Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
КУЛЬТУРНЫЙ КОД № 173/24801/ 4 СЕНТЯБРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ЕЛЕНА БРЕДИС Войны бывают разные. «Горячие»—со страшны- ми бомбежками, с массой разрушений и человече- ских жертв. «Холодные» — с безумной гонкой во- оружений, с мирной жиз- нью под дамокловым ме- чом неотступной мысли: «А вдруг завтра война?» И бывают тихие и неза- метные, когда разруша- ются не жилые кварталы, а человеческое сознание, когда гибнут не физиче- ские тела, а души людей. Именно о такой войне, ко- торая ведется сейчас про- тив нашего народа, беседа с кандидатом педагогиче- ских наук, доцентом Ин- ститута культуры ЛГПУ Людмилой Шопиной. — Я не могу отделаться от мысли, что это очень про- думанная и тщательно спла- нированная кем-то акция. Направлена она на то, чтобы буквально с рождения оболва- нить наших детей, вытравить из них все то, что связано с национальной культурой, с традициями предков. И начи- нается все со сказок… — Один профессор РГГУ яростно доказывал, что рус- ские народные сказки вредны современным детям, посколь- ку мешают им подготовиться к взрослой жизни, к новым реалиям. Дескать, ребенок с детства должен усваивать, что человек человеку — волк. — Вот это и есть слом на- ционального кода. Я не берусь сформулировать, в чем суть нашего менталитета, но одно знаю точно: его базовой осно- вой всегда было милосердие. Почему в наших сказках Ива- нушка-дурачок становился победителем? Да потому что не может Господь не воздать наивному, простодушному герою, который никому не причиняет зла. Опятьже, в от- личие от западного «экшена» нам, как и Востоку, в большей степени присуща созерцатель- ность, философичность. По- тому и Емеля ради приказов царя с печи слезать не хочет, и Илья Муромец тридцать лет и три года копит в себе силы и знания, чтобы потом стать богатырем, защитником Руси. Западному человеку эти герои кажутся странными и непонятными, а наши детки воспринимают их как что-то очень близкое и органичное. Жаль, что не только мамы, но и бабушки перестали эти сказки рассказывать. — Да, традиция рассказы- вать сказки вообще исчезает. Сейчас родители предпочита- ют просто включить малышу телевизор или компьютер с мультиками… —…не озаботившись пред- варительно узнать, что имен- но будет смотреть ребенок. Главное, чтобы не мешал. Но ведь телеканалы закупают са- Кандидат педагогических наук, доцент Института культуры ЛГПУ Людмила Шопина: «Основа нашего менталитета — милосердие» Формула культурного кода ЛюдмилыШопиной Православная вера. Милосердие. Бережное отношение к традициям. “ мую дешевую продукцию, по двадцать долларов за минуту. Вспомните, сколько «катали» техже «Покемонов», которых так обожала детвора. Но ведь они постоянно уничтожают друг друга! С каких пор демон- страция уничтожения стала считаться нормальной и за- нимательной? Опятьже, срав- нитеюмор: внашей сказке «По Щучьему веленью» ведра сами скачут к проруби, печка едет к царю. Вмультфильме «Шрэк» герой надувает лягушку, и она лопается. Причем все это по- дается так, что дети начинают смеяться. Они смеются над жестокостью, над тем, что по- гибло живое существо! —Вы думаете, что это ока- зывает какое-то влияние на сознание детей? — Безусловно! Если взрос- лыйчеловекспособенувлечься кровавыми собачьими боями, то хрупкая детская психика поддастся тем более. В одном детском саду родители при- гласили на утренник акте- ров, те пришли в костюмах черепашек-ниндзя. В конце представления они стали спра- шивать: «Дети, мы вам понра- вились?»—«Да!!»—«Пойдете с нами жить в канализацию?» — «Да!!!». А воспитатели жа- луются: «Наши костюмы ми- шек и зайчиков уже никакого впечатления не производят». Понимаете, что происходит? Живая природа, живые су- щества меркнут перед безум- ной фантазией аниматоров. Включите днем телеканалы, по которымидутмультики, вы не сможете идентифицировать их героев — это даже не ска- зочные существа, это просто нечто. Или, как говорили на Руси, нежить. А дети эту не- жить начинают любить, она им нравится. — Меня еще добивает то, как эта нежить движется: в кадре постоянно какое-то мелькание, мельтешение… — Все это тоже разруша- ет детскую психику, как и неестественно яркие, «кис- лотные» цвета. Вспомните старые советские мультики: в них старались максималь- но точно передать движения персонажей — и людей, и зверей. «Раскрашивали» эти мультики тоже максимально близко к природе. И ребенок с детства помещался в при- родную, естественную среду, он чувствовал себя ее частью. А какое представление о мире он получает сегодня? Как он может «вписать» себя в этот мир? С самого раннего детства у него происходит расщепле- ние сознания. — Так может «разболтан- ное» поведение многих детей нынче тоже связано с влияни- ем «мультпродукции»? — Я в этом не сомневаюсь. Несколько лет назад на на- ших телеканалах был чрез- вычайно популярен сериал «Симпсоны», и ребятня его смотрела. Но детям свойствен- но копировать полюбившихся персонажей. Вот вам примеры для подражания. Мать про- сит сына помочь по дому, а тот ей в ответ: «Сама сделай, старая потаскуха!». Или еще. Черепаха крадет вставную челюсть дедушки Симпсона, а бедняга не может ее догнать. Потом перед его носом захло- пывает дверь родной сынок. Оказывается, издеваться над старостью — это «приколь- но». Идет целенаправленное разрушение наших семейных традиций, а мы этого не заме- чаем. Более того, дети копи- руют и жесты, и мимику. Но малыш не изобразит злобный оскал, оставаясь внутри до- брым. Происходит деформа- ция личности. Задействуются и специальные технологии типа «двадцать пятого кадра». В мультфильме «Красавица и чудовище» нафонеКрасавицы с модельной внешностью вид- на при медленном просмотре некрасивая, толстаяженщина с множеством детей. «Хочешь быть красивой? Не рожай», — именно это подспудно и внушается. — Послушайте, но ведь взрослые люди не могут не видеть и не понимать всей опасности этого… —В случае, если они хотят видеть и понимать. Если роди- телям важно, что происходит с их ребенком, каким он вы- растет. Но сегодня молодые папы-мамы все чаще озабо- чены тем, чтобы ребенок не отвлекал их. Иными словами, их культурный код уже тоже сломан. Печально, но это ведь дети перестройки. А какими родителями будут дети«лихих девяностых»? —Вы видите какой-то спа- сительный путь в этой ситу- ации? — Прежде всего я бы по- старалась возродить тради- цию домашнего чтения. Во- первых, это контакт роди- телей и ребенка, во-вторых, это возможность направлять и корректировать душевное и эмоциональное развитие малыша. Я недавно пораз- илась, насколько моему внуку понравилась старая советская книжка «Витя Малеев в шко- ле и дома», он от нее оторвать- ся не мог. А чем стал плох Гайдар? Я, понятно, имею в виду не внука, а дедушку. Ведь «Тимур и его команда» учит чисто христианскимцен- ностям: возлюбить ближнего, усмирить гордыню, то есть не афишировать добрые дела. Плюс романтика, которая так необходима детям. А «Чук и Гек»! Вы только вспомните, как замечательно показана там семья, отношения папы с мамой, мальчишек с ро- дителями. Вот когда все это начинало закладываться — в раннем детстве. Сегодня же родителям кажется, что их ребенок «давно вырос» из мультфильма «Умка», потому и смотреть не хочет. На самом деле он просто эмоционально не дорос. В этом мультике ведь нет погонь, стрелялок, приколов и сумасшедших превращений. В нем есть ОТ- НОШЕНИЯ! Иименно вот эти- то эмоциональные отношения и непонятны современному ребенку. Зато можно пока- зывать детям сериал «Маша и Медведь» и самим сидеть рядом и восторгаться. Но ведь Маша — отпетая хулиганка, по отношению к Медведю — натуральная садистка. Это ти- пичный ребенок с девиантным поведением. Однако сначала она вызывает оторопь, по- том — смех, а со временем ей начинают симпатизировать. Причем дети видят, как вос- торженно родителиреагируют на эту Машу. Тогда почему бы не брать с нее пример, чтобы заслужить родительскую лю- бовь? Вот вам и руководство к действию. — Как вы думаете, из ва- ших студентов могут полу- читься заботливые, ответ- ственные родители? — Я верю. В современ- ном молодом человеке очень много всего! Да, разного: и хорошего, и не очень, и воз- вышенного, и низменного, и идеального, и циничного. Мне иногда кажется, что какую кнопку мы нажмем, такой результат и получим. У меня вот студенты с факуль- тета информатики написали такие потрясающие сказки, рассказы, притчи! Очень глу- бокие, тонкие, пронзитель- ные. Стало быть, все это в них есть, надо только вытащить наружу. Но так всегда было: от взрослых зависело все. Выдающийся российский педагог, наш земляк Сталь Шмаков организовал жизнь в лагере «Орленок» так, что для детей это оказывалось иде- альной моделью жизни и от- ношений. Да, возвращались они в жизнь обычную, но все равно уже другими, с другими ценностями и критериями. И, повзрослев, передавали их следующим поколениям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz