Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 178/24806/ 11 СЕНТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 ФОТО РОМАНА РОМАШИНА ЛЮДИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ СПРАВКА «ЛГ» Парадный китель генерал-майора Николая Ивановича Чаги украшают ряды наград — это ордена «За воен- ные заслуги», «За службу Родине» III степени, пят- надцать медалей. Среди них есть зарубежная — «От благодарного афганского народа». А еще он удостоен званий «Военный летчик-снай- пер», «Заслуженный военный парашютист РФ». Кстати, заслуженным военным специалистом СССР наш герой стал последним в Союзе. Соответствующий указ президент Михаил Горбачев подписал 19 августа 1991 года в Форосе. Крутые виражи генерала Чаги Почти сорок лет известный липецкий летчик не расставался с небом РОМАН РОМАШИН Когда над данковской Перехвалью«вышивают» кружева высшего пилота- жа самолеты Липецкого авиацентра, пенсионер Николай Чага бросает любые домашние дела. Задрав голову, он востор- женно следит за крылаты- мимашинами, выписыва- ющимичудесныефигуры. Исполненные летчиками элементы Николай Ива- нович оценивает профес- сионально. И немудрено, ведь отставной генерал- майор посвятил авиации 38 лет. Как снайперу Господь помог Истребители и штурмови- ки оказываются в сельском небе неслучайно. — Если подняться с аэро- дрома и двигаться по прямой, через 62 километра самолет окажется аккурат над моей усадьбой, — утверждает Ни- колай Чага. — В прошлом мне тоже доводилось здесь летать. Ихотелось задержать- ся подольше. Тогда пару раз докладывал на землю, что впереди большая птичья стая, и просил разрешить облет. Диспетчер, вероятно, догады- вался об истинных причинах переменыкурса, но давал «до- бро». Я кружил над холмами любимой Перехвали. А потом возвращался на маршрут. За плечами генерала столь- ко моментов триумфа, что на увлекательную повесть хва- тит. Как-то во время службы в Липецком авиацентре под- полковник Чага готовился к учениям, оценивать кото- рые должен был сам главный маршал ВВС, дважды Герой Советского Союза Павел Ку- тахов. Венцомразработанного для авиационного знатока зрелища являлось поражение цели ракетами. Причем с ми- нимальной двадцатипятиме- тровой (!) высоты. Летчики тренировались день и ночь. После очередного занятия Миг-27, пилотируе- мый Чагой, на колоссальных перегрузках уходил восвояси. С крыльев картинно падали воздушные струи. Исразу раз- ворот на зрительскую трибу- ну, где расположился тогдаш- ний начальник авиацентра генерал-лейтенант Альберт Бобровский. Ошарашенный увиденным, храбрец при- знался: «Чага, ты настоящий кудесник! Даже мне страшно было». Но главным моментом истины явились сами уче- ния. Их открывал озорной подполковник-ас. Как поло- жено, за шесть километров до переливающейся на солнце цели он выпустил ракету. — Вел ее не дыша, — вспо- минаетНиколайЧага.— Про- махнуться не имел права. И тут как будто сам господь Бог мне шепнул: «Коля, опусти джойстик!». Я так и сделал. В мгновениеоказарядразнесми- шень из подвешенных баков. Коллеги тоже не подкача- ли.Ученияпрошлина«отлич- но», а блеснувший меткостью снайпер получил от Павла Кутахова именные часы. Катастрофа со счастливым финалом Удивительно, но факт. Едва начавшаяся военная карьера могла закончить- ся для выпускника Ейско- го авиационного училища бесславно. Летом 1964 года стальная машина лейтенан- та Николая Чаги потеряла управление. Сам пилот едва успел катапультироваться. А оказавшаяся в свободном падении машина сваливалась в ближайшую лесополосу. По иронии судьбы в жи- вописном местечке отдыхал командированный из района партинструктор. Увидев пада- ющийсамолет, ответственный товарищ захотел пустить- ся наутек на мотоцикле. Но припаркованный поблизости двухколесный транспорт, как назло, не завелся. Тогда мужчина кинулся в сторону и потому отделался легкими ссадинами. Задетый крылом мотоцикл взорвался. Пострадавший оказался человеком со связями, по- этому последствия инцидента для незадачливого летчика могли быть серьезными. Раз- боромполетов занялась специ- ально присланная из Москвы комиссия. Дотошное след- ствие вынесло однозначный вердикт: виноват не человече- ский фактор, а техника. А за безупречное ведение полетной документации Николая Чагу даже похвалили. Инициатива приветствуется В 1992 году наш герой получил генеральские по- гоны и возглавил Липецкий авиацентр боевого приме- нения. В это смутное время многие летные части расфор- мировывались, хотя спешно переброшенные из Восточной Германии самолеты не знали куда разместить. Угроза за- крытия нависла и над нашим авиацентром, одним из пяти в стране. — Ждать у моря погоды было нельзя, — вспоминает собеседник.—Явзял инициа- тиву на себя. Предложил заму главкома ВВС разместить на старом аэродроме Липецка базу резерва. Идея пришлась московскому начальству по душе. Но для сохранения цен- тра этого было мало. Огром- ной помощью стало выступле- ние в СоветеФедерации Олега Королева, тогда занимавшего пост заместителя председа- теля верхней палаты. Олег Петрович убедительно донес сенаторам простую истину — упразднение авиацентра нанесет сильнейший удар по обороноспособности страны. После той речи позиция ко- мандования изменилась. О расформировании Липецкого авиацентра больше не упоми- нали. Летчики показывали ис- ключительную выучку на любых авиасалонах. Но как удержать планку в условиях скудного финансирования, когда даже солярки в обрез? Чага принял соломоново ре- шение. Всех пилотов подели- ли на три группы. В первую вошли лидеры, на полетах которыхне экономили. Участ- ники второй группы трени- ровались от случая к случаю. Оказавшиеся в третьем «ди- визионе» поднимались в воз- дух только пару раз в год для подтверждения классности. Иначе бы лишились части скудного жалованья. Истребитель и НЛО Мартовским днем 1990 года полковник Чага воз- вращался после очередного бомбометания на Ратчинском полигоне, что в Добровском районе. Случайно он заметил сбоку зависший пучок звезд. Оказалось, самолет двигался параллельно таинственному объекту. Озаренный каким- то неестественным светом, НЛО по форме напоминал дирижабль. — Мне захотелось обле- теть его, — свидетельствует НиколайИванович.—Но для этого требовалось разрешение с земли. С одной стороны — просьба могла выйти боком. Реакция начальства могла быть непредсказуемой. Но с другой – служебная выслуга уже имелась. В случае чего можно смело отправляться на пенсию. Я рискнул. Доложил о ЧП на землю. В ответ услы- шал, что внизу тоже видят непонятный объект. Тогда я запросил разрешения обле- теть НЛО. В ответ прозвучало категорическое «нет». Позднее Николай Чага узнал, что этот же корабль пришельцев заметили кол- леги с гражданского борта, пролетающего над Ельцом. К собственным зарисовкамНЛО полковник присовокупил снимки с бортовой фотокаме- ры. Любопытного материала хватило на полноценное до- сье. А затем для снятия копий документы выпросила жена легендарного космонавта Ма- рина Попович. Чага лично отвез их в Звездный городок. Однако назад уникальные документы не вернулись. Взамен исследовательница уфологии подарила книгу о внеземных цивилизациях. Порох держать сухим Сегодняшнему возрожде- нию отечественной авиации Чага радуется всей душой. А враждебную политику за- падных стран считает есте- ственной реакцией на проис- ходящее. Раз недруги ставят палки в колеса, значит, мы на правильном пути. Нужно гнуть свою линию дальше. — Руки у натовцев корот- ки, — считает Чага.— В том же девяносто втором году в Америке мне довелось опро- бовать хваленый истребитель F-15. На поверку он оказался довольно заурядным само- летом. Машина неуклюжая, слабая. А в полете громыхает, словно разбитый шарабан. В сравнении с заокеанским аналогом наш красавец Миг – это песня! В небе россий- ским боевым машинам по- прежнему нет равных. По моей информации, в будущем нам тоже будет чем удивить своих «друзей». Однако нель- зя поддаваться шапкозакида- тельскимнастроениям. Порох надо держать сухим: больше финансировать оборонку, ос- нащать армиюперспективны- ми разработками. Очевидно, что верховный главнокоман- дующий Владимир Путин это прекрасно понимает. Любовь земная В последний раз Николай Чага садился за штурвал са- молета осенью 1996 года. На многокилометровой высоте прихватило сердце. Врачи по- ставилинеутешительныйдиа- гноз. С авиацией пришлось навсегда завязать. Даже в качестве пассажира. — Наверное, грезите о небе? — интересуемся у Ни- колая Ивановича. — Нет. Раз запретили ле- тать, значит, баста. После увольнения мне предлагали высокооплачиваемые долж- ности. Яотказался. Теперь вот показываю чудеса пилотажа на... огороде. Николай Чага со своими внуками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz