Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ДУШЕВНО № 183/24811/ 18 СЕНТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 ЕЛЕНА БРЕДИС Недавно одна из цен- тральных газет вынесла в заголовок фразу знамени- того российского пятибор- ца: «Спортсменом должна двигать победа!» С этим не поспоришь, — плох тот спортсмен, который не хочет оказаться на верх- ней ступеньке пьедеста- ла. Именно жажда стать лучшим помогает людям устанавливать новые ми- ровые рекорды. А теперь представьте тех, кто десятилетия ходит на тре- нировки, совершенствуется в технике, достигает опреде- ленных высот, но при этом не испытывает нималейшегоже- лания выяснять, кого он пре- взошел, а кому пока уступает. Я говорю о людях, которые занимаются айкидо, которые выбрали этот необычный и странный для современного мира путь. Мой собеседник — старший инструктор Конфе- дерации Российских Айкидо- групп, четвертый дан, руко- водитель Липецкой городской общественной организации «Центр изучения японских воинских искусств «Ками-Си- тоэ» Геннадий Банных. — Геннадий Викторович, но все мы знаем, что спорт не может существовать без со- ревнований… — Потому я всегда и гово- рю, что айкидо—это не спорт, это искусство. Разве могли бы соревноваться Бах и Чай- ковский, Врубель и Тициан? Да, в основе айкидо — сплав техник из разных боевых ис- кусств. Да, сегодня проходят соревнования и по карате, и по тхэквандо, и по джиу-джитсу. А вот в айкидо соревнования изначально были запрещены его создателемМорихеи Уэси- ба. Знаете, как он говорил? «В Искусстве Мира нет состяза- ний. Истинный Воин непобе- дим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим «нанести поражение», то име- ем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума». — Но если нет соревнова- ний, то в чем смысл трени- ровок, в чем смысл занятий айкидо? — В самих занятиях айки- до. Переведу для тех, кто не знает: Ай — это любовь, Ки — внутренняя сила, энергия, До — путь. Это путь самосо- вершенствования, и путь, по- могающий сделать мир вокруг тебя гармоничнее. Что такое любое столкновение, любая агрессия? Это очень мощная дисгармония. А что проис- ходит, когда ты на агрессию отвечаешь агрессией, на силу —еще большей силой? Ты еще больше разрушаешь мировую гармонию, вносишь еще боль- ший диссонанс. И поэтому в айкидо главную победу ты за- воюешь, если твой соперник станет твоим другом, если ты сумеешь сделать так, чтобы конфликта вовсе не произо- шло. Это основа философии айкидо. Путь в айкидо Про боевое искусство, несущее мир — Вы считаете, что япон- ская философия может при- житься в нашем сознании? — Нет, это совершенно иная цивилизация. Для того чтобы на самом деле постичь японскую философию, там надо родиться и вырасти. Но русский мир нельзя назвать и западным миром. Хотя бы потому, что даже чисто геогра- фически мы гораздо больше тяготеем к Востоку. Увы, с се- редины восьмидесятых годов россияне очень быстрыми тем- паминачалиусваиватьименно западные ценности. Оказа- лось, что их «переварить» го- раздо проще. Но я уверяю вас, что в айкидо есть очень много того, что на самом деле близко русскому человеку. — В западных ценностях на первом месте стоит лич- ный успех, личное лидерство. И это то, что так характерно для спорта. А сейчас ко всему этому добавляются еще и эле- менты шоу, которые мы тоже «слизали» у Запада. Главное — чтобы мероприятие было зрелищным. И уже наши бок- серы начинают вскакивать на канаты и бить себя в грудь, подражая победившему оран- гутангу, радуясь тому, что со- перник повержен… — Увы, идти на поводу звериных инстинктов куда проще, чем по пути личного совершенствования. Что такое установка на лидерство? Это то же стремление стать вожаком стаи. А для этого надо кого- то из стаи прогнать, кого-то подмять под себя, кого-то, вероятно, загрызть. Разве это путь человека? Разве это путь христианина? И вот тут, кстати, японская философия оказывается куда ближе к православной. О-сенсей Уэси- ба запретил в айкидо соревно- вания и, тем самым, перекрыл путь вражде, соперничеству, злобе и зависти. У нас в додзё все мы — товарищи, друзья, мы помогаем друг другу ра- сти. «Додзё» переводится как «место постижения пути». И это очень важно — называть помещение для тренировок не спортивным залом, а именно местом, где ты постигаешь ис- тинный путь духовного роста. —Значит, в айкидо вообще нет спаррингов? — Спарринг — это всег- да борьба с соперником, это стремление доказать, что ты сильнее, круче. А мы в парах отрабатываем техники. Снача- ла одиннападает, а другойухо- дит от атаки, потом меняются местами. И если ты в глубине души хочешь продемонстри- ровать свое преимущество и незаметно мешаешь товарищу провести прием, то в итоге остановится твое собственное развитие. Взаимопомощь — это та атмосфера, которая царит у нас в додзё. Да, в ай- кидо нет поражений. Изуче- ние айкидо — это сплошная непрекращающаяся победа. Конечно же, над самим собой. —А в каком возрасте мож- но начинать заниматься ай- кидо? —Ограничений нет. Малы- шей мы берем с семи лет, до этого унихпростонет должной координации движений. Но к нам могут прийти и сорока- летние, ишестидесятилетние. Просто подбирается индиви- дуальный алгоритм нагрузок, комфортный для данной воз- растной группы. Более того, я знаю, что в других регионах инструкторы айкидо занима- ются даже с детьми с ДЦП, с детьми-инвалидами. И у этих детей тоже со временем появ- ляются результаты! — Вот вы говорите о ре- зультатах, но какже они опре- деляются, если нет соревно- ваний? —Зато существует система экзаменов, на которых при- сваиваются и детские разря- ды— кю, и взрослые — даны. Причем экзаменаторы оцени- вают не только твою технику, не только рисунок движений, но и твое психологическое состояние, твою способность к полной внутренней концен- трации. — А отсев у вас большой? — Мы не отсеиваем, люди сами решают, оставаться им или уйти. Если человек при- шел для того, чтобы быстрень- ко научиться нескольким сокрушительным приемам, то он поймет, что не туда по- пал. Если в нем горит жажда собственных побед за счет чужих поражений, ему будет с нами не по пути. Очень важно понимать, чего ты ищешь в этой жизни, зачем пришел, к чему стремишься. А то иной раз звонят мамаши и спраши- вают, можно ли к нам приве- сти четырехлетнего ребенка. Объясняешь, почему нельзя, тогда следует другой вопрос: «А не знаете, в карате с такого возраста берут?» Создается полное впечатление, что че- ловеку абсолютно все равно, куда отдать ребенка, лишь бы только он «при деле» был. — А какие бы аргументы выпривели родителям в поль- зу того, что их ребенку стоит заниматься айкидо? — Ну, например, я бы объ- яснил, что у нас на занятиях не бывает травм, а это ведь очень важно. Дело в том, что О-сенсей Уэсиба переработал техники боевых искусств так, чтобы при отражении атаки противника не причинить ему никакого вреда. Это одиниз ос- новополагающих принципов. Дальше, я бы рассказал, что последователь айкидо никогда не применит свое искусство во зло другому человеку, что при длительных тренировках он будет способен разрешить лю- бой конфликт мирным путем. Поверьте, атаку противника можно остановить даже взгля- дом. Очень важно, что это боевое искусство не только не развивает в ребенке агрессию, а, напротив, смиряет, ниве- лирует ее. А разве родителям может быть безразличен тот факт, что ребенок приходит в додзё, как в семью, где царят любовь и взаимопонимание, где никто не будет с ним со- перничать, а все будут только помогать? — А что можно сказать с точки зрения здоровья? — Это очень гармоничный вид боевого искусства. Мы не «таскаем железо», не «на- биваем» ладони. Айкидо не- даром сравнивают с танцем, поскольку все движения очень красивыв своей лаконичности и пластике. Огромное вни- мание уделяется дыханию, поскольку от него во многом зависит правильность и эф- фективность выполнения тех- ник и приемов. А правильное дыхание — основа здоровья. Кстати, занимающиеся у нас взрослые сами бросают ку- рить, хотя мы от них этого и не требуем. Еще для ребенка очень важно хорошо ощущать свое тело в пространстве, что- бы избегать всевозможных случайных травм, а этому айкидо тоже уделяет очень большое внимание. —Но ведьмногие родители хотят, чтобы ребенок в даль- нейшем смог постоять за себя, отбиться от хулиганов… — Знаете, можно убить человека одним легким при- косновением, но это ловушка, остановка в твоем развитии. Высший пилотаж — решать все конфликты бесконтактно, на расстоянии. Прерывая чью- то жизнь, ты неизбежно пре- рываешь свою. Да, японскую философию нельзя «пересе- лить» в наш менталитет, но с ее помощью можно оградить наши души от западного ин- дивидуализма, от страсти по- требления и зависти. Вернуть нас к нашим собственным духовным основам. В айкидо главную победу ты завоюешь, если твой соперник станет твоим другом, если сумеешь сделать так, чтобы конфликта не произошло. Это основа философии айкидо. ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ГЕННАДИЯ БАННЫХ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz