Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ВЗГЛЯД № 178/24806/ 11 СЕНТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 27 СОФЬЯ ВОБЛИКОВА На светлой стене—чер- ный прямоугольник элек- тронных часов. Зеленые цифры, меняя очертания, ведут отсчет времени — скрупулезно, вплоть до секунд. А чуть ниже, в овальном паспарту—портрет в профиль голубоглазой молодой жен- щины в ярком платье цвета шафрана и с ниткой жемчуга нашее. Она задумчиво смотрит куда-то вправо от нас — то ли на темную, кажущуюся тяже- лой дверь, за которой прези- диум областного суда рассма- тривает дела, направленные на кассацию, то ли на уходящий в глубь здания длинный кори- дор с рядом таких же дверей. За ними — приемная предсе- дателя Липецкого областного суда, кабинеты его коллег, залы судебных заседаний. Меньше всего столь неж- ный, располагающий к не- спешному созерцанию и раз- мышлениям портрет ожи- даешь увидеть в окружении офисного интерьера — глянец выложенного плиткой пола, лампы дневного света, черные металлические стулья с сет- чатыми сиденьем и спинкой… Как и почему оказался он здесь? И не только он—рядом по периметру просторного хол- ла развешаны еще десятка два картин: натюрморты с цвета- ми, пейзажи, сюжетные рабо- ты…РаботыВерыБолдыревой- Семеновой-Тян-Шанской — внучки знаменитого деда, ученого, государственного и общественного деятеля, вы- ставлены в областном Дворце правосудиясначалалета.Иэто не первая и не единственная экспозиция, появившаяся в здешних стенах за последние годы. Что подтолкнуло ли- пецких судей к такому экспе- рименту? На какой результат они рассчитывали и достигнут ли он? В этом и попытались разобраться корреспонденты «Липецкой газеты». Фемида с лирой На столе судьи областного суда Геннадия Бессонова ли- По законам искусства Зачем устраивать художественные выставки в здании суда ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ цом к посетителям стоит ста- туэтка Фемиды. Изображена богиня правосудия как-то уж очень нетипично: ее волосы и одежды словно развеваются на ветру. Образ романтический и прекрасно подходящий к личности владельца кабинета: Геннадий Викторович, когда- то давным-давно начинавший корреспондентом районной газеты, до сих пор не остав- ляет, говоря высоким «шти- лем», пера — пишет и стихи, и прозу. — До 1 января 2013 года я работал в Воронеже, возглав- лял Левобережный районный суд областного центра. И ког- да стал трудиться здесь, был впечатлен особой, творческой атмосферой. По крайнеймере, выставок, которые в нашем суде проводятся постоянно, в других подобных учреждени- ях я не видел, —рассказывает Геннадий Бессонов.—Знаете, это очень помогает: идешь после рассмотрения какого- нибудь тяжелого дела по кори- дору, взглянешь на стену — а там словно окно в другой мир: красивый, светлый. И настро- ение как-то поднимается. Да и посетителям — я обращал внимание — это интересно: они останавливаются, рассма- тривают картины. Его наблюдения с профес- сиональной точки зрения под- тверждает и психолог Управ- ленияСудебного департамента в Липецкой области Ольга Гостеева. — Напряженная работа, городская среда, стрессы—все это высасывает из человека энергию. А любование при- родой, искусством, эстетиче- ские переживания, наоборот, способствуют восстановлению сил, — отмечает она. — И по- тому выставки, проводимые во Дворце правосудия, помогают расслабиться, настроиться на позитивный лад и судьям, и посетителям. Кстати, по дороге в кабине- ты Геннадия Бессонова, Ольги Гостеевой мы убедились, что искусство в областном суде — почетный гость, а не бедная приживалка. Живописные работы представлены на всех этажах, а на одном размеще- на экспозиция фотографий европейских мастеров, изо- бражающих животный мир. Но выставка картин Веры Болдыревой-Семеновой-Тян- Шанской «Жизнь длиной в век», «поселившаяся» на вто- ром этаже, особенная: и тем, что семейные корни худож- ницы уходят вглубь истории нашего края, и тем, что это собрание принадлежит област- ному краеведческому музею. А известно, с какой неохотой музейщикипередают свои экс- понаты кому-нибудь «на сто- рону». Такие случаи в полном смыслесловаисключительные. Критика за гвоздики —С краеведческим музеем облсуд сотрудничает давно. Самая первая выставка, прове- денная в здешних стенах, была как раз из его запасников. Это было в 2005 году. И вот мы вновь принимаем экспонаты из музейной коллекции у себя. Сначала хотели разместить экспозицию на первом этаже, но специалисты возразили: для картин нужен стабильный режим влажности и темпера- туры, а там, где двери посто- янно открываются на улицу, этого трудно достичь, — объ- ясняет помощник председа- теля областного суда, пресс- секретарь Юлия Жарикова, пока мы вместе поднимаемся по лестнице на второй этаж. Рассматриваем аккуратно развешанные на гвоздиках картины. Здесь и акварели, и литографии, и масляная живопись. Несколько работ посвящены Пушкину. Всего в собрании областного крае- ведческого музея более сот- ни работ Веры Болдыревой- Семеновой-Тян-Шанской, в суде представлена малая часть коллекции, но охватывающая, по возможности, все творче- ство художницы: от 1908 года до начала 1970-х. — За гвозди нас, кстати, покритиковали, — с улыбкой признаетсяЮлия.—Сказали, что раз мы так серьезно увле- чены организацией выставок, то нужно подходить к делу профессионально. Мы даже в музей ездили знакомиться с тем, как там размещают картины на стенах. Будем со- вершенствоваться. Достойная наследница Стремиться к совершен- ствованию побуждает и зна- комство с жизнью художни- цы. Вера Дмитриевна про- жила долгую жизнь: по не- которым источникам — 101 год, по другим — 96 лет. Она была старшей внучкой Петра Петровича Семенова- Тян-Шанского, известного ученого, путешественника- исследователя, чье детство прошло в имении Рязанка (ныне Чаплыгинский район нашей области). Ее бабушка, Вера АлександровнаЧулкова, имела лебедянские корни. В юности Вера Дмитриевна, исполняя обязанности «се- кретаря», проводила много времени с дедушкой, которым она восхищалась. Именно его портрет был представлен на самой первой в ее жизни вы- ставке — в 1910 году в Акаде- мии художеств. Тяжелая болезнь, рево- люция, Гражданская война, потеря близких, Великая Отечественная война, жизнь в блокадномЛенинграде—на долю художницы пришлось много испытаний. Но Вера Дмитриевна, достойная на- следница своего деда, никогда не сдавалась. Ей было уже за сорок, когда она получила высшее образование, и за пятьдесят, когда состоялась ее первая персональная выстав- ка. А на девятом десятке лет она решилась на поездку по местам, где прошло ее детство. Побывала и в Липецке. При ее участии началось восстанов- ление имения Семенова-Тян- Шанского в Рязанке. Кроме своих работ, она передала Липецкому областному крае- ведческому музею в дар фото- графии, книги, личные вещи Петра Петровича. — Для нас важно, что кар- тины находятся в хороших условиях, под охраной, и что с ними могут познакомиться люди, которые, может быть, и не посещают музей,—говорит главный хранитель краеведче- ского музея Татьяна Цупко, комментируя проведение вы- ставки в областном суде. — А так они увидят их, узнают о ВереДмитриевне, о ее деятель- ности. Неказенный дом — Да я и сам благодаря этой выставке узнал о Вере Семеновой-Тян-Шанской. Для меня это было очень познава- тельно, — признается пред- седатель областного суда Иван Марков. Он рассказывает, что идея «познакомить» судебную си- стему и сферу искусства воз- никла у него несколько лет назад во время командировки в США. Именно там в одном из судов он увидел множество картин, выяснил, что все это — экспонаты из запасников местного музея, и загорелся желанием организовать нечто подобноенародине. Такибыла организована в областном суде первая совместная с краевед- ческим музеем выставка. А потом Дворец правосудия рас- ширил рамки, предложив свои площадки всем желающим, — даже начинающим худож- никам, любителям.Оказалось, и внутри судебной системы много талантливых людей, поэтому работы служителей Фемиды тоже выставлялись здесь. — Конечно, наша главная задача—быть профессионала- ми в своемделе, стоять на стра- же закона. Но мне кажется, очень важно показать, что не правом единым сытюрист, что он по сути такой же человек, как все остальные. Только от- ветственности на нем больше, — размышляет Иван Ивано- вич. — А еще хочется, чтобы суд воспринимался обществом не как казенное учреждение, а как место просвещения. Ведь что такое культура? Это воспи- тание. Авоспитанный человек меньше склоненк совершению правонарушений. Поэтому наши творческие устремления не противоречат основной на- шейдеятельности, а, наоборот, их поддерживают.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz