также Пахомия Логофета, автора «Жития Кирилла Белозерского». Это лишь три имени агио- графов Руси, их же было немало. Божьим Промыс- лом стал агиографом и о. Афанасий. Друзья, иноки Троице-Сергиевой лавры, преподававшие в Духов- ной Академии, предло- жили ему сотрудничество в минейной группе изда- тельского департамента при Московской Патриар- хии. И поручили состав- лять житийные справки, писать тексты служб свя- тым. «Работаменяувлекла и захватила, — пишет о. Афанасий. — И я … много лет нес послушание в ака- демической библиотеке. Так … окунулся в глубь отечественной агиогра- фии». Итог же работы таков: сегодня в каждом право- славном храме есть две- надцатитомное издание МинейМесячных, по кото- рымведутся богослужения Церковного круга. Собственно же агио- графии о. Афанасий поло- жил начало еще в первом своем сборнике духовных стихотворений, где, как уже сказано выше, третья часть, «Таврический пате- рик», посвящена жизне- описанию южнорусских святых. Замечательно, что исполнены они в стихо- творнойформе. Вот начало жизнеописания св. апосто- ла Андрея Первозванного: Наименован Первозванным святой Апостол был не зря: с твоей молитвой непрестанной в России занялась Заря… Это было началом гран- диозного замысла, кото- рый наметил о. Афанасий. Имного успел за короткое, в общем-то, время, кото- рое отвел ему Господь на земле. Два емких сборни- ка, изданных скромно, но содержащих бесценное духовное и историко-куль- турное богатство, увенчали его жизненный путь. Они замышлялись как единое целое, под общимназвани- ем «Благословенный лик Придонья», а потому зна- чились кратко: «частями». Завершеныи изданылишь первая и третья части. Первая посвящена жизне- описанию южнорусских святых и подвижников благочестия I—XX веков, третья — описанию мона- стырей липецкого края. Во второй части планиро- валось дать описание всех церквей области. Подчеркнем: два тома трудов о. Афанасия — не- исчерпаемый источник сведений (и раздумий) о духовной жизни нашего края. Она была насыщена земными трудами, отмече- на многими ратными под- вигами по защите родной земли, и во все века души наших предков были обра- щеныкБогу: сонм святых, просиявших на липецкой земле, множество мона- стырей и храмов — дока- зательство тому. Задумаемся в связи с этой правдой, что такое разрушенный, забытый, заброшенный храм, самая малая церквушка, кото- рых и посейчас множество на Руси? Кто и зачем раз- рушил их? Ответ, думаю, очевиден: только забесов- ленные души, оказавши- еся во власти врага рода человеческого, могли вос- стать против Бога и своих предков!.. Два тома трудов о. Афанасия поэтому нуж- ны многим, их надо бы переиздать, направив в каждуюшколу, техникум, институт. Не на полки библиотек, а с тем, чтобы хоть малое зерно западало в сознание молодых по- колений. Такое знание спасительно и для каж- дой личной человеческой жизни, и для страны, где еще не погашена любовь ко Христу, где жива и дея- тельнаПравославнаяВера. Отец Афанасий был воином и хранителем ее, несшим людям свет. Путь его продолжается: от хол- мов Тавриды к берегам Верхнего Дона — в Веч- ность. Помяни, Господи, во Царствии Твоем!.. Его знали и любили многие православные. На- верное, в памяти их оста- лись воспоминания об о. Афанасии. Наша задача заключалась в том, чтобы рассказать о его трудах, которые не подлежат заб- венью, а значит, и имя его. Он скончался 18 июня 2001 года и похоронен на Евдокиевском кладбище Липецка. За неделюдо это- го емуисполнилось57лет… Два тома трудов о. Афанасия — неисчерпаемый ис- точник сведений (и раздумий) о духовной жизни на- шего края. Она была насыщена земными трудами, отмечена многими ратными подвигами по защите родной земли. ” «Прекрасны вы, брега Тавриды...»; Древне-Успенская церковь сегодня и в 60-е годы; книги игумена Афанасия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz